Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" третий год обучения.
рабочая программа (3 класс) по теме

Ежова Наталья Александровна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" третий год обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_3_god.docx38.28 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

___________/Иванова М.А../

Протокол № ____

от «____» августа   2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 34 с

углубленным изучением художественно-эстетических предметов»

____________/Ткаченко Л.И./

«_____  »  августа  2013  г.

«Утверждено»

Руководитель МОУ «СОШ № 34 суглубленным изучением художественно-эстетических предметов»

_________/Бортникова  Н.Ф./

 Приказ №__от

«_____» сентября  2013 г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Юный эколог»

учителя начальных классов, высшей квалификационной категории

Ежовой Натальи Александровны

(третий год обучения)

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №1от

«31»  августа2013г.

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе дополнительной образовательной программы «Юный эколог» Ежовой Н.А., в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на формирование экологической компетентности   обучающихся 3 класса и способствует развитию их  личностных, познавательных,  коммуникативных и социальных  качеств.

        В процессе обучения используется следующее учебное пособие: Морозова Е.Е., Исаева О.А., Федорова О.А., Золотухина О.А. «Эколого-образовательный проект «Школа добрых дел». Серия: начальное естественно-математическое образование. Учебное пособие для учащихся начальной школы. Саратов. Издательство: ИЦ «Наука» 2011. 48 с.

Экологическое образование определяется  как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование не только системы знаний и умений, ценностных ориентаций, но и формирование нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды. В развивающейся системе непрерывного экологического образования  всё более весомую роль стала играть начальная школа. Это связано, прежде всего,  с тем, что на начальном этапе школьного обучения закладывается фундамент личности, его многогранных отношений с природой и обществом. В сфере экологического образования младших школьников на первый план выдвигается формирование ответственного отношения к природе и становление экологического мышления.

Цель программы: развитие личности через приобщение к  экологической культуре, в том числе культуре сохранения и поддержания здоровья,  базирующейся на научном  знании, экологическом мировоззрении, личной и коллективной ответственности за судьбу планеты.

Данная цель достигается  решением следующих задач:  

  • воспитание у детей ценностных ориентаций в их отношениях с окружающей средой;
  • становление и развитие у детей целостного мировосприятия;
  • активное присвоение детьми нравственных норм, запретов и предписаний в отношениях между природой и обществом;
  • формирование у детей начального опыта защиты природной среды и культуры здорового образа жизни.

Внеурочные занятия проводятся в группе (14 человек) во второй половине дня по 1 часу в неделю (всего - 32 часа).

Формы и методы обучения:
В процессе занятий используются различныеформы занятий:традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные
методы:
Методы
, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение)  и др.);

- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный  – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- частично-поисковый  – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский  – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- групповой – организация работы в группах;

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • основы   экологической культуры, проявляющиеся  в любви и ценностном отношении к окружающей природе;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешностиэкологической деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости экологической деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения экологической задачи с использованием учебной и дополнительной литературы.
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов экологической  деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • сформировать основы   экологической культуры, проявляющиеся  в любви и ценностном отношении к окружающей природе;
  • сформировать навыки работы по уходу за комнатными растениями;
  • приобретение школьником социальных знаний об экологии, о принятых в обществе нормах отношения к природе:
  • овладение способами самопознания, рефлексии;
  • наличие  позитивных поведенческих реакций  в процессе взаимодействия с окружающим миром.

Тематическое планирование курса

3 год – блок «Школа добрых дел». (32 часа)

Дата

Тема занятий

Содержание

Планируемые результаты

по плану

по факту

1

Что нас окружает?. Природа живая и неживая.

Разнообразие природы. Природа живая и неживая. Включённость в мир природы.

Различать живую и неживую природу.

04.09

          1час

2

О школе.Знакомство с экологической АЗБУКОЙ.

Взаимодействие с природнымобъек-том. Ощущение  своей включённости в мир природы.

Иметь позитивное отношение к цен-ностям нашего общества.

11.09

        1час

3

Правила поведения в школе.Экологическая Азбука.

Ощущение  своей включённости в мир природы.О правилах поведения в школе.

Понимание школьником социальной реальности и повседневной жизни.

18.09

1час

4

Правила поведения в школе.Путешествие в Экоград.

Что такое Экоград? Расширение опыта восприятия приро-ды. Беседа о правилах поведения в школе.

Приобретение экологических знаний. Уметь строить свои высказывания, убеждать сверстников.

25.09

1час

5

Игра «Бывает – не бывает». Жизнь камней.

Связь человека с неживой природой.

Приобретение экологических знаний. Позитивное отношение  к школе, товарищам, уважительное отношение к учителям.

02.10

1час

6

Игра-драматизация       « Сказка о пропавшей школе»

Школа  в моейжиз-ни. Значение школы. Наблюдение, иссле-дование .

Приобретение необходимых  знаний о школе. Проявление интереса к школе.

09.10

1час

7

Знакомство с историей.Когда появились первые школы.

Первая школа в России.Школа в моей жизни. Значение школы. Наблюдение,

исследование .

Приобретение исторических  знаний о школах. Уметь выполнять учебную задачу.

16.10

1час

8

Какие дела можно назвать добрыми?

Добрые дела  в моей жизни. Добрые поступки, друзья. Наблюдение, исследование .

Уметь выполнять наблюдения и коррек-тировать.

23.10

1час

9

«Школа будущего – будущее школы»

Представление школы будущего в индивидуальном проекте. Рассказ о друге.

Уметь выполнять наблюдения и коррек-тировать.

