внеклассное мероприятие "Путешествие в Санкт-Петербург"
классный час (3 класс) на тему

Лилия Михайловна Северина

Виртуальное путешествие с презентацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработала учитель начальных классов

МКОУ «Золотухинская СОШ»

Северина Лилия Михайловна

Внеурочное мероприятие

для учащихся начальной школы

 «Виртуальная экскурсия по Санкт-Петербургу»

«Санкт-Петербург – научная столица России»

Виртуальные экскурсии проводятся как путешествия по историческим уголкам Санкт-Петербурга. Занятие - знакомство с достопримечательностями города.

Разработку можно использовать на уроках и внеклассных занятиях  в начальной школе, на уроках истории России.

Задачи занятия:

  1. Познакомить учащихся с историей возникновения и развития науки в России, с основателем академии наук Петром первым
  2. Научить бережно относиться к  историческому и  культурному наследию России;
  3. Сформировать представление об уникальности и неповторимости Санкт-Петербурга.
  4. Повышать интерес к истории родного государства, воспитывать чувство         патриотизма
  5. Развивать познавательную и творческую активность, информационную компетентность, прививать интерес к изучению школьных предметов как основ научных знаний 

Оборудование:

На занятии  используются ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, интернет ресурсы.

Ход занятия

Учитель:(сообщения учителя сопровождаются показом слайдов)

- Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы совершим виртуальное путешествие в удивительный город. Узнаем о его создателе и о том, почему этот город называют  научной столицей России.

А что это за город вы узнаете, отгадав загадку.

Триста лет тому назад

 Был заложен этот град.

 В Невской дельте, средь болот.

 Здесь рождался русский флот.

(Санкт-Петербург.)

(Ю. Юдин)

 Учитель

 – Правильно. Это город Санкт- Петербург.

Учитель 

- А путешествовать мы будем на воздушном шаре.

   Шар большой над нашей крышей.

    Ветер шар едва колышет.

    Я не видел шара краше.

    Шар, как шарф цветной, раскрашен!

   А под шаром, под пожаром

   Есть корзина, и недаром:    

   В той корзине я  и ты-

   Не боимся высоты!

Учитель 

- Кто из вас может назвать основателя этого города?

Ответы детей (Петр первый)

Учитель 

 – Да, вы правы, это Петр первый. Трудно найти человека, который не знал бы имени Петра 1-1 русского императора. При Петре Россия  стала великой державой, Петра прозвали Великим, он основал город Санкт-Петербург.

Учащиеся читают стихи  о Санк-Петербурге.

1 ученик

Среди болот, дорог и вьюг,
Как исполин из сказки,
Явился миру Петербург,
Волной любви обласкан!


Его скульптуры и дворцы,
Фонтаны, скверы, парки,
Его ограды и мосты,
Кораблик на Фонтанке,
Его кресты, его гранит –
Веков узор так прочен! –
Все восхищает и пленит
В сиянье белой ночи.


Люблю тебя я, город мой,
Не знаю краше места!
Мне жизнь, единая с тобой,
Дарована в наследство!
(Катя Озерова)

2 ученик

Он царя Петра творенье,
Город славы, город-сад.
Кораблей заморских флаги,
Вдоль Невы дворцов парад.
(В. Степанов)

Учитель 

- Петр1 заложил Санкт-Петербург в 1703 году.    В переводе с немецкого – город святого Петра. Это название город носил до 1914 года. Во время 1 мировой войны город переименовали в Петроград, после Октябрьской революции в 1924 году , в память о вожде Коммунистической  партии В.И.Ленине город стал называться Ленинградом. В 1991 году городу возвращено его первое имя Санкт- Петербург.

Учитель 

- Первая наша остановка « Академии наук»

Московская Русь до Петра Ι, конечно, не была некультурной страной - мы видим в ней своеобразную, пожалуй, богатую культурную жизнь, сложившуюся веками, но научная творческая работа не входила в ее состав, и русское общество впервые вошло в мировую научную работу с реформой Петра Ι...

