Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дорогами отцов" - клуб 3-4 классы
рабочая программа (4 класс) на тему

Ласеева Любовь Александровна

Программа предусматривает работу клуба по духовно-нравственному и патриотическому направлению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_vneurochke.docx36.77 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Администрации Дмитровского муниципального района Московской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

РЫБНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Утверждаю

_______________________

А.Е.Маслобойщикова,

директор МОУ Рыбненской средней общеобразовательной школы

Приказ №______

от «___» ____________201_ г

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Дорогами отцов» - клуб

для 4 класса

                                                                                               Составитель: Ласеева Л.А.,

учитель начальных классов,

высшей категории

        

пос. Рыбное – 2014/15 учебный го

                 

"Мы настолько увлеклись обучением наших детей, что забыли о том, что самая суть образования ребенка - это созидание его счастливой жизни. Ведь именно счастливая жизнь - то, чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе".

С. Харрисон

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности «Дорогами отцов», реализуемая по духовно – нравственному направлению, составлена на основе программы воспитания «С любовью к городу» (авторы Т.М. Кукченко, С.А. Герасимова, В.С. Горбунов, О.Г. Красношлыкова, О.Е. Прудникова, О.А. Аверчук).

Данная программа способствует  развитию у детей проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует ценностям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно – нравственное его совершенствование.

Цель программы «Дорогами отцов»

Формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему, будущему своей семьи, школы, города на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия.

Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

  • создание и поддержка детских коллективов для реализации интересов, потребностей в самосовершенствовании, саморазвитии, самоопределении;
  • содействие сплочению коллективов образовательных учреждений и связям с семьями, укрепление их дальнейшего взаимодействия;
  • ориентация детей на получение знаний об истории своей семьи, школы, города для формирования патриотических чувств и гражданского сознания;
  • формирование дружеских отношений, объединяющих детей и взрослых средствами интерактивных методов работы.

Содержание программы рассчитано на обучающихся 10-11 лет.

В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности.

  • приобрести обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.).
  • получить обучающимся  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает) ( 3 классы).
  • получить обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. (4 класс).

Формы и режим занятий. Содержание программы ориентировано как на добровольные одновозрастные группы детей, так и отдельно взятый класс.

Продолжительность занятий 2 часа, по 45 минут. Всего – 68 часов в год

Связь содержания программы с учебными предметами.

Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, риторикой,  ИЗО, музыкой, технологией).

Содержание программы

Программа состоит из 9 тематических блоков:

Сентябрь - "Моя школа - моя судьба".

Октябрь - "Страницы истории родного города".

Ноябрь - "Семь + я".

Декабрь - "Город будущего".

Январь - "Культурное наследие".

Февраль - "Старшее поколение".

Март - "Мы - будущее нашего города".

Апрель - "В гармонии с природой".

Май - "С любовью к городу".

«Моя школа - моя судьба»

Права и обязанности школьника. Взаимоотношения в классе. Классное собрание. Изучение истории школы. Знакомство с биографиями знаменитых выпускников школы. Бережное отношение к книгам и школьным принадлежностям.

Практические занятия: экскурсии, конкурсы, игра – путешествие, разработка правил классного сообщества, выпуск газет, подготовка лекторских групп.

«Страницы истории родного города»

Добрые дела. Изучение плана района. Что я знаю о своем районе, городе? Улица, на которой я живу. История улиц района. Правила поведения в общественных местах. История заводов.

Практические занятия: экскурсии, конкурсы, встречи со старожилами, фотоконкурсы, викторины, составление безопасного маршрута от школы до дома, заочные путешествия, презентации классных коллективов.

«Семь + я»

Семейные традиции. Мои родители. Моя родословная. Мое имя. Что оно означает? Мои обязанности в семье. Семейные праздники. Семейная библиотека. Профессии моих родителей.

