распространение педагогического опыта"КТД - как форма организации досуга детей в группе продленного дня"
опыты и эксперименты (2 класс)
Работая воспитателем группы продленного дня, использую различные формы и способы организации детского досуга, но особый интерес у подростков вызывают коллективно-творческие дела.
. КТД имеют большое воспитательное значение, так как направлены на:
· Развитие творческих способностей.
· Развитие интеллектуальных способностей.
· Реализацию коммуникационных потребностей.
· Обучение правилам и формам совместной работы.
В основе лежат три основные идеи:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktd_kak_forma_organizatsii_dosuga_detey.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КТД - как форма организации досуга детей в группе продленного дня.
Работая воспитателем группы продленного дня, использую различные формы и способы организации детского досуга, но особый интерес у подростков вызывают коллективно-творческие дела.
. КТД имеют большое воспитательное значение, так как направлены на:
∙ Развитие творческих способностей.
∙ Развитие интеллектуальных способностей.
∙ Реализацию коммуникационных потребностей.
∙ Обучение правилам и формам совместной работы.
В основе лежат три основные идеи:
- Коллективное (совместная работа взрослых и детей).
- Творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной творческой деятельности детей и взрослых).
- Дело (занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни).
В работе «Энциклопедия коллективных творческих дел» по Иванову И.П. выделяется несколько видов КТД по направленности деятельности и дается их описание.
Познавательные дела. Их цель – развитие у школьников познавательных интересов, заинтересованного отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективном поиске. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности как стремление к познанию непознанного, целеустремлённость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость.
Можно рекомендовать несколько интересных познавательных КТД: вечер веселых задач, вечер – путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, город весёлых мастеров, устный журнал, пресс – бой, турнир знатоков, пресс – конференция, аукцион знаний, защита проектов разной тематики, химико-биологический хоккей и др.
Трудовые дела. Цель трудовых КТД – обогатить знание ребят об окружающем мире, выработать убеждения, что труд – основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а так же привычку реально, бескорыстно, на деле заботиться о близких и далёких людях, работать самостоятельно и творчески.
Примерами трудовых КТД могут быть трудовая атака, трудовой десант, почта, трудовой рейд ,благотворительные ярмарки и др.
Художественные дела позволяют целенаправленно развивать художественно – эстетические вкусы детей и взрослых, пробуждают желание испробовать себя в творчестве, воспитывают восприимчивость и отзывчивость.
Можно рекомендовать следующие КТД: кольцовка песен, концерт – ромашка, эстафета любимых занятий, литературно – художественные конкурсы, театральные постановки, КВН, конкурсы актерского мастерства, ролевые игры «Школа этикета» и др.
Спортивные дела развивают гражданское отношение к спортивно – оздоровительной стороне жизни, к себе как здоровым гражданам общества.
Можно рекомендовать следующие КТД: бой неуловимых, веселая спартакиада, спартакиада народных игр, путешествие по станциям «Будь здоров».
Спортивные КТД помогают выработать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм, дисциплинированность.
Экологические дела. Приобщение к миру природы, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы. Учить ребят «видеть Землю», помочь родной природе, осознавать ее значение, почувствовать красоту родного края - вот программы этой работы.
Примерами экологических КТД могут быть: Академия лесных наук, аукцион цветов (ягод, орехов), бал цветов, выставка лесных даров, день леса, праздник «День птиц», экологические игры, экологический вестник, экологический фестиваль, защита времен года, пресс-конференция «На страже природы».
Досуговые дела.
Многие формы КТД, упомянутые выше, имеют прямое отношение к досугу детей во внеурочное время. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные. Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. И все-таки есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными творческими делами, которые можно использовать в группе продленного дня. Их роль неоценима. Эти КТД несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг детей должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным.
Можно провести следующие досуговые КТД: Аукцион забав, академия веселых наук, бал (новогодний, литературный, осенний, цветов), базар головоломок, вечер легенд, вечер веселых вопросов, вечер-путешествие, взятие песочного городка, день «рекордов Гиннеса», дискотека, день фантазера, «Ералаш», «капустник», карнавал, конкурсы (бального танца, «Алло, мы ищем таланты», песочных архитекторов, Шерлоков Холмсов, карикатуристов, веселой пантомимы, фантазеров, смекалки, Несмеян), коллективный выход в театр, «корзина со сказками», комический цирк, коллективный рассказ в картинках, лотерея, «огонек», дни именинников, посиделки, состязание юмористов, турниры знатоков, ринг, рыцарский турнир, чаепитие, час импровизации, час инсценировки, чемпионат веселого мяча, шумовой оркестр, эстафета веселых экспромтов, юморина, ярмарка забав и развлечений, ярмарка народной мудрости.
