Педагогическая мастерская ценностных ориентаций и творческого поиска 7я (для начальной школы)
методическая разработка на тему

Виноградова Людмила Михайловна

Педагогическая мастерская   ценностных ориентаций и творческого поиска  7я (для начальной школы)

Слово СЕМЬЯ имеет тайну. Его можно разделить на два слова СЕМЬ     Я

Число 7 неделимо Слово семья  означает единение и неделимость.

Семья создаётся родителями. От их  любви и согласия семья становится крепкой. В ней воцаряется мир. В одной семье все чем-то похожи  друг на друга. Если не лицом, то голосом, походкой или привычками, схожестью характеров, общими увлечениями и занятиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_masterskaya_7ya.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая мастерская

ценностных ориентаций и творческого поиска

Семья

(для начальной школы)

                

Выполнила:

 Виноградова Людмила Михайловна

учитель  начальных классов ГБОУ

Лицея № 410

Пушкинского  района

                                                                                   

Санкт – Петербург

2014г.

Цель:  создать условия для:

  • актуализации  жизненного  опыта учащихся;
  • освоения нравственно-ценностных категорий «семья», «доброта», «понимание»….
  • актуализации и  осознания  личного опыта;
  • обнаружения связи человеческих чувств и поступков;
  • развития  умений работы с  литературными  текстами;
  • самопознания;
  • развития речи; творческих способностей при создании собственных сочинений
  • развития  коммуникативных умений;
  • развития  умения совместно работать в  группе
  • закрепить знания детей о родственных связях;
  • формирование представлений о семье;
  • учить анализировать семейные взаимоотношения  на основе прочитанных произведений;

Задачи:

  • воспитание у школьников ответственного отношения к созданию в будущем своей семьи;
  • возрождение нравственно-этических норм, ценностей и традиций семейного уклада;
  • развитие у ребёнка  нормативного восприятия позитивных семейных ценностей;
  • воспитание в душе ребёнка гармоничного образа семьи;
  • закрепление знания об основах семейных взаимоотношений;
  • анализировать поступки героев литературных произведений;
  • соотносить пословицы и смысл прозаического произведения;
  • сформулировать правила  семейных взаимоотношений как основы нравственных поступков младших школьников по отношению к своим близким;

Оборудование:

  • презентация
  • картинки
  • пословицы
  • притчи, тексты

Расположение учащихся в группах

                                   


                                 Алгоритм.

                                                                                        КАКАЯ ОГРОМНАЯ ТЕМА-

                                                                                        ПРОСТАЯ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ .

                                                                                        ЗАЛОЖЕНА С ДЕТСТВА СИСТЕМА-

                                                                                         И ТЫ НА НЕЁ ПОЛОЖИСЬ  

        (В.П.Шабалин)

                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                               

Индукция:

Отгадайте загадку

Шел я лугом по тропинке,

Видел солнце на травинке,

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи

                      (Ромашка)

На доске ромашка с разноцветными  лепестками

Сорвите лепесток (Дети срывают разноцветные  лепестки)

Закройте глазки.

Загадайте желание. Ваши желания обязательно сбудутся. Нужно только верить

Теперь объединитесь в группы в соответствии  цвета лепестка (5групп)

Посмотрите на свои лепестки. Выйдите те дети,  у которых лепесточки особенные

Выходят два ученика (На лепестках написано 7-Я )

Разгадайте кроссворд (Семья) слайд

На лепестке  запишите слово СЕМЬЯ

Постройте ряд ассоциаций (дети записывают0

Затем учащиеся читают свои слова-ассоциации и дополняют свои ряды услышанными словами

Афиширование ( Дети прикрепляют лепестки к сердцевине)

Выскажите своё мнение по поводу разного цвета лепестков.

Слово СЕМЬЯ имеет тайну. Его можно разделить на два слова СЕМЬ     Я

Число 7 неделимо Слово семья  означает единение и неделимость.

Семья создаётся родителями. От их  любви и согласия семья становится крепкой. В ней воцаряется мир. В одной семье все чем-то похожи  друг на друга. Если не лицом, то голосом, походкой или привычками, схожестью характеров, общими увлечениями и занятиями.

 

Слово о семье произносит каждый с детства.

Что такое семья? Зачем она ему нужна?  Подумай!

