"Такой незнакомый я"
классный час (4 класс) по теме

Общение - одна из главных ценностей человеческой жизни. Основу общения составляет взаимопонимание, которое невозможно без ориентировки на другого человека. Всё чаще наблюдается неумение ребёнка вести себя в общественных местах, хотя правила поведения им хорошо известны. В последнее время виды общения сильно изменились, особенно между детьми и взрослыми. Куда-то исчез доверительный тон, доброжелательность сменяется раздражением. Детей нужно учить думать, размышлять, высказывать и отстаивать своё мнение, но и к чужому мнению надо учить прислушиваться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_takoy_neznakomyy_ya.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС

"Такой незнакомый  Я?"

4 класс

  Ц е л и :

  1. Открыть учащимся путь к их  собственному "Я",
  2. Стимулировать интеллектуальную и духовную деятельность,

     воспитание чувства толерантности,

  1. Способствовать развитию самовыражения, саморегуляции,  самоопределения

   О б о р у д о в а н и е

    1. Аудиозапись песни  "Дорога добра" (сл.Энтина, муз.

    Минкова).

    2. Индивидуальные карточки-деревья  для  "посадки"леса      

      Дружбы.                

    3. Индивидуальные карточки - сердечки для рефлексии.

    4. Зонтичная педагогика - разноцветные зонтики

    5.На доске пословица «Дерево сильно корнями,

    а  человек друзьями» .

                 

                                   Ход занятия

                                 1.Организационный момент.

               Добрый день! К нам пришло много гостей. К ним  сейчас вы повернитесь, улыбнитесь, подружитесь! Наш классный час называется «Такой незнакомый я»

                                 2.Формирование мотивации

           Живут на свете люди: старые, молодые, взрослые и маленькие. Живут, работают, учатся и играют. И вдруг настает момент, когда человек задумывается о самом себе "Какой я?".Этот вопрос рано или поздно задает себе каждый.  Это произошло с героем стихотворения А.Барто "В зеркале".

Не смотрюсь я в зеркала,              Стал в зеркало посматривать

Поважнее есть дела!                      Я вечером и днем.

Я не красавец, средний рост,        Но каждый раз по-разному

Обыкновенный парень:                 Себя я вижу в нем.

Обычный нос, обычный рот,         Хромую кошку приласкал

Глаза какие? Карие…                     Случайно на бульваре,

В хоккей играл я во дворе,             Иду домой мимо зеркал -

Столкнулся со старушкой,             Смотрю: красивый парень!

Ну что ж, случается в игре -          Нет, отражают зеркала

Ее задел я клюшкой.                       Не только наши лица -

Взялась ругать старушка                И наши мысли и дела

Все наше поколенье ,                      В них могут отразиться.

Я спорил со старушкой

До белого каленья.

Она словцо, и я словцо-

Война у нас в разгаре.

Вдруг вижу в зеркале лицо:

Сердитый, злющий парень!

Несли к соседям зеркало,

И вот средь бела дня

ОНО так исковеркало меня!

               "Обыкновенный парень"… Как хорошо, что он стал вовремя присматриваться к себе!  

              Говорят, человек есть тайна. И не только для окружающих, но и для самого себя. Сегодня мы попытаемся приоткрыть эту тайну.

                                     3. Самоопределение

                                         к деятельности.

 

Работа в группах:

             На карточках перечислены качества человека. Подчеркните только те, которые свойственны  хорошему человеку:

            сострадание, взаимопонимание, злорадство, жадность, терпение, внимание, грубость, уважение, равнодушие, умение прощать, щедрость, зависть, верность, отзывчивость, доброта.

              Сколькими замечательными качествами обладает хороший человек! Сегодня мы поговорим о некоторых из них и постараемся разобраться  и ответить на вопрос "Какой я?"

              Никто не знает нас лучше нас самих. Мы знаем свои  лучшие стороны и то, что мы умеет делать хорошо. Давайте расскажем друг другу об этом с помощью игры

            У вас на парте есть карточки- маленькие сердечки.  Мы будем закрашивать их, если в вашем сердце  найдется хоть частичка  сострадания, внимания, заботы, отзывчивости, ДОБРОТЫ.

                          Решение нравственных задач:

Задача 1.

