Программа по самообразованию
рабочая программа (2 класс) на тему

Норкина Оксана Викторовна
1.Актуальность выбранной темы.
Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения. Действительно, теоретический материал курса русского языка представляет для школьников некоторые трудности, так как представлен в большем объеме, который необходимо не только усвоить, но и применять на практике. Объем этот определен официальной программой  и составленными на её основе школьными учебниками русского языка. В пределах этого объема учащиеся должны научиться выделять орфограммы, находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. Но выучить формулировку правила и освоить правописание с помощью правила не одно  и то же. Как известно, есть учащиеся, которые, зная правило,  не могут применять его на практике. Поэтому и ученые и учителя ищут новые, более эффективные подходы в организации процесса работы над формированием орфографических навыков
Развитие орфографической зоркости возможно при условии систематической и целенаправленной работы по формированию умения обнаруживать орфограммы. Самую большую часть орфограмм русского языка, по заключению учёных, составляют орфограммы слабых позиций, к которым относятся безударные гласные в разных частях слова, согласные, парные по звонкости-глухости, стоящие на конце слова и перед другими согласными.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала, что является необходимым условием формирования орфографической зоркости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа по самообразованию75.5 КБ

Предварительный просмотр:

,МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СПАССКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Утверждаю  

Директор школы    ______________Чавкина В.Н.                                                                        от__________________2013г.                                                                                                                                                    

Согласовано

Зам. Директора по УВР   _____________Домнина М.А.       от _________________  2013г                          

Р  Рассмотрено на заседании РМО 

П протокол №______ от____________2013г

Р  Руководитель РМО

__________________________________

 

                                                                                                   

Программа

по самообразованию

Тема:

«Формирование  навыков орфографической зоркости у младших школьников»

                                                                                Выполнила:

                                                                                учитель начальных классов

                                                                                МБОУ Спасская СОШ

                                                                        Норкина Оксана Викторовна

                                    Сроки реализации:2013-2017г.г

Спасское,  2013

1.Актуальность выбранной темы.

Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения. Действительно, теоретический материал курса русского языка представляет для школьников некоторые трудности, так как представлен в большем объеме, который необходимо не только усвоить, но и применять на практике. Объем этот определен официальной программой  и составленными на её основе школьными учебниками русского языка. В пределах этого объема учащиеся должны научиться выделять орфограммы, находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. Но выучить формулировку правила и освоить правописание с помощью правила не одно  и то же. Как известно, есть учащиеся, которые, зная правило,  не могут применять его на практике. Поэтому и ученые и учителя ищут новые, более эффективные подходы в организации процесса работы над формированием орфографических навыков

Развитие орфографической зоркости возможно при условии систематической и целенаправленной работы по формированию умения обнаруживать орфограммы. Самую большую часть орфограмм русского языка, по заключению учёных, составляют орфограммы слабых позиций, к которым относятся безударные гласные в разных частях слова, согласные, парные по звонкости-глухости, стоящие на конце слова и перед другими согласными.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала, что является необходимым условием формирования орфографической зоркости.

Развитие у школьников орфографической зоркости, прочных орфографических навыков - одна из важных задач обучения их русскому языку в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.

 Безошибочное правописание составляет «азбуку знаний языка», - писал в прошлом веке теоретик русской орфографии Я.К.Грот. Прежде всего ученик должен найти орфограмму, только после этого он сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы - одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Не «реагируя» на орфограммы, школьники пишут с ошибками в полной уверенности, что пишут верно; правила в этом случае оказываются ненужными, ученики о них зачастую и не вспоминают.

2.Педагогическая проблема.

Проблема исследования заключается в методическом обеспечении процесса формирования орфографической зоркости.

        В практике начальной школы используются разные пособия. Следовательно, нужно понимать не только общие подходы к вопросам обучения орфографии, но и учитывать специфику каждой системы, программы, учебника.

3.Гипотеза: если систематически применять упражнения орфографического характера (списывание, диктант, орфографический разбор, письмо по памяти), раздаточный индивидуальный материал, то орфографическая  зоркость улучшится.        

4.Цель программы:

теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние специальных упражнений на развитие факторов, обеспечивающих формирование орфографической зоркости.

5.Задачи:

-Характеризовать понятие «Орфографическая зоркость».

-Описать факторы влияния на формирование орфографической зоркости.

-Выявить потенциал учебников по формированию орфографической зоркости.

-Апробировать методическую работу по формированию орфографической зоркости, проверить её эффективность.

Предполагаемый результат:

Ученик научится

- различать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки, использовать при письме все способы буквенного обозначения;

-выявлять, пишется ли данное слово так, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение

-правильно писать по слуху и по памяти большинство слов (в объеме изученного); в затруднительных случаях устанавливать характер затруднения:, выбирать адекватный орфограмме и учебной ситуации способ проверки написания;

- ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать на этой основе адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Форма отчета по проделанной работе: сообщение на заседании РМО учителей начальных классов.

Форма самообразования: индивидуальная

План  работы с2013 по 2017г.

№ этапов

Ожидаемые результаты

Сроки

I. Диагностический

1. Анализ профессиональных затруднений.

2. Определение целей и задач темы.

3. Составление плана работы по выбранной теме самообразования.

4.Курсы повышения  квалификации учителей.

2013-2014уч.год

II.  Прогностический

1. Изучение опыта работы педагогов по выбранной теме.

2. Систематизация  материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме.

3 .Корректировка работы

4.Работа с учащимися на уроках

и во внеурочное время.

2014-2015уч.год

III. Практический

Создан и постоянно обновляется персональный сайт по адресу:htt://учительский.сайт norkina

2015-2016уч.год

IV. Обобщающий

Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов.

2.Открытые уроки на школьном  

уровне.

3. Выступление на заседании районного МО учителей начальных классов по теме самообразования.

4.Участие и результаты в конкурсах, интернет- проектах.

5.Консультативная помощь учителям и учащимся.

6.Оформление результатов работы.

2016-2017уч.год

Директор школы______________________________Чавкина В.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по самообразованию

Программа по самообразованию "Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения"...

ПРОГРАММА профессионального самообразования учителя начальных классов Наумовой Елены Ивановны на 2012 – 2013 год. Тема самообразования: «Развитие орфографической зоркости младших школьников»

Тема «Развитие орфографической зоркости младших школьников»Разработчик программы учитель начальных классов Наумова Елена Ивановна.Цель программы: обеспечение непрерывного повышения квалифи...

Личная программа по самообразованию

Раскрывается тема об использовнании информационных технологий как фактора развития творческих математических способностей учащихся....

программа по самообразованию

Программа по самообразованию учителя начальных классов....

Программа по самообразованию

Программа по самообразованию...

Программа профессионального самообразования

Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать учебно-воспитательный процесс, воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль ...

Программа по самообразованию на 2015-2020 учебный год

Формирование УУД через внедрение технологии проектной деятельности в рамках реализации ФГОС...