Организация досуга детей в группе продлённого дня.
статья

Трусова Оксана Владимировна

Большинство детей, после занятий в школе остается в группе продленного дня. ГПД является важной формой воспитания детей. Успешная работа в ней зависит, прежде всего от того, насколько целенаправленно спланирована ее работа и правильно организован режим. От рационального, с точки зрения педагогической и гигиенической, построения режима зависит повышение успеваемости, сохранение достаточной работоспособности и предупреждение утомляемости учащихся.

Выполняемый в течение длительного времени правильный режим способствует укреплению здоровья, создает бодрое, жизнерадостное настроение и повышает работоспособность школьников. Неуклонное следование предписаниям режима воспитывает у ребенка такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность. Известно, что систематическое нарушение режима дня и перегрузка учащихся учебными занятиями ведут к снижению работоспособности.

Наиболее типичными нарушениями являются недостаточное пребывание детей на свежем воздухе, слишком большие затраты времени на подготовку домашнего задания. Поэтому очень важно спланировать время учащихся, необходимое на обучение, питание, отдых.

Внеучебное время учащихся можно разделить на два периода: после учебных занятий до приготовления домашних заданий и после приготовления домашних заданий до ухода домой. Поскольку первый период следует непосредственно за учебными занятиями и предшествует приготовлению домашних заданий, он наиболее ответственен в отношении выбора видов деятельности, способствующих быстрому и полному восстановлению работоспособности учащихся.

В это время противопоказаны все виды деятельности, представляющие дополнительную нагрузку на нервную систему учащихся: лекции, беседы, занятия в кружке. Поэтому, в это время дети собираются в группе продленного дня и играют в спокойные игры, не требующие умственного напряжения, в игрушки, которые приносят с собой. После того, как дети собрались в группе мы идем обедать. После обеда мы выходим на прогулку.

Прогулка — это активный отдых на воздухе в тесном общении с природой, людьми на улице, друг с другом и с воспитателем в иной, более естественной обстановке, что дает возможность воздействовать на формирование у ребенка общей культуры, социальное и личностное развитие, наблюдая за ним во внешкольной обстановке.

Умеренные физические нагрузки, которые получают дети во время прогулки, повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды и поэтому являются важнейшим средством укрепления здоровья и профилактики заболеваний. При этом активизируются буквально все физиологические механизмы защиты иммунитета. Все это эффективно лишь тогда, когда ставится задача укрепления здоровья и обеспечения гармоничного развития ребенка.

 

Движение, бег, игра благоприятно влияют на рост и развитие детей, способствуют совершенствованию дыхательных навыков и умений. Чтобы прогулка принесла пользу не только душе, но и телу разработано несколько видов прогулок. На игровой прогулке детям предлагается несколько подвижных игр средней интенсивности. На прогулке-экскурсии дети знакомятся с отдельными предметами или явлениями природы. На прогулке-поиске – поиск заранее спрятанного пакета. Во время спортивной прогулки проводятся соревнования.

Виды прогулок постоянно чередуются. Отдых на улице очень важен, так как он благотворно сказывается на функциональном состоянии центральной нервной системы детей и помогает лучше подготовиться к последующим занятиям, требующим большого умственного напряжения. После прогулки дети поднимаются в класс.

Важным режимным моментом в группе продленного дня является час самоподготовки. В группу ходят дети с разным уровнем успеваемости, поэтому созданы группы взаимопомощи, то есть слабые дети прикреплены к сильным. Детям нравится быть учителем. Своим подопечным они стараются объяснить, как выполнять то или иное задание, причем относятся к этому очень ответственно. Таким образом, получается, что старшие дети повторяют материал предыдущего класса. Если что-то не получается, то я объясняю сама. 

От организации второго периода внеучебного времени, который наступает в конце дня после приготовления домашних заданий, во многом зависит степень восстановления работоспособности детского организма. Одной из важных задач в работе с детьми является забота о том, чтобы часы, свободные от выполнения домашних заданий, заполнялись разумно, интересно. Для этого воспитатель должен увлечь детей интересным делом, дать выход энергии, предоставить возможность наиболее полно проявить себя, реализовать свои способности. С этой целью в работе с детьми используются различные формы организации досуга и разработаны разнообразные игровые программы. Каждый день в работе с детьми используются игры. Игра заменяет ребятам труд. Она вводит ребенка в жизнь, общение с окружающими, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствует двигательную активность.

