Коллективное творческое дело (КТД) как средство развития коллектива третьеклассников
материал (3 класс) на тему

Буторина Татьяна Викторовна

Описание из опыта работы, как влияют коллективные дела на создание единого коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktd.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

«Коллективное творческое дело (КТД) как средство развития коллектива третьеклассников»

(из опыта работы)

Автор: Буторина Татьяна Викторовна  

                       классный руководитель 3-а класса

 Цель: воспитание успешного  гражданина 21 века.

Социализация школьников - это серьёзная педагогическая проблема, которая включает в себя:

  • создание условий для успешной социализации ребёнка в классе, в школе, в межшкольном пространстве;
  • вооружение учащихся знаниями о социуме (о социальной структуре общества, о профессиях и требованиях к ним и т.д.);
  • развитие умений и навыков, необходимых для успешной интеграции во взрослое общество;
  • осознание учащимися своих возможностей и личностных особенностей, способность соотнести их с выбранной профессией.
  • Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе.
  • Социализация может происходить:
  • – стихийно (за счёт инстинкта подражания);
  • – за счёт восприятия одобрения (неодобрения) окружающих;
  • – целенаправленно (воспитание, обучение, реклама, пропаганда).
  • Педагогический подход подразумевает под социализацией управляемый и целенаправленный процесс формирования у школьника ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, который позволит выполнить важнейшую функцию перевода школьника от объекта обучения и воспитания к субъекту социального развития. А в последующем – к активному субъекту самовоспитания и саморазвития.

           Обоснованность выбора темы: 

        Современное общество требует от начальной школы воспитать маленького полноправного активного гражданина, способного развивать индивидуальность и отвечать вызовам окружающей среды. 

        Начальная школа совпадает с важным периодом формирования личности ребенка. Младший школьник впервые оказывается в коллективе сверстников, которые не просто являются товарищами по играм, но конкурентами в новой для учащихся учебной деятельности. Младший школьный возраст благоприятен для успешной социализации в силу большой любознательности детей 6-9 лет; эмоциональность восприятия, подражательный характер и ориентация на авторитет взрослого в поведении и деятельности, высокое доверие учителю и стремление связывать приобретенный личный социальный опыт с изучаемым материалом. Затрудняют социализацию малышей повышенная утомляемость, неспособность выносить длительное  однообразие в учебе, слабая моторика, необходимость инструктажа в учебной деятельности, небольшой жизненный опыт. Реальное содержание опыта детей младшего школьного возраста показывает неспособность ребенка вполне соответствовать предъявляемым взрослыми требованиям в школе и дома. 

      Одной из главных воспитательных задач в моей работе с классным коллективом является воспитание личности, т.е. человеку необходимо научиться быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также быть способным принимать решения и совершать поступки. В своей работе я опираюсь на методику КТД (коллективно-творческое дело). Понятие «Коллективное Творческое Дело» было введено в обиход Игорем Петровичем Ивановым - доктором педагогических наук, профессором ЛГПИ им. А.И.Герцена (1923-1992г), как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые.

       В основе лежит три основные идеи:

  1. Коллективное (совместная работа взрослых и детей).
  2. Творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной творческой деятельности детей и взрослых).
  3. Дело (занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни).

КТД - форма работы, которая направлена на:

    Развитие творческих способностей.

     Развитие интеллектуальных способностей.

    Реализацию коммуникационных потребностей.

     Обучение правилам и формам совместной работы.

Типы КТД:

классическое КТД. 

Активность школьников в классическом КТД воспринимается школьниками как общая.

        Социальные критерии выбора дела на этапе целеполагания – польза, радость людям, сплочение коллектива.

        При коллективном планировании общая идея «от предложений каждого к общему плану дела»

личностно-ориентированное КТД.

Акцент на «моя активность», «мой вклад», «дело для меня».

          В 3-а классе в основном сложились ровные отношения. Нельзя  сказать, что обходится без ссор, но серьёзных конфликтов удаётся избежать. Небольшие трудности возникают с Журавлёвым Артёмом (сирота, воспитывается бабушкой), он требует к себе повышенное внимание, как с помощью отрицательных поступков так и положительных. Его заинтересовал конкурс Снеговик-пожеланий, где он не только смоделировал и сделал своего снеговика, но и поделился своими идеями с одноклассниками. Волков Андрей пассивный на уроках, малоактивный ребёнок, одним из первых продемонстрировал свою модель снеговика. Саша Марков эмоцианален, вспыльчив, не всегда правильно воспринимает критику, но при участии в деле «мастерская Деда Мороза» показал не только терпение в изготовлении мелких деталей для оформления открыток и стенгазеты, а с удовольствием помогал ребятам у которых не получалось и советовался с замыслами других.  

       Очень нравится детям участвовать в мероприятиях таких как: слёты «Золотая Осень