                 Если бы в ваших руках оказался не просто зонтик от дождя или солнца, он бы оказался волшебным, как бы вы его использовали, какие добрые дела вы совершили бы, кого защитили бы.  ( дети высказывают свои варианты ответов)

                 А давайте подумаем, разве нужен на самом деле волшебный зонтик или какая-то волшебная сила  для того, чтобы помочь слабым, больным. Добрые дела делаются открыто, самостоятельно, без требования вознаграждения. Трудности, слабости преодолимы без волшебства. Хочешь быть сильным, способным на добрые поступки, станешь им.

               Вот и приоткрылась первая завеса над вашей тайной, вы узнали, на что способны. Закрасьте, пожалуйста, в своей карточке-сердечке частичку заботы, сердечности, ДОБРОТЫ.

Задача 2.            Разыгрывается сценка.

                Кто кого ударил первый?

                Он меня!            Нет, он меня!

                Кто кого обидел первый?

                Он меня!            Нет он меня!

                Вы же раньше так дружили!

                Я дружил!          И я дружил!

                 Что же вы не поделили?

                 Я забыл!            И я забыл!

О чем напомнила вам эта сценка? Даже если вы поссорились, допустили грубость, нужно одному уметь извиниться, а другому уметь  простить, нужно быть добрым и милосердным.

Подумайте, есть ли в вашем сердце частичка ДОБРОТЫ, умения прощать, не держать обиду и зло, закрасьте ее.

          Задача 3. Игра "Что такое хорошо и что такое плохо"

        Скажите, пожалуйста, жадность - это хорошо или плохо?

 А  некоторые считают, что жадный - это бережливый, это

                хорошо.

Жадный - это хорошо.                    Жадный - это плохо.

 (учитель)                                                 (дети)

Все остается у тебя.                        Жадность делает человека злым.

Мне больше достанется.                 Жадность вредит здоровью.

Ничего не надо никому давать.      С жадным никто не будет  

                                                            дружить. А без друзей плохо.

Не надо ни с кем делиться,            С жадиной общаться неинтересно

другие завидуют, что у тебя           жадина никогда ни с кем не

все есть.                                             делится.

                                 Ученик читает стихотворение:

Жадные!                                    Поднимите хотя бы пальчики!

Поднимите руки!                      Сколько жадных?

Жадные, жадины и жадюги!    Надо же знать!

 Нету рук….                                Пять? Двадцать пять?

 Вдруг жадных не стало.           Или сто двадцать пять?

 Как не бывало,                           Сколько жадных?

Ну хоть бы мало,                        Смотрим тщательно,

Две-три штуки!                           Жадных нет?

Поднимите руки,                         Замечательно!

Жадные девочки,

Конечно, у жадных всего много, но даже если жадина что-то и накопит, то гораздо больше при этом потеряет, ведь у жадных нет друзей. Когда делишься, доставляешь радость другому человеку и сам получаешь удовольствие.                                                    

            И еще одна тайна вашего сердца раскрыта. Закрасьте в сердечке- карточке частичку  вашей щедрости , бескорыстия и ДОБРОТЫ.

 Задача 4.      Игра   " Подари добрые слова"

         Ребята, а что вам нравится больше: когда вы слышите в свой адрес добрые или сердитые слова?

          А вы умеете говорить друг другу добрые слова?

           А замечали ли вы когда-нибудь, что чем лучше и добрее вы относитесь к своим сверстникам или старшим, тем больше друзей среди них появляется у вас? Вспомните, как часто вы говорите ДОБРЫЕ, приятные слова друзьям, радуетесь их успехам.

            Заметьте, не льстивые, какие говорила Ворона Лисице в басне Крылова, а именно добрые, ведь в каждом человеке обязательно есть что-то   хорошее. Давайте встанем в круг  и своими теплыми ладошками подарим ДОБРЫЕ слова друг другу.

(играют)

Простые правила.

1.Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома –

Не стесняйся, не лукавствуй,

А скажи погромче : - …  (Здравствуй)

2.Если просишь что нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать: - …  (пожалуйста)

3.Если невежей прослыть не хотите,

Очень прошу вас, будьте мудры,

Вежливым словом просьбу начните:

- … (Будьте любезны! Будьте добры!)

