Главные вкладки

    Статья "Организация деятельности младших школьников в группе продленного дня в рамках ФГОС"
    статья по теме

    Рубцова Марина Владимировна

    Доклад для круглого стола по теме: Организация деятельности младших школьников в группе продлённого дня.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №376 Московского района Санкт-Петербурга

    Лаборатория развития творческих способностей в ГПД

    у младших школьников

    ( выступление на круглом столе 3 октября 2013 )

    Рубцова Марина Владимировна

      Федеральный государственный стандарт ориентирует школу на достижение новых результатов образования, что возможно, в том числе, при использовании современных образовательных технологий деятельного типа.

    ФГОС понимается не только , как процесс усвоения учащимися системы знаний и умений. Но и как процесс всестороннего развития личности.

    Одно из направлений развития личности – общеинтеллектуальное . Оно включает в себя развитие таких психических механизмов, как внимание, память, мышление, воображение, наблюдательность.

    В настоящее время высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека, но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому  продуктивность мыслительной  и особенно творческой деятельности школьников остаётся далеко позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.

     Время , проводимое в ГПД, даёт нам возможность развивать психические механизмы,  необходимые для дальнейшего успешного обучения младших школьников, что сложно сделать в полном объёме в учебное время.

        Многие из завтрашних специалистов , знающих школьную программу, не в состоянии использовать эти знания в нестандартной обстановке, не владеют творческим мышлением, а опираются, в основном, на свою память, затрудняются при ответах на проблемные непривычные вопросы. Они мало подготовлены к обобщению и творческому анализу.

         Научить видеть что – либо с непривычной стороны, изучать предметы с разных сторон, видеть привычное по новому, не так как  видел ранее,  очень важная задача.

    Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Задача педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, настойчиво стимулировать процессы перестройки, переключения, поисковой активности; учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

           Не бывает детей бездарных и глупых, все дети талантливы от природы. Они по натуре своей любознательны и полны желания учиться, нужно только умное руководство взрослых.

          Решая творческие, нестандартные задачи, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие науки. Ведь любое детское открытие, пусть самое маленькое, сродни открытию учёного , испытывающего огромное удовлетворение и радость познания доселе неизвестного.

         В данный момент я разрабатываю системные занятия, которые можно проводить в ГПД. Каждое занятие состоит из четырёх этапов.

                                                1 этап

    Разминка.

    Задача этого этапа – способствовать подготовке памяти, актуализации, полученных ранее знаний  , создание благоприятного эмоционального фона.   « Проворство припоминания», как писал в своё время Э.Кант, является одним из важнейших условий развития творческих способностей учащихся, т.к. для возникновения «озарений» очень важно в нужный момент вспомнить нужное.

    Задания этого этапа  выполняются в высоком темпе.

    Например: быстро отвечайте на вопросы.

    • Какой сегодня день недели?
    • А какой был вчера?
    • Какое число будет через 3 дня?
    • Какая буква в алфавите стоит после «ц» ?
    • Сколько будет 7х 8?
    • Какая предпоследняя буква в алфавите?
    • Какие месяцы в году заканчиваются на «т»?
    • Назовите общий звук в словах: дар, мера , аист, жар.

                              2 этап

    Развитие психических механизмов, как основы развития творческих способностей.

    Задача этапа – развивать все виды памяти, внимание, воображение , наблюдательность и быстроту реакции.

    Например: тренируем ассоциативную память.

    Задание: воспринимая на слух слова, обозначающие цвет, попытайтесь схематично зарисовать предметы, которые у вас с каждым цветом ассоциируются. Затем по рисункам вспомнить цвет.

    Голубой, фиолетовый, белый , багряный, чёрный, малиновый, бежевый, коричневый, розовый , сиреневый, красный.

    Например: тренируем внимание.

    Задание: если в следующих парах второе слово синоним, замените его на антоним, и наоборот.

    Грусть – тоска, мрак – темнота, близко – рядом, бежать – стоять.

                                         3 этап

    Решение частично – поисковых задач разного уровня.

    Задача этапа: достать из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения.

    Например:  слава (сапог) порог

                      плесень(…….) надел

    Задание: слово в скобках в верхнем ряду образовано из двух рядом стоящих. Понять закономерность и по аналогии записать слово в скобках внизу.

    Например: найдите общее определение  к группе из 3-х существительных.

    Хлеб, климат, подушка - ?

    Например: врач прописал больному 5 таблеток, объяснив , что принимать их надо с интервалом в 20 минут. На какое время хватит таблеток?

                                       4 этап

                  Решение творческих задач.

    Этот этап рассчитан на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный  и творческий подход при решении заданий.

    Например: Развивающий канон – утро    -        з

                                                                      день    -      о

                                                                      вечер    -     ?

    Левая и правая стороны связаны между собой некоторыми логическими, ассоциативными или иными связями . Найдите их.

    Такие задания можно делать в любой области.

    Например по литературе:   красная   -   ?

                                                        серая   -     ш

                                                         белый  -    к

    По математике:        прямоугольник  -  4

                                          треугольник        - ?

                                          шестиугольник    - 6

    Русский язык и геометрия:       квадрат  -  5

                                                              треугольник    -  2

                                                           прямоугольник  -  ?  (порядковый номер буквы р        в слове.)

    Обучение должно быть победным!

    Особую роль в этом играют одобрительные реплики, вселяющие в ребят уверенность в своих силах. И , как правило, подавляющее большинство стараются работать изо всех сил, используя все свои возможности и способности.

                                                                                        

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка «Организация деятельности обучающихся в группах продленного дня»

    laquo;Организация деятельности обучающихся в группах продленного дня»...

    Организация деятельности обучающихся в группах продленного дня.

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и вне...

    Самоподготовка как организационная форма учебной деятельности в условиях группы продленного дня

    В статье рассматриваются разные формы проведения самоподготовки и ее структурные элементы, как и когда можно вводить игровые моменты, индивидуальная помощь учащимся,а также приложены памятки для прави...

    Познавательная и творческая деятельность детей в группе продленного дня в условиях ФГОС

    В настоящее время в   рамках ФГОС перед воспитателем группы продленного дня стоит важная задача  развития ребенка, его творческих способностей, воспитание творческой личности в целом. Каждый...

    Организация группы продленного дня в свете ФГОС

    Современные требования к организации группы продленного дня в начальной школе Выбирая школу, папы и мамы часто интересуются, есть ли в школе группа продленного дня. Это связано с тем, что занятость вз...

    Доклад "Применение ИКТ на занятиях группы продленного дня в рамках реализации ФГОС"

    В докладе говорится о важности и целесообразности применения ИКТ в группе продленного дня....

    "Современные формы организации воспитательной работы в группе продленного дня при введении ФГОС".

    Как творческий подход грамотного педагога позволяет создать во второй половине дня такие условия, чтобы дети получили возможность выразить себя, познать окружающий мир и получили опыт позитивного обще...