ПетрΙ не сделал научных открытий. Выдающихся научных работников в области точных наук никогда не было среди крупных государственных деятелей. Но Петр I принадлежит истории науки потому, что он положил прочное начало научной творческой работе нашего общества.

Вопрос о распространении в России наук и образования занимал Петра I в течение всего его царствования. Будучи за границей, Петр интересовался вопросами развития науки и ее влиянием на экономику стран Запада.

Петр I понимал, что западная система организации науки и образования не может быть перенесена в Россию в силу специфики исторического развития нашей страны. Он, в силу практического склада ума, считал, что наука должна приносить пользу экономике страны, и эта польза должна оправдать затраты государства на организацию и проведение научных исследований. Кроме того, Петр I понимал, что развитие передовой науки поднимет общий уровень культуры, неся в общество свет просвещения.

Исходя из этих представлений, Петр I после окончания Северной войны занялся разработкой организационных принципов создания Академии. Они изложены в его Проекте, переданном в Сенат 2 февраля 1724 г. В этом документе четко сформулированы цели создания Академии: «Понеже ныне в России здание к возращению художеств и наук учинено быть имеет; того ради невозможно, чтоб здесь следовать в прочих государствах принятому образу, но подлежит смотреть на состояние здешнего государства как в рассуждении обучающих, так и обучающихся, и такое здание учинить, через которое бы не токмо слава сего государства для размножения наук нынешним временем распространилась, но и через обучение оных польза в народе впредь была».

Иными словами, России нужна была Академия для развития наук, которая принесет ей славу, и Университет для распространения этих наук в народе, отчего страна получит пользу. В свою академию он пригласил ведущих иностранных ученых.

Каждый из академиков, который будет работать  в академии,  должен был составить учебное руководство для юношества и каждый день по часу заниматься публичным преподаванием своего предмета. Академик должен был  приготовить одного или двух воспитанников, которые бы со временем могли заступить на его место, причем Петр I высказал пожелание, «чтобы такие были выбираемы из славянского народа, дабы могли удобнее русских учить».

Но приехавшие из-за границы академики не застали в живых императора  Петра I, и академия открылась только при Екатерине I.

Деятельность Академии с самого начала позволила ей занять почетное место среди крупнейших научных учреждений Европы. Этому способствовала широкая известность таких ученых  как Л. Эйлер и М.В. Ломоносов.

Создание в России Академии наук было одним из важнейших актов государственного строительства, реализованного волей Петра I. Мы с вами дальше совершим путешествие в три самые старшие по возрасту учреждения, которые входят в состав Российской академии наук.

Учитель 

- Следующая остановка ,чтобы узнать ее название отгадайте загадку, о каком музее идет речь?

Царь диковинки любил,
Собирал их и копил.
Из причуды царской сей
Первый создан был музей.

(Ю. Юдин)

- Да, правильно – это кунсткамера. Послушайте, что могут рассказать об этом музее ребята, которые подготовили  сообщения. (сообщения читают подготовленные ученики)

1 ученик

Кунсткамера в Санкт-Петербурге - это один из старейших музеев Северной столицы и всей России. Он был создан по указу Петра Первого с целью собирания и исследования раритетов, рожденных как природой, так и руками человека. В настоящее время собрание Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого - Кунсткамера Российской академии наук является одним из наиболее полных и интересных музеев в мире. В нем собрано более миллиона экспонатов.  Более ста лет они служили исследователям в области археологии, анатомии и медицины.

 2 ученик

По преданию, однажды на Васильевском острове царь Петр случайно заметил березу, ствол которой врос в основание другого дерева. Это явное уродство натолкнуло Петра I  на мысль о создании музея Кунсткамеры.

Дата основания музея – 1714 год. Именно в это время коллекция редкостей государя - Куншткамера, была перевезена из Москвы в Летний дворец Петербурга. По особому указу Петра Первого в музей следовало нести все выявленные свидетельства анатомического уродства. В первые годы в коллекции были живые экспонаты – монстры, карлики, великаны, которые жили при музее. Посетители всегда охотно осматривали коллекцию. И в настоящее время интерес к ней велик.

