ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
статья (4 класс) на тему

Марина Михеева

Статья содержит теоретические основы семейного воспитания детей

 с отклонениями в развитии, особенности семейного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Статья содержит теоретические основы семейного воспитания детей

 с отклонениями в развитии, особенности семейного воспитания.

Ключевые слова: структура семьи, модели семейных взаимодействий модели семейных взаимодействий,  роль матери в семье, методы и формы работы с родителями.

Теории семейных систем, социально-экологическая модель семьи

С точки зрения теории систем семья является живой системой и, как все живые системы, состоит из независимых частей, взаимодействие которых обеспечивает такие свойства системы, которыми ни одна из частей не обладает. Поэтому поведение и потребности членов семьи невозможно правильно понять, если рассматривать их изолированно от окружающей среды.

В соответствии с концепцией системного подхода выделяют структуру семьи, семейные взаимодействия, семейные функции и жизненный цикл семьи. Структура семьи включает ресурсы семьи и характеристику ее отдельных членов. Это вход системы, формирующий семейные, культурные и идеологические стили семьи и семейные взаимодействия. В процессе семейных взаимодействий семья выполняет свои функции и удовлетворяет свои потребности. Семейные функции - это деятельность, которую семья выполняет, чтобы удовлетворить свои коллективные и индивидуальные потребности. Ее семейные функции являются выходом системы.

Дополнением и развитием теории семейных систем является социально-экологическая модель семьи. Экологическая модель включает биологические и физические параметры, организма и окружения вместе с психосоциальными характеристиками и их взаимодействиями в единую систему. Изменение в любой части этой системы вызывает изменения в остальных ее частях, создавая тем самым стрессы, потребность в семейной адаптации, достижении равновесия. Главная идея социально-экологической модели состоит в том, что качество взаимодействия человека с его непосредственным окружением (семьей, близкими людьми, специалистами) самым тесным образом зависит от того, каким способом происходит опосредование этого взаимодействия средствами более широкого социального окружения.

Структура семьи

Разные семьи отличаются друг от друга по своей структуре: по своему составу, культурному и идеологическому стилю каждая семья является уникальной, что, в свою очередь, обусловливает уникальность процесса семейных взаимоотношений. При этом наличие в семье ребенка с отклонением в развитии рассматривается лишь как одна из многочисленных особенностей структуры семьи.

Характеристики членов семьи. Специальные исследования показали, что этот параметр не является постоянным и изменяется во времени по мере продвижения семьи по стадиям своего жизненного цикла: в семье появляются новые члены, из нее уходят взрослые дети. В семье могут быть потери в связи со смертью ее членов. Меняется не только состав, но и возраст и другие характеристики семьи. Эти изменения влияют на успешность семейных взаимодействий.

Культурный стиль семьи. Этот параметр структуры семьи включает особенности, связанные с этническими и расовыми факторами, различиями в религиозной принадлежности, социально- экономическом и образовательном статусе. Культурный стиль непосредственно влияет на формирование семейного идеологического стиля, способов семейного взаимодействия и функциональных приоритетов.

Идеологический стиль семьи. Он складывается из верований, убеждений, ценностных ориентиров и адаптивности поведения. На него влияет, как уже подчеркивалось выше, культурный стиль. Например, бедные семьи из-за финансовой нестабильности и невозможности контролировать условия окружающей жизни имеют низкий уровень планирования будущего. Идеологический стиль семьи является критерием в выборе способов адаптации семьи и сильно влияет на способность семьи успешно функционировать на протяжении всего жизненного цикла.

Семья использует различные стратегии, которые делят на внутренние и внешние. Любая стратегия семейной жизни заключается прежде всего в оценке ситуации в плане возможности ее изменения. В противном случае приходится изменять восприятие данной ситуации, т. е. примириться с ней.

Модели семейных взаимодействий

Дети с ограниченными возможностями живут и развиваются в контексте семьи, где любое событие, происходящее с одним человеком, непременно затрагивает остальных.

Внутри каждой семьи выделяют четыре подсистемы: супружеская (муж - жена), родительская (родитель - ребенок), сибсовая (брат - сестра), расширенная семейная (экстрасемейная) - взаимодействие с друзьями, профессионалами и др. Ребенок с отклонениями в развитии нарушает все четыре подсистемы. При этом нарушение хотя бы в одной из подсистем вызывает изменение и во всех остальных.