30.10

1час

10

Игра – спектакль «Кто самый важный?». Беседа с доктором Айболитом.

Превращение кукол в живые объекты природы. Кто же самый важный?

Уметь сопереживать, сочувствовать живым существам.Уметь работать в группах

13.11

1час

11

В природе всё взаимосвязано.

Явления природы. Презентация.

Приобретение экологических знаний.

20.11

1час

12

Виртуальный проект «Школа будущего»

Умение работать над проектом, проявле-ние творчества.

Умение высказывать личное мнение и умение  работать в группах .

27.11

1час

13

Виртуальный проект «Школа будущего»

Творческое задание.Умение работать над проектом.

Умение высказывать личное мнение и умение  работать в группах .

04.12

1час

14

Виртуальный проект «Школа будущего»

Творческое задание: рисунки. Умение высказывать личное мнение.

Приобретение опыта в ходе практических действий. Умение высказывать личное мнение и умение  работать в группах .

11.12

1час

15

Что такое экологические проекты?

Получать знания об экологических проектах .

Получать опыт работы в группах, уметь высказывать своё мнение.

18.12

1час

16

Выбираем работу в эколого-образовательных проектах.

Беседа. Формируем представления о проектах.

Умение работать в группах.

25.12

1час

17

Проект «Вода для каждого нужна»

Работа в экологичес-ком дневнике. Беседа.

Приобретение экологичеких знаний

15.01

1час

18

Проект «Покормите птиц»

Отгадывание зага-док .Акция.Умение принимать участие в акциях.Что это такое.

Развивать логическое мышление, уметь разгадывать загадки.

22.01

1час

19

Проект «Экологическая почта». В гостях у Старичка Лесовичка.

Поведение в лесу. Рисуем лес.Ролевая игра .

Уметь выполнять эскиз на заданную те-му, анализируя заданную проблему.

29.01

мороз

05.02

1час

20

Проект «Помощь бездомным животным»

Работа с экологичес-ким дневником. Ролевая игра. Участие в акции.

Получать опыт работы с дневником наблюдения и активное участие в акции.

05.02

12.02

1час

21

Проект «Вредные и полезные советы». В гостях у жителей Цветочного города.

Природные «фабрики и заводы» Растения – источники жизни..Практич. работа.

Получать опыт работы с бумагой и клеем, уметь высказывать своё мнение.

12.02

19.02

1час

22

Проект «Растения индикаторы чистоты воздуха»

Тайна о том, как устроены наши растения, презента-ция.

Уметь видеть красоту растений, получить новые знания о природе.

19.02

26.02

1час

23

Проект «Растения ближайшего окружения»

Растения – источник знаний. Что они значат для тебя.

Знать правила и нормы поведения в природе.

26.02

05.03

1час

24

Проект «Пёстрый мир Зелёной планеты»

Тест.  Можно ли убрать на планете все растения и что произойдёт с нами?

Уметь анализировать свои действия, по-ложительное и негативное отношение к природе.

05.03

12.03

1час

25

Проект «Красная книга Саратовской области – сигнал опасности»  Экскурсия.

Роль растений на планете. Связь между растениями.

Уметь видеть красоту растений, получить новые знания о при-роде.

12.03

19.03

1час

26

Проект «Наши друзья – домашние животные» Пишем письмо Зелёному Другу.

Творческое задание. Пишем письмо растению, которое выбрали ребята.

Творчески подходить к выполнению поставленных задач.

19.03

1час

27

Проект «Планета цвета»

Позитивное отноше-ние к живым объектам. Что может рассказать камень. Игра.

Приобретение экологических знаний

02.04

1час

28

«Что полезного я сделал?».

Растения в природе и жизни человека. Практич. занятие.

Получать опыт работы с растениями, уметь высказывать своё мнение.

09.04

1час

29,

30

Обобщающее тестирование.Экосказка «Теремок»

Экскурсия в природу.

Ролевая игра. Выбор сказочных героев. Игра- инсценировка  экологической сказки.

Знать правила и нормы поведения в природе.

16.04

23.04

2часа

31-

32

Работа на пришкольном участке

Изготовление поделки из при-родного материала. Выставка. Практическая  работа.

Уметь работать с природным материа-лом. Приобретение опыта в ходе практических действий.

30.04

07.05

14.05

21.05

28.05

2часа

Литература.

При составлении программы использованы методические пособия:

  1. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» (Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010);

  1. «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – М.: Просвещение, 2010);

  1. «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа» (Е.С.Савинов. – М.: Прсвещение, 2010);

  1. «Планируемые результаты начального общего образования» (под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой, М.: Просвещение, 2010);

  1. «Совершенствование экологообразовательной деятельности в Саратовской области» (Е.Е.Морозова, О.И.Кайота. – Изд-во Саратовского университета, 2011).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" первый год обучения.

В процессе обучения используется следующее учебное пособие: Экологический дневник Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное ес...

Рабочая программа по внеурочной проектной деятельности «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ»

Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлаг...

Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивного клуба «Мир спорта» Ступень обучения 2 класс Количество часов 102

Рабочая программа по  внеурочной  деятельности  спортивного клуба  «Мир спорта»  Ступень обучения  2 класс     Количество часов  102    Автор сос...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" второй год обучения.

Рабочая программа составлена на основе дополнительной образовательной программы «Юный эколог» Н.А. Ежовой, в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на формирование экологической компе...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению" в 1 классе.

Курс внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» реализуется с 1 по 4 класс, рассчитан на 135 часов всего, в первом классе 33 часа в год, 1 час в неделю.Рабоча...