4.Если словом или делом

Вам помог кто-либо

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить: - … ( Спасибо!)

5. Когда я что-то подарю,

Мне говорят: - …  (Благодарю!)

Тебе подарят что-нибудь –

Благодарить не позабудь!

6.Если вы кого-нибудь обидели случайно

Или наступили на ногу нечаянно,

Долго не молчите, только не мычите,

Долго не тяните, скажите: - … ( Извините!)

7.Если вы хотите добиться снисхождения,

Тогда уж без сомнения

Нет лучше выражения,

Чем … ( прошу прощения!)

8.Если встретилась компания,

Не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания

Всем скажите…  (до свидания!)

9.Если желаешь «доброго утра»,

Ты поступаешь очень мудро.

И очень глупо, если лень

Громко сказать при встрече: (добрый день)

10. Если сон смыкает очи

И тебя отправят спать,

Всем скажи: - … (Спокойной ночи!)

А потом иди в кровать.

Игра: Подари доброе слово своему однокласснику, однокласснице

Педагог предлагает взять мяч ребенку, назвать положительное качество своего соседа и передать ему мяч. И так по кругу, пока мяч не обойдет всех детей.

          А теперь садитесь и закрасьте еще одну маленькую частичку вашего сердца - умение говорить добрые слова друг другу.

Задача 5.      Ребята, скажите, пожалуйста, чем может быть богат

               человек?  (умом, здоровьем, друзьями).

- Я предлагаю вам прочитать рассказ Л.Н. Толстого «Богач»

- Как вы думаете, о ком пойдет речь? Кого называют богачом?

- Чтобы проверить свои предположения, мы прочитаем этот рассказ и посмотрим: смогут ли герои рассказа стать новоселами в нашем доме.

Богач. Л.Н.Толстой

Умерла у Кати мать, умер и отец: осталась Катя круглою сиротою. Только и было у Кати родных, что дядя с теткой.

Дядя и говорит своей жене: «Примем Катюшу к себе!»

А тетка говорит: «Как возьмем Катюшу, так последние наши гроши на нее пойдут: не на что будет и соли купить, похлебку посолить».

- А мы ее и несоленую, похлебку-то! – ответил мужик.

Так дядя и взял к себе жить сиротку Катю.

- Кто остался из родных у Кати?

- Почему тетка не хотела взять Катю к себе?

- Что ей в ответ сказал дядя?

- Чем же богат Катин дядя?

- Что же, по мнению Толстого, является главным богатством для человека? ( Душевная щедрость, доброта, милосердие)

               -Как вы думаете, можно ли прожить без друзей?

               - Друзья познаются в беде или  радости?

               - А  есть ли у вас друзья?

               Сейчас мы это проверим. Ваша задача - нарисовать у

               дерева столько корней, сколько у вас друзей.

                                           Дети рисуют

                                          "Дерево дружбы"

                   (готовые рисунки прикрепляются на доску)

Есть очень верная,  мудрая пословица "Дерево сильно корнями, а

человек ….. друзьями".  «Дружба крепка не лестью, а правдой и честью» И, судя по вашим рисункам, у нас теперь получился целый лес  дружбы.

- Что друзья могут делать вместе? (играть, работать,

               учиться, отдыхать, смеяться, разговаривать, молчать).

                           Вот о такой дружбе мы послушаем

                                     стихотворение:  

         

               - Что друзья могут делать вместе? (играть, работать,

               учиться, отдыхать, смеяться, разговаривать, молчать).

                           Вот о такой дружбе мы послушаем

                                     стихотворение:  

Что такое дружба?

Каждый знает

Может быть и спрашивать смешно.

Слово "дружба" что обозначает?

Может быть, поход вдвоем в кино,

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

Ну, а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

Скажем, Паша  стены разукрасил,

А Илья все видел и молчит.

Разве это дружба, если кто-то

Дроби дома не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок дает ему списать.

Разве это дружба, если двое

Вздумали уроки прогулять,

А спросила мама: "Вы не в школе?"

Оба дружно начинают врать.

Ну, а может, дружба-это если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою пересыпая лестью,

И не скажет резкость никогда?

