Групповая работа – одна из продуктивных форм организации сотрудничества детей в группе продленного дня.
статья (2 класс)

В наши дни групповое образование уже не новшество. Но хочется ещё раз рассказать о том, что групповая работа – это одна из продуктивных форм организации сотрудничества детей в группе продленного дня и поделиться своими наработками в данном направлении.

Я считаю, что групповая работа - одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей в группе продленного дня.
При групповом обучении происходит процесс, в котором все обучают каждого и каждый обучает всех.

Еще древние заметили: «Если хочешь чему-нибудь научиться сам, возьми себе ученика».

На первых порах при совместной работе дети распределяют роли, функции для каждого, выбирают деятельность. Каждый побывает в той или иной роли, научится выполнять разные задания, после чего все эти действия ученик сможет выполнять самостоятельно.

Если при групповой деятельности всё правильно организованно, то дети учатся общаться, отстаивать свою точку зрения, слышать и принимать мнение другого, а в сложной ситуации приходить на помощь другому.

Положительной стороной группового обучения является то, что у учащихся появляется опыт выполнения рефлексивной функции, а это контроль, оценка, умение ставить цели, планировать свою работу.

У учащихся появляется:

- большая заинтересованность к учению,

-вырабатывается положительное отношения к учению,

- улучшается результативность учебного процесса,

- вырабатываются качества, требуемые для успешного контакта с другими людьми,

-учатся правильно оценивать свои собственные поступки,

-контролируют свое поведение,

- добиваются взаимопонимания.

Говоря о численности состава группы, то самые эффективные, это группы, состоящие из пяти человек, потому что в группе из трех человек обсуждения и мнения будут не продуктивно, а в группах из четырех или шести детей наибольшая вероятность, что произойдет раскол, в группе из семи человек нет возможности чтобы высказать свою точку зрения.

В своей работе я «смешиваю» детей по возрасту и интеллектуальному развитию.

Практика показала, что состав числа группы может изменятся, все зависит от характера и содержания заданий.

 

Для работы в группах мы устанавливаем свои правила.
Вот некоторые из них:

  • в разговоре должен участвовать каждый;
  • речь должна быть спокойной и ясной;
  • следить за тем чтобы разговор велся только по делу;
  •  следить за тем, чтобы не было «хора»;
  • употреблять определенные жесты и знаки;
  •  смотреть на говорящего, чтобы понимать;
  • обращаться к товарищам по имени.

Воспитатель контролирует ход работы: отвечаем по заданию, следим за порядком работы, если нужно помогаю отдельным ученикам или группе. Но не нужно ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы, так как зачастую дети стесняются высказываться в присутствии педагога. А вот ближе к концу обсуждения, я могу тоже включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в группах, направлять и поддерживать членов группы, отвечать на вопросы.

 Важно, чтобы в ходе работы дети проявляли не только ученические, но и свои положительные качества: вежливость, аккуратность, доброжелательность, терпеливость, дружелюбие.  Даю общую оценку группе, а не отдельно   работавшим вместе детям, не должно быть разных оценок для каждого.


 Признаки группы учащихся могут различаться по:

  • теме работы;
  • типу работы;
  • уровню сложности задания с учетом развития учащихся.


Иногда бывает, что задания у групп одинаковые, поэтому дети воспринимают это как соревнования групп. В данном случае не стоит принуждать к общей работе в группе ребенка, если он не хочет вместе работать, я разрешаю ему отсесть отдельно от других.

В 1 – 2 классах на работу отводится 30 – 40 минут, а для 3 – 4 классах – не более 20-30 минут. При работе нужно соблюдать тишину, чтобы не мешать детям обмениваться мнениями. Чтобы дети были увереннее в своих ответах, представляя продукт своего труда, выслушиваю группу тех, кто был меньше уверен в правильном выборе, а затем более способных учащихся.


В завершении групповой работы нужно:

- поощрить группу, которая работала в тесном сотрудничестве;

- провести анализ деятельности работы группы;

- выяснить причину успеха или трудностей.

Рефлексия должна проходить по двум направлениям:

  • ход работы и решение проблемы;
  • деятельность каждого члена группы.

А основывается она, прежде всего, на умении понять себя, свои чувства и чувства других.


Использую приемы групповой работы мне помогает изменить отношение учащихся друг к другу, потому что они понимают, что от труда каждого зависит результат группы. Дети становятся активнее не только в группе продленного дня, но и на уроках. Они поддерживают друг другу в разных ситуациях успеха и неуспеха, оказывают помощь слабым и не уверенным в себе учащимся, исчезает безразличие, меняется характер во взаимоотношениях между детьми, и главное они учатся индивидуальной самостоятельной деятельности, происходит большее понимание учебного материала.