-Посмотрите на ромашку. Что связывает лепестки в цветке?(сердцевина)

Подумай, что будет, если убрать сердцевину?(лепестки рассыплются)

Самоконструкция

Конверт  с ромашками

Творческое задание:

Запишите на лепестках имена членов своей семьи

Как связаны ромашка-цветок и семья?(высказывания) презентация

Беседа о Петре и Февронии, которые стали образцами супружеской  верности , взаимной любви и семейного счастья, ещё при жизни.По легенде они умерли в один день-25июня(по новому стилю-8июля)1228года.В настоящее время в нашей стране отмечается праздник ДЕНЬ СЕМЬИ И ВЕРНОСТИ. Символ праздника РОМАШКА

Задание Ромашковое поле.

1Подумай,какое  ключевое слово объединяет всех членов вашей семьи?

2 Напиши это слово в центре ромашки(любовь,дружба,уважение,доверие…)

3 Приклейте свои ромашки (на доску,лист бумаги..)

Афиширование

Социализация

Групповое задание

Возьмите карточку и  совместно нарисуйте о чём говорится в загадке (Рисует вся группа)

Кто готов, выходит и показывает рисунок, читает загадку(см.прилож)

Напишите мини-сочинение о своей семье

Кто хочет, прочитайте Дети вывешивают свои сочинения и читают

Учитель:

Семья-естественная среда развития и воспитания ребёнка. В семье ребёнок получает первые навыки общения и взаимоотношения между людьми, а значит и первые уроки нравственности.Что является основой семьи?(взаимоотношения)

Они могут быть построены  как на основе дружбы, взаимопомощи и понимания,так и вражды и конкуренции.

15 мая –праздник-день Семьи(слайд)

Физкультминутка

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА МОЯ СЕМЬЯ (прилож)

Этот пальчик-дедушка,

Этот пальчик-бабушка,

Этот пальчик-папочка,

Этот пальчик-мамочка,

Ну,а этот пальчик-я

Вместе дружная семья!

Работа с притчей Прочитайте притчу(Китайская притча Ладная семья)

Выскажите своё мнение)

Игра «Собери пословицу»(Приложение)

Выбери из пословицы ключевые слова, объясни свой выбор( прилож).

Работа в группе(возможно с движеним.  переходом)

Притча «О счастье и семье»

Обсуждение притчи

 Из  мудрых мыслей Прочитайте

Счастлив тот,кто счастлив у себя дома (Л,Н.Толстой)

Зачем человеку родители?

Хотелось бы вам что-то изменить во взаимоотношениях в семье?

Мысль о том,что я  сын хорошего отца,останавливала  меня от дурных поступков(П,Нащокин из письма А.С.Пушкину) Выскажите своё мнение об услышанном

Презентация

Притча о матерях (Приложен.)

Обсуждение притчи

Притча об отце и сыне.(Прилож)

Обсуждение

Работа с рассказом Л.Н.Толстого»Старый дед и внучек»

Дети читают  три предложения.

Каким моет быть продолжение рассказа  ?

Прочитайте обсудите в группе, поделитесь чувствами

Выскажите свои впечатления

Дайте название чувству, которое владело вами при чтении.

Соотнесите основную мысль с пословицами, мудрыми мыслями

Социализация. Озвучивание  выводов.

В группе:

Составьте синквейн со словом  семья (технология критического  мышления)

Вопрос-ответ(прилож)

Рефлексия

Я понял,что ….

Язадумался  о ….

Для меня было новым…

                           неожиданным…

                       

                           неприемлемым…

Какой вопрос я хотел бы задать моим родным  после этой мастерской?….

Расскажите о своих  эмоциях, ощущениях,  чувствовах.

Выводы. Стихотворение о семье

Запишите на бумажных ладошках, чтобы вы пожелали своей семье…протяните

Руку помощи  …с пожеланиями своим родным

Видео «Всё в твоих руках»

Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голубит
И заботится о вас,
Не смыкая ночью глаз?

Мама с папой говорят, 
Что теперь я — старший брат, 
Что за куколка в коляске 
Плачет? Видимо, от тряски? 


В ванной ползунков гора! 
Брату кто она? …

Пусть не хожу я в детский сад, 
Я дома ем оладушки. 
Пенсионерка, я и рад, 
Моя родная …

Он — мужчина, и он сед, 
Папе — папа, мне он — …

Я у мамы не один, 
У неё ещё есть сын, 
Рядом с ним я маловат, 
Для меня он — старший …

Кто не в шутку, а всерьёз 
Нас забить научит гвоздь? 
Кто научит смелым быть? 
С велика упав, не ныть, 
И коленку расцарапав, 
Не реветь? Конечно, … 

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Этот пальчик- дедушка,                                       

Этот пальчик- бабушка,

Этот пальчик- папочка,

Этот пальчик- мамочка,

Ну, а этот пальчик- я

Вместе дружная семья!


