Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дорогами отцов" - клуб 3-4 классы
рабочая программа (4 класс) на тему
Программа предусматривает работу клуба по духовно-нравственному и патриотическому направлению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vneurochke.docx | 36.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Администрации Дмитровского муниципального района Московской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
РЫБНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Утверждаю _______________________ А.Е.Маслобойщикова, директор МОУ Рыбненской средней общеобразовательной школы Приказ №______ от «___» ____________201_ г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Дорогами отцов» - клуб
для 4 класса
Составитель: Ласеева Л.А.,
учитель начальных классов,
высшей категории
пос. Рыбное – 2014/15 учебный го
"Мы настолько увлеклись обучением наших детей, что забыли о том, что самая суть образования ребенка - это созидание его счастливой жизни. Ведь именно счастливая жизнь - то, чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе".
С. Харрисон
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Дорогами отцов», реализуемая по духовно – нравственному направлению, составлена на основе программы воспитания «С любовью к городу» (авторы Т.М. Кукченко, С.А. Герасимова, В.С. Горбунов, О.Г. Красношлыкова, О.Е. Прудникова, О.А. Аверчук).
Данная программа способствует развитию у детей проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует ценностям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно – нравственное его совершенствование.
Цель программы «Дорогами отцов»
Формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему, будущему своей семьи, школы, города на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
- создание и поддержка детских коллективов для реализации интересов, потребностей в самосовершенствовании, саморазвитии, самоопределении;
- содействие сплочению коллективов образовательных учреждений и связям с семьями, укрепление их дальнейшего взаимодействия;
- ориентация детей на получение знаний об истории своей семьи, школы, города для формирования патриотических чувств и гражданского сознания;
- формирование дружеских отношений, объединяющих детей и взрослых средствами интерактивных методов работы.
Содержание программы рассчитано на обучающихся 10-11 лет.
В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности.
- приобрести обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.).
- получить обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает) ( 3 классы).
- получить обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. (4 класс).
Формы и режим занятий. Содержание программы ориентировано как на добровольные одновозрастные группы детей, так и отдельно взятый класс.
Продолжительность занятий 2 часа, по 45 минут. Всего – 68 часов в год
Связь содержания программы с учебными предметами.
Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, риторикой, ИЗО, музыкой, технологией).
Содержание программы
Программа состоит из 9 тематических блоков:
Сентябрь - "Моя школа - моя судьба".
Октябрь - "Страницы истории родного города".
Ноябрь - "Семь + я".
Декабрь - "Город будущего".
Январь - "Культурное наследие".
Февраль - "Старшее поколение".
Март - "Мы - будущее нашего города".
Апрель - "В гармонии с природой".
Май - "С любовью к городу".
«Моя школа - моя судьба»
Права и обязанности школьника. Взаимоотношения в классе. Классное собрание. Изучение истории школы. Знакомство с биографиями знаменитых выпускников школы. Бережное отношение к книгам и школьным принадлежностям.
Практические занятия: экскурсии, конкурсы, игра – путешествие, разработка правил классного сообщества, выпуск газет, подготовка лекторских групп.
«Страницы истории родного города»
Добрые дела. Изучение плана района. Что я знаю о своем районе, городе? Улица, на которой я живу. История улиц района. Правила поведения в общественных местах. История заводов.
Практические занятия: экскурсии, конкурсы, встречи со старожилами, фотоконкурсы, викторины, составление безопасного маршрута от школы до дома, заочные путешествия, презентации классных коллективов.
«Семь + я»
Семейные традиции. Мои родители. Моя родословная. Мое имя. Что оно означает? Мои обязанности в семье. Семейные праздники. Семейная библиотека. Профессии моих родителей.
Практические занятия: разучивание песен и стихов, конкурсы, спортивные состязания «Мама, папа, я – спортивная семья», «За нами не угнаться», чтение рассказов, посещение библиотеки семейного чтения, презентация семейных альбомов, разучивание игр, праздники семейного отдыха, выпуск газет, изготовление поделок.
«Город будущего»
Мечты о школе, о городе будущего. Что такое хорошо и что такое плохо? Знакомство с понятиями «проект», «архитектура». Новостройки города. Знакомство с различными профессиями.
Практические занятия: экскурсии, выставки, создание и реализация социальных проектов, конкурсы, участие в конференциях, игра – путешествие, беседы, встречи с интересными людьми, викторины.
«Культурное наследие»
Образ района, города, России в художественной литературе, изобразительном искусстве, Культурные учреждения города. Их история. Совместный отдых с родителями.
Практические занятия: экскурсии, прогулки, посещение театров, музеев, Дома художников, встречи с поэтами, художниками, литературные и музыкальные гостиные, выставки, викторины.
«Старшее поколение»
История страны. История вооруженных сил. Виды и роль войск. Боевые знамена. Личные качества воина – защитника. Ордена и медали. Символика.
Практические занятия: чтение рассказов о народных героях, чтение Книги памяти, поисковая работа, экскурсии в музей боевой славы, встречи с ветеранами войн и офицерами вооруженных сил, концерты, митинги, шефство над памятниками.