Игры используются разные и чередуются: подвижные, подражательные, музыкальные, дидактические, познавательные, интеллектуальные, творческие. Они способствуют развитию мышления, воображения, воспитывают активность, сноровку, сообразительность, инициативу, умения постоять за себя. В ходе игры интересно и организованно проверяются, углубляются знания у детей, общая осведомленность и образованность. Игра для детей - важное средство самовыражения, проба сил. Она помогает сплотить детский коллектив, включает в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В них воспитывается сознательная дисциплинированность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Особое место занимают подвижные игры. В группе продленного дня постоянно проводится спортивный час. Содержание спортивного часа следует понимать как органическое единство высокой двигательной активности детей и сообщение им теоретических сведений. Высокой двигательной активности детей можно добиться с помощью подвижных игр и различных физических упражнений. Теоретические сведения сообщаются в форме беседы. В течении недели в группе продленного дня каждый день проводятся тематические занятия. На занятиях «Валеология» проводятся беседы о вредных привычках, правильном питании, режиме дня. ( «Овощи и фрукты на нашем столе», «Во саду ли в огороде», «Уроки Мойдодыра», «Уроки Айболита»).

На занятиях уточняются и обобщаются знания о народных приметах, животных и растениях.(Беседы: «День защиты птиц», «Береги родную природу»…). Обычно перед каникулами проводятся беседы о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улице и дома, о мерах предосторожности.

На занятиях «Этикет и культура поведения» дети учатся общению друг с другом, взрослыми. Дети вспоминают словесные формы выражения вежливости и учатся пользоваться ими уместно- в зависимости от ситуации. Обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей  друг к другу («О поведении в школе», «Уважай старших!», «Ежели вы вежливы»…). Большое внимание на занятиях обращается на правилах поведения дома, на улице и в общественных местах («Ты и твоя семья», «меня пригласили в гости», «О поведении с членами семьи», «О поведении с друзьями»). В один из дней проводятся занятия «Люби и знай свой город». Эти занятия очень важны для детей. Санкт-Петербург по праву считается одним из красивейших городов мира. Знать всё о нашем городе невозможно, поэтому на этих занятиях расширяется запас знаний детей. Немало ярких страниц истории запечатлено в названиях улиц и проспектов, площадей и набережных, рек и мостов. С целью углубления знаний проводятся тематические занятия («Чугунное кружево-решетки», «Моя улица», «Почему так называется твой город»…). Не остаются без внимания и музеи («Беседа о Зоологическом музее», «Беседа о Эрмитаже»…). На этих занятиях я стараюсь воспитывать любовь к нашему городу, бережное отношение к нему.

В группе продленного дня вся учебная и внеклассная работа протекает при рациональном режиме под руководством воспитателя, а также под постоянным воздействием детского коллектива. Все эти факторы, вместе взятые, положительно влияют на учащихся. В группе более эффективно решаются образовательные и воспитательные задачи: повышение качества знаний, развитие интересов и способностей школьников, подготовка учащихся к общественно полезному труду, воспитание коллективизма и взаимопомощи.

Пребывание учащихся в группах продленного дня позволяет осуществлять систематический контроль за приготовлением школьниками домашних заданий, организовывать разнообразную внеклассную работу, педагогическое руководство детьми, лишенными надлежащего семейного контроля и тем самым предупреждать пробелы в их воспитании, ликвидировать детскую безнадзорность.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация досуга детей в группе продлённого дня.

Большинство детей, после занятий в школе остается в группе продленного дня. ГПД является важной формой воспитания детей. Успешная работа в ней зависит, прежде всего от того, насколько целенаправленно спланирована ее работа и правильно организован режим. От рационального, с точки зрения педагогической и гигиенической, построения режима зависит повышение успеваемости, сохранение достаточной работоспособности и предупреждение утомляемости учащихся.

