РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
рабочая программа (3 класс) на тему

Чепрасова Светлана Викторовна

Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 1 – 4 классов. Количество часов в год: 1 класс – 33 часа, 2-4 класс – 34 учебных часа в год.

В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля,  опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу,  разработка и создание экознаков,  знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_ekolog.docx44.06 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          УТВЕРЖДАЮ

                                                                       Директор «СОШ № 61»

_________________Блатман О.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности

«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

для изучения учащимися 3-«Б» класса,
разработана  учителем начальных классов
первой квалификационной категории

ЧЕПРАСОВОЙ СВЕТЛАНОЙ ВИКТОРОВНОЙ

 

                                                                         

.

Саратов

2014- 2015 учебный год

Пояснительная записка

Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

        Актуальность. Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала 21 века.

        В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребёнка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей своё место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников.

        В процессе работы по экопрограмме дети проявили любознательность и живой интерес к познанию мира природы, их активность в изучении вопросов экологического характера стала значительно выше, большинство из воспитанников проявили желание более глубоко изучать природу родного края, их поведение в окружающей биосфере стало более осознанным и адекватным. Миссией образовательного учреждения является создание социальной ситуации развития ребёнка. Обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна  осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром. Необходимым средством эффективной реализации эколо-ориентированной педагогической деятельности коллектива является образовательная программа «Юный эколог».

         Цель программы «Юный эколог» – формирование и развитие  экологически сообразного поведения у младших школьников.

Программа «Юный эколог» ставит перед собой следующие задачи:

  1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
  2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
  3. Формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей.
  4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
  5. Становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию самоценности Природы.
  6.  Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
  7. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков  людей по отношению к здоровью и миру природы.
  8. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
  9. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Основные принципы содержания программы:

  • принцип единства сознания и деятельности;
  • принцип наглядности;
  • принцип личностной ориентации;
  • принцип системности и целостности;
  • принцип экологического гуманизма;
  • принцип краеведческий;
  • принцип практической направленности.

Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 1 – 4 классов. Количество часов в год: 1 класс – 33 часа, 2-4 класс – 34 учебных часа в год.

В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля,  опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу,  разработка и создание экознаков,  знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчеств

Планируемые результаты освоения обучающимися программы  внеурочной деятельности

Ожидаемые результаты

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

При создании программы использовались материалы программы кружка «Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2012. – 331с.

                                        Тематический план

3-й год обучения

№ раз-

дела

№ за-

нятия

                         Тема

Теория

Практика

1

 

Введение

5

 4

 

1

Вводное занятие. Мы – жители планеты Земля. Планеты в Солнечной системе.

1

 

 

2

Что такое экология? Экология и мы. Что такое окружающая среда и окружающая природа?

1

 

3

Организм и окружающая среда. Место человека в мире природы.

1

 

4

Сентябрь – ранняя осень. Сентябрь – Хмурень.

1

 

5

Первые уроки экологической этики. Невидимые нити.

1

2

Неживое в природе

6

2

 6

Неживая природа. Солнце – источник тепла и света.

1

 

7

Вода, её признаки и свойства. Берегите воду!

1

1

 

8

Почва – святыня наша. Состав и свойства почвы.

1

 

9

Погода. Климат. Прогноз погоды. Представление погоды по народным приметам. Октябрь – золотая осень. Октябрь – Грязник.

1

1

 

10

 Времена года в неживой природе. Обращение юных экологов к ровесникам.

 1

 

11

Кислотные дожди. Почему нельзя…?

 1

 

Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой

21

14

 

12

Практикум «Хлебные крошки». Ноябрь – Листогной.

1

 

13

Кто улетит, а кто останется. Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни.

1

1

 

14

Экологические связи неживой и живой природы.

1

 

15

Вода и жизнь.

1

 

16

Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Декабрь – Студенец.

 1

1

 17

Растения рядом. Растение – живой организм. Будем понимать и любить растения!

1

 

18

Мы – за экологические поступки. Узнай экологический знак. Памятки для детей и взрослых.

1

 

 

19

Разнообразие царств растений. Деревья твоего двора. Январь – Просинец.

 1

1

 

20

Комнатные растения. Размножение комнатных растений. Приспособления растений к разным средам обитания.