Через четыре года музейные экспонаты перенесли в Кикины палаты, поскольку во дворце для них уже не оставалось места и не каждый желающий мог их посмотреть. С переездом коллекция стала доступна для всеобщего обозрения.

3 ученик

Позже для музея было построено новое здание на Стрелке Васильевского острова, и все коллекции были перевезены туда.

В петровские времена Кунсткамера была одним из лучших музеев подобного рода в Европе. Вход в него был бесплатным и открытым для всех. Сейчас на старейшие коллекции музея можно полюбоваться в зале Барокко.

В 1830-х гг. Кунсткамера была разделена на ряд музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический. В настоящее время в здании Кунсткамеры расположены музей Антропологии и этнографии и  Мемориальный музей М.В.Ломоносова.

Фото некоторых экспонатов можно увидеть  – перейдя по ссылке http://kunstkamera.ru/

Учитель 

 – Остановка «Библиотека Академии наук»

«Библиотека Академии наук была основана в 1714 г. по указу Петра I.

В 1718 г. Библиотека была размещена в «Кикиных палатах».
В 1728 г. Библиотека была открыта для посетителей в новом здании на Васильевском острове. В этом здании Академия наук помещалась до 1787 г., Библиотека - до 1924 года, а Кунсткамера находится и поныне. 
8 января 1901 г. из-за ветхости системы отопления в Библиотеке произошел пожар, во время которого погибло более 1 500 томов ценных изданий. Это событие ускорило решение вопроса о строительстве нового здания для Библиотеки.

В настоящее время библиотека РАН насчитывает свыше 19 000 000 экземпляров отечественных и зарубежных изданий. С 1727 года библиотека получает экземпляр каждого издания Академии наук, с 1783 года — бесплатный экземпляр всех отечественных изданий. До 1810 года только эта библиотека обладала таким правом. Каждый год сюда поступают свыше 400 000 изданий, из которых 100 000 — иностранные.

Учитель 

- Остановка «Ботанический институт» (сообщение учителя)

История Санкт-Петербургского Ботанического сада (Ботанический сад Ботанического института им. В.Л. Комарова) начинается с Указа Петра Первого 1713 года о заложении Аптекарского огорода. В 1712 г. из Москвы в Санкт-Петербург был переведен Аптекарский приказ, ведавший медицинскими и аптекарскими делами, в том числе снабжением армии и флота целебными травами. Приказ был размещен на Вороньем острове, или на острове Корписаари, как он назывался по-фински – далеко от центра города. Здесь было предписано построить двор для аптекарских служителей, а всем остальным селиться было строго запрещено. Благоустройством острова, теперь уже Аптекарского, занимался соратник Петра I, архиепископ Феофан Прокопович, его поместье находилось на противоположном берегу Карповки.

В феврале 1714 г. «по именному его же императорского величества словесному указу» в юго-восточной части острова был разбит огород, где выращивали лекарственные травы для нужд армии и флота. Этот аптекарский сад, как и все подобные сады того времени, имел очень небольшой участок.

В указе Петра I об учреждении Петербургского аптекарского огорода говорится, что последний создается "для умножения аптекарских трав и собирания особливых трав, яко нужнейших натуралов в медицине, также для обучения лекарей и аптекарей ботанике.»

В XVIII веке Аптекарский огород именовался также Медицинским садом. В конце XVIII века он был передан в ведение Медико-хирургической академии (ныне — Военно-Медицинская академия им. С. М. Кирова) и стал ее Ботаническим садом. В 1823 г. по предложению выдающегося государственного деятеля князя В. П. Кочубея был реорганизован в Императорский ботанический сад, который стал бурно развиваться и вскоре стал одним из ведущих ботанических учреждений Европы и мира. В 1913 г. в ознаменование 200-летия со дня основания Императорскому ботаническому саду было присвоено имя Петра Великого. После октябрьской революции, в 1918 г. он стал именоваться Главным ботаническим садом РСФСР, с 1925 г. — Главным ботаническим садом СССР, а в 1930 г. был передан в ведение Академии наук СССР.