Подсистемы описывают, кто и с кем взаимодействует в семье, а сплоченность и адаптивность определяет то, как происходит взаимодействие. Сплоченность обычно описывается с помощью двух полярных состояний: переплетенности и разобщенности.

Семьи, имеющие слабые границы между подсистемами, являются сильно переплетенными и обычно характеризуются гиперопекой и гипервовлеченностью членов семьи в жизнь друг друга. В разобщенных семьях границы между подсистемами и вовлеченность некоторых членов семьи в жизнь больного ребенка и тех, кто его окружает, может быть сведена до минимума (например, отец, который избегает супружеских и родительских взаимодействий из-за отклонений развития ребенка). Нормально функционирующие семьи характеризуются балансом между переплетенностью и разобщенностью. Члены такой семьи способны как на тесные связи, так и на определенную автономность.

Адаптивность (гибкость) связана со способностью изменяться в ответ на стрессовую ситуацию. Ригидные семьи испытывают трудности, приспосабливаясь к новой ситуации, связанной с необходимостью заботиться о ребенке со значительными нарушениями развития. Такая семья окажется подверженной дисфункциональным состояниям.

Хаотическая семья, живущая без особых правил и принципов, часто нарушает и меняет и те немногие правила, которые все же существуют. Хаотические семьи часто переходят от чувства эмоциональной близости и сплоченности к враждебности и разобщенности.

Семья, как известно, является для ребенка наименее ограничивающим, наиболее мягким социальным окружением. Ситуация, когда в семье есть ребенок с особенностями развития, может привести к созданию более жесткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций. Присутствие ребенка с нарушениями в развитии в сочетании с другими факторами может сократить возможности для заработка и отдыха. Увеличение нагрузки на одну из функций или ролей сказывается на множестве других функций или ролей членов семьи. Необходимо различать желание родителей и их подготовленность к определенной роли. Специалисты, работающие с детьми, порой создают дополнительный стресс для семьи, когда возлагают на родителей такие обязанности, с которыми те не в силах справиться.

Ситуация восприятия ребенка-инвалида в семье характеризуется рядом особенностей:

- у родителей и детей изменяются потребности в общении, продолжении рода;

  • присутствует длительное, а иногда хроническое состояние тревоги;
  • частые материальные трудности;
  • проблема сохранения семьи;
  • частые психотравмирующие ситуации;
  • проблемы продолжения карьеры;
  • изоляция от общества.

Существует следующая классификация нарушения типов семейного воспитания:

  1. Потворствующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Поблажки делаются даже тогда, когда они вредят ребенку. Родители сковывают инициативу ребенка чрезмерной заботой и предупредительностью. В результате он не может действовать самостоятельно и в трудных ситуациях подвергается опасности. Став взрослым, человек оказывается неспособным к самостоятельным действиям, отличается повышенной требовательностью к заботе других о себе, неразвитостью эмоционально-волевой сферы, пониженной критичностью по отношению к себе.
  2. Доминирующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, лишая самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Последствиями такого воспитания, в которых сочетаются родительская любовь и ограничения, будут такие качества личности ребенка, как покорность, зависимость, мнимая агрессивность, отсутствие дружелюбия. В подростковом возрасте такое воспитание усиливает реакцию эмансипации и обусловливает аффективные реакции.
  3. Эмоциональное отвержение. Родители безразличны к судьбе ребенка. Невнимательность, безразличие к его нуждам, к тому, где он и что с ним, может доходить до жестокости родителей. Они не проявляют эмоциональной теплоты в общении с ребенком, не способствуют созданию для него физического комфорта. Такая позиция родителей приводит к эмоциональной недоразвитости ребенка, провоцирует развитие агрессивности и преступных наклонностей.
  1. Повышенная моральная ответственность. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с недостатком внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем. Родители любят не самого ребенка, а его соответствие своему внутреннему образу. Такой стиль приводит к невротическим состояниям, стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации характера.
  2. Гипопротекция (гипоопека). Ребенок предоставлен сам себе, родители не интересуются им, не контролируют его. Как правило, родители не знают где находится, что делает их ребенок, они не понимают его нужд, трудностей и опасностей, подстерегающих его, не способны своевременно и эффективно помочь ему.
  1. Непоследовательный тип. Родители осуществляют резкую смену стилей, приемов воспитания, переходя от строгости к либерализму и, наоборот, от внимания к ребенку к эмоциональному отвержению.
  2. Воспитание в культе болезни. Жизнь семьи целиком посвящена больному ребенку. Родители живут только ради него. Навязывание этой роли можно наблюдать даже тогда, когда долго болевший ребенок выздоравливает, но кто-то в семье продолжает считать его слабым, болезненным. Взрослому не хочется менять сложившийся стереотип взаимоотношений с ребенком. Легче обращаться с ним как с больным, чем искать новые формы полноценного общения. В такой атмосфере ребенок вырастает изнеженным, капризным.