Практические занятия: разучивание песен и стихов, конкурсы, спортивные состязания «Мама, папа, я – спортивная семья», «За нами не угнаться», чтение рассказов, посещение библиотеки семейного чтения, презентация семейных альбомов, разучивание игр, праздники семейного отдыха, выпуск газет, изготовление поделок.

«Город будущего»

Мечты о школе, о городе будущего. Что такое хорошо и что такое плохо? Знакомство с понятиями «проект», «архитектура». Новостройки города. Знакомство с различными профессиями.

Практические занятия: экскурсии, выставки, создание и реализация социальных проектов, конкурсы, участие в конференциях, игра – путешествие, беседы, встречи с интересными людьми, викторины.

«Культурное наследие»

Образ района, города, России в художественной литературе, изобразительном искусстве, Культурные учреждения города. Их история. Совместный отдых с родителями.

Практические занятия: экскурсии, прогулки, посещение театров, музеев, Дома художников, встречи с поэтами, художниками, литературные и музыкальные гостиные, выставки, викторины.

«Старшее поколение»

История страны. История вооруженных сил. Виды и роль войск. Боевые знамена. Личные качества воина – защитника. Ордена и медали. Символика.  

Практические занятия: чтение рассказов о народных героях, чтение Книги памяти, поисковая работа, экскурсии в музей боевой славы, встречи с ветеранами войн и офицерами вооруженных сил, концерты, митинги, шефство над памятниками.

«Мы - будущее нашего города»

Что такое сам? Кем я хочу быть? Правила организации и проведения классного собрания. Дежурство в классе, школе. Мое хобби. Мои увлечения. Портфолио.

Практические занятия: чтение книги «Тимур и его команда», посещение учреждений дополнительного образования, разучивание игр для развлечений, пользы дела, выставки детских достижений, фестивали «Мир моих увлечений», «Юные дарования», персональные выставки детей.

«В гармонии с природой»

Природа родного города. Красная книга России. Походы и путешествия. Правила поведения на природе. Охрана природы. Первая помощь.

Практические занятия: работа с источниками в библиотеке, походы выходного дня, конкурсы, выпуск листовок, обращений, чтение стихов, прослушивание музыкальных произведений, агитбригады, участие в акциях, подкормка птиц.

«С любовью к городу»

Памятники города. Безопасность в городе. Правила поведения на улице. День Победы. Местные умельцы и самородки.

Практические занятия: конкурсы, посещение музея «Дмитровский Кремль», разведение комнатных растений, мастер – классы, создание сборника стихов о городе, мини – проекты, поделки, участие в акциях.

Учебная деятельность

Внеурочная деятельность

Литературное чтение (анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.).

Русский язык – раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д.

Окружающий мир («связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек –человек» и «человек – природа» и т.д.).

Духовно-нравственная культура народов России («добро и зло», «мораль и нравственность», «долг и совесть», «милосердие и справедливость» и т.д.).

Риторика (нравственные нормы и правила общения в разных речевых ситуациях, культура диалога, речевой этикет). Формирование жизненной позиции личности – взаимосвязь слова и дела.

– экскурсии, например, «Добро и зло на полотнах художников» и др.;  

–беседа «Дом, где живет уважение»;

– ознакомление (по желанию детей и с согласия родителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций: экскурсии в места богослужения, добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников, встречи с религиозными деятелями;

– осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их;

– ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора;

– туристические походы и другие формы совместно деятельности, требующие выработки и следования правилам нравственного поведения, решения моральных дилемм.

Окружающий мир, 3–4 кл. – «современная Россия – люди и государство», «наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «права и обязанности граждан, демократия», «общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка».

Литературное чтение – сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории.

Духовно-нравственная культура народов России – равенство и добрые отношения народов России.

Риторика – культура диалога, взаимодействие представителей разных конфессий.  

– беседы и классные часы: «Биографии народных героев», «Боевые знамена рассказывают», «Орден твоего дома»;

– просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации;

– экскурсии и путешествия Дмитровчане -   Герои Великой Отечественной войны

– чтение книги А. Гайдара «Тимур и его команда»

– встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться;.