Литература

  1. Михайлова И. В.  Групповые формы работы на ГПД в начальной школе, Новоуральск
  2. Королькова, Л.В., Лебедева Н.Б. Групповые формы взаимодействия младших школьников [Текст] / Л.В. Королькова, Н.Б.Лебедева // Начальная школа. – 2007. - № 2. – С.13 – 15.
  3. Глазкова А. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности. // Начальная школа. - 1999, № 10.
  4.  Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. СПб.: Педагогика, 2000

 


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovaya_rabota_avgust_2019.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Групповая работа – одна из продуктивных форм организации сотрудничества детей в группе продленного дня.

Чувашова Татьяна Нургаяновна,

воспитатель группы продленного дня

МБОУ «Начальная школа – Детский сад №11»

 г.Зима, 2019г.

В наши дни групповое образование уже не ново. Хочется ещё раз рассказать о том, что групповая работа – это одна из продуктивных форм организации сотрудничества детей, особенно  в группе продленного дня.

Еще древние заметили: «Если хочешь чему-нибудь научиться сам, возьми себе ученика».

Одной из главных целей организации групповой деятельности является развитие мышления учащихся. Работа в группе помогает ребёнку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Работа в группе позволяет дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, потому что у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров – искажение становления характера. Каждый ребенок имеет возможность утвердиться в себе в микроспорах, где нет подавляющего авторитета воспитателя и внимания всего класса.

При групповом обучении происходит процесс, в котором все обучают каждого и каждый обучает всех.

Понятием «малая группа» обычно обозначает относительно устойчивая, небольшая по численности группа, члены которой находятся в непосредственном взаимодействии друг с другом, что приводит к возникновению эмоциональных связей, а также специфических межличностных ценностей и норм.

Групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обучения, несмотря на то что первый опыт её организации может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы учащихся, их неумение действовать совместно и др.).

Уникальность групповой работы обеспечивается такими её признаками, как непосредственное взаимодействие между учащимися (дети выполняют учебное задание совместно в составе малой группы) и опосредованное руководство деятельностью ученика со стороны воспитателя. Педагог руководит работой всей группы в целом: дает ей задание, инструкцию по его выполнению, оценивает результаты труда группы. Руководство же деятельностью каждого ученика осуществляется самими детьми внутри группы.

Потенциал групповой работы велик, так как школьник становится важным участником общего дела - ведь от его труда зависит результат всей группы. В этих условиях дети эффективно овладевают учебной деятельностью и накапливают предпосылки к переходу на следующую ступень в своем развитии – организации индивидуальной самостоятельной учебной деятельности.

Если при групповой деятельности всё правильно организованно, то дети учатся общаться, отстаивать свою точку зрения, слышать и принимать мнение другого, а в сложной ситуации приходить на помощь другому.

Положительной стороной группового обучения является то, что у учащихся появляется:

- большая заинтересованность к учению,

- вырабатывается положительное отношения к учению,

- улучшается результативность учебного процесса,

- вырабатываются качества, требуемые для успешного контакта с другими людьми,

-умение правильно оценивать свои собственные поступки,

-умение контролировать свое поведение,

- умение добиваться взаимопонимания.

Задачи воспитателя ГПД при организации групповой работы:

  • выступает, как организатор самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся,
  • учит объяснить цели предстоящей работы;
  • учит самостоятельно добывать нужные знания;
  • учит критически осмысливать полученную информацию;
  • учит делать выводы и аргументировать их;
  • учит решать возникающие проблемы, используя добытые факты.

Принципы формирования групп:

  • группы создаются на различных этапах занятия в зависимости от дидактических, психологических и управленческих целей воспитателя ГПД и результатов контроля
  • от этих же целей зависит и состав группы;
  • каждая группа существует столько времени, сколько ей отводится на решение предложенной задачи;
  • группа получает задачу на строго ограниченное время и по истечении этого времени отчитывается о результатах работы;

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

  • постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
  • раздача дидактического материала;
  • планирование работы в группе;
  • индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;
  • обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);
  • сообщение о результатах работы группы;
  • общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.

Говоря о численности состава группы, то самые эффективные, это группы, состоящие из пяти человек, потому что в группе из трех человек обсуждения и мнения будут не продуктивно, а в группах из четырех или шести детей наибольшая вероятность, что произойдет раскол, в группе из семи человек нет возможности чтобы высказать свою точку зрения.