Приложения

                                                                                                                    Приложение 1

КИТАЙСКАЯ ПРИТЧА: "ЛАДНАЯ СЕМЬЯ"

   Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней.

Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.

Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине.

 - Расскажи,- говорит.

Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ».

 А в конце листа: « СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».

-И все?

- Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И подумав, добавил:

- И мира тоже.

Приложение

 «Собери пословицу»

  • Каково деревце, таково и яблочко.
  • Каков корень, таков и отпрыск.
  • Каков батюшка, таковы у него и детки.
  • Когда семья вместе, и сердце на месте.
  • На что и клад, коли в семье лад.
  • Дитя хоть и хило, да отцу с матерью мило.
  • Семья в куче – не страшны и тучи.
  • Хорошо в гостях, а дома лучше.
  • Мой дом – моя крепость.

Выберите из пословиц ключевые слова, объясните свой выбор.

Дерево держится корнями, а человек семьёй. (Семья)

В дружной семье и в холод тепло. (Дружба)

В семье, где нет согласия, добра не бывает. (Согласие)

В семье любовь да совет, так и нужды нет. (Любовь)

В мире жить — с миром жить. (Мир)

Семья без детей, что цветок без запаха. (Дети)

                                                                                                                  Приложение 3

– Прочитайте и подготовьте ответ на вопрос (устно).

Жил в одном селении гончар. Знаменитый он был мастер, приезжали к нему с заказами и важные господа. А среди соседей считалось делом чести держать в доме посуду, сделанную этим гончаром. Одним словом, изделия мастера всеми очень ценились.Гончар сам лепил, сам расписывал, сам и обжигал. А в помощниках у него были сыновья да дочки, да жена – золотая душа. Поднимутся под солнышко, помолятся – и за дело. Кто печи топить, кто глину месить, а кто цветочков да петушков рисовать. Работают да поют, поют да работают.

Если крутятся колеса у телеги – это дело,

 Запрягай коня в телегу и езжай по делу смело,

 Э-ге-гей, не ленись,

 Э-ге-гей, улыбнись!

 Если крутятся колеса, то не стоит горевать,

 Если трудная работа, нужно дружно напевать,

 Э-ге-гей, не ленись,

 Э-ге-гей, улыбнись!

Вопрос: Молитва, песня объединяла всех членов семьи гончара. Подумайте, что еще является связующим звеном для всех в этой семье?

 Приложение 4

Муж с женой прожили вместе тридцать лет. В день тридцатилетия совместной жизни жена, как обычно, испекла небольшой хлебец — она пекла его каждое утро. За завтраком она разрезала хлеб вдоль, намазала обе половинки маслом и, как обычно, собралась передать мужу верхнюю часть. Но на полпути рука ее остановилась...

Она подумала: «В день нашего тридцатилетия я хочу сама съесть верхнюю часть хлебца. Я мечтала об этом тридцать лет и заслужила верхнюю половинку: была примерной женой, вырастила прекрасных сыновей, содержала в полном порядке дом».

И она передала мужу нижнюю часть хлебца. Такого она никогда не позволяла себе за все тридцать лет совместной жизни.

А муж взял хлеб и сказал с улыбкой:

Какой неоценимый подарок ты сделала мне сегодня! Я с детства люблю нижнюю, поджаристую часть хлебца. Но всегда считал, что она по праву принадлежит тебе.

Приложение 5

В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а другие в своей половинке души не чают. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:

– Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.

Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.

Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. "Что будет-то?", – думает сосед.

Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:

– Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.

– Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.

…Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:

– Ну что ты так долго? Посмотрел?

– Да!

– Ну и как там у них? – У них-то все виноваты. А вот у нас все правы

Приложение 6

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта….

(пргнозир.)

 Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

 

Резерв

Поучительный рассказ о пчеле и мухе – детям

Добрый предобрый вам день, дорогие ребята! Поздравляем вас с праздником Воскресного дня! А для прочтения предлагаем вам небольшой поучительную историю, рассказанную старцем Паисием о мухе и пчеле.

На лугу росло множество цветов. Здесь были и белые благоухающие лилии, и гиацинты, и высокие синие ирисы. И маленьким цветочкам тоже нашлось место в траве. Ветер наклонял их, весело колыхал траву и листья, и аромат разносился далеко-далеко!

Над поляной, над цветами трудились пчёлки. Они собирали сладкий нектар, чтобы подкормить молодняк в улье и запастись едой на долгую холодную зиму.

Сюда-то и прилетела муха. Она недовольно жужжала и оглядывалась.

Одна маленькая пчёлка, оказавшаяся здесь в первый раз, вежливо спросила муху:

— Не знаете ли Вы, где здесь белые лилии? Муха насупилась:

— Не видела я здесь никаких лилий!

