Открытый урок по "Азбуке нравственности" на тему " Правила поведения в лесу."
план-конспект урока (3 класс) на тему

Каленова Людмила Юрьевна

Урок разработан в форме игры-путешествия, где дети встречаются со сказочными существами, выполняют задания и знакомятся с правилами поведения в лесу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravila_povedeniya_v_lesu.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие кружка «Азбука нравственности»,

3 «А» класс, учитель: Каленова Л.Ю.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Придумано кем-то и просто, и мудро

При встрече здороваться «доброе утро»!

- «Здравствуйте!», - скажем солнцу и птицам,

- «Здравствуйте!», - милым улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе «здравствуйте» слышно и вечером!

Здравствуйте девочки! – здравствуйте!

Здравствуйте мальчики! – здравствуйте!

Здравствуйте взрослые! – здравствуйте!

Здравствуйте, здравствуйте все!

  1. Введение в тему.

О светло – светлая и красно украшенная земля Русская!

Многими красотами ты нас дивишь: дивишь озерами многими, реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями чудными, зверьми различными и птицами бесчисленными

                                                        Из летописи XIII века

- Дети, как бы вы назвали одним словом все перечисленное в эпиграфе?

- Вы хотите совершить познавательную прогулку в природу?

- Послушайте внимательно стихотворение и догадайтесь, в какой уголок природы мы сегодня отправимся.

                                /Ученик/

                Здравствуй, лес, дремучий лес,

                Полный сказок и чудес!

                Ты о чем шумишь листвою

                Ночью темной, грозовою?

                Что там шепчешь на заре,

                Весь в росе, как в серебре?

                Кто в глуши твоей таится?

                Что за зверь? Какая птица?

                Все открой, не таи!

                Ты же видишь – мы свои!

                                                С. Погореловский

- Кто догадался куда мы пойдем?

- Ребята, когда вы идете на природу, в лес, вы должны хорошо знать, как надо себя вести. Сегодня вы познакомитесь с этими правилами. А сначала мы поздороваемся с лесом.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

                        Полный сказок и чудес!

- Что же такое лес?

В толковом словаре русского языка лес – это пространство, покрытое растущими и рослыми деревьями. Но какое же это огромное пространство!

Давайте представим, что космонавты взяли нас в свое космическое путешествие. Как интересно было бы взглянуть на родную планету. И вот что удивительно: у нашей Земли, оказывается два главных цвета: голубой и зеленый. Голубой – это цвет океанов, а зеленый – лесов.

- Человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог нам лес? Предлагаю послушать стихотворение, чтобы вы смогли ответить на хитрый вопрос.

С. Никулина «Русский лес»

                Нет ничего милее

                Бродить и думать здесь.

                Излечит, обогреет,

                Накормит русский лес.

                А будет жажда мучить,

                То мне лесовичок

                Средь зарослей колючих

                Покажет родничок.

                                Нагнусь к нему напиться –

                                И видно все до дна.

                                Течет вода – водица,

                                Вкусна и холодна.

                                Нас ждет в лесу рябина,

                                Орехи и цветы,

                                Душистая малина

                                На кустиках густых.

                Ищу грибов поляну

                Я, не жалея ног,

                А если и устану –

                Присяду на пенек.

                Лес очень любит пеших,

                Для них совсем он свой.

                Здесь где-то бродит леший

                С зеленой бородой.

                Жизнь кажется иною

                И сердце не болит,

                Когда над головою,

                Как вечность лес шумит.

- Почему мы с лесом дружим? Для чего он людям нужен?

  1. Работа по теме урока.

Рассказ учителя:

Наши предки славяне жили в лесу. В самом прямом смысле. Лес начинался сразу за оградой двора.

        Из дерева делали все – от ложек до пуговиц. Лес кормил людей грибами, ягодами, дичью. Поэтому к нему относились с огромным уважением. Как к кормильцу каждой семьи.

- Дети, а что значит относиться к лесу с уважением?

- Это значит почитать каждое дерево, словно живое существо. А дерево ведь и, правда, живое. Особенно почитались дуб, береза, сосна. Перед тем, как срубить такое дерево на строительство дома, славяне просили у него прощения. Да и другим деревьям кланялись.

        Бывало, что кто – нибудь пойдет в лес и не вернется. Может, медведь задрал? А может, еще какой лесной хозяин?

- А знаете ли вы, дети, как предки называли лесного хозяина?

        

(Рассказ ученика о лешем)

Главный лесной хозяин – Леший. То есть «лесной». Он похож на человека и не похож. Глаза горят зеленым огнем. На лице ни ресниц, ни бровей. Волосы у него длинные, и тело шерстью покрыто. Одевается он в мужскую одежду, только запахнута она на левую сторону. Левая сторона – всегда неправильная. Перейдет Леший дорогу путнику, и тот собьется с пути, будет плутать по лесу до изнеможения. Отсюда и выражение: «Леший попутал». Но иногда Леший, наоборот, поможет человеку домой вернуться и от хищных зверей защитит. Такой вот он непостоянный – то злой, то добрый.