В своей работе я «смешиваю» детей по возрасту и интеллектуальному развитию.

Практика показала, что состав числа группы может изменятся, все зависит от характера и содержания заданий.

Для работы в группах мы устанавливаем свои правила.
Вот некоторые из них:

  • в разговоре должен участвовать каждый;
  • речь должна быть спокойной и ясной;
  • следить за тем чтобы разговор велся только по делу;
  • следить за тем, чтобы не было «хора»;
  • употреблять определенные жесты и знаки;
  • смотреть на говорящего, чтобы понимать;
  • обращаться к товарищам по имени.

Я как воспитатель контролирую ход работы: чтобы дети отвечали по заданию, слежу за порядком работы, если нужно помогаю отдельным ученикам или группе. Но я не хожу по классу и не стою около учеников в начале групповой работы, так как большинство  детей стесняются высказываться в присутствии педагога. А вот ближе к концу обсуждения, я тоже включаюсь в работу: слушаю, как идет обсуждение в группах, направляю и поддерживаю членов группы, отвечаю на вопросы.

 Важно, чтобы в ходе работы дети проявляли не только ученические, но и свои положительные качества: вежливость, аккуратность, доброжелательность, терпеливость, дружелюбие.  Даю общую оценку группе, а не отдельно   работавшим вместе детям, не должно быть разных оценок для каждого.


 Признаки группы учащихся могут различаться по:

  • теме работы;
  • типу работы;
  • уровню сложности задания с учетом развития учащихся.


Иногда бывает, что задания у групп одинаковые, поэтому дети воспринимают это как соревнования групп. В данном случае не стоит принуждать к общей работе в группе ребенка, если он не хочет вместе работать, я разрешаю ему отсесть отдельно от других.

В 1 – 2 классах на работу отводится 30 – 40 минут, а для 3 – 4 классах – не более 20-30 минут. При работе нужно соблюдать тишину, чтобы не мешать детям обмениваться мнениями. Чтобы дети были увереннее в своих ответах, представляя продукт своего труда, выслушиваю группу тех, кто был меньше уверен в правильном выборе, а затем более способных учащихся.


В завершении групповой работы нужно:

- поощрить группу, которая работала в тесном сотрудничестве;

- провести анализ деятельности работы группы;

- выяснить причину успеха или трудностей.

Рефлексия должна проходить по двум направлениям:

  • ход работы и решение проблемы;
  • деятельность каждого члена группы.

А основывается она, прежде всего, на умении понять себя, свои чувства и чувства других.


Использование приемов групповой работы в ГПД помогает изменить отношение учащихся друг к другу, потому что они понимают, что от труда каждого зависит результат группы. Дети становятся активнее не только в группе продленного дня, но и на уроках. Они поддерживают друг другу в разных ситуациях успеха и неуспеха, оказывают помощь слабым и не уверенным в себе учащимся, исчезает безразличие, меняется характер во взаимоотношениях между детьми, и главное они учатся индивидуальной самостоятельной деятельности, происходит большее понимание учебного материала.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективная организация учебно – воспитательной работы и досуга детей в группе продленного дня (обобщение опыта работы)

Формирование базиса личностной культуры ребенка через эффективную организацию учебно – воспитательной    работы и досуга детей в группе продленного дня....

Индивидуальная программа профессионального развития педагога.Тема: «Групповая работа как одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей»

Выбор темы самообразования: « Групповая работа как одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей», в условиях реализации ФГОС, совершенно актуален и очевиден, так ...

Групповая форма организации сотрудничества младших школьников

Работа представлена в виде презентации и знакомит с основными формами групповой работы на уроке. Рассматриваваются способы формирования групп, плюсы и минусы групповой работы, "нужно" и &quo...

Групповая работа как полноценная самостоятельная форма организации обучения и воспитания.

    Особенностью ФГОС нового поколения является системно-деятельностный подход, ставится главная задача - творческое развитие личности учащихся нацелено на реальные виды деятельности ...

Организация досуга детей в группе продленного дня

Главная цель ГПД – создание условий для полноценного развития личности младшего школьника: развитие эмоций, творческих способностей, речевых навыков, в...

распространение педагогического опыта"КТД - как форма организации досуга детей в группе продленного дня"

Работая воспитателем группы продленного дня, использую различные формы и способы организации детского досуга, но особый интерес у подростков вызывают  коллективно-творческие дела....

Статья «Организация досуга детей в группе продленного дня»

Статья для выступления на педагогическом совете...