"Современные формы организации воспитательной работы в группе продленного дня при введении ФГОС".
статья

Богомолова Татьяна Андреевна

Как творческий подход грамотного педагога позволяет создать во второй половине дня такие условия, чтобы дети получили возможность выразить себя, познать окружающий мир и получили опыт позитивного общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Современные формы организации воспитательной работы

в группе продленного дня при введении ФГОС».

Воспитательное пространство продленного дня – безграничное пространство. Поле деятельности здесь не имеет границ, четко очерченных рамок. Творческий подход грамотного педагога позволяет создать во второй половине дня такие условия, чтобы дети получили возможность выразить себя, познать окружающий мир и получили опыт позитивного общения.

Воспитательное пространство ГПД – это, во-первых, сама среда, в которой оказываются школьники после уроков, во-вторых, это специально организованный образ жизни детей в данной среде: их деятельность, отношения, события, с ними происходящие.

Главная задача педагога – это создание атмосферы взаимопонимания, взаимовыручки, уважения и любви, что является основой комфорта, уюта, спокойствия, самореализации личности каждого ребенка.

В настоящее время важно, чтобы в основу планирования работы воспитатель закладывал следующие приоритетные позиции:

 -   создание условий для личностного развития воспитанников;

 - создание условий для реализации, основных форм деятельности учащихся в группе продленного дня: бытовой, учебной, досуговой, физкультурно-оздоровительной;

 -  создание условий для формирования системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру.

Основные задачи ГПД: объединить учебную и внеурочную сферы деятельности ребенка в условиях учебного сообщества, объединить в единый функциональный комплекс образовательные, развивающие и оздоровительные процессы.

Режим работы группы продленного дня обязательно включает в себя прогулку на свежем воздухе, самоподготовку, развивающие и оздоравливающие мероприятия (занятия в кружках, игры, посещение различных  мероприятий, подготовка и проведение праздников, викторин).

Мероприятия, проводимые в режиме группы продленного дня, создают большие возможности для развития способностей детей, для воспитания у них общественной активности, патриотизма, нравственности, организационных умений и навыков, любви к природе и здоровому образу жизни, воспитывают чувство коллективизма, способствуют созданию ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире.

Досуговая деятельность призвана заполнить свободное время содержательным активным отдыхом. Она организуется в индивидуальной и коллективной формах. По своему содержанию эта деятельность многогранна. Она включает интеллектуальную, трудовую, художественно-эстетическую, спортивную и игровую.

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ:

-Разнообразные игры (ситуативные, ролевые и т.д);

-Сочинение сказок. Эта форма деятельности принимается детьми особенно хорошо и оказывает благоприятное влияние на развитие речи и воображение учащихся, их творческой активности;

-Этические беседы, наблюдения;

-Чтение и обсуждение, инсценирование и драматизация;

-Конкурсы, тематические викторины, брей-ринги;

-Оформление выставок, портфолио;

-Подготовка и проведение концертов, спектаклей и т.п.

-Экскурсия в музеи и парки;

-Решение ситуативных задач;

-Устный журнал (газета) т. е. демонстрация какой-либо информации (актуальных проблем) в художественной форме.

-Диспут — специально организованное представление в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме).

-Дискуссия - специально организованный обмен мнениями по какому-либо вопросу (проблеме) для получения информационного продукта в виде решения. Разновидности дискуссии: «круглый стол», «форум».

-Защита проектов — представление, в ходе которого участники  группы демонстрируют какие-либо проекты.

-Ситуационно-ролевая игра как форма воспитательной работы — это специально организованное мероприятие в решении задач взаимодействия и в имитации предметных действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры.

-Продуктивная (инновационная) игра — совместная деятельность по созданию информационного продукта (по решению какой-либо практической проблемы). Как правило, алгоритм продуктивной игры предполагает следующие процедуры: общий сбор-старт (постановка проблемы, объяснение

правил), работа по группам, общий сбор-финиш (подведение итогов).

-Формы воспитательной работы типа «путешествие»

В типе «путешествия» три группы форм:

- путешествие - демонстрация (игра-путешествие, парад-шествие);

- путешествие - развлечение (поход, прогулка);

- путешествие - исследование (экскурсия, экспедиция).

Особенно хотелось бы остановится на следующих современных формах организации воспитательной работы в ГПД:

                   Вечер разгаданных и неразгаданных тайн. Эта форма работы позволяет ребятам и взрослым в живой, непринужденной обстановке обмениваться своими знаниями, мнениями, догадками. Она учит ставить вопросы, доказывать и опровергать, вести коллективный поиск истины, мобилизуя знания, полученные из разных источников. Например, можно предложить детям одну из следующих тем:

  1. Есть ли жизнь внутри Земли?
  2. Какими будут города и села в будущем?
  3. Возможна ли передача мыслей, чувств, приказов на расстоянии?

