Внеурочная деятельность.Кружок "Юный патриот".
рабочая программа (2 класс) на тему

Внеурочная деятельность. 2 класс Кружок "Юный патриот" патриотического направления.

Задачи: развитие познавательных интересов, потребностей в познании культурно -исторических ценностей страны, региона, города;

  • приобщение школьников к духовным, нравственным, культурным ценностям своего народа;

формирование уважения к традициям и символам Российского государства, чувства любви к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_patriot_2_klass.rar13.02 КБ

Предварительный просмотр:

Военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младшего школьника

       Пояснительная записка.

Детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. (В.А.Сухомлинский).

В настоящее время в условиях модернизации всех сфер общества одной из основных задач в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности, так как это основы жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Национальная доктрина образования РФ одной из приоритетных задач объявляет: воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.

Патриотическое воспитание - это всестороннее изучение территории, проводимое на научной основе. Объектами его изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие города, района, края.

Деятельность позволяет ребенку познакомиться со своим краем, познать патриотические, духовно-нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания.

Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения не реализуются сами по себе, необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов, разработка программ, методических рекомендаций.

Целью нашей работы является формирование осознанного отношения к ценностям родного края: людям, природе, истории, культуре и выработка на этой основе жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю.

Задачи патриотического воспитания:

- формирование знаний об исторических фактах и явлениях, способности объективного рассмотрения этих событий, навыков использования учебной литературы, энциклопедией, карт, статистических данных, наглядных пособий, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности;

- стимулирование умственной активности учащихся, их любознательности, творческой деятельности, способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами.

Основными формами организации работы с детьми являются практикумы, лекции, симпозиумы-дискуссии, исторические журналы, конференции, семинарские занятия, занятия по защите социальных проектов, уроки мужества, уроки экскурсии.

Эффективным средством в системе патриотического воспитания является игровая деятельность, которая в последнее время активно используется во время проведения спортивного праздника "Зарница", "Казаки-разбойники".

Военно-спортивная игра - это ролевая игра с элементами "военизации", в которой используется некоторые термины и понятия, применяемые в военном деле, организационной структуре армии и флота, в некоторых родах войск. Игра - выход в большую жизнь, осуществленные мечты, исполнение желаний.

Одной из приоритетных форм работы по патриотическому воспитанию являются благотворительные акции:

"Руки сердечное тепло" (тимуровская работа).

"Открытка ветерану" (поздравление с праздниками 4 ноября, Новым годом, 23 февраля, 9 мая).

"Цветы на граните" (возложение цветов в дни праздников к памятным местам).                                  

Выступления ветеранов Великой Отечественной войны и других войн на уроках Мужества, их рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей часто служат толчком к началу или активизации поисковой работы.

Одним из приоритетных направлений по патриотическому воспитанию является посещение музеев.

Хранилищем национальных традиций, обычаев, истории татарского народа является школьный музей. Материалы музея поистине уникальны.

Музей - это достояние всех. Ребята, сталкиваясь с истоками самобытности нашего уголка, внутренне распрямляются, наполняются гордостью, узнавая богатейшую историю и культурные традиции родного края. Все, что изучают и о чем узнают дети в музее, есть часть жизни их предков, история их села, родного края, и государства. Очень важно научить уважать и любить то место, где мы родились и выросли, где жили наши предки.

Экскурсии по родному селу позволяют:

- глубже познакомить воспитанников со своей "малой Родиной" улицами, жилыми домами и общественными зданиями села, их назначением;

- научить детей ориентироваться на плане улицы, знать правила уличного движения, выполнять правила поведения на улице и общественных местах;

 - расширять знания детей о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей города;

- стимулировать у воспитанников интерес и любовь к своему городу, заботу о его красоте, чистоте;

Важная часть - подведение итогов экскурсий. Дети делятся впечатлениями об экскурсии в форме сочинений, рисунков, отчетов.

Работа по изучению истории и социальной сферы села несомненно, помогает детям многое узнать, а главное - полюбить маленький уголок своей Родины.

В ходе краеведческой деятельности каждый ребенок может реализовать свои способности. Ребята ведут поисковую работу. Совместная деятельность помогает сплачивать коллектив, увлекая детей общим делом.

Таким образом, музейная педагогика открывает широкие интересы к Родине. Она таит огромные резервы повышения эффективности патриотического воспитания, так как не просто знакомит учащихся с теми или иными событиями, фактами, но и раскрывает славную историю родного края и всей страны через судьбы конкретных людей.

Работы с детьми способствует активизации познавательного интереса к формированию осознанного отношения к ценностям родного края, воспитанию гражданских чувств и прежде всего любви к родному району, краю.

Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в школе поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которыx зависит его быт, характер труда.

К концу начального периода обучения ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками.

Примерная тематика и цели внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию младших школьников.

1 класс: становление первоклассника гражданином своего села, своей маленькой Родины. Это его дом, жители, их общая жизнь и отношения между ними, школа, учителя, друзья, профессии людей, улица, город.

2 класс: становление ребенка, как гражданина Земли, своей большой Родины - России. Это знакомство с существованием правил и законов, которые позволяют ориентироваться в окружающем их мире, объяснять устройство и функционировании.