1

 1

 

21

Теплолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые.

1

 1

 

22

Хвойные, лиственные, цветковые, дикорастущие и культурные растения.

1

23 

Растения луга, сада, поля и огорода.

1

 

24

Лекарственные растения. Февраль – Бокогрей.

1

 1

 

25

Разнообразие ягод

1

 

26

Проводы зимы. Праздник «Масленица».

 1

1

 

27

Размножение растений. Такие удивительные растения!

1

 

28

Март – Проталник. Возвращение перелётных птиц в родные края.

1

 

29 

Царство грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

1

1

 

30

Бледная поганка – королева ядовитых грибов. Апрель – Снегогон.

1

 

 

31

Микроскопические грибы.

 1

1

 32

Май – Травень. Сельскохозяйственные работы на участке.

 3

Заключение. Мы – юные экологи.

2

1

 

33

Обобщение проделанной экологической работы за год.

 1

 

34

Праздник «Тайник Вселенной». Летнее экологическое задание.

1

1

 

 

Итого: 34 часа

 

 

                                    

Содержание программы

3 класса (34 ч)

Введение (5 ч)

Вводное занятие. Мы – жители планеты Земля. Планеты в Солнечной

системе. Что такое экология? Экология и мы. Что такое окружающая среда

 и окружающая природа? Организм и окружающая среда. Место человека

 в мире природы. Сентябрь – ранняя осень. Сентябрь – Хмурень. Первые

 уроки экологической этики. Невидимые нити.

2. Неживое в природе (6 ч)

Неживая природа. Солнце – источник тепла и света. Вода, её признаки и

свойства. Берегите воду!  Почва – святыня наша. Состав и свойства почвы.

Погода. Климат. Прогноз погоды. Представление погоды по народным

приметам. Октябрь – золотая осень. Октябрь – Грязник. Времена года в

неживой природе. Обращение юных экологов к ровесникам. Кислотные дожди.

      Почему нельзя…?

3. Живое в природе.

Экологические связи между неживой и живой природой (21ч)

Практикум «Хлебные крошки». Ноябрь – Листогной. Кто улетит, а кто останется. Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни.

Вода и жизнь. Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Декабрь – Студенец. Растения рядом. Растение – живой организм. Будем понимать и любить растения! Мы – за экологические поступки. Узнай экологический знак. Памятки для детей и взрослых. Разнообразие царств растений. Деревья твоего двора. Январь – Просинец. Комнатные растения. Размножение комнатных растений. Приспособления растений к разным средам обитания. Комнатные растения. Размножение комнатных растений. Приспособления растений к разным средам обитания. Комнатные растения. Размножение комнатных растений. Приспособления растений к разным средам обитания. Хвойные, лиственные, цветковые, дикорастущие и культурные растения. Растения луга, сада, поля и огорода. Лекарственные растения. Февраль – Бокогрей. Лекарственные растения. Разнообразие ягод. Проводы зимы. Праздник «Масленица». Размножение растений. Такие удивительные растения! Март – Проталник. Возвращение перелётных птиц в родные края. Царство грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Бледная поганка – королева ядовитых грибов. Апрель - Снегогон. Микроскопические грибы. Май - Травень.  Сельскохозяйственные работы на участке.

4. Заключение.

Мы – юные экологи.. (2 ч.)

Обобщение проделанной экологической работы за год. Праздник «Тайник

Вселенной». Летнее экологическое задание.

Литература

Для учителя:

1.               Александрова, Ю. Н. Юный эколог  Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2012. – 331 с.

2.               Безруков, А. Занимательная география  Текст  /А. Безруков, Г. Пивоварова. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2001

3.               Бугров, А. Н. Шабалин, В. М. География Прокопьевского района  Текст/ А. Н. Бугров, В. М. Шабалин. – Администрация Прокопьевского района , 1999.

4.               Времена года. Православный календарь.  Текст  - Ростов н/Д. АО «Книга», 1995.

5.               Гаев, Л. Наши следы в природе  Текст /Л. Гаев, В. Самарина. – М. : Недра, 1991.

6.               Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы  Текст  /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007.

7.               Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников  Текст  /А. Ердакова //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22.