- Трудно уйти от Лешего, если он человеку повстречается. Трудно, но можно. Для вас, дети, Леший приготовил испытание – викторину о природе. Если с вопросами викторины справитесь, то дальше в путь – дорогу отправитесь.

                        Викторина о русской природе.

  1. Из какого дерева делают спички? (Из осины)
  2. Какое дерево применяется для изготовления лыж? (Береза)
  3. Какое дерево цветет первым? (Ольха)
  4. У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина)
  5. Из какого дерева делают пианино? (Из ели)
  6. Какие дрова самые жаркие? (Дубовые, березовые)
  7. Какое дерево поит нас сладким соком? (Береза, клен)
  8. Какое дерево живет дольше других деревьев? (Дуб)
  9. Как называют плоды дуба? (Желуди)
  10. Листья какого дерева и без «ветра трепещут»? (Осина)

- Справились с заданием, молодцы! Задобрили Лешего. На добро Леший злом не отвечает. Может, всего-то и нужно ему, чтобы человек вел себя в лесу аккуратно, а не так, как герои из стихотворения «Черемуха» З. Александровой:

                                (читает ученик)

                        Расцвела черемуха около ручья,

                        На апрельском солнышке ветками шепча.

                        Легкая, как облачко, чистая, как снег,

                        Радовался деревцу каждый человек.

                        Приходили девочки посидеть под ней,

                        И могла цвести она много - много дней.

                        - Это чья черемуха?

                        - Да она ничья, белая снегурочка около ручья…

                        Мимо бабка ехала, оглядясь вокруг,

                        Сразу от черемухи отломила сук.

                        Городские школьники шли в далекий путь.

                        Увидав черемуху, стали ветки гнуть.

                        Прибежали девочки, а снегурки нет…

                        Лишь в пыли валяется вянущий букет.

                        А была черемуха чистая, как снег.

                        Радовался деревцу каждый человек.

- Что стало с белой черемухой?

- Что нужно делать, чтобы подобных вещей не было?

                

                        Правила от Лешего:

  • Не ломай деревьев и кустарников.
  • Не повреждай кору деревьев.
  • Не разоряй муравейники.
  • Не разводи огонь.

- Прогулка наша лесная продолжается. И на пути нам болото встречается.

Реки, ручьи, озера, родники тоже должны быть кем-то оберегаемы.

- Знаете ли вы, как зовут хозяина лесных вод?

                        (Рассказ ученика)

        Представлялось людям, что водяной живет на больших реках, озерах и болотах. Любит омуты возле мельниц. Плавает иногда на чурбане или коряге. Это некрасивый старик с длиной бородой, зелеными усами и весь в тине. Любит тишину и может неделями отдыхать на дне, не показываясь из воды. И, если только допекут его громким хохотом неразумные купальщики, он сердиться и утягивает кого – нибудь за ноги под воду.

        Водяной любит все черное. Поэтому черного козла или черного петуха приносили водяному в жертву.

- Дети, кто из вас помнит слова песенки водяного из мультфильма?

- Дети, вас дальше водяной не пускает. Одиноко ему одному. Предлагает с ним поиграть и загадки разгадать.

                                        ЗАГАДКИ:

Скачет зверушка – не рот, а ловушка.

Попадает в ловушку и комар и мушка.

Кто это? (Лягушка)

                                Лежит веревка, шипит плутовка,

                                Брать опасно – укусит. Ясно?  (Змея)

Он в самом омуте живет, хозяин глубины,

Имеет он огромный рот, а глазки чуть видны. (Сом)

                                        ЗАГАДКА – ЗАДАЧА:

Повезло опять Егорке! У реки сидит не зря:

Пять карасиков в ведерке и четыре пескаря.

Но смотрите – у ведерка появился хитрый кот…

Сколько рыб домой Егорка на уху нам принесет?

                                        ИГРА «Родничок»

Дети становятся друг за другом по одну сторону весеннего ручья, обхватывают друг друга за пояс руками и произносят слова:

        - Разлился родничок, золотой рожок.

        - Разлился ключевой, белый, снеговой.

        По мхам, по болотам, по гнилым колодам.

Сказав слова, боком перепрыгивают через ручей на другую сторону. При этом мешают друг другу, придерживают, стараются столкнуть в воду. Кто из ребят коснется воды - из игры выходят.

- Дети, вам водяной спасибо говорит. Хорошо вы поиграли и загадки разгадали. Можете дальше по лесу гулять, только о правилах, чур, не забывать.

