Классный час "Дел благородных след Екатерины"
классный час (2 класс) на тему

Моренко Марина Борисовна

 

 

  • Воспитание чувства гордости за героическое прошлое нашей страны, патриотизма и любви к истории малой родины.
  • Знакомство с деятельностью Екатерины II в области реформ.
  • Определение значимости истории Кубани для истории России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_imenem_ekateriny_narechennyy.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час "Дел благородных след Екатерины"

Цель мероприятия

  • Воспитание чувства гордости за героическое прошлое нашей страны, патриотизма и любви к истории малой родины.
  • Знакомство с деятельностью Екатерины II в области реформ.
  • Определение значимости истории Кубани для истории России.

Действующие лица:

  • Корреспондент
  • Историк
  • Фикхен
  • Екатерина Великая
  • Священник
  • Казаки
  • Дворяне
  • Крестьяне
  • Аналитик
  • Школьница и школьник

(Телевизионная передача "История в датах и событиях").

Звучит Гимн Кубани. Учащиеся исполняют Гимн.

Учитель.

Ребята, сегодня во всех школах края проводится единый классный час "Именем Екатерины наречённый". Мероприятие посвящено 280-летию со дня рождения Императрицы "Золотого века российского дворянства" Екатерины второй.

(На доске вывешены названия некоторых мер, принятых в годы правления царицы: секуляризация земель, Наказ, " Жалованная грамота", пожалование Кубанских земель черноморским казакам.)

Ученица.

Свет Российская Держава
Очи бренные слепит,
Там на первом в свете троне
В лучезарнейшей короне
Мать Отечества сидит.
Правит царств земных судьбами, 
Правит миром и сердцами,
Скиптром счастье дарит,
Взором бури укрощает,
Словом милость изливает
И улыбкой все живит.

Учитель.

Классный час проходит в форме экскурсии - расследования, и наша цель - познакомиться с некоторыми реформами царицы, приведших нашу страну к процветанию и могуществу.34 года Екатерина находилась на русском престоле. За эти годы она сделала страну просвещённой. Императрица укрепила просвещённый абсолютизм, через который боролась за грамотность, развитие и процветание России.

В 1762 г. Была проведена секуляризация земель. Это превращение церковных и монастырских земель в собственность государства. Отныне все крестьяне входили в ведение дворян. Эта мера была необходима для укрепления социальной опоры. Дворяне должны были стать правой рукой Екатерины. В 1767 году была принята Уложенная Комиссия (Наказ), по которому все сословия представляли своих депутатов: от царских дворян была представлена сама царица, были депутаты от дворян, духовенства, государственных крестьян, а крепостных представляли дворяне, ими владеющие. В 1785 году Екатерина даровала "Жалованную грамоту благородному дворянству и городам", по которой дворяне получали привилегии: они освобождались от военной службы, от податей, от телесных наказаний. В городах горожане, купцы третьей гильдии и другие категории городского населения имели теперь право заниматься предпринимательством. В конце 80-х годов 19в. Екатерина вторая даровала черноморским казакам кубанские земли. Антон Головатый и Захарий Чепега - войсковые атаманы организовали поход к царице за разрешением на поселение в кубанской стороне. Екатерина благословила хлебом- солью казаков и просила их защищать южные границы от набегов кавказских народов. Казаки заверили императрицу в верности, в том, что построят города и сёла, и будут защищать юг России.

(Речь учителя чередуется с инсценированными эпизодами)

Применяется презентация мероприятия.

Присутствуют в костюмах рассматриваемой эпохи Фикхен, Екатерина Великая, дворяне, крестьяне, духовенство, казаки и современные историк, аналитик, корреспондент, ученик и ученица.

Ход мероприятия

Корреспондент:

Наша сегодняшняя встреча посвящена дню рождения Великой Императрицы Российской и называется "Дел благородных след Екатерины". В гостях у нас историк. Первый вопрос к вам, что вы можете сказать о рождении и детстве будущей императрицы.

Историк:

Фикхен была первым ребенком у четы герцогов Ангальт-Цербстских - дочь вместо горячо ожидаемого сына. Герцогиня была еще слишком молода, кроме того, капризна, легкомысленна и самолюбива - материнские чувства по отношению к старшей дочери в душе ее не пробудились. Когда София-Августа-Фредерика подросла, мать убедилась в том, что ее первенец - просто невозможный ребенок. Девочка была, как уже отмечалось ранее, упряма, своевольна, при том же очень бойка, непоседлива, в ней рано начали проявляться мальчишеские замашки. К тому же Фикхен была, по мнению матери, безнадежно некрасива. Все вместе это, похоже, ни коим образом не соответствовало представлению герцогини об идеальной принцессе.

Фикхен:

Принцесса Софья-Августа Ангельт-Цербтская, при святом миропомазанье наречена Екатериной Алексеевной, родилась 21 апреля 1729 года в семье прусского генерала из мелких немецких князей и росла резвой девочкой. Отец был усердный служака, а мать, Иоанна-Елизавета неуживчивая женщина, ходячая интрига, воплощенное приключение. Я получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявила независимый характер, любознательность, настойчивость и энергичность. Большую часть своей жизни я провела в России и только детство и отрочество - в Германии. Но именно за эти 14 лет я сформировалась как личность, именно в Германии во мне прочно были заложены основы бытовой культуры, благодаря которым меня на протяжении всей жизни воспринимали как человека, воспитанного в лучших западных традициях, отмечая мои хорошие манеры и вежливость.

Историк: 28 июня 1762 года Екатерина оказалась у власти.

Корреспондент к историку:  Назовите самые важные преобразования Екатерины, повлиявшие на авторитет России?

Историк: Это секуляризация церковных земель.

Екатерина: Отныне все монастырские и церковные земли переходят в собственность государственную.

Историк:  А для чего сей закон предназначен, Матушка?

Екатерина:  Для укрепления социальной опоры, я подтверждаю манифест " О даровании вольностей и свобод всему российскому дворянству"

Историк: А что произошло 30 июля 1767 года?

Екатерина: Был принят "Наказ".

Выходят дворянин, священник, крестьянин.

Обращаются к Екатерине (говорят хором):

Великая, Премудрая, Мать Отечества.

Корреспондент:

В чем важность "Наказа"?

Дворянин, священник, крестьянин. (Говорят хором):

"Для укрепления царской власти, чтобы не было никакой напасти"

Историк:  Какой смысл вложили Вы, в этот "Наказ", Матушка?

Екатерина: Дабы лучше узнать было нужды и чувствительные недостатки народа.

Аналитик:  В "Наказе" предполагалось вскрывать недостатки и чаяния бедных сословий и всего общества. Императрица реформами пыталась оздоровить российское государство.

Корреспондент к историку: Расскажите подробнее о событии 21 апреля 1785 года?

Историк:  Опубликована "Жалованная грамота благородному дворянству"

Дворянин:  Отныне мы освобождаемся от обязательной государственной службы, от податей, от постойной повинности и от телесных наказаний.

Аналитик: Этой грамотой императрица создала в лице дворянства социальную опору для абсолютизма.

Корреспондент историку:  А какую роль сыграла Екатерина в заселении Кубани черноморскими казаками.

Казаки:

Екатерина II - царица -
матушкой в песне казачьей зовется.
Здесь разрешила она поселиться
Преданным ей казакам-черноморцам.
И в благодарной кубанской столице
Высится памятник мудрой царице.
И провели борозду казаки в дикую степь.
Обозначили главную улицу - Красную.
Кубань и Карасунский Кут.
Был город наш заложен тут.
И Красной названа была
Прямая улица - стрела.

Аналитик: За преданную службу царица даровала казакам черноморские земли.

Школьница и школьник:

Екатерины славных дел 
Тех, что России Матушка дала.
Абсолютизм дала ей просвещенный!
России славу возвращенную.
34 года на престоле - 
Авторитет России, казачеству - долю!

В завершение урока учитель говорит о том, что губернатор нашего края А.Н. Ткачёв призывает проголосовать за имя Екатерины, привнесшей своей 34-летней деятельностью процветание и развитие России и Кубани. Вы ещё не имеете права голоса. Но сейчас можете отправить с м с - сообщение в голосование за имя Екатерины Великой. Губернатор края называет самые уважаемые имена Кубани, прославившие её:

1. Екатерина вторая - великая императрица

2.Епистиния Степанова, вырастившая 9 сыновей, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.

3. Ф. А..Щербина - историк, написавший "Историю Кубанского казачьего войска"

4. Е. Д Фелицын - историк, этнограф, археологические данные которого помогают изучать историю Кубани.

5. Ф.А. Коваленко - художник, коллекционер картин, которому И.Е. Репин подарил свои картины для организации выставок.

6. Я.Г. Кухаренко - первый писатель и историк Кубани, служивший более 20 лет на пограничных кордонах Кубани и написавший первую летопись кубанских казаков.

7. К В. Россинский - просветитель, построивший церкви и школы на Кубани

В конце классного часа учитель рассказывает историю памятника Екатерине.

Звучит музыкальная ода императрице " Славься, Екатерина!" Одновременно демонстрируются кадры документального кино.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт классного руководителя по воспитательной работе с учащимися 2_А класса МАОУ Гимназия №2г. Балаково Саратовской области за 2014-2015 учебный год. Классный руководитель Иванова Екатерина Семёновна

Классные, общешкольные творческие коллективные мероприятия, проведенные за этот период.Посещение выставок, музеев, кино, театров, библиотек, экскурсии. Работа с родителями: беседы, посещения на д...

Воспитательная система ДАР. МАОУ ГИМНАЗИЯ №2 г. Балаково Саратовской области. Создание на основе детской школьной организации «РАДУГА» классного коллектива «ЭРУДИТЫ».Классный руководитель Иванова Екатерина Семёновна.

МАОУ ГИМНАЗИЯ №2 г. Балаково Саратовской области.    Классная организация – "ЭРУДИТЫ"Цель:·        создание условий для разностороннего развития личности н...

Классный час "Как следует питаться"

Данный материал знакомит младших школьников с навыками здорового образа жизни....

Конспект классного часа "Как следует относиться к наказаниям?"

Цель деятельности учителя: формирование  у учащихся знаний о наказаниях; формирование стремлений совершать добрые дела и красивые поступки.Планируемые результаты:Предметные:знать: о том, что тако...

Классный час Победы "След войны в моей семье"

Классный час Победы "След войны в моей семье" подготовлен для учащихся 4 класса. Цель: воспитание любви и уважения к своей стране через изучение истории военного подвига в своей семье....

Классный час "По следам пропавших ценностей", 2 класс

Цель: формирование системы духовных ценностей, основ нравственности у младших школьников.Оборудование: компьютер, проектор, презентация, видео, раздаточный материал, цветные фломастеры, ручки, клей, в...