В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать в коллективе, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. КТД становятся мощной силой, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. Положительно эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождает добрые чувства, сопереживания всех всем.
КТД – это верный путь соединения и создания школьной общности на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности.
КТД дают возможность
ученику
- реализовать и развивать свои способности
- расширить знания об окружающем мире;
- приобрести навыки проектирования;
- проявить организаторские умения;
- закрепить коммуникативные навыки
- формировать способности к рефлексии (анализу)
педагогу
- развивать творческий потенциал;
- совершенствовать организаторские возможности;
- изучить детский коллектив;
- объединить учащихся, педагогов, родителей;
- управлять процессом развития личности ребенка;
- развивать рефлексивные возможности
В преддверии наступающего нового года хочу поделиться сценарием игры КВН, которая была проведена между учащимися 5-х классов НОУ «Ника» г. Москвы
Новогодний КВН
Тип. Комплексная игра
Форма. Состязание
Краткое описание. Команды состязаются в эрудиции, остроумии и находчивости, выполняя задания, оценку, которых дает жюри. Игра включает в себя традиционный цикл: приветствие-представление команд, разминку, познавательный, действенный, музыкальный конкурс, конкурс капитанов и домашнее задание.
Педагогические возможности. Игра развивает нестандартность мышления, учит преодолевать трудности, реагировать быстро, весело, остроумно, учит коллективно думать, действовать, побеждать.
Рекомендации
Для какого возраста. Подростки, старшеклассники.
Количество участников. Две команды по 10-12 человек, зрители-болельщики.
В какой системе учебно-воспитательной работы может использоваться. Во внеклассной и внешкольной работе по развитию творческого мышления детей, а также для поднятия эмоционального тонуса и сплочения коллектива.
Набор ролей. Ведущий, жюри, игровые команды, капитаны команд, болельщики.
Особенности костюмов, реквизита. Форма одежды выбирается в соответствии с темой представления команды, набором ролей, которые будут играть дети.
Реквизит: предметы, необходимые для проведения конкурсов, секундомер, стол жюри. Технические средства: компьютер, магнитофон (показ слайдов, музыкальное сопровождение).
Поэтапное описание.
Подготовительный этап.
Творческая группа разрабатывает задания для игры и систему их оценок. Готовит материально-техническое обеспечение, формирует жюри, проводит организационную работу по созданию команд и ставит задачи по подготовке к игре. Команды выбирают капитана, придумывают название, готовят приветствие и домашнее задание на заданную тему.
Игровое действие.
Ведущий. Дорогие гости, мы рады приветствовать вас в этот предновогодний день на нашем празднике веселья, смеха и юмора.
Сегодня два замечательных дружных класса сразятся за звание самого весёлого и находчивого.
По традиции наш первый конкурс - приветствие команд.
Итак, первой открывает наш сегодняшний праздник команда «Измерение Б5»! Встречайте!...
А теперь, уважаемые судьи и дорогие зрители, перед вами команда «Бабки Ёжки»!
Каждой команде отводится 7-8 минут на приветствия.
Приветствия сыграны, осталось подвести итоги, что и сделает наше многоуважаемое жюри.
Представление членов жюри.
Ну что же баллы подсчитаны, можно двигаться дальше.
Наш следующий конкурс – конкурс капитанов.
И для начала представим их вам. Капитан команды «Измерение Б5»- юморист, футболист, фантазёр и каллиграф! Капитан команды «Бабки Ёжки»– оригинал мысли и будущее российской науки!
Ваше задание: на заявленную тему составить диалог так, чтобы каждая новая реплика начиналась с каждой следующей буквы алфавита по порядку.
А тема такая: Дед Мороз и Снеговик (капитаны каждой из команд тянут жребий, выбирая свою роль в диалоге) готовят подарки к Новому Году.
Капитаны разыгрывают диалог
Уважаемые судьи, просим вас оценить этот конкурс! Команды, на сцену!
Жюри объявляет итоги конкурса.
Следующий, 3-ий конкурс «Закончи новость».
Вам зачитывается новость, вы за 30 сек. обсуждаете её внутри своей команды и придумываете оригинальную и весёлую концовку. Один участник от каждой команды озвучивает её. Команды готовы?
-1 новость: «К олимпиаде в Сочи российские школьники предложили новый вид спорта…»
-2 новость: «В честь Нового Года школьные повара придумали новое меню…»
-3 новость: «Валентин Юдашкин разработал новую форму для школьников. Это будет…»
Уважаемое жюри, оцените старания команд в этом конкурсе, пожалуйста!
Также попросим вас назвать суммы баллов каждой команды.
Наш следующий, конкурс проверит артистические качества участников, это «Театр-экспромт»!
Уважаемые команды, просим разобрать свои роли. Вам даётся время на подготовку к представлению, а затем ведущие зачитывают текст вашего драматического отрывка, и вы должны сыграть свою роль.