«Мы - будущее нашего города»
Что такое сам? Кем я хочу быть? Правила организации и проведения классного собрания. Дежурство в классе, школе. Мое хобби. Мои увлечения. Портфолио.
Практические занятия: чтение книги «Тимур и его команда», посещение учреждений дополнительного образования, разучивание игр для развлечений, пользы дела, выставки детских достижений, фестивали «Мир моих увлечений», «Юные дарования», персональные выставки детей.
«В гармонии с природой»
Природа родного города. Красная книга России. Походы и путешествия. Правила поведения на природе. Охрана природы. Первая помощь.
Практические занятия: работа с источниками в библиотеке, походы выходного дня, конкурсы, выпуск листовок, обращений, чтение стихов, прослушивание музыкальных произведений, агитбригады, участие в акциях, подкормка птиц.
«С любовью к городу»
Памятники города. Безопасность в городе. Правила поведения на улице. День Победы. Местные умельцы и самородки.
Практические занятия: конкурсы, посещение музея «Дмитровский Кремль», разведение комнатных растений, мастер – классы, создание сборника стихов о городе, мини – проекты, поделки, участие в акциях.
Внеурочная деятельность | |
Литературное чтение (анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.). Русский язык – раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д. Окружающий мир («связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек –человек» и «человек – природа» и т.д.). Духовно-нравственная культура народов России («добро и зло», «мораль и нравственность», «долг и совесть», «милосердие и справедливость» и т.д.). Риторика (нравственные нормы и правила общения в разных речевых ситуациях, культура диалога, речевой этикет). Формирование жизненной позиции личности – взаимосвязь слова и дела. | – экскурсии, например, «Добро и зло на полотнах художников» и др.; –беседа «Дом, где живет уважение»; – ознакомление (по желанию детей и с согласия родителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций: экскурсии в места богослужения, добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников, встречи с религиозными деятелями; – осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их; – ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора; – туристические походы и другие формы совместно деятельности, требующие выработки и следования правилам нравственного поведения, решения моральных дилемм. |
Окружающий мир, 3–4 кл. – «современная Россия – люди и государство», «наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «права и обязанности граждан, демократия», «общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка». Литературное чтение – сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории. Духовно-нравственная культура народов России – равенство и добрые отношения народов России. Риторика – культура диалога, взаимодействие представителей разных конфессий. | – беседы и классные часы: «Биографии народных героев», «Боевые знамена рассказывают», «Орден твоего дома»; – просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации; – экскурсии и путешествия Дмитровчане - Герои Великой Отечественной войны – чтение книги А. Гайдара «Тимур и его команда» – встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться;. |
Технология – роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п. Окружающий мир – знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. труда учёных) в развитии общества, преобразования природы. Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка – роль творческого труда писателей, художников, музыкантов Получение трудового опыта в процессе учебной работы . Настойчивость в исполнении учебных заданий, доведение их до конца. Оценивание результатов своего труда в рамках использования технологии оценивания. Творческое применение предметных знаний на практике, в том числе при реализации различных учебных проектов. Работа в группах и коллективные учебные проекты – навыки сотрудничества. Презентация своих учебных и творческих достижений. | - изготовление подарков,; - клуб интересных встреч; - работа кружков, творческих мастерских; - составление сборника стихов «Времена года»; организация Города Веселых мастеров; - мини проекты |
Окружающий мир – взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы. Литературное чтение – опыт бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных произведениях. – сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: выключение ненужного электроосвещения, экономное расходование воды, упаковочных материалов, бумаги и т.п | – экскурсии в краеведческие и биологические музеи, парки; -экскурсии по улице, району, городу; - заочные путешествия; - беседы о природе Дмитрова |
Изобразительное искусство и Музыка – приобщение к законам изобразительного и музыкального искусства; опыт творческой деятельности. Литературное чтение – приобщение к литературе как к искусству слова, опыт создания письменных творческих работ. Технология – приобщение к художественному труду; осознание красоты и гармонии изделий народных промыслов; опыт творческой деятельности. Риторика – красота слова звучащего (коммуникативные и этические качества речи: «так говорить некрасиво, плохо, неприлично, нельзя»), гармония слова и дела, красота слова и внутренний мир человека. | - посещение театров, филармонии, Дома художника; - конкурсы рисунков; - фотовыставки |
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
Описание требований к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: воспитание гражданства, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям.
Национальные ценности: патриотизм, гражданственность
I уровень:
- Знать права и обязанности школьника;
- Понимать необходимость соблюдения правил;
- Уметь контролировать свои поступки и организую игру по правилам;
- Делать первые страницы своего портфолио «Давайте знакомиться»
II уровень:
- Знать историю школы, района;
- Понимать необходимость изучения своих истоков;
- Уметь рассказать о традициях классного коллектива, детских объединений;
- Делать творческую страничку своего портфолио «Вот я какой».
III уровень:
- Знать историю государственного флага и герба Росси, основные государственные праздники;
- Понимать, что являюсь жителем Дмитрова, Москвы, России;
- Уметь рассказать некоторые праздники России;
- Делать страничку своего портфолио
- Воспитание нравственного, чувственного и этического сознания.