Роль матери в семье

В семье для ребенка с ограниченными возможностями главной становится мать, именно на нее ложится физическая, психическая нагрузка. Поэтому так часто встречаются невротические проявления в виде:

  • снижения регулируемого самоконтроля;
  • затруднения в общении;
  • избирательности контактов;
  • изменения самооценки.

Мать выполняет нелегкую роль снижения конфликтов, налаживания взаимоотношений как внутри семьи, так и вне ее. В случае «особого» материнства взаимосвязь мать - ребенок носит симбиотический характер. Сверхценное отношение матери к ребенку является тем фактором, который приводит к патологии эмоциональной составляющей при тревожном расстройстве. Психологи выделяют четыре варианта матерей с разными стилями поведения:

  1. оптимальный вариант - спокойная, уравновешенная мама;
  2. тип тревожной мамы;
  3. тоскливая мама - ребенок воспринимается как обуза;
  4. уверенная, властная мама.

Также выделяются такие типы, как «снежная королева», «царевна Несмеяна», «спящая красавица», «Унтер Пришибеев» (генерал в юбке), «наседка».

Методы и формы работы с родителями детей с ограниченными возможностями

1. Родительский клуб (объединение родителей, воспитывающих ребенка с особенностями развития). Он решает следующие задачи:

  • формирование адекватного восприятия родителями своего ребенка;
  • формирование благоприятного микроклимата в семье;
  • формирование партнерских взаимоотношений родителей с учреждениями, реализующими взаимосвязь и взаимодополнение знаний;
  • личностное и социальное развитие родителей.

Используются традиционные и нетрадиционные формы работы в виде индивидуальных консультаций, выездных мероприятий, образовательных семинаров, тренингов, различных акций, тематических круглых столов и т. д. Родительский клуб работает по пяти направлениям:

  1. Образовательное направление - ориентировано на формирование у родителей адекватного восприятия своего ребенка, его особенностей, своеобразия развития. Реализуется в виде лекций, семинаров различной направленности.
  2. Психотерапевтическое направление - направлено на снижение уровня психоэмоционального напряжения, формирование позитивного образа ребенка и семьи. Реализуется через индивидуальные и групповые формы работы с использованием методов  психотерапии, консультирования, сказкотерапии, арттерапии и т. д.
  3. Социально-тренинговое направление- обучение родителей адекватным и эффективным формам поведения в различных ситуациях.
  1. Правовое направление - приобретение правовой грамотности.
  2. Интеграционное направление - самореализация родителей, изменение отношения к ним в обществе.

Большое значение придается семье в активизации двигательной активности детей с нарушением в развитии. Поэтому рекомендуется широко использовать различные формы двигательной активности в виде УГТ, плавания, подвижных и малоподвижных игр, катания на велосипедах, санках и т. д. Полезным является совместный отдых семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, и семей со здоровыми детьми. Важным является обучение родителей проведению самостоятельных занятий в домашних условиях. Традиционными остаются формы обучения родителей в виде лекций, бесед, консультаций, открытых уроков, организации спортивных праздников, практических занятий детей совместно с родителями.

Список литературы.

1.        Зинкевич-Евсигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь «особому» ребенку: книга для педагогов и родителей. — СПб.: Ин-т спец. педагогики и психологии, 1998.

  1. Иванов Е. С, Исаев Д. Н., Что такое умственная отсталость: Руководство для родителей. — СПб.: Ин-т спец. педагогики и психологии, 2000.
  2. Шипицына Л. М. «Необучаемый»ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушениями интеллекта.- СПб.: Дидактика Плюс, 2002.

4.        Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999.

5.        Андреева Н. А. Социальное партнерство ДОУ и семьи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2005. - № 6. - С. 63-64.

  1. Ананьева Т. В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей «особого» ребенка // Воспитание и обучение детей с нару шениями развития. - 2007. - № 1. — С. 64-67.