Пока готовится театр-экспромт, проводится игра со зрителями викторина «Путешествие на самолёте».
Участники представляют театр-экспромт.
Уважаемые судьи, просим вас оценить артистизм участников в этом конкурсе и назвать сумму баллов для каждой команды.
Жюри объявляет итоги конкурса.
Переходим к следующему конкурсу «Сказочная автобиография».
Задание: команды сочиняют и записывают, а затем зачитывают автобиографии Емели и Царевны-Лягушки. Оценивается соответствие сказочным приключениям этих героев, соответствие стилю автобиографии и оригинальность.
Просим снова наше уважаемое жюри назвать оценки за конкурс и суммы баллов.
Жюри объявляет итоги конкурса.
А теперь внимание Музыкальный конкурс
Каждая из команд вспоминает песни о зиме (необходимо вспомнить и спеть мин.1 строчку), выигрывает команда, вспомнившая больше песен.
Уважаемое жюри, оцените, пожалуйста, музыкальность наших участников! А также назовите суммы баллов перед финальным конкурсом.
Жюри объявляет итоги конкурса.
Надеюсь, вы еще не устали, впереди у нас заключительный, но не менее находчивый, веселый и зажигательный конкурс - Домашнее задание на тему «Один день в школе».
Выступление команд.
Аплодисменты! Итак, наш весёлый праздник заканчивается, и вот уже сейчас мы должны узнать, какая же из команд сегодня победила, и какой класс получил звание самого весёлого и находчивого.
Дорогие наши участники, просим вас подняться на сцену, а наше почётное жюри просим объявить итоги нашего праздничного соревнования и назвать победителя!
Объявление и награждение победителей
Итак, друзья, игра окончена, но праздник продолжается!!! Мы желаем вам счастья, мира, добра, веселья и благополучия в новом году!
Спасибо нашим командам, которые подарили нам столько положительных эмоций. В завершение нашего праздника, просим команды спеть вместе финальную новогоднюю песню.
Ребята исполняют приготовленную заранее песню «С Новым годом!»
После выступления Дед Мороз дарит подарки детям.
Краткие советы по проведению.
При подготовке КВН детей нужно предостеречь от распространенной ошибки- стремлении полностью скопировать телеигру, конкурсы не должны обижать ребят, высмеивать их неудачи. Между конкурсами , а также во время пауз включается музыка, показываются слайды, проводится игра со зрителями. Зрители должны заранее подготовить растяжки, речевки для поддержания своей команды.
Используемая литература
1.И.П. Иванов, « Энциклопедия коллективных творческих дел». Москва, Педагогика, 1989г.
2.Ю.Н. Григоренко, У.Ю. Кострецова, « КТД, игры, праздники, аттракционы, развлечения, индивидуальная работа, соревнования». Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. Москва, 2004г.
3. М. И. Рожкова, «Классному руководителю», Москва, ВЛАДОС, 1999 г.
4. А. Б. Добрович, «Воспитатель о психологии и психологии общения», Просвещение, 1987 г.
5 О.Г. Черных, А.А. Дмитриева, «Внеклассные мероприятия», Москва.
ВАКО, 2010
6. Лаборатория игровой деятельности школьников НИИ общих проблем воспитания АПН СССР, Картотека коллективных познавательных и ролевых игр (Методические рекомендации для школ, внешкольных учреждений, лагерей), Москва,1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективная организация учебно – воспитательной работы и досуга детей в группе продленного дня (обобщение опыта работы)
Формирование базиса личностной культуры ребенка через эффективную организацию учебно – воспитательной работы и досуга детей в группе продленного дня....
Организация досуга детей в группе продлённого дня
Организация досуга детей в группе продленного дня....
"Современные формы организации воспитательной работы в группе продленного дня при введении ФГОС".
Как творческий подход грамотного педагога позволяет создать во второй половине дня такие условия, чтобы дети получили возможность выразить себя, познать окружающий мир и получили опыт позитивного обще...
Организация досуга детей в группе продленного дня
Главная цель ГПД – создание условий для полноценного развития личности младшего школьника: развитие эмоций, творческих способностей, речевых навыков, в...
Организация досуга детей в группе продлённого дня.
Большинство детей, после занятий в школе остается в группе продленного дня. ГПД является важной формой воспитания детей. Успешная работа в ней зависит, прежде всего от того, насколько целенаправленно ...
Статья «Организация досуга детей в группе продленного дня»
Статья для выступления на педагогическом совете...
Групповая работа – одна из продуктивных форм организации сотрудничества детей в группе продленного дня.
В наши дни групповое образование уже не новшество. Но хочется ещё раз рассказать о том, что групповая работа – это одна из продуктивных форм организации сотрудничества детей в группе продленного...