— Как? — воскликнула пчёлка.— Но мне говорили, что на этом лугу должны быть лилии!

— Цветов я тут не видела,— пробурчала муха.— А вот недалеко, за лугом, есть одна канава. Вода там восхитительно грязная, а рядом столько пустых консервных банок!

Тут к ним подлетела пчёлка постарше, державшая в лапках собранный нектар. Узнав, в чём дело, она сказала:

— Правда, я никогда не замечала, что за лугом есть канава, но я только могу рассказать о здешних цветах!

— Вот видишь,— сказал отец Паисий.— Бедняжка муха только и думает о грязных канавах, а пчёлка знает, где растёт лилия, где — ирис, а где — гиацинт.

И люди так же. Одни похожи на пчёлку и во всём любят находить что-то хорошее, другие — на муху, и во всём стремятся увидеть только дурное.

А вы на кого хотите быть похожими? – спрашивает вас отец Паисий.

Давайте все дружно ответим батюшке:

– На ПЧЕЛКУ!

Вопрос – ответ.

  1. Как по латыни будет «семья»?    

           Фамилия

2. А теперь скажите «семья» по-итальянски.      

           Мафия

3. Переведите с римского на русский: «патер фамилиас».

           Отец семейства

4. Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась «птицей Геры»?

            Аист

5. Эта римская богиня счастья и удачи покровительствовала новорождённым, целой семье, девам, отдельно могла покровительствовать замужним женщинам, мужчинам. Кто же она?

          Фортуна

6. Одно значение этого слова происходит от немецкого слова, означающего «недостаток», а другое – от древнерусского глагола «брати». Что это за слово?    

          Брак – семейный союз 

7. Как называли на Руси пару лошадей или волов, запряжённых в одну упряжку?  

         Супруги - находящиеся в одной упряжи 

8. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, «тридцать три родных сестрицы». Что это за семья?

           Алфавит

9. Какое выражение стало символом большой семьи?

         Семеро по лавкам

10. Почему на Руси вплоть до XVIII века кузнец считался покровителем семьи и брака?  

Он ковал кольца 

11. В древнейшие времена белый цвет у многих народов, в том числе и у славян, был цветом траура. Почему же на славянской свадьбе невесте надлежало надевать именно белые наряды?

 По верованиям славян, невеста должна была умереть для своего рода, чтобы вновь возродиться в роду мужа

12. На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой. Что символизировал этот новогодний обычай?

 Это означало, что семья в наступающем году будет крепкой  и не должна разлучаться

13. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»?

  О матрёшке

14. У нас говорят «глава семьи», а какой предмет одежды вспоминают англичане, когда хотят указать на главного из супругов?

Брюки. Британский вариант вопроса «Кто у вас глава семьи?» в дословном переводе звучит так: «Кто у вас в семье носит брюки?»

15. Это дорогое всем слово есть практически во всех славянских языках. В сербском и словенском языках оно имеет значение «хороший урожай». В чешском, словацком и польском оно означает «семья». Что это за слово?  

Родина

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастерская ценностных ориентаций "Дружбой дорожить умейте"

Целью данной работы является формирование условий для создания сплоченного коллектива....

Развитие творческих способностей учащихся в начальной школе

Доклад на Методическом объединении учителей начальных классов на тему "Развитие творческих способностей учащихся в начальной школе"...

Внеклассное проектное мероприятие. Мастерская ценностных ориентаций «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить»

Мастерская ценностных ориентаций  «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить»...

Творческая мастерская по литературному чтению по теме "Зимняя сказка" ("Начальная школа XXI века")

Технология творческой мастерской позволяет обобщить зания детей по теме, выявить уровень усвоения материала. Все проходт в игровой форме. В резельтате у каждого ребенка получается красивое мини-сочине...

Творческая мастерская по литературному чтению "Что хорошего во мне" ("Начальная школа XXI века")

Анализируя прочитанные произведения по литературному чтению, дети оценивают свой характер, пытаются осмыслить свое поведение....

Статья: "Воспитание самостоятельной и творческой личности на этапе начальной школы" Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)

Воспитание самостоятельной и творческой личности школа не мыслит без тесного взаимодействия с семьёй. В статье изложена структура моей работы по воспитанию свободной, самостоятельной личности ребёнка ...

Мастерская ценностных ориентаций для учащихся 4 класса на тему «Вот, что значит настоящий верный друг …»

Цель:создать условия для раскрытия содержания понятий «дружба», «друг»;формировать представления о качествах настоящего друга.Задачи:актуализировать знания о нравственных качес...