Технология – роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п.

Окружающий мир – знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. труда учёных) в развитии общества, преобразования природы.

Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка – роль творческого труда писателей, художников, музыкантов

Получение трудового опыта в процессе учебной работы .

Настойчивость в исполнении учебных заданий, доведение их до конца.

Оценивание результатов своего труда в рамках использования технологии оценивания.

Творческое применение предметных знаний на практике, в том числе при реализации различных учебных проектов.

Работа в группах и коллективные учебные проекты – навыки сотрудничества.

Презентация своих учебных и творческих достижений.

- изготовление подарков,;

- клуб интересных встреч;

- работа кружков, творческих мастерских;

- составление сборника стихов «Времена года»;

организация Города Веселых мастеров;

- мини проекты

Окружающий мир – взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы.

Литературное чтение – опыт бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных произведениях.

– сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: выключение ненужного электроосвещения, экономное расходование воды, упаковочных материалов, бумаги и т.п

– экскурсии в краеведческие и биологические музеи, парки;

 -экскурсии по улице, району, городу;

- заочные путешествия;

- беседы о природе Дмитрова

Изобразительное искусство и Музыка – приобщение к законам изобразительного и музыкального искусства; опыт творческой деятельности.

Литературное чтение – приобщение к литературе как к  искусству слова, опыт создания письменных творческих работ.

Технология – приобщение к художественному труду; осознание красоты и гармонии изделий народных промыслов; опыт творческой деятельности.

Риторика – красота слова звучащего (коммуникативные  и этические качества речи: «так говорить некрасиво, плохо, неприлично, нельзя»), гармония слова и дела, красота слова и  внутренний мир человека.

- посещение театров, филармонии, Дома художника;

- конкурсы рисунков;

- фотовыставки

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

Описание требований к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе.

Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: воспитание гражданства, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям.

Национальные ценности: патриотизм, гражданственность

I уровень:

  • Знать права и обязанности школьника;
  • Понимать необходимость соблюдения правил;
  • Уметь контролировать свои поступки и организую игру по правилам;
  • Делать первые страницы своего портфолио «Давайте знакомиться»

II уровень:

  • Знать историю школы, района;
  • Понимать необходимость изучения своих истоков;
  • Уметь рассказать о традициях классного коллектива, детских объединений;
  • Делать творческую страничку своего портфолио «Вот я какой».

III уровень:

  • Знать историю государственного флага и герба Росси, основные государственные праздники;
  • Понимать, что являюсь жителем Дмитрова, Москвы, России;
  • Уметь рассказать некоторые праздники России;
  • Делать страничку своего портфолио
  • Воспитание нравственного, чувственного и этического сознания.

Национальные ценности: личность, наука, солидарность

I уровень:

  • Знать правила вежливого поведения в школе и общественных местах;
  • Понимать различие хороших и плохих поступков;
  • Уметь признавать собственные плохие поступки;
  • Осуществлять что – то полезное для себя и своих родных

II уровень:

  • Знать как вести себя в обществе с другими детьми;
  • Понимать значимость правильного поведения в обществе;
  • Уметь сказать «нет»;
  • Защищать честь и достоинство своих друзей и близких.

III уровень:

  • Знать правила поведения в знакомом и незнакомом обществе;
  • Понимать соответствие своего поведения требованиям коллектива, общества;
  • Уметь разумно управлять собственной речью в различных ситуациях;
  • Проводить беседы в подшефном классе
  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Национальные ценности: труд и творчество, наука

I уровень:

  • Знать, что лениться – это плохо;
  • Понимать необходимость трудиться;
  • Уметь мыть полы, протирать пыль, поливать цветы;
  • Соблюдать порядок у себя в комнате, на рабочем месте, дежурю в классе.

II уровень:

  • Знать о роли труда в жизни человека;
  • Понимать, что каждую работу нужно доводить до конца;
  • Уметь работать в коллективе;
  • Участвовать в трудовых акциях.

