внеурочная деятельность "Умелые ручки"
рабочая программа (1 класс) на тему

Чушокова Мариет Рамазановна

Пояснительная записка, тематическое планирование по кружку "Умелые ручки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 1»

Тахтамукайского района аула Тахтамукай

Согласовано:            «Утверждаю»

Зам. директора по ВР              Директор МБОУ «СОШ №1»

Коблева М. Н.______________________             Шантыз С.М.___________________

«  2   »  сентября 2014г.             «  2   » сентября 2014г.

             

Рабочая программа кружка «Умелые ручки»

                           учителя начальных классов Чушоковой М.Р.

по внеурочной деятельности в 1 «Б» классе

на 2014 -2015 учебный год,

количество часов в неделю: 1; в год 34 часа

 

Прошла экспертизу на заседании методического объединения,

протокол №__1____       от « 29  » августа 2014г.

Программа курса «Умелые ручки»

(1 класс)

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой  личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Одним из самых доступных и удивительных материалов является бумага. Вырезание из бумаги – очень увлекательное занятие. Иногда красивая вырезка получается совершенно неожиданно, а иногда приходится поломать голову, чтобы вышло именно то, что нужно.

Потребуется время, чтобы научить  детей работе с ножницами. Практические занятия по вырезанию, выполнение аппликаций приносит большую пользу детям, так как  обладают большими учебными возможностями. Аппликационные работы  способствуют развитию глазомера, чувства формы, ритма, соотношения частей  и целого, пониманию цвета и его преобразования, помогают выражению собственной фантазии. Работа над аппликацией способствует приобретению умений действовать карандашом, ножницами, наносить клей кисточкой, воспитывая аккуратность, терпеливость.

 Составляя, конструируя из квадратов, прямоугольников, треугольников и кружков различные предметы и элементы растительного и животного мира, дети знакомятся с основами  творческой деятельности.

 Творческие способности развиваются от занятия к занятию, от одного года обучения к другому.

 В творческой группе разновозрастной состав, что  имеет много преимуществ. Учащиеся  4-х классов оказывают помощь младшим школьникам и являются для них примером для совершенствования своей работы. Отсутствие оценок, свобода выбора практической деятельности привлекает на занятия всех детей.

Основное место на занятиях занимает практическая работа, в результате которой создается изделие определенного функционального назначения.

При этом решаются такие учебно-воспитательные задачи:

-развиваются интеллектуально-творческие способности, инициатива, самостоятельность;

-развивается познавательная активность учащихся;

-формируется творческий подход к выполнению учебно-трудовых заданий, стремление применять полученные знания и умения в повседневной жизни с пользой для себя и окружающих.

 Учитель может поставить  те цели, которые считает нужными, применительно к условиям своего класса, кроме того, цели всех занятий-практикумов схожи:

-учить ребёнка самостоятельно анализировать предлагаемое изделие;

-закрепление правил и приёмов рациональной разметки (аккуратность, точность, экономное расходование материалов);

-закрепление и совершенствование приемов работы с клеем и ножницами, осознано выполнять правила безопасности труда;

-развитие глазомера, координации движений.

Ведущие методические принципы:

        1. Принцип деятельности подразумевает активное включение  ребенка в учебно-познавательную  деятельность через открытие им нового знания, участие в разрешении проблемной ситуации, освоение необходимых знаний, навыков и умений для решения творческих задач.

        2. Принцип гуманности основан на уважении к личности ученика, признании его права на собственное мнение. Соблюдение данного принципа является залогом свободы и творческой раскрепощенности учеников во время занятий.

        3. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного чувственного, интеллектуального, технологического опыта,  способности самостоятельного выбора решений.

        4. Принцип вариативности дает возможность развивать у учащихся вариативное мышление, сравнивать и находить оптимальный вариант.

