Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" третий год обучения.
рабочая программа (3 класс) по теме
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" третий год обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.28 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО ___________/Иванова М.А../ Протокол № ____ от «____» августа 2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 34 с углубленным изучением художественно-эстетических предметов» ____________/Ткаченко Л.И./ «_____ » августа 2013 г. | «Утверждено» Руководитель МОУ «СОШ № 34 суглубленным изучением художественно-эстетических предметов» _________/Бортникова Н.Ф./ Приказ №__от «_____» сентября 2013 г. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Юный эколог»
учителя начальных классов, высшей квалификационной категории
Ежовой Натальи Александровны
(третий год обучения)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №1от
«31» августа2013г.
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе дополнительной образовательной программы «Юный эколог» Ежовой Н.А., в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на формирование экологической компетентности обучающихся 3 класса и способствует развитию их личностных, познавательных, коммуникативных и социальных качеств.
В процессе обучения используется следующее учебное пособие: Морозова Е.Е., Исаева О.А., Федорова О.А., Золотухина О.А. «Эколого-образовательный проект «Школа добрых дел». Серия: начальное естественно-математическое образование. Учебное пособие для учащихся начальной школы. Саратов. Издательство: ИЦ «Наука» 2011. 48 с.
Экологическое образование определяется как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование не только системы знаний и умений, ценностных ориентаций, но и формирование нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды. В развивающейся системе непрерывного экологического образования всё более весомую роль стала играть начальная школа. Это связано, прежде всего, с тем, что на начальном этапе школьного обучения закладывается фундамент личности, его многогранных отношений с природой и обществом. В сфере экологического образования младших школьников на первый план выдвигается формирование ответственного отношения к природе и становление экологического мышления.
Цель программы: развитие личности через приобщение к экологической культуре, в том числе культуре сохранения и поддержания здоровья, базирующейся на научном знании, экологическом мировоззрении, личной и коллективной ответственности за судьбу планеты.
Данная цель достигается решением следующих задач:
- воспитание у детей ценностных ориентаций в их отношениях с окружающей средой;
- становление и развитие у детей целостного мировосприятия;
- активное присвоение детьми нравственных норм, запретов и предписаний в отношениях между природой и обществом;
- формирование у детей начального опыта защиты природной среды и культуры здорового образа жизни.
Внеурочные занятия проводятся в группе (14 человек) во второй половине дня по 1 часу в неделю (всего - 32 часа).
Формы и методы обучения:
В процессе занятий используются различныеформы занятий:традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- основы экологической культуры, проявляющиеся в любви и ценностном отношении к окружающей природе;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешностиэкологической деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости экологической деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения экологической задачи с использованием учебной и дополнительной литературы.
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов экологической деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- сформировать основы экологической культуры, проявляющиеся в любви и ценностном отношении к окружающей природе;
- сформировать навыки работы по уходу за комнатными растениями;
- приобретение школьником социальных знаний об экологии, о принятых в обществе нормах отношения к природе:
- овладение способами самопознания, рефлексии;
- наличие позитивных поведенческих реакций в процессе взаимодействия с окружающим миром.
Тематическое планирование курса
3 год – блок «Школа добрых дел». (32 часа)
№ | Дата | |||||
Тема занятий | Содержание | Планируемые результаты | по плану | по факту | ||
1 | Что нас окружает?. Природа живая и неживая. | Разнообразие природы. Природа живая и неживая. Включённость в мир природы. | Различать живую и неживую природу. | 04.09 | 1час | |
2 | О школе.Знакомство с экологической АЗБУКОЙ. | Взаимодействие с природнымобъек-том. Ощущение своей включённости в мир природы. | Иметь позитивное отношение к цен-ностям нашего общества. | 11.09 | 1час | |
3 | Правила поведения в школе.Экологическая Азбука. | Ощущение своей включённости в мир природы.О правилах поведения в школе. | Понимание школьником социальной реальности и повседневной жизни. | 18.09 | 1час | |
4 | Правила поведения в школе.Путешествие в Экоград. | Что такое Экоград? Расширение опыта восприятия приро-ды. Беседа о правилах поведения в школе. | Приобретение экологических знаний. Уметь строить свои высказывания, убеждать сверстников. | 25.09 | 1час | |
5 | Игра «Бывает – не бывает». Жизнь камней. | Связь человека с неживой природой. | Приобретение экологических знаний. Позитивное отношение к школе, товарищам, уважительное отношение к учителям. | 02.10 | 1час | |
6 | Игра-драматизация « Сказка о пропавшей школе» | Школа в моейжиз-ни. Значение школы. Наблюдение, иссле-дование . | Приобретение необходимых знаний о школе. Проявление интереса к школе. | 09.10 | 1час | |
7 | Знакомство с историей.Когда появились первые школы. | Первая школа в России.Школа в моей жизни. Значение школы. Наблюдение, исследование . | Приобретение исторических знаний о школах. Уметь выполнять учебную задачу. | 16.10 | 1час | |
8 | Какие дела можно назвать добрыми? | Добрые дела в моей жизни. Добрые поступки, друзья. Наблюдение, исследование . | Уметь выполнять наблюдения и коррек-тировать. | 23.10 | 1час | |
9 | «Школа будущего – будущее школы» | Представление школы будущего в индивидуальном проекте. Рассказ о друге. | Уметь выполнять наблюдения и коррек-тировать. | 30.10 | 1час | |