Выполняемый в течение длительного времени правильный режим способствует укреплению здоровья, создает бодрое, жизнерадостное настроение и повышает работоспособность школьников. Неуклонное следование предписаниям режима воспитывает у ребенка такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность. Известно, что систематическое нарушение режима дня и перегрузка учащихся учебными занятиями ведут к снижению работоспособности.

Наиболее типичными нарушениями являются недостаточное пребывание детей на свежем воздухе, слишком большие затраты времени на подготовку домашнего задания. Поэтому очень важно спланировать время учащихся, необходимое на обучение, питание, отдых.

Внеучебное время учащихся можно разделить на два периода: после учебных занятий до приготовления домашних заданий и после приготовления домашних заданий до ухода домой. Поскольку первый период следует непосредственно за учебными занятиями и предшествует приготовлению домашних заданий, он наиболее ответственен в отношении выбора видов деятельности, способствующих быстрому и полному восстановлению работоспособности учащихся.

В это время противопоказаны все виды деятельности, представляющие дополнительную нагрузку на нервную систему учащихся: лекции, беседы, занятия в кружке. Поэтому, в это время дети собираются в группе продленного дня и играют в спокойные игры, не требующие умственного напряжения, в игрушки, которые приносят с собой. После того, как дети собрались в группе мы идем обедать. После обеда мы выходим на прогулку.

Прогулка — это активный отдых на воздухе в тесном общении с природой, людьми на улице, друг с другом и с воспитателем в иной, более естественной обстановке, что дает возможность воздействовать на формирование у ребенка общей культуры, социальное и личностное развитие, наблюдая за ним во внешкольной обстановке.

Умеренные физические нагрузки, которые получают дети во время прогулки, повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды и поэтому являются важнейшим средством укрепления здоровья и профилактики заболеваний. При этом активизируются буквально все физиологические механизмы защиты иммунитета. Все это эффективно лишь тогда, когда ставится задача укрепления здоровья и обеспечения гармоничного развития ребенка.

Движение, бег, игра благоприятно влияют на рост и развитие детей, способствуют совершенствованию дыхательных навыков и умений. Чтобы прогулка принесла пользу не только душе, но и телу разработано несколько видов прогулок. На игровой прогулке детям предлагается несколько подвижных игр средней интенсивности. На прогулке-экскурсии дети знакомятся с отдельными предметами или явлениями природы. На прогулке-поиске – поиск заранее спрятанного пакета. Во время спортивной прогулки проводятся соревнования.

Виды прогулок постоянно чередуются. Отдых на улице очень важен, так как он благотворно сказывается на функциональном состоянии центральной нервной системы детей и помогает лучше подготовиться к последующим занятиям, требующим большого умственного напряжения. После прогулки дети поднимаются в класс.

Важным режимным моментом в группе продленного дня является час самоподготовки. В группу ходят дети с разным уровнем успеваемости, поэтому созданы группы взаимопомощи, то есть слабые дети прикреплены к сильным. Детям нравится быть учителем. Своим подопечным они стараются объяснить, как выполнять то или иное задание, причем относятся к этому очень ответственно. Таким образом, получается, что старшие дети повторяют материал предыдущего класса. Если что-то не получается, то я объясняю сама.  

От организации второго периода внеучебного времени, который наступает в конце дня после приготовления домашних заданий, во многом зависит степень восстановления работоспособности детского организма. Одной из важных задач в работе с детьми является забота о том, чтобы часы, свободные от выполнения домашних заданий, заполнялись разумно, интересно. Для этого воспитатель должен увлечь детей интересным делом, дать выход энергии, предоставить возможность наиболее полно проявить себя, реализовать свои способности. С этой целью в работе с детьми используются различные формы организации досуга и разработаны разнообразные игровые программы. Каждый день в работе с детьми используются игры. Игра заменяет ребятам труд. Она вводит ребенка в жизнь, общение с окружающими, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствует двигательную активность.