Что такое дружба? Каждый знает!

Может быть и спрашивать смешно.

Ну а все же, что обозначает это слово?

Значит что оно?

Дружба - это если друг твой болен

И не может в школу приходить,-

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить,

Терпеливо объяснять заданья,

На себя взять часть его забот,

Отдавать ему свое вниманье

Дни, недели, месяц или год…

Если друг твой что-то, к сожаленью,

Плохо сделал или же сказал,

Надо честно, прямо, без сомненья

Правду рассказать ему в глаза.

Может быть, понять он все не сможет,

Может быть, обидится он вдруг,

Все равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг!

Дружба в радости и дружба в горе,

Друг последнее всегда отдаст.

Друг- не тот, кто льстит,

А тот, кто  спорит,

Тот, кто не обманет, не продаст.

Дружба никогда границ не знает,

Нет преград для дружбы никаких.

Дружба на Земле объединяет

Всех детей - и белых, и цветных.

Дружба - это если пишут дети

Письма детям из другой страны.
Дружба- это мир на всей планете

Без сирот, без ужасов войны.

Песня «Дружба»

Итак, дружба может быть настоящей только тогда, когда друзья внимательно относятся друг к другу, умеют тонко наблюдать за настроением, душевным состоянием друга, разделяют его радости и огорчения. Если  в вашем   ДОБРОМ сердце есть  хотя бы частичка этих качеств, закрасьте это в своем сердечке-карточке.

                                     Р Е Ф Л Е К С И Я:

    Сегодня мы постарались разобраться в самих себя и ответить на вопросы:  Какой я?      Какое у меня сердце?

                 Покажите модели своих сердец.

                 Какими качествами обладают ваши сердца?

                 (Мое сердце доброе, заботливое, внимательное.

                   Мое доброе сердце умеет прощать.

                   Мое сердце щедрое, доброе

                   Я  умею сказать другу хорошие, добрые слова.

                   Я настоящий друг, у меня много хороших, добрых, друзей.)

Скажите, каким словом можно объединить все эти  замечательные качества , какое  слово чаще всего повторялось сегодня на нашем занятии?    Это ДОБРОТА. Правильно,  ДОБРОЕ сердце всегда подскажет вам как поступить, что сказать. Люди издавна ценили доброту как главное качество личности .

Со словами замечательного стихотворения мы подарим нашим гостям памятные сувениры.

Добрым быть совсем, совсем непросто,

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета,

Доброта - не пряник, не конфета.

Только надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если станем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем, совсем непросто,

Не зависит доброта от роста.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

А сейчас приглашаем наших гостей всем вместе исполнить песню

                                 "Дорога добра".

Песня «Всё можно сосчитать»

                                 

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОБЖ" Незнакомый человек на улице.Опасно ли это?"

Конспект урока по ОБЖ в  интегрированном курсе окружающего мира. Данный урок проводился для разновозрастной аудиториии детей. Данный конспект участвовал в фестивале педагогических идей " Открытй ...

Коррекционное занятие "Правила поведения при общении с незнакомыми людьми"

Занятие построено в виде беседы с разбором конкретных опасных для жизни и здоровья ситуаций и путях выхода из них. Рекомендуется использовать больше наглядного и понятного детям материала....

Как уберечь детей от незнакомых опасных людей

Сегодня, когда мы почти каждый день слышим о том, что пропадают дети, о жертвах педофилов и прочие страсти - считаю, что каждый родитель должен провести со своими детьми разъяснительную работу. Хороши...

Беседа «ОСТОРОЖНОСТЬ ПРИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С ЧУЖИМИ И НЕЗНАКОМЫМИ ЛЮДЬМИ»

БЕСЕДА:  «ОСТОРОЖНОСТЬ  ПРИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ   С ЧУЖИМИ И НЕЗНАКОМЫМИ ЛЮДЬМИ»ЦЕЛЬ:  научить детей выходить из трудных ситуаций, проверить уровень знаний  при общении с ч...

Такой незнакомый Paint.

Допустим, вы плохо рисуете, а на компьютере тем более. Познакомтесь с этой работой и вы сможите используя простейший графический редактор Paint  выполнить рисунок аналогичный рисунку вз...