III уровень:

  • Знать различные профессии;
  • Понимать, что выполняя работу нужно стремиться к творчеству, нестандартному ее выполнению;
  • Уметь работать над проектами;
  • Выражать свою личность в различных видах творчества, стараюсь быть полезным людям.
  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Национальные ценности: природа, личность, искусство и литература:

I уровень:

  • Знать какие деревья, кустарники и цветы растут возле школы;
  • Понимать для чего они;
  • Ухаживать за цветами;
  • Рисовать плакаты о сохранности природы.

II уровень:

  • Знать растения, которые надо охранять;
  • Понимать необходимость сохранности красоты природы;
  • Уметь вырастить рассаду для школьной клумбы и дома;
  • Ухаживать за домашним цветником (или клумбой у дома), школы.

III уровень:

  • Знать лекарственные растения;
  • Понимать, что загрязнение природы вредно для здоровья;
  • уметь с помощью слова убедить заботиться о природе;
  • Добровольно участвовать в экологических акциях
  • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Национальные ценности: семья, личность, наука

I уровень:

  • Знать правила личной гигиены, основы правил дорожного движения, безопасный путь до школы;
  • Понимать важность занятия физкультурой для здоровья;
  • Уметь делать утреннюю зарядку, могу сам дойти до школы;
  • Соблюдать режим дня и правила личной гигиены и ПДД.

II уровень:

  • Знать основы правильного питания,
  • Перечислить факторы, которые вредят моему здоровью и здоровью моих близких;
  • Могу сказать «нет»;
  • Вести подвижный образ жизни.

III уровень:

  • Знать значение слов «физическое состояние», «настроение человека»;
  • Понимать зачем нужно человеку правильно питаться;
  • Уметь приготовить завтрак для себя и своих родных;
  • Участвовать в  агитбригаде «Эх, раз!».
  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представления об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Национальные ценности: искусство и литература, человечество

I уровень:

  • Знать правила поведения в общественных местах (библиотеки, театре, музее, кино);
  • Понимать значение слов «опрятный вид», «некрасивый поступок», «»книга – лучший друг».
  • Уметь проявлять чувства (восторг, радость и.т.д.)Д: соблюдаю режим дня, правила
  • Посещать музеи, библиотеки, театры

II уровень:

  • Знать сказки, стихи, песни;
  • Понимать значение слов «дарить красоту»;
  • Уметь самостоятельно читать книги, участвовать в концерте;
  • Самостоятельно украсить класс, дом; участник праздника

III уровень:

  • Знать памятники культуры в районе, городе;
  • Понимать, что надо их беречь;
  • Уметь рассказать о некоторых из них;
  • Проводить заочное путешествие для подшефного класса

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате реализации программы.

Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленное управление развитием личности. Следовательно, воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности,  отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.

Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника

Любящий свой народ, свой край и свою Родину; Уважающий и принимающий ценности семьи и общества; Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; Доброжелательный, умеющий слышать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Формы подведения итогов  реализации данной программы являются:

Участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского); Участие в социальных акциях; Создание и реализация социальных проектов.

 Система контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки планируемых результатов освоения программы взяты  из методики П.П. Капустина «Критерии оценки и показатели воспитанности ученика или качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха» ориентирована на такую оценку эффективности деятельности, которая выступает как оценка достижения запланированных результатов и сравнение их в динамике.

Тематическое планирование 3 класс

Название разделов

Теоретические занятия

Практические занятия

Всего

«Моя школа – моя судьба»

1

3

4

«Страницы истории родного города»

1

2

3

«Семь + я»

1

3

4

«Город будущего»

1

3

4

«Культурное наследие»

1

3

4

«Старшее поколение»

2

2

4

«Мы – будущее нашего города»

1

3

4

«В гармонии с природой»

1

2

3

«С любовью к городу»

2

2

4

Итого

10

24

34