Национальные ценности: личность, наука, солидарность
I уровень:
- Знать правила вежливого поведения в школе и общественных местах;
- Понимать различие хороших и плохих поступков;
- Уметь признавать собственные плохие поступки;
- Осуществлять что – то полезное для себя и своих родных
II уровень:
- Знать как вести себя в обществе с другими детьми;
- Понимать значимость правильного поведения в обществе;
- Уметь сказать «нет»;
- Защищать честь и достоинство своих друзей и близких.
III уровень:
- Знать правила поведения в знакомом и незнакомом обществе;
- Понимать соответствие своего поведения требованиям коллектива, общества;
- Уметь разумно управлять собственной речью в различных ситуациях;
- Проводить беседы в подшефном классе
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Национальные ценности: труд и творчество, наука
I уровень:
- Знать, что лениться – это плохо;
- Понимать необходимость трудиться;
- Уметь мыть полы, протирать пыль, поливать цветы;
- Соблюдать порядок у себя в комнате, на рабочем месте, дежурю в классе.
II уровень:
- Знать о роли труда в жизни человека;
- Понимать, что каждую работу нужно доводить до конца;
- Уметь работать в коллективе;
- Участвовать в трудовых акциях.
III уровень:
- Знать различные профессии;
- Понимать, что выполняя работу нужно стремиться к творчеству, нестандартному ее выполнению;
- Уметь работать над проектами;
- Выражать свою личность в различных видах творчества, стараюсь быть полезным людям.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Национальные ценности: природа, личность, искусство и литература:
I уровень:
- Знать какие деревья, кустарники и цветы растут возле школы;
- Понимать для чего они;
- Ухаживать за цветами;
- Рисовать плакаты о сохранности природы.
II уровень:
- Знать растения, которые надо охранять;
- Понимать необходимость сохранности красоты природы;
- Уметь вырастить рассаду для школьной клумбы и дома;
- Ухаживать за домашним цветником (или клумбой у дома), школы.
III уровень:
- Знать лекарственные растения;
- Понимать, что загрязнение природы вредно для здоровья;
- уметь с помощью слова убедить заботиться о природе;
- Добровольно участвовать в экологических акциях
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
Национальные ценности: семья, личность, наука
I уровень:
- Знать правила личной гигиены, основы правил дорожного движения, безопасный путь до школы;
- Понимать важность занятия физкультурой для здоровья;
- Уметь делать утреннюю зарядку, могу сам дойти до школы;
- Соблюдать режим дня и правила личной гигиены и ПДД.
II уровень:
- Знать основы правильного питания,
- Перечислить факторы, которые вредят моему здоровью и здоровью моих близких;
- Могу сказать «нет»;
- Вести подвижный образ жизни.
III уровень:
- Знать значение слов «физическое состояние», «настроение человека»;
- Понимать зачем нужно человеку правильно питаться;
- Уметь приготовить завтрак для себя и своих родных;
- Участвовать в агитбригаде «Эх, раз!».
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представления об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Национальные ценности: искусство и литература, человечество
I уровень:
- Знать правила поведения в общественных местах (библиотеки, театре, музее, кино);
- Понимать значение слов «опрятный вид», «некрасивый поступок», «»книга – лучший друг».
- Уметь проявлять чувства (восторг, радость и.т.д.)Д: соблюдаю режим дня, правила
- Посещать музеи, библиотеки, театры
II уровень:
- Знать сказки, стихи, песни;
- Понимать значение слов «дарить красоту»;
- Уметь самостоятельно читать книги, участвовать в концерте;
- Самостоятельно украсить класс, дом; участник праздника
III уровень:
- Знать памятники культуры в районе, городе;
- Понимать, что надо их беречь;
- Уметь рассказать о некоторых из них;
- Проводить заочное путешествие для подшефного класса
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате реализации программы.
Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленное управление развитием личности. Следовательно, воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.
Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника
Любящий свой народ, свой край и свою Родину; Уважающий и принимающий ценности семьи и общества; Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; Доброжелательный, умеющий слышать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Формы подведения итогов реализации данной программы являются:
Участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского); Участие в социальных акциях; Создание и реализация социальных проектов.
Система контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки планируемых результатов освоения программы взяты из методики П.П. Капустина «Критерии оценки и показатели воспитанности ученика или качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха» ориентирована на такую оценку эффективности деятельности, которая выступает как оценка достижения запланированных результатов и сравнение их в динамике.
Тематическое планирование 3 класс
Теоретические занятия | Практические занятия | Всего | |
«Моя школа – моя судьба» | 1 | 3 | 4 |
«Страницы истории родного города» | 1 | 2 | 3 |
«Семь + я» | 1 | 3 | 4 |
«Город будущего» | 1 | 3 | 4 |
«Культурное наследие» | 1 | 3 | 4 |
«Старшее поколение» | 2 | 2 | 4 |
«Мы – будущее нашего города» | 1 | 3 | 4 |
«В гармонии с природой» | 1 | 2 | 3 |
«С любовью к городу» | 2 | 2 | 4 |
Итого | 10 | 24 | 34 |