8.               Ишутинова, Л. М. Грибы – это грибы  Текст /Л. М. Ишутинова //Начальная школа. – 2000. - № 6.- С.68.

9.               Кошевой, В. А. и др. География: 6 класс «Мир Земли»  Текст  /В. А. Кошевой. – М.: Издательский дом «С – ИНФО»; Издательство «Баланс», 1999.

10.          Кларина, М. М. Экономика и экология для малышей.  Текст  / М. М. Кларина. – М.: Вита - Пресс, 1995.

11.          Клёнов, А. Малышам о минералах  Текст / А. Клёнов. – М.: Педагогика - Пресс, 1993.

12.          Крылов, Г. Растения здоровья  Текст / Г. Крылов. – Новосибирск, 1989. Лазаревич, К. С. Физическая география  Текст  / К. С. Лазаревич. –М.: Московский лицей, 1996.

13.          Лебедев, Н. Н. Занимательные вопросы по природоведению  Текст  / Н.Н.Лебедев. – М.: Учпедгиз, 1961.

14.          Мытарев, А. А. Наш край родной  Текст / А. А. Мытарев. – Кемерово, 1977.

15.          Моисеев, В. Земля Кузнецкая   Текст /В. Моисеев. – Кемерово, 1986                   Мир и человек  Атлас. – М.,1987.

16.          Моисеев, В. Наедине с природой  Текст /В. Моисеев. – Чимкент. МП «АУРИКА», 1993.

17.          Новицкая, М. Ю. Введение в народоведение. Родная земля: 1-2 кл.: учебник – тетрадь №3  Текст / М. Ю. Новицкая. –М.: Дрофа, 1997.

18.          Моложавенко, В. С. Тайна красоты  Текст / В. С. Моложавенко. – М., 1993.

19.          Попов, А. Траволечебник  Текст / А. Попов. – Кемерово, 1993.

20.          Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа  Текст  /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.

21.          Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст  /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.

22.          Плешаков, А. А. Зелёные страницы  Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.

23.          Садчикова, О. Г. и др..Занимательная география  Текст  /  О. Г. Садчикова. –Ростов н/Д: Феникс, 2006.

24.          Смирнова, Н. П. По материкам и океанам  Текст  / Н. П. Смирнова. – М.: Просвещение, 1988.

25.          Соловьёв, Л. И. География Кемеровской области. Природа.  Текст  /Л. И. Соловьёв. – Кемерово, 2006.

26.          Соловьёв, Л. И. Книга о природе Кузбасса. Текст  /Л. И. Соловьёв. – Кемерово, 2008.

27.          Сухарев, Ю. Ф. Природоведение  Текст / Ю. Ф. Сухарев. – Чапаевск, 1998.

28.          Сосновский, И. П. Уголок природы в школе  Текст  / И. П. Сосновский, В. И. Корнеева. – М.: Просвещение, 1986.

29.          Симаков, Ю. Г. Живые приборы  Текст / Ю. Г.Симаков. – М.: Знание, 1986.

30.          Хренов, Л.С. Народные предметы и календарь  Текст  / Л. С. Хренов. – М.: Агропромиздат, 1991.

31.          Шиппард, Ч. Жизнь кораллового рифа  Текст  / Ч. Шиппард. – Ленинград: Гидрометиздат, 1987.

32.          Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.

33.          Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.

34.          Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.

35.          Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.

36.          Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.

37.          Юный натуралист: журнал. – 1988. - № 5.              

 

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" первый год обучения.

В процессе обучения используется следующее учебное пособие: Экологический дневник Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное ес...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог".

Программа по организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Эколог» предназначена для работы с детьми 1 - 4 кл...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Юный эколог.

Программа по организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Эколог» предназначена для работы с детьми 1 - 4 классов, является механизмом расширения знаний о родном крае, ...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог"

рабочая программа по внеурочной деятельности в рамках кружка "Юный эколог" ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" 1-4 кл

В числе основных задач курса — творческое развитие личности ребенка, поэтому особое внимание уделено развитию воображения. В каждом задании, на каждом занятии детям дается возможность проявить фантази...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" третий год обучения.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" третий год обучения....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" второй год обучения.

Рабочая программа составлена на основе дополнительной образовательной программы «Юный эколог» Н.А. Ежовой, в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на формирование экологической компе...