В результате обучения дети приобретают основные знания, умения и навыки, осваивают  различные способы деятельности, строго соблюдая безопасность работы, используют  приобретённый  опыт в практической деятельности и повседневной жизни.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

I. Работа с бумагой и картоном – 30 часов.

    Вырезание. Знакомство с инструментами и материалами. Техника безопасности. Симметрия.

    Аппликация. Аппликация плоская  и объёмная.

    Открытки.

 II.  Аппликация на стекле – 4 часа.

Вырезание. Знакомство с инструментами и материалами.    Техника безопасности. Симметрия.

В практической  работе дети учатся правильно  держать ножницы, осторожно с ними обращаться, вырезать точно по прямой линии. Затем они упражняются в вырезании квадратов из полосок, а из квадратов треугольников. Упражнения можно  выполнять на любой простой  бумаге.

На втором этапе дети учатся вырезать фигуры для аппликаций с плавными переходами, закруглениями и овалами. Закрепляют эти навыки   при вырезании силуэтов  овощей, и несложных цветов с добавлением к ним листьев.

Закрепить правильные приемы вырезания можно, подбирая  для работы сначала простые, а затем более сложные объекты  труда.

Исходными материалами  являются бумага, ножницы, клей.

Основной материал для работы  -  цветная бумага, можно также  использовать цветные обложки старых журналов, тетрадей, плакатов.

Ножницы – главный инструмент. Для  вырезания бумаги важно выбрать хорошие острые ножницы. Лезвия ножниц должны свободно раздвигаться, но не болтаться. Туго раскрывающиеся ножницы натирают  пальцы, а слабо закрепленные при резании мнут бумагу.

Канцелярский (силикатный) клей обесцвечивает бумагу, оставляет на ней  желтые пятна, поэтому его использование нежелательно.

Очень хорош  в работе клеящий карандаш, не пачкает и не сминает тонкую бумагу, только не забывайте каждый раз закрывать колпачок, клей очень быстро высыхает.

Поливинил-ацетатный  клей хорошо склеивает большие поверхности. На вид белый, но после высыхания становится прозрачным. Наносите его кисточкой. Избегайте попадания клея на одежду,  работайте   с ним  в переднике или с закатанными рукавами. После работы тщательно промойте кисточки. Его можно использовать не только как клей, но и как лак. Он придаст крепость вашим работам и хорошо предохраняет поверхность.

Клейстер готовится из муки  размешиванием до однородного раствора. Кипятится  в течение нескольких минут. Используется после охлаждения.

Не пользуйтесь клеем, содержащим растворитель!

Скотч незаменим, но это капризный материал. Лучше всего сразу отрезать несколько кусочков и слегка приклеить их за уголок к рабочему столу.

Для занятий  необходима ветошь - сухая для притирания через  лист и влажная для вытирания рук во время работы.

Аппликация. Аппликация плоская  и объёмная.

Техника выполнения аппликации располагает большими учебными возможностями. Аппликационные работы  способствуют развитию глазомера, чувства формы, ритма, соотношения частей  и целого, пониманию цвета и его преобразования. Во время выполнения аппликации воспитывается аккуратность, терпеливость, такие занятия помогают выражению собственной фантазии.

 По своему содержанию аппликации можно подразделить на предметные, сюжетные, орнаментальные и шрифтовые.

По виду выполнения аппликации можно подразделить   на плоские и объёмные.

Плоскую аппликацию выполняют путем вырезания деталей  из бумаги и наклейки их на основание.

В некоторых случаях детали из бумаги делают способом обрывания. Края таких деталей  получаются неровными. Этот способ аппликации хорошо применять в том случае, когда изображают животных, деревья, пушистый снег, меховую шапку. Оборванные края деталей создают впечатление пушистости, шероховатости.

Объёмная аппликация. Широкое  распространение в практической  деятельности школьников получила объёмная аппликация, создающая некоторую видимость объёма. Объемная аппликация увеличивает художественные возможности ученических работ, расширяет творческие возможности её выполнения.