10 | Игра – спектакль «Кто самый важный?». Беседа с доктором Айболитом. | Превращение кукол в живые объекты природы. Кто же самый важный? | Уметь сопереживать, сочувствовать живым существам.Уметь работать в группах | 13.11 | 1час | |
11 | В природе всё взаимосвязано. | Явления природы. Презентация. | Приобретение экологических знаний. | 20.11 | 1час | |
12 | Виртуальный проект «Школа будущего» | Умение работать над проектом, проявле-ние творчества. | Умение высказывать личное мнение и умение работать в группах . | 27.11 | 1час | |
13 | Виртуальный проект «Школа будущего» | Творческое задание.Умение работать над проектом. | Умение высказывать личное мнение и умение работать в группах . | 04.12 | 1час | |
14 | Виртуальный проект «Школа будущего» | Творческое задание: рисунки. Умение высказывать личное мнение. | Приобретение опыта в ходе практических действий. Умение высказывать личное мнение и умение работать в группах . | 11.12 | 1час | |
15 | Что такое экологические проекты? | Получать знания об экологических проектах . | Получать опыт работы в группах, уметь высказывать своё мнение. | 18.12 | 1час | |
16 | Выбираем работу в эколого-образовательных проектах. | Беседа. Формируем представления о проектах. | Умение работать в группах. | 25.12 | 1час | |
17 | Проект «Вода для каждого нужна» | Работа в экологичес-ком дневнике. Беседа. | Приобретение экологичеких знаний | 15.01 | 1час | |
18 | Проект «Покормите птиц» | Отгадывание зага-док .Акция.Умение принимать участие в акциях.Что это такое. | Развивать логическое мышление, уметь разгадывать загадки. | 22.01 | 1час | |
19 | Проект «Экологическая почта». В гостях у Старичка Лесовичка. | Поведение в лесу. Рисуем лес.Ролевая игра . | Уметь выполнять эскиз на заданную те-му, анализируя заданную проблему. | 29.01 мороз | 05.02 | 1час |
20 | Проект «Помощь бездомным животным» | Работа с экологичес-ким дневником. Ролевая игра. Участие в акции. | Получать опыт работы с дневником наблюдения и активное участие в акции. | 05.02 | 12.02 | 1час |
21 | Проект «Вредные и полезные советы». В гостях у жителей Цветочного города. | Природные «фабрики и заводы» Растения – источники жизни..Практич. работа. | Получать опыт работы с бумагой и клеем, уметь высказывать своё мнение. | 12.02 | 19.02 | 1час |
22 | Проект «Растения индикаторы чистоты воздуха» | Тайна о том, как устроены наши растения, презента-ция. | Уметь видеть красоту растений, получить новые знания о природе. | 19.02 | 26.02 | 1час |
23 | Проект «Растения ближайшего окружения» | Растения – источник знаний. Что они значат для тебя. | Знать правила и нормы поведения в природе. | 26.02 | 05.03 | 1час |
24 | Проект «Пёстрый мир Зелёной планеты» | Тест. Можно ли убрать на планете все растения и что произойдёт с нами? | Уметь анализировать свои действия, по-ложительное и негативное отношение к природе. | 05.03 | 12.03 | 1час |
25 | Проект «Красная книга Саратовской области – сигнал опасности» Экскурсия. | Роль растений на планете. Связь между растениями. | Уметь видеть красоту растений, получить новые знания о при-роде. | 12.03 | 19.03 | 1час |
26 | Проект «Наши друзья – домашние животные» Пишем письмо Зелёному Другу. | Творческое задание. Пишем письмо растению, которое выбрали ребята. | Творчески подходить к выполнению поставленных задач. | 19.03 | 1час | |
27 | Проект «Планета цвета» | Позитивное отноше-ние к живым объектам. Что может рассказать камень. Игра. | Приобретение экологических знаний | 02.04 | 1час | |
28 | «Что полезного я сделал?». | Растения в природе и жизни человека. Практич. занятие. | Получать опыт работы с растениями, уметь высказывать своё мнение. | 09.04 | 1час | |
29, 30 | Обобщающее тестирование.Экосказка «Теремок» Экскурсия в природу. | Ролевая игра. Выбор сказочных героев. Игра- инсценировка экологической сказки. | Знать правила и нормы поведения в природе. | 16.04 23.04 | 2часа | |
31- 32 | Работа на пришкольном участке | Изготовление поделки из при-родного материала. Выставка. Практическая работа. | Уметь работать с природным материа-лом. Приобретение опыта в ходе практических действий. | 30.04 07.05 14.05 21.05 28.05 | 2часа |
Литература.
При составлении программы использованы методические пособия:
- «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» (Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010);
- «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – М.: Просвещение, 2010);
- «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа» (Е.С.Савинов. – М.: Прсвещение, 2010);
- «Планируемые результаты начального общего образования» (под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой, М.: Просвещение, 2010);
- «Совершенствование экологообразовательной деятельности в Саратовской области» (Е.Е.Морозова, О.И.Кайота. – Изд-во Саратовского университета, 2011).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" первый год обучения.
В процессе обучения используется следующее учебное пособие: Экологический дневник Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное ес...
Рабочая программа по внеурочной проектной деятельности «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ»
Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлаг...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/21/picture-408208-1393009198.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивного клуба «Мир спорта» Ступень обучения 2 класс Количество часов 102
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивного клуба «Мир спорта» Ступень обучения 2 класс Количество часов 102 Автор сос...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" второй год обучения.
Рабочая программа составлена на основе дополнительной образовательной программы «Юный эколог» Н.А. Ежовой, в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на формирование экологической компе...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/02/picture-795143-1464860172.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности (первый год обучения) "Занимательный английский"
Данная программа написана для УМК Excellent Starter (по Skinner C.)...
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/12/picture-84765.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению" в 1 классе.
Курс внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» реализуется с 1 по 4 класс, рассчитан на 135 часов всего, в первом классе 33 часа в год, 1 час в неделю.Рабоча...