                        Советы водяного:

  • Не прокладывай новых тропинок в лесу.
  • Не мусори на месте своего отдыха.
  • Не засоряй рек, родников и других водоемов.
  • Не шуми на прогулках, не пугай животных – братьев наших меньших.

- Тропинка лесная все дальше идет, куда же нас с вами она приведет?

                        Стоит дом в глуши,

                        Но в него заходить не спеши.

                        Хозяйка его – колдунья злая.

                        Догадайтесь, кто такая?

- Баба Яга считается воровкой детей. Поэтому, непослушных крестьянских ребятишек пугали этой лесной колдуньей.

                                (Рассказ ученика)

Живет Баба Яга в глухом лесу, в избушке на курьих ножках. Летает в деревянной ступе, управляя метлой. Одна нога у нее костяная. Баба Яга считалась хозяйкой зверей.

- О ней сложено много сказок, что наверняка и вы вспомните не одну и не две. Какие сказки вы знаете про Бабу Ягу?

- Сегодня мы послушаем сказку, которую сочинила Варнашина Настя.

- Чаще всего сказки кончаются тем, что детям удается обмануть старуху и вернуться домой. Но не всегда в сказках Баба Яга – злая обманщица. Бывает, что Баба Яга помогает отважному герою одолеть злого врага.

- Вам, дети, Баба Яга тоже поможет дорогу из леса найти, а для этого надо вам испытание пройти.

                                

                                Кроссворд лесные жители.

                                                                1. В сосне дупло, в дупле тепло,

                                                                А кто в дупле живет в тепле?

2. Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

3. Меньше тигра, но немножко

Больше крупной, рыжей кошки.

На суку она обычно, притаившись ждет добычу.

4. Он как елка, весь в иголках,

Ловит смело страшных змей.

И хотя он очень колкий,

Обижать его не смей!

Он в лесу живет,

Но вхож и в сады, отважный…

5. Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый – краса!

А зовут ее …

- Баба Яга вас благодарит, но наказы ее запомнить велит.

                                Наказы Бабы Яги:

  • Никогда не наноси вред природе.
  • Не убивай птиц и зверей.
  • Не трогай домиков животных, их детенышей.
  • Не разоряй птичьи гнезда.
  • Находясь в природе учись наблюдать за ней.
  • Учись слушать голоса природы.

- Вот и закончилась наша прогулка по лесу, на которой вы познакомились с правилами поведения в природе. Нужно ли помнить о них, находясь в городе? Мила нам природа родных мест, красиво все, что связано с понятием «Родина», вдали от нее человек тоскует, душа его печалится, рвется к отчему дому. Наверное, и у вас, дети, есть любимые места отдыха в нашем городе. Назовите их.

/показ слайдов – живописные уголки природы Уреня/

Чтение стихотворения «Прогулка»

(Азбука нравственности, 2 кл. стр. 174 – 176)

Вопросы:

  1. Почему ребята долгое время не могли найти себе место на полянке?
  2. Что сделали ребята после проведенного отдыха?
  3. Почему ребята, вновь приехав на речку, уже не нашли себе чистого места?
  4. Что нужно делать после пикника на природе?

Задания по группам.

1 группа. – Мастерят аппликацию об охране природы.

2 группа. – Рисуют знаки природы.

3 группа. – Сочиняют правила поведения в природе.

- Красива русская природа. Но чтобы следующие поколения людей на Земле могли увидеть то, что мы видим сегодня, много зависит от нас с вами.

                        Песня «Если добрый ты»

                        

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 класс УМК «Школа России» Тема урока: Правописание слов с глухими и звонкими согласными. Путешествие в кубанский лес. Правила поведения в лесу.

Правописание слов с глухими и звонкими согласными. Путешествие в кубанский лес. Правила поведения в лесу.В ходе урока ребята совершат экскурсию в кубанский лес, познакомятся с его обитателями.  З...

Презентация на тему : " Правила поведения в лесу"

Презентация выполенена в программе PowerPoint  для учеников начальных классов....

Конспект урока "Правила поведения в лесу" (ОБЖ)

Цель урока - обобщить знания о правилах поведения в лесу....

Конспект урока по ОБЖ на тему: "Правила поведения в лесу"

Данный урок разработан для учащихся коррекционной школы...

Открытый урок по ИЗО. Тема: "Ночь в зимнем лесу"

Открытый урок по изобразительному искусству в первом классе. На уроке дети учатся рисовать черным графитом (порошком) и резинкой....

Урок безопасности по теме: "Правила поведения на водных объектах"

27 апреля в 3 классе был проведен урок безопасности по теме: "Правила поведения на водных объектах". Данное мероприятие  было проведено с целью формирования у детей устойчивых навы...