3-4 классы: формирование новых уровней знаний об обществе: "внутренний психологический мир человека", "общение и общество", "Человечество как

 самый широкий "уровень моего общества"

2 класс

Задачи: развитие познавательных интересов, потребностей в познании культурно -исторических ценностей страны, региона, города;

  • приобщение школьников к духовным, нравственным, культурным ценностям своего народа;
  • формирование уважения к традициям и символам Российского государства, чувства любви к природе.

Тема занятия

Форма проведения

Колич.

часов

Дата

1

«Край, в котором мы живём».

Беседа, выставка рисунков.

1

2.09

2

" Моя Родина, Татарстан".

Рассказ-беседа, заочное путешествие.

1

9.09

3

 " Старое Ильмово- моя малая Родина".

Беседа, экскурсия

1

16.09

4

«Моё село в прошлом».

Экскурсия в музей.

23.09

5

"Страна, где я живу".

Беседа, заочное путешествие

1

30.09

6

Из семейного альбома.

Рассказ о своих дедушках и бабушках

1

7.10

7

Хлеб – драгоценность.

Час военной истории

1

14.10

8

Путешествие по стране "Праволяндии".

Игра-путешествие

1

21.10

9

«Символы моей Родины»

Государственная символики РТ, России

1

27.10

10

«Откуда мы родом».

Беседа о родословной

1

11.11

11

Игра-дело серьёзное.

Разучивание народных игр

1

18.11

12

Проектная мастерская "Дом, который мы построим ".

Проект.

1

25.11

13

«Никто не забыт, ничто не забыто!»

Экскурсия в школьный музей, беседа

1

2.12

14

«Подвигу народа жить в веках» (Герои  района).9 декабря- День героев Отечества.

Беседа, рассказ

1

9.12

15

«История национального костюма» Изучение истории села по материалам школьного музея.

Экскурсия в музей

1

16.12

16

Музыкально-конкурсная программа "Где    песня льётся - там легче живётся".

Разучивание чувашских, русских народных песен

1

23.12

17

«Стихи, рожденные войной».

Конкурс чтецов

1

13.01

18

«Маленькие герои большой войны»

Беседа с презентацией

1

20.01

19

Город - герой Ленинград.

Рассказ о блокаде Ленинграда, показ презентации

1

27.01

20

 «Наша армия родная».

Выставка рисунков

1

3.02

21

«Рыцарский турнир».

Конкурсная программа к 23февраля

1

10.02

22

«Моя малая Родина».

КТД

1

17.02

23

С чего начинается Родина?

КВН

1

24.02

24

Игра «Зарница.

Спортивная игра

1

3.03

25

Встречаем Масленицу.

Игры, разучивание песен.

1

10.03

26

«Победа деда – моя победа».

Мини – проекты о своих героических родственниках

1

17.03

27

 «Поклонимся Великим тем годам»

Конкурс рисунков

1

7.04

28

Труженики  тыла.

Встречи с ветеранами тыла.

1

14.04

29

 «Ветеран живет рядом».

Организация тимуровской работы

1

21.04

30

Десант чистоты и порядка.

Уборка в классе

1

28.04

31

«Поклон тебе, солдат России».

Конкурс песен.

1

5.05

32

 «Память огненных лет».

Выставка книг, чтение произведений, обсуждение

1

12.05

33

«Слава тебе, победитель-солдат!»

Литературно-музыкальная композиция

1

19.05

34

«Вместе весело шагать!»

экскурсия

1

26.05

Список литературы для учителя:

  1. Т.С. Голубева. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, №7.
  2. Мой дом – моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей / Сост. Л.А. Зыков.- Л., 1988.
  3. Н.А. Печень. Символы воинской славы. – М.: ВЛАДОС, 2004.
  4. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.
  5. О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. Я – гражданин России! -  М.: «ВАКО», 2006.
  6. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. – М,: «ТЦ Сфера», 2005.

для учеников:

  1. Серия книг «История России». – М: «Белый город», 2006.
  2. Я познаю мир: Дет. энцикл.:  История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
  3. Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Худож. лит.,  2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный патриот» 2-а класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный патриот» 2-а класс...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов России" 3 класс

В воспитании россиянина - гражданина и патриота - особенно важная роль принадлежит образовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности молодых россия...

Внеурочная деятельность "Растим патриотов"

     Патриотическое чувство не возникает у людей самопроизвольно. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе - все это формирует патриотизм.   ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - патриот"

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИГражданско-патриотического направленияЯ – патриотСоставлена на основе авторской программы для общеобразовательных  учреждений:...

Программа внеурочной деятельности "Юный патриот"

Патриотическое воспитание- одно из самых важных направлений в воспитании детей. Предлагаю программу по воспитанию у детей чувства гордости и любви к себе, своей семье, к своему родному краю и своей Ро...

внеурочная деятельность "Юный патриот"

внеурочная деятельность "Юный патриот" пояснительнаязаписка, тематическое планирование. 1 класс УМК "Школа России"...

рабочая программа внеурочной деятельности "Растим патриотов России"

Содержание программы внеурочной деятельности "Растим патриотов соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 1-4 классов....