Таким образом, в XIX — первой трети XX века в Петербурге — Ленинграде существовали 2 ботанических учреждения: Ботанический сад (на Аптекарском острове) и Ботанический музей (на Васильевском острове). Эти учреждения были в 1931 г. объединены в Ботанический институт Академии наук СССР, который стал ведущим ботаническим учреждением страны. В 1940 г. ему было присвоено имя выдающегося отечественного ботаника В. Л. Комарова.

В настоящее время институт включает 20 научных подразделений, коллективы сотрудников которых ведут исследования практически во всех основных областях современной ботаники и микологии .

В ботаническом саду построены оранжереи и в настоящее время для посещения работают три маршрута по оранжереям: водные растения, тропический и субтропический.

Большое внимание Сад уделяет пропаганде ботанических знаний. Ежегодно только оранжереи Сада посещают свыше 150 000 экскурсантов, как петербуржцы, так и многочисленные гости  города. Во все времена года привлекает посетителей и старейший в городе парк Ботанического сада.

 Больше узнать о Ботаническом саде можно на его официальном сайте, там же можно посмотреть фото растений сада. http://www.botsad-spb.com/

Учитель 

 – Остановка «Проверим себя»

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте подведем итоги.

1. В болоте родился

Три раза крестился?

- Сколько раз менял названия город?(три) Какие это названия? (Петербург, Ленинград, Санкт-Петербург)

2. Кто издал указ о создании Академии наук? (Петр Ι)

3. Кто правил в России, когда было открытие Академии наук? (Екатерина Ι)

4.Кто из известных ученых был  учеником и основателем Академии наук и университета? (М.В.Ломоносов)

5.Какое дерево «находка»  поразила Петра Ι и натолкнуло его на мысль о создании музея кунсткамеры? (береза)

6. Какое здание служило хранилищем для экспонатов Кунсткамеры и библиотеки?(Кикины палаты)

7. Чье имя носит Ботанический институт? (ботаника В. Л. Комарова)

- Что понравилось и запомнилось еще вам из этого путешествия? (ответы детей)

- Молодцы! Справились с вопросами! Это говорит о том, что вы внимательные путешественники. До новых встреч!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Санкт — Петербург – научный центр России. Презентацию подготовила Учитель начальных классов МКОУ « Золотухинская СОШ» Северина Лилия Михайловна

Слайд 2

Санкт — Петербург – научный центр России. Санкт — Петербург — колыбель Российской науки и образования. Именно в Петербурге Указом Петра I была образована Российская Академия наук, первый музей Кунсткамера, появились публичные библиотеки. В современном Санкт-Петербурге действует 745 общеобразовательных учреждений, 75 вузов, 14 из которых — технические.

Слайд 3

Триста лет тому назад Был заложен этот град. В Невской дельте, средь болот. Здесь рождался русский флот .

Слайд 4

Город раскинулся на берегах реки Невы. В 1703 году в дельте реки, на Заячьем острове, Петр заложил крепость – Санкт-Питер-Бурх, которая в 1720 г. была переименована в Санкт-Петербург

Слайд 5

И думал он: Отсель грозить мы будем шведу, Здесь будет город заложен Назло надменному соседу, Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно, Ногою твердой стать при море. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам, И запируем на просторе. А. С. Пушкин. Петр Первый – основатель нашего города

Слайд 6

Российская Академия наук 8 февраля 1724 года (28 января по старому стилю) указом правительствующего Сената по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук, первоначально называлась Академией наук и художеств. В 1925 году она была переименована в Академию наук СССР, а в 1991 - в Российскую академию наук

Слайд 7

Открылась Академия при Екатерине Ι Замысел принадлежит Петру Ι М.В.Ломоносов основатель Академии наук и университета.

Слайд 8

История Кунсткамеры и русской науки XVIII в. Раздел включает три экспозиции, объединённые под условным названием «Музей М. В. Ломоносова». Экспозиция «Зал заседаний („Конференц-зал“) Петербургской академии наук» представляет повседневную деятельность первого научного учреждения России и биографию М. В. Ломоносова. Две другие экспозиции — «Астрономическая обсерватория Академии Наук» и «Большой Готторпский Глобус-Планетарий» — освещают ранний период истории Кунсткамеры, когда в башне здания располагались Астрономическая обсерватория, служба точного времени и условная линия Петербургского меридиана.

Слайд 9

Кунстка́мера Кунстка́мера — кабинет редкостей, в настоящее время — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, — первый музей России, учреждённый императором Петром Первым и находящийся в Санкт-Петербурге. Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен по коллекции «уродцев» — анатомических редкостей и аномалий. Здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом российской академии наук

Слайд 10

" Я хочу, чтобы люди смотрели и учились! ". Такова была воля Петра I – создать в России музей "для поученья и знания о живой и мертвой природе, об искусстве человеческих рук". Причем в отличие от других европейский музеев, вход в Кунсткамеру был не только свободным, но даже поощрялся государевым угощением. Петр считал, что всех желающих приобщиться к знаниям следует "приучать и угощать, а не деньги с них брать"... Разделы музея Северная Америка Япония Африка Китай и Монголия Индия и Индонезия Анатомический раздел Дополнительная информация Фото некоторых экспонатов можно увидеть – перейдя по ссылке http://kunstkamera.ru/

Слайд 11

Анатомический раздел В этом разделе собраны экспонаты с анатомическими уродствами и разнообразные природные редкости, например, сиреномелия , двухголовый ягнёнок, сиамские близнецы и многое другое. Первоначальная коллекция Кунсткамеры насчитывала более 2000 экспонатов и была куплена Петром I в 1717 году у её создателя Фредерика Рюйша , голландского анатома за 30 000 гульденов.

Слайд 12

Библиотека Академии наук «Библиотека Академии наук была основана в 1714 г. по указу Петра I. В 1718 г. Библиотека была размещена в « Кикиных палатах». Современное здание Библиотеки Академии наук

Слайд 13

Ботанический институт Ботанический институт им. В.Л. Комарова Российской академии наук — одно из старейших научных учреждений России. Он был основан в 1714 г. (по другим данным — в конце 1713 г.) Императором Петром I как Аптекарский огород.

Слайд 14

В настоящее время для посещения работают три маршрута по оранжереям: водные растения, тропический и субтропический

Слайд 15

Викторная оранжерея. Эта специальная оранжерея была построена еще в 1899 году фактически для одного растения – гигантской кувшинки – Виктории амазонской

Слайд 16

ПАРК Парк-дендрарий Ботанического сада Ботанического института им. В.Л. Комарова РАН является одним из старейших парков России. Перейти по ссылке http://www.botsad-spb.com/

Слайд 17

Проверим себя 1. В болоте родился Три раза крестился? - Какие три названия есть у этого города? 2. Кто издал указ о создании Академии наук? 3. Кто правил в России, когда было открытие Академии наук? 4.Кто из известных ученых был учеником и основателем Академии наук и университета? 5.Какое дерево «находка» поразила Петра Ι и натолкнуло его на мысль о создании музея кунсткамеры? 6. Какое здание служило хранилищем для экспонатов Кунсткамеры и библиотеки? 7. Чье имя носит Ботанический институт ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Путешествие по Санкт- Петербургу"

Мероприятие посвещается блокаде Ленинграда....

Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга".

Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга". (Заячий, Васильевски, Петроградский)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга и малой родины «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» (общекультурное направление)

Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на по...

" Виртуальные экскурсии по Санкт-Петербургу. Блистательный Санкт-Петербург".

занятие является  продолжением виртуальных экскурсий по городу на Неве. Занятие посвящено знакомству с Санкт-Петербургом. разработку можно использовать как на уроках окружающего мира, ИЗО в начал...