Экологический проект "Живи, Земля"
проект (4 класс) на тему

Черноперова Марина Геннадьевна

Данный проект разработан для обучающихся 3,4 классов. Цель проекта: формирование экологического воспитания. основным мероприятием, к которому подходят дети в результате проекта, является заседание "Экологического суда". Учитель выступает в роли главного судьи, группа - обвинителей -  это самые лучшие ученики. которые могут работать самостоятельно, способные вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. Эти дети готовят фактическую базу для обвинения человека в том, что он вредит природе, мало делает для её охраны. остальной класс делится на группы по темам: "живая природа", "вода", "воздух", "почва". Эти дети готовят материал, как доказательство, что человек много делает для охраны  Земли. Внутри групп происходит распределение обязанностей (см. проект). Самым ярким событием проекта всё же является заседание СУДА. Научный спор между детьми, где педагог исполняет функцию координатора.  Просто праздник ума и интеллекта, проведите обязательно!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vizitnaya_kartochka_proekta_zemlya-nash_obshchiy_dom.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

«Визитная карточка» проекта

Автор проекта

Фамилия, имя, отчество

Черноперова  Марина Геннадьевна

Город, область

г. Нижний Новгород

Номер, название школы

МБОУ «Гимназия №50»

Описание проекта

Название темы вашего учебного проекта

«Живи, Земля!»

Краткое содержание проекта

Проект ориентирован на изучение темы: « Человек-часть природы». В нем  затронуты проблемы экологии и загрязнения окружающей среды. Для того чтобы растения и животные  не исчезли с планеты Земля, людям необходимо научиться бережному отношению к природе, а для этого знать, что им угрожает. Данный проект поможет расширить и углубить знания детей об исчезающих видах растений и животных , сформирует экологическую грамотность, разовьёт наблюдательность, осознание того, что нужно жить в мире и согласии с природой.

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3 «А» класс

Приблизительная продолжительность проекта: 8 недель, 16 часов

Основания проекта

Целевые образовательные стандарты

Проект ориентирован на выполнение следующих целей:

•        освоение знаний о многообразии  природы;  о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и изменениями в окружающей среде; обеспечивающих дальнейшее изучение систематических курсов биологии, географии, физики и химии;

•        овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, описывать их результаты, формулировать выводы;

•        развитие способностей учеников взаимодействовать с миром природы, желания познавать природные объекты и явления, чувствовать их красоту и значимость для жизни человека;

•        воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к окружающей природе; стремления действовать в повседневном общении с природой в соответствии с экологическими принципами поведения,

•        применение полученных знаний и умений для решения практических задач;

•        применение полученных знаний в практической деятельности по взаимодействию с реальными объектами природы: использование эмоционально-образных способов познания природы; изучение экологических проблем своей местности и путей их решения;

•        освоение приемов практической деятельности по изучению природных объектов, начальных умений по поиску и обработке естественнонаучной информации, коммуникативных умений, способов самоорганизации учебной деятельности:

•        выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта;

•        поиск информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет); выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; фиксация основного содержания текста в виде плана; заполнение предложенных таблиц;

•        выступление с сообщением на 2-3 минуты с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала; корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;

•        оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

После участия в проекте ученики научатся:

•        излагать результаты собственных наблюдений или опытов;

•        использовать не менее двух источников информации по заданной тематике;

•        находить значение указанных терминов в справочной литературе;

•        использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Планируемые результаты:

В результате работы над проектом учащиеся приобретут умения и навыки:

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

– понимание причин успеха в учебе;

– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков окружающих людей;

           Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

– ориентироваться на установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно - образном уровне;

– вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

– прогнозировать учебные действия и выполнять их в соответствии с планом

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– пользоваться знаками, символами, таблицами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

– находить в тексте ответ на заданный вопрос;

– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

– строить сообщения в устной форме;

– воспринимать смысл познавательного текста;

– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– производить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

– устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;

– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (Земля, времена года, суша, вода, воздух…);

– устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

          Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– воспринимать другие мнение и позицию;

– формулировать собственные мнение и позицию;

– уметь договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения;

– использовать в общении правила вежливости.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Что мы можем сделать, чтобы  планет Земля жила и процветала?

Проблемные вопросы учебной темы

  1. Что произойдет, если не беречь природу?
  2. Чем мы можем помочь ?

Учебные вопросы

  1. Для чего нам нужно беречь природу?
  2. Какую роль в природе играют зелёные растения?
  3. Нужно ли беречь воздух?
  4. Почему необходимо бережно использовать пресную воду?
  5. Как загрязняется почва?
  6. Что стало причиной возникновения Красной книги?
  7. Почему растения и животных заносят в Красную книгу?
  8. Что такое «экология»?

План оценивания

График оценивания

До работы над проектом

Ученики работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом

Стартовая презентация. Таблица "Знаю, Хочу узнать, Уже узнал".

 План проведения проекта.

План работы групп

Памятка  правил поведения в лесу, на лугу и т.д.. Самооценка успешности в группе.