Игры используются разные и чередуются: подвижные, подражательные, музыкальные, дидактические, познавательные, интеллектуальные, творческие. Они способствуют развитию мышления, воображения, воспитывают активность, сноровку, сообразительность, инициативу, умения постоять за себя. В ходе игры интересно и организованно проверяются, углубляются знания у детей, общая осведомленность и образованность. Игра для детей - важное средство самовыражения, проба сил. Она помогает сплотить детский коллектив, включает в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В них воспитывается сознательная дисциплинированность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Особое место занимают подвижные игры. В группе продленного дня постоянно проводится спортивный час. Содержание спортивного часа следует понимать как органическое единство высокой двигательной активности детей и сообщение им теоретических сведений. Высокой двигательной активности детей можно добиться с помощью подвижных игр и различных физических упражнений. Теоретические сведения сообщаются в форме беседы. В течении недели в группе продленного дня каждый день проводятся тематические занятия. На занятиях «Валеология» проводятся беседы о вредных привычках, правильном питании, режиме дня. ( «Овощи и фрукты на нашем столе», «Во саду ли в огороде», «Уроки Мойдодыра», «Уроки Айболита»).

На занятиях уточняются и обобщаются знания о народных приметах, животных и растениях.(Беседы: «День защиты птиц», «Береги родную природу»…). Обычно перед каникулами проводятся беседы о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улице и дома, о мерах предосторожности.

На занятиях «Этикет и культура поведения» дети учатся общению друг с другом, взрослыми. Дети вспоминают словесные формы выражения вежливости и учатся пользоваться ими уместно- в зависимости от ситуации. Обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей  друг к другу («О поведении в школе», «Уважай старших!», «Ежели вы вежливы»…). Большое внимание на занятиях обращается на правилах поведения дома, на улице и в общественных местах («Ты и твоя семья», «меня пригласили в гости», «О поведении с членами семьи», «О поведении с друзьями»). В один из дней проводятся занятия «Люби и знай свой город». Эти занятия очень важны для детей. Санкт-Петербург по праву считается одним из красивейших городов мира. Знать всё о нашем городе невозможно, поэтому на этих занятиях расширяется запас знаний детей. Немало ярких страниц истории запечатлено в названиях улиц и проспектов, площадей и набережных, рек и мостов. С целью углубления знаний проводятся тематические занятия («Чугунное кружево-решетки», «Моя улица», «Почему так называется твой город»…). Не остаются без внимания и музеи («Беседа о Зоологическом музее», «Беседа о Эрмитаже»…). На этих занятиях я стараюсь воспитывать любовь к нашему городу, бережное отношение к нему.

В группе продленного дня вся учебная и внеклассная работа протекает при рациональном режиме под руководством воспитателя, а также под постоянным воздействием детского коллектива. Все эти факторы, вместе взятые, положительно влияют на учащихся. В группе более эффективно решаются образовательные и воспитательные задачи: повышение качества знаний, развитие интересов и способностей школьников, подготовка учащихся к общественно полезному труду, воспитание коллективизма и взаимопомощи.

Пребывание учащихся в группах продленного дня позволяет осуществлять систематический контроль за приготовлением школьниками домашних заданий, организовывать разнообразную внеклассную работу, педагогическое руководство детьми, лишенными надлежащего семейного контроля и тем самым предупреждать пробелы в их воспитании, ликвидировать детскую безнадзорность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективная организация учебно – воспитательной работы и досуга детей в группе продленного дня (обобщение опыта работы)

Формирование базиса личностной культуры ребенка через эффективную организацию учебно – воспитательной    работы и досуга детей в группе продленного дня....

Организация досуга детей в группе продлённого дня

Организация досуга детей в группе продленного дня....

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ГРУППЕ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ

Данный материал поможет молодым специалистам в организации работы группы продлённого дня начальной школы....

Организация досуга учащихся в группе продлённого дня

Большинство детей после уроков остаётся в группе продлённого дня. ГПД является важной формой воспитания детей. Успешная работа в ней зависит прежде всего от того, насколько целенаправленно спланирован...

Организация досуга детей в группе продленного дня

Главная цель ГПД – создание условий для полноценного развития личности младшего школьника: развитие эмоций, творческих способностей, речевых навыков, в...

распространение педагогического опыта"КТД - как форма организации досуга детей в группе продленного дня"

Работая воспитателем группы продленного дня, использую различные формы и способы организации детского досуга, но особый интерес у подростков вызывают  коллективно-творческие дела....

Статья «Организация досуга детей в группе продленного дня»

Статья для выступления на педагогическом совете...