Информационный час. В начальной школе он должен расширять кругозор детей, формировать пытливость ума.

Примерные темы: Когда впервые появился карандаш? На чем писали люди до появления бумаги? Какими будут города и села в будущем? Существует ли снежный человек?

Клубный час. особая форма работы в группе продленного дня, когда дети находятся в менее регламентированных условиях, чем на уроках. Они свободно, по собственному интересу и желанию выбирают дело, работу на занятии: одни могут рисовать, другие — лепить, третьи — делать аппликацию и т. п. При этом занятиями руководит воспитатель группы продленного дня, определяя их содержание, составляя программу. Для этих занятий создаются условия, непохожие на урок, обстановка, располагающая к задушевной беседе, к веселым играм, к дружной совместной работе. Для этого столы сдвигают в центр, образуя большой стол, за который дети садятся по кругу, либо ставят столы и стулья вдоль стен, образуя широкое пространство, которое будет использоваться для игр.

В первой части таких часов воспитатель проводит с детьми различные беседы, целью которых является этическое и эстетическое развитие и расширение эмоционального опыта учащихся. Для этого проводят художественное чтение и рассказывание, слушание музыки, просмотр видеофильмов. Обращение к художественной литературе приучает искать в книге ответы на возникающие вопросы, испытывать в ней потребность как в источнике эмоциональных переживаний.

Клубные часы предполагают проведение веселых мероприятий в виде конкурсов, соревнований, импровизированных концертов, на которых дети выступают с художественными пересказами, чтением стихотворений, песнями, танцами, а также интеллектуальных игр.

Вторая часть клубного часа — это игра. Нравственное воспитание учеников в играх достигается весьма эффективным и естественным для детей путем. Осознание собственных прав и прав других, зависимости друг от друга, значения организованных и согласованных действий, необходимости подчинения и проявления инициативы — это только часть тех качеств, которые воспитывает игра. Можно проводить разнообразные игры: ролевые, сюжетные, подвижные, игры-соревнования, игры-путешествия.

Проведение различных форм воспитательной работы с включением в них новых современных элементов улучшает межличностные отношения в классном коллективе, способствует развитию важнейших коммуникативных, организаторских умений. Непосредственно подготовка к воспитательному делу воспитывает доброжелательное отношение к своим товарищам, развивает взаимовыручку.

Использование новых форм воспитательной работы позволяет педагогу повысить эффективность педагогического процесса, является важнейшим условием формирования таких качеств, как уверенности в себе, целеустремленности, выдержки, терпения настойчивости, а так же формирует в детях ответственность, инициативность, самостоятельность.

Новые формы воспитательной работы вызывают интерес у детей к мероприятию и повышают их активность.

Применение новых форм воспитательной работы, требует от педагога  большей подготовки, но с приобретением опыта проведения мероприятия с элементами новизны, на его разработку времени будет тратиться меньше.

Выбор новых форм воспитательной работы должен быть обусловлен выбором целей и задач и условиями учебно-воспитательного процесса.

Моя задача состоит в том, чтобы не только занять ребенка, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые были бы интересны  и полезны школьнику, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию, обогащали его эмоционально.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитательной работы в группе продленного дня (ФГОС НОО)

Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподго­товка.Самоподготовка — одна из форм организации учебного процесса в группе продленн...

СТАТЬЯ "Организация воспитательной работы в группе продленного дня в соответствии с ФГОС."

Статья об организации воспитательной работы в группе подленного дня,  в соответствии с новыми требованиями ФГОС....

распространение педагогического опыта"КТД - как форма организации досуга детей в группе продленного дня"

Работая воспитателем группы продленного дня, использую различные формы и способы организации детского досуга, но особый интерес у подростков вызывают  коллективно-творческие дела....

Организация воспитательной работы в группе продленного дня в соответствии с ФГОС

Статья об организации воспитательной работы в группе продлённого дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Главная цель воспитательной работы в современной школе - всестороннее и гармоничное раз...

Статья.Организация воспитательной работы в группе продленного дня в соответствии с ФГОС.

Статья об организации воспитательной работы в группе продленного дня....

Групповая работа – одна из продуктивных форм организации сотрудничества детей в группе продленного дня.

В наши дни групповое образование уже не новшество. Но хочется ещё раз рассказать о том, что групповая работа – это одна из продуктивных форм организации сотрудничества детей в группе продленного...