Самооценка сотрудничества в группе.

Рефлексия для родителей в буклете.

Эссе (что тебе понравилось над работой в проекте).

Критерии оценивания ученических работ

 Критерии оценивания защиты проекта.

 Бланки оценивания итоговых работ учителем.

 Критерии оценивания ученических работ.

Описание методов оценивания

В начале проектной деятельности проводится оценка начальных знаний учащихся (формирующее оценивание). Во время  презентации учителя учащиеся рассказывают все, что им известно о существующей проблеме.

Далее ученики делятся на группы.

Во время «мозгового штурма» учащиеся определили темы и направления исследований.

Это  позволяет ученикам систематизировать свои предварительные знания и выдвинуть новые идеи, а учителю - ранжировать интересы детей и выбрать направление исследования в соответствии с ними.

Чтобы дети четко осознавали этапность и конечный результат своей работы в проекте, составляются критерии оценивания будущих работ, по которым происходит контроль и самоконтроль в группах.

Важным элементом оценивания является формирование у учащихся навыков планирования своей деятельности. Поэтому для составления индивидуального плана участника проекта предлагается памятка и специальный лист учета готовности отчетных материалов.

Работа над темой исследования заканчивается подведением итогов по разработанным критериям с помощью рубрики оценивания. Дети готовят представление своих  результатов в виде презентации, буклета, альбома и др. После  завершения работы над проектом проводится урок «Экологический суд», на котором учащиеся демонстрируют результаты своих исследований в группе, а также обсуждают работы других групп.  В роли судьи выступает учитель, а суд присяжных состоит из лучших знатоков окружающего мира по областям; живая природа, воздух, почва, вода. Каждая группа обвинителей обвиняет Человека в загрязнении природы, приводя конкретные факты. Группы экологов, наоборот, приводят факты, как человек охраняет природу, какие меры применяет.  Здесь  оценивается  глубина проведенного исследования, логичность представления материала, творческий подход, умение аргументировано выступать перед аудиторией, защищать свою точку зрения, участвовать в дискуссии, задавать вопросы. Кроме того, учитель проводит итоговый оценочный тест по результатам изучения темы.  В конце работы над проектом проводится индивидуальная и групповая рефлексия.
индивидуальная  рефлексия.

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Познавательные умения

  • читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части; находить в тексте ответ на заданный вопрос;
  • пользоваться словарями учебника, материалом энциклопедии;
  • ориентироваться в содержании учебника; обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы

Регулятивные умения

  • менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;
  • ориентироваться в принятой системе учебных знаков;
  • принимать алгоритм выполнения учебной задачи; проводить работу в соответствии с алгоритмом;
  • выполнять учебные действия, согласно плана;
  • планировать и контролировать этапы своей работы;
  • корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла;
  • осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;
  • оценивать результаты работы, организовывать самопроверку;
  • соотносить внешнюю оценку и самооценку;

Коммуникативные умения

  • участвовать в учебном диалоге;
  • уметь распределять обязанности;
  • уметь сотрудничать в группе;
  • строить устные высказывания, опираясь на факты.

Специальные умения

  • иметь пользовательские навыки работы на ПК (текстовый, табличный редакторы, создание презентаций)
  • уметь  работать  с различными источниками информации и  осуществлять поиск  информации в Интернете

План работы над проектом

  1. Работая над темой проекта, данного в учебнике А. Вахрушева «Окружающий мир»  3 класса «Сохраним красоту природы», встал вопрос: «А достаточно ли для сохранения природы  – сохранить цветы?» (для этого используется презентация учителя).  
  2. Для учеников и их родителей был предложен буклет, объясняющий использование проектной методики при изучении данной темы, и содержащий проблемные вопросы, на которые ученики будут искать ответы.
  3. Учащиеся разделились на 4 группы  по 5 человек. ( 1 группа – живая природа, 2 группа – воздух, 3 группа – вода, 4 группа – почва)  Одна группа эксперты. Внутри группы распределили обязанности по направлениям:
  • «Репортёры».  Готовят информацию о пользе леса, об охране водоёмов  и экологических катастрофах.
  • «Природоохранные организации». Задачи природоохранных организаций в деле зашиты нашей планеты.
  • «Экологи». Что такое экология? Задачи экологов по охране природы. Найти факты помощи и конкретные меры по  охране человеком.  (каждый своё направление)
  • «Исследователи». История создания Красной книги России и Красной книги Нижегородской области. Какие животные, грибы и растения являются редкими и исчезающими.
  • «Разработчики». Создают правила поведения в природе и природоохранные знаки. ( по своим направлениям)


Перед началом проведения исследований необходимо  обсудить с учениками, как найти источники достоверной информации по теме исследования и использовать их, соблюдая авторские права. Учителем был  рекомендован список ресурсов по теме проекта.

  1. Далее прошло обсуждение с каждой группой учащихся целей и планов проведения исследований, работа с папкой исследователя, поиск и сбор информации по составленному плану.
  2. На этом этапе работы учащиеся проводят исследования, уточняют критерии оценивания ученических работ, проводят их корректировку. А учитель- консультирует группы, оказывает помощь в анализе полученных результатов, выполнении творческих заданий по теме проекта.
  3. Далее учащиеся  оформляют результаты своих исследований, происходит корректировка полученных данных, исправление, дополнение.
  4. Последний день перед представлением своих работ на заседании Экологического суда своих работ. Происходит обмен мнений, заслушивание внутри групп.
  5. Защита работ: подготовка учащихся к итоговому заседанию СУДА. На урок приглашаются учителя и родители. Происходит активный диалог. Учитель ведёт заседание, выполняя все регламенты настоящего суда. Даёт возможность высказаться группам по очереди, эксперты задают уточняющие вопросы, выступают с подготовленными фактами. Учитель привлекает к обсуждению гостей, они тоже задают вопросы. Завязывается научная дискуссия. После выступления каждой группы, суд удаляется для вынесения вердикта. Форма проведения, характерная для старшеклассников, очень уместна по данной проблеме. Активное участие детей на высоком интеллектуальном уровне значительно повышает уровень самого мероприятия и уровень познавательной активности учеников.

  9.   Рефлексия. Подведение итогов.

Рефлексия – анализ своего пути достижения целей проекта. Происходит разбор проделанной работы, определяются встретившиеся трудности, происходит оценка вклада участников, выявляются слабые стороны проекта, обсуждаются пути их исправления. У школьников формируется адекватная самооценка.

Материалы для дифференцированного обучения

Ученик с проблемами усвоения учебного материала (проблемный ученик)

В работе над проектом ученики выполняют доступные для себя, четко определенные задачи на основе продуманного алгоритма действий. Они имеют возможность воспользоваться помощью других участников группы, проконсультироваться с учителем. Такие ученики должны почувствовать свою значимость в общем деле, почувствовать, что они могут быть успешными. Кроме того, можно предложить  им энциклопедии, Интернет-ресурсы, которые уже содержат материал по теме исследования. Задача ученика - ознакомиться с материалом, структурировать его и расположить в хронологической последовательности.

Одаренный ученик

 Эти ученики в рамках проекта получили особую роль – роль экспертов, причем, выбор был не со стороны учителя, а по итогам ряда конкурсов и тестовых заданий. Эти дети получили полную свободу в выборе источников информации, форм представления информации. Каждый эксперт должен был набрать материалы – доказательную базу и строить свою речь по типу рассуждения, что является самым сложным видом речевого высказывания. Кроме того, темы исследования в каждой группе тоже представлены дифференцировано. Например, тема для группы репортёров гораздо сложнее, чем для группы разработчиков природоохранных правил. Поэтому, предлагая разбиться на группы, было предусмотрено, чтобы каждый выбрал задания по силам.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии — оборудование

  • цифровой фотоаппарат
  • лазерный диск
  • компьютер, сеть Интернет
  • принтер
  • проекционная система
  • сканер

Технологии — программное обеспечение

  • базы данных, электронные таблицы
  • программы обработки изображений
  • веб-браузер
  • текстовые редакторы
  • программы электронной почты
  • мультимедийные системы
  •  справочники на CD-ROM

Материалы на печатной основе

Вахрушев А.. Окружающий мир : Учебник для 3 класса. - Москва : Издательство «Баласс»:  2013 г.

Вахрушев А. Рабочая тетрадь для 3 класса к учебнику «Окружающий мир». Москва : Издательство «Баласс»:  2013 г

Другие принадлежности

Стенд наблюдений за проектом.

Интернет-ресурсы

http://nachalka.ru, Wikipedia. Googl.yandex.

Другие ресурсы

Необходимо посетить школьную или городскую библиотеку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание экологического клуба: «Земля - наш дом» 4 класс

Цель: Как можно больше узнать про «Наш дом», «Дом, в котором мы живем»....

Экологическая безопасность Земли.

Урок по предмету "Окружающий мир", автор Плешаков А.А. по программе "Школа России" в 3 классе....

Интегрированный урок окружающего мира и информатики "Экологическая безопасность Земли"

Цель данного урока: воспитание бережного отношения к окружающейприроде. Урок проведён с использованием интерактивной доски....

Красные книги: знакомые незнакомцы. Экологический марафон "Земля - планета жизни!"

Уч-ся собирали информацию о некоторых видах редких и исчезающих видах растений и животных. Работа велась в группах (сбор материала, пользуясь библиотекой, интернетом; оформление коллажа; выставка рису...

"Экологическая безопасность Земли"

Коль суждено дышать нам воздухом одним,Давайте же мы все навек объединимся.Давайте наши души сохраним!Тогда мы на Земле и сами сохранимся!...

Экологический праздник "Земля-наш дом родной

Через внеклассное занятие-праздник прививается бережное отношение к окружающей среде,          развивается чувство ответственности за всё живое....

экологический праздник "Земля - наш общий дом"

Внеклассное мероприятие может быть использовано на предменой неделе или приурочено к международному дню Земли (22 апреля). Содержит иллюстративный и познавательный материал, игры, практическую ...