Дополнительная образовательная программа драматического кружка «Сударушка» ( для обучающихся 7-10 лет)
рабочая программа на тему

Юрьева Марина Витальевна

Дополнительная образовательная программа драматического кружка  "Сударушка" для обучающихся 7-10 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dopolnitnlnaya_obrazovatelnaya_programma_sudarushka.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

МУ «Отдел образования и по делам молодежи

МО «Сернурский муниципальный район»

Республика Марий Эл

МОУ «Сернурская средняя (полная) общеобразовательная

школа  №2 им. Н. А. Заболоцкого»

                                                             Утверждаю

Заместитель директора по воспитательной работе  МОУ «Сернурская средняя

 (полная) общеобразовательная

 школы №2 им. Н. А. Заболоцкого»

 

Дополнительная образовательная

программа драматического  кружка

«Сударушка»

( для учащихся 7-10 лет)

   

Автор программы

Юрьева Марина Витальевна,

учитель начальных классов

МОУ «Сернурская средняя (полная)

общеобразовательная школа №2

им. Н. А. Заболоцкого»  

 

                                                         

п. Сернур

Пояснительная записка

                «Собирайте наш фольклор, учитесь на нем, обрабатывайте его,- говорил А. М. Горький. - Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего».

                « Я очень рекомендую для знакомства с русским языком читать сказки русские, былины, сборники песен,- советовал А. М. Горький.- Вникайте в прелесть просто- народной речи, в строении фразы, в песне, в сказе…Вы увидите тут поразительное богатство образов, мягкость сравнений, простату, чарующую силу, изумительную красоту. Вникайте в творчество народное, оно здорово, как свежая вода ключей горных, подземных, сладких струй. Держись ближе к народному языку, ищите простоты, краткости, здоровой силы, которая создаст образ двумя-тремя словами».

Одна из актуальных проблем современности - воспитание детей на основе народных традиций, обычаев, нравов, на основе устного народного творчества и детского фольклора.

         Жанры детского фольклора удивительно точно соответствуют законам физического и интеллектуального развития ребенка, его нравственного и эстетического совершенствования. Жанры детского фольклора опекают ребенка с момента рождения, сопровождают все детство и отрочество.

                 В широком понимании детский фольклор включает в себя:

1).творчество взрослых для детей (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки и др.);

2) творчество взрослых, ставшее со временем детским в силу присутствия в нем игровых моментов, сказочности и фантастичности образов (жанры обрядовой поэзии, календарный фольклор, заклички,  приговорки, частушки и др.);

3) собственное творчество детей (считалки, дразнилки, страшилки и др.).

                  Для того чтобы поддержать интерес учащихся к фольклору, я провожу занятия кружка в форме посиделок, народных праздников, веселых застолий, инсценируем русские народные сказки. В подборе материалов к занятиям участвуют сами ученики, их родители, бабушки и дедушки.

         Россия, Родина, родной край... До боли знакомые каждому человеку слова. Они у нас на устах с раннего детства. Но почему эти необходимые и дорогие для каждого русского человека слова ушли на второй план? В наше время засилья иностранных слов, песен, зарубежных фильмов, комиксов, игр, унифицированных трансформеров, до примитива однообразных кукол Барби со стандартно американской улыбкой. Сиротливо притаились семеновские матрешки, днем с огнем не отыщешь золотой хохломы. Забывать мы стали наши русские традиции, пустились в погоню за чем-то новым, европейским. Может быть, остановимся, оглянемся, вернемся к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням? А ведь эти корни питали множество поколений, которые берегли и умножали Древо Мудрости, Добра, Любви русского народа.  

            Любить, уважать свой народ, прививать нашим детям любовь ко всему национальному - дело и благородное, и ответственнее. Ведь мы должны воспитать гражданина Отечества, способного сберечь и приумножить лучшие традиции нашего народа, сохранить его целительное зерно, из которого произрастает русская душа.

                Такое общее основание дает способы понимания  и общения между собой людям разных национальностей и разных исторических эпох. В наше время это особенно необходимо для формирования в детях уважительного отношения к разным национальным формам культуры.

         Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только тогда, когда сам уважаешь себя и своих соседей, знаешь свою культуру, понимаешь свое место в мире природы и в мире людей.

            Для того чтобы приобщить детей к глубокому традиционному наследию, разработаны занятия драматического кружка. Они несут в себе познавательное и воспитательное значение, так как показывают нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры, способствуют формированию осознанного патриотического чувства, основанного на понимании тех духовных ценностей, которые рождены веками длительного исторического пути любого народа.

             Занятия драматическим творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребенка.


Целью программы является освоение духовных, нравственных, эстетических ценностей традиционной народной культуры.

         Познавательная деятельность рождает знания; ценностно-ориентационная деятельность – ценности; художественная деятельность произведения творчества; проектная деятельность – ту идеальную действительность, которая  в свою очередь дает импульс для внутренней активности и дальнейшего развития деятельности.

Задачи:

Обучающие:

1. Построить программу кружка на нравственном и эстетическом богатстве традиционной культуры.

2.Показать самобытность и неповторимое своеобразие русской народной культуры.

3.Формировать у обучающихся творческое мышление

4. Развить актерское мастерство и самостоятельность суждений при отработке ролей.

Воспитательные:

1. Воспитывать детей на основе народных традиций, обычаев, нравов, на основе устного народного творчества и детского фольклора.

2.Преодаление обучающимися «комплекса неумения» в отношении  драматизации, развитие уверенности в себе, формирование адекватной самооценки.

3. Формировать аккуратность в работе и трудолюбие.

4. Развивать  коммуникативные навыки, культуры общения со сверстниками.

        Программа драматического кружка « Сударушка» рассчитана на  год, по два часав неделю, для учащихся 7-8 лет.

              Программа  является пропедевтической. В ней предлагается предварительно познакомить детей с самобытностью и неповторимым своеобразием русской народной культуры. Она учит понимать художественный язык народного искусства. Обучающиеся овладевают актерским мастерством.


Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем.

Общее количество учебных часов

теория

практика

1

Знакомство с содержанием работы кружка. Правила техники безопасности.

1

2

Устное народное творчество.

1

3

Сказки

3

1

2

4

Песни

2

1

1

5

Скороговорки

2

1

1

6

Загадки

2

1

1

7

Небылицы

1

1

8

Перевертыши

1

1

9

Пословицы

2

2

10

Детские стихи

2

2

11

Знакомство с содержанием сказки «Царевна – Несмеяна». Распределение ролей

1

1

12

Работа над ролями

6

6

13

Подготовка костюмов и музыкальное оформление

2

2

14

Зимние игры и забавы

2

1

1

15

Колядки

2

1

1

16

Инсценирование  русских народных сказок

4

4

17

Пословицы. Работа над развитием речи

2

2

18

Потешный фольклор (шутки, остроты, загадки)

2

2

19

Русские народные игры

2

2

20

Масленица

2

1

1

21

Проводы зимы

1

1

22

Частушки

2

1

1

23

Инсценирование сказки «По щучьему веленью».

4

1

3

24

Подготовка костюмов

2

2

25

   Весенние и летние народные праздники.

4

1

3

25

Пасха

6

1

5

26

Русские народные песни

2

2

26

Сценки

2

2

27

Летние праздники

3

1

2

28

Чаепитие. Посиделки

1

1

Итого

68

Содержание изучаемого курса

     Разделы и темы данной программы разработаны по годовым праздникам русского народа.

Устное народное творчество

     Познакомить детей и привить им любовь к устному народному творчеству. В него входят: сказки, песни, скороговорки, загадки, небылицы, перевертыши, пословицы, детские стихи. На практических занятиях ребята разучивают песни, стихи, загадки, пословицы, учатся правильно произносить скороговорки.

Постановка сказки

     Каждый раздел заканчиваем постановкой сказки. Это своего рода итог проведенной работы. 1 сказка «Царевна Несмеяна». Здесь ведется работа над ролями, оттачиваем актерское мастерство- умение говорить и двигаться по сцене. Идет работа по изготовлению костюмов. В этом нам помогают наши родители. Выступаем перед учащимися школы и детских садов.

Зимние игры и забавы

     Сюда входят игры и забавы русского народа в зимний период: Колядки, русские народные игры, «Масленица», «Проводы зимы». Сюда же включаем потешный фольклор- шутки, остроты, загадки, частушки, хороводы.

Постановка сказки

Сказка «По щучьему веленью».

Весенние и летние народные праздники

     Великий праздник пасхи, подготовка и проведение. Летние праздники, знакомство.

На практических занятиях разучиваем песни, хороводы. Как итог работы за год «Посиделки». Повторяем все, что узнали на занятиях кружка.

Методическое обеспечение

                Занятия по программе драматического кружка проходят еженедельно в соответствии с расписанием и планом. Занятия могут проходить в самых разных формах. Форма проведения определяется от дидактических и воспитательных задач.  Это занятия в форме уроков- лекций, бесед, игр, развлечений, праздников, практических занятий, в постановке сказок и драматизации. Специфика его в том, чтобы, опираясь на конкретный материал, научить понимать народный фольклор. На «теоретических» занятиях дети узнают про традиционные народные праздники.  На «практических» занятиях учатся сами воплощать смысл, играя в народную игру, исполняя хороводные, игровые, плясовые песни, мастеря игровую и обрядовую атрибутику и элементы народной одежды, утвари дома, готовя традиционное повседневное или обрядово- праздничное кушанье.

         Предполагаемая программа для учащихся может оказать помощь в проведении народных праздников и гуляний. В заключении хотелось бы отметить, что использование  описанной методики во все не означает, что у всех школьных педагогов кружок должен получиться  одноликим. Лицо кружка во многом будет определяться индивидуальными особенностями педагога, его творческим воображением, его уровнем образованности.

Список литературы

  1. Аникин В.П. К мудрости ступенька: О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке.- М., 1983.
  2. Афанасьев А. Н. Русские народные сказки.
  3. Бахтин В. С. От былины до считалки: Рассказы о фольклоре. – Л., 1988.
  4. Игры народов СССР / Сост. Л. В. Былеева, В. М. Григорьев. – М., 1985.
  5. Потешки. Считалки. Небылицы./ Сост., вступит. Ст., примеч. А. Н. Мартыновой.-М., 1989.
  6. Науменко Г. М. Дождик, дождик, перестань! Русское народное детское музыкальное творчество. – М., 1988.
  7. Частушки / Сост., погот. Текстов, предисл. И коммент. Л. А. Астафьевой. – М., 1987.
  8. Давыдова М. А., Агапова И. А. Праздник в школе. Сценарии, конкурсы, викторины. – М., 2003.
  9. Авт.- сост.: Яровая Л. Н., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Внеклассные мероприятия. 2 класс. – М.: ВАКО, 2004.
  10. Авт. – сост.: Яровая Л. Н., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Внеклассные мероприятия. 3 класс. – М.: ВАКО, 2005.
  11. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) часть 2. \ Сост.: Петрова И. А., Яременко Е. О. М.,П., 2001.
  12.  Журналы начальная школа.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит социально-педагогическую направленность. Уровень освоения програм

Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из  целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит...

Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)

Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы  "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...

Дополнительная образовательная программа «УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ» Программа рассчитана для детей 6-7 лет Срок реализации: 1 год

АннотацияПрограмма дополнительного образования «Учимся правильно говорить» разработана для детей 5 – 6 лет. Главной целью ее – подготовить детей к школе. Занятия проводятся как групповые, где игры и з...

Дополнительная образовательная программа «Волшебные пальчики» для учащихся 1-2 класса по программе VIII вида

Дополнительная образовательная программа «Волшебные пальчики»для учащихся 1-2 класса по программе VIII вида (кружковая работа)....

Дополнительная образовательная программа «Путешествие в страну Экологию» (окружающий мир для детей 7-8,срок реализации программы –1год

Курс по дополнительной образовательной программе «Путешествие в страну Экологию» для детей начальной школы (7-8лет) является интегрированным курсом, имеет образовательно-развивающую, экологическую нап...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВЕСЕЛЫЙ АНГЛИЙСКИЙ» Возраст детей: с 1 класса Срок реализации программы: 1 год

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА«ВЕСЕЛЫЙ АНГЛИЙСКИЙ» Возраст детей: с 1 классаСрок реализации программы: 1 год...