Групповая работа как полноценная самостоятельная форма организации обучения и воспитания.
статья на тему

Захарова Светлана Александровна

      Особенностью ФГОС нового поколения является системно-деятельностный подход, ставится главная задача - творческое развитие личности учащихся нацелено на реальные виды деятельности и конкретные результаты.  

 

      Одной из основных форм учебно-воспитательной работы по реализации ФГОС нового поколения является групповая работа учащихся.  

 

       Групповая работа - это полноценная самостоятельная форма организации обучения и воспитания. Уникальность групповой работы поддерживается такими ее признаками, как непосредственное взаимодействие между учащимися и опосредованное руководство деятельностью ученика со стороны учителя. Учитель руководит процессом работы всей группы: предъявляет задания, инструкцию по его выполнению, оценивает результаты работы группы. Деятельность и руководство каждого ученика осуществляется членами внутри группы.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_v_gruppe_v_nachalnoy_shkole.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Захарова С.А., учитель начальных классов

                           ГБОУ СОШ №383 Красносельского района

                           Санкт-Петербурга

Работа в группе в начальной школе: методика организации и проведения

       На современном этапе в России реализуется Федеральный  государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения. В основу ФГОС нового поколения возложена новая идея: «Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь»

      Особенностью ФГОС нового поколения является системно-деятельностный подход, ставится главная задача - творческое развитие личности учащихся нацелено на реальные виды деятельности и конкретные результаты.  

      Одной из основных форм учебно-воспитательной работы по реализации ФГОС нового поколения является групповая работа учащихся.  

       Групповая работа - это полноценная самостоятельная форма организации обучения и воспитания. Уникальность групповой работы поддерживается такими ее признаками, как непосредственное взаимодействие между учащимися и опосредованное руководство деятельностью ученика со стороны учителя. Учитель руководит процессом работы всей группы: предъявляет задания, инструкцию по его выполнению, оценивает результаты работы группы. Деятельность и руководство каждого ученика осуществляется членами внутри группы.  

 

     Выделяют следующие этапы организации процесса групповой работы:

  1. Подготовка к выполнению группового задания:

- постановка познавательной задачи;

 - инструктаж о последовательности работы;

 - раздача дидактического материала по группам.

  1. Групповая работа:

- знакомство с материалом, планирование работы в группе;

 - распределение заданий внутри группы;

- индивидуальное выполнение задания.

- обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения и обобщения).

  1. Заключительная часть:

- сообщение о результатах работы в группах;

 - анализ познавательной задачи, рефлексия;

 - общий вывод о групповой работе и достижении каждой  группы.  

          

Своеобразной разновидностью групповой работы является групповой опрос, который можно провести для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Можно организовать как после урока, так и на самом уроке.

Групповые формы учебной деятельности развивают межличностные отношения учащихся, позволяют учитывать их социальный статус, помогают им самоутвердиться в среде одноклассников.  

  Коллективные формы обучения создают между учащимися отношения ответственных зависимостей, организуют общественный контроль, рождают общественное мнение, развивают самооценку учащихся, переживание коллективных достижений как эффективные регуляторы учебной деятельности.

     Методы совместного обучения в сотрудничестве способствуют развитию умений, связанных с решением проблем, поскольку учащиеся вынуждены рассматривать несколько вариантов решения одной и той же проблемной ситуации.

Обучение в сотрудничестве позволяет младшим школьникам использовать полученные ранее знания и навыки критического мышления в познавательной интеллектуальной деятельности .             Разработавшие метод обучения в сотрудничестве «Учимся вместе», Д. Джонсон и Р. Джонсон выделяют следующие основные отличия работы в малых группах по методике обучения в сотрудничестве от других форм групповой работы:   

  1. Взаимосвязь членов группы;     
  2. Личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих одноклассников;            
  3. Совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся в группе;
  4.  Социализация деятельности учащихся в группах;   
  5.  Общая оценка работы группы.

Методы групповой работы

Кооперативное обучение, групповая дискуссия, мозговой штурм,  метод «Аквариум».


Кооперативное обучение — это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи.


Групповая дискуссия — это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения. Использование этого метода позволяет дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, выработать общее решение класса, повысить интерес учеников к проблеме. Эффективными средствами запуска дискуссий являются задания «ловушки».

Мозговая атака или мозговой штурм используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Я провожу его чаще всего при изучении нового материала, при проведении словарной работы на уроках чтения. В текстах учебника встречается много слов, значение которых дети не знают, но в ходе коллективного обсуждения значение этих слов становится им понятно.

Метод «Аквариум»

Аквариум — это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее. Через интеграцию внедряются методы или приемы других базовых технологий, т.к. это приемлемо к новым образовательным стандартам, которые требуют саморазвития ребенка.

Список литературы

1. Борытко Н.М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков ; под ред. Н.М. Борытко. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 496 с. 

2. Голованова Н.Ф. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. — М.: Академия, 2011. — 240 с. 

3. Дьяченко В.К. Новая дидактика. — М.: Народное образование, 2001. — С. 100—110. 

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2013. С. 6 — 7
.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашняя работа, ка одна из форм организации самостоятельной внеурочной работы

В данной работе содержатся карточки для дифференцированной работы по русскому языку для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века"....

Организация работы с обучающимися имеющими проблемы в обучении и воспитании: Особенности работы с детьми с ОВЗ.

«Организация работы с обучающимися имеющими проблемы в обучении и воспитании: Особенности работы с детьми с ОВЗ....

«Проблемная форма обучения и задачная форма организации обучения»

Ситуации учения-обучения это такие ситуации, где невозможностьдействовать по заготовленным шаблонам приводит к тому, что человекстановится восприимчивым к .изменению .собственных форм работы. Мож...

Коллективно-групповая форма организации обучения на уроках в начальной школе

С целью активизации мыслительной деятельности, воспитания сознательного отношения к учебному труду, развития коммуникативной деятельности педагоги школы активно внедряют коллективно- групповые формы р...

Групповая работа обучающихся по оформлению образовательной организации ко Дню Победы.

Рада приветствовать всех!В данном материале я расскажу, как интересно можно оформить школу или садик, задействовав детей.Итак, начнем. В учреждении заранее обявили об акцииях:-рисунки, посвященные Дню...

Арт-технологии в обучении детей с ОВЗ. Выступление на семинаре-практикуме в рамках курса повышения квалификации "Особенности организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС"

. Выступление на семинаре-практикуме в рамках курса повышения квалификации "Особенности организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС"...

Групповая работа – одна из продуктивных форм организации сотрудничества детей в группе продленного дня.

В наши дни групповое образование уже не новшество. Но хочется ещё раз рассказать о том, что групповая работа – это одна из продуктивных форм организации сотрудничества детей в группе продленного...