Аппликация на стекле.

Техника выполнения таких работ очень проста.
  На стекло наносится контур рисунка черной тушью, затем элементы аппликации необходимо залепить разноцветным пластилином. Фоном служит обыкновенная цветная бумага. Законченная работа вставляется в рамку. Хранить вдалеке от источника тепла, избегать попадания прямых солнечных лучей. Учебно-тематическое планирование

        Предлагаемые занятия развивают активность, творческую инициативу, способствуют познанию основ композиции и перспективы, развивают художественный вкус, чувства цвета, меры, гармонии, чувства симметрии. Даже пользуясь шаблонами, но, проявляя своё воображение и творчество, дети создают работы разные и неповторимые. Выполненные с любовью и вдохновением, они помогут украсить школьный  интерьер, внесут в дом  своеобразие и красоту.

Учебно-тематическое планирование

ТЕМА ЗАНЯТИЙ

Кол-во

часов

Дата

1.

Вводное занятие. Знакомство с инструментами. Техника безопасности. Танграм.  Пазлы (разрезные картинки)

1час

2.

Упражнение в вырезании. Вырезание по кругу (спираль). Прямые разрезы.  

1 час

3.

Упражнение в вырезании. Панно из открыток (эффект 3 D)

1 час

4.

 Знакомство с симметрией. Симметричные буквы и цифры.  Сказка про ноль.

1 час

5.

Плакат – поздравление « С днем учителя» (коллективная работа)

1 час

6.

Упражнение в вырезании.  Симметрия в природе.  «Золотая осень в парке» Коллективная работа.

1 час

7.

Аппликация « Мухомор»

1 час

8.

Работа по выкройке. Закладка

1 час

9.

Работа по выкройке.Попугайчик

1 час

10.

Работа по выкройке. Пекинес.

1 час

11.

Простое плетение. Пакетик  «Сердечко».

1 час

12.

Идеи дизайнера. Декоративная ваза

1 час

13.

Работа с салфетками. Веточки в инее

1 час

14.

Симметрия. Ритуальные  маски. Полумаски.

1 час

15.

Вырезание.  Правильные узоры.

1час

16.

Упражнение в вырезании. Снежинки

1 час

17.

Идеи дизайнера. Великолепная  снежинка

1 час

18.

Портрет моего друга. Коллаж  

1 час

19.

Проект. «Жильцы Дома Дружбы а)

1 час

20.

Открытки – «валентинки»

1 час

21.

Поздравим папу.  Открытка    (самостоятельная работа)

1 час

22.

Контраст. Черное и белое.  Аппликация    «Ночь. Домик в лесу»

1 час

23.

Поздравительная открытка к 8 МАРТА (самостоятельная работа)

1 час

24.

 Аппликация «Мой львенок, «Мой тигренок»»

1 час

25.

Объемная аппликация «Одуванчик»

2 часа

   26.

Изготовление панно – сувенира «БАБОЧКА»

2 часа

27.

28

Чудесный мир бабочек. Вырезание бабочек, оформление. Коллективная работа.

2 часа

 

  29.

Витражи

Аппликация на стекле. Знакомство с техникой выполнения.

30.

Проект. Аппликация на стекле.

 2 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Мастерская « Умелые ручки »

В основу программы положены типовые программы по дополнительному образованию для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, а также собственный опыт работы с детьми по программе «Лепка и...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" (1 класс)

Общекультурное направление внеурочной деятельности. В программе представлены цели и задачи данного курса , планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование. Разви...

Программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО "Умелые ручки"

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности и развитие определенных профессиональных навыков. Целью про...

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Кружок "Умелые ручки"

В кружке «Умелые ручки» дети учатся изготовлению вещей – сувениров, вещей – подарков, вещей для украшения дома. Получают знания о разных технологических процессах изготовления вещей, истории их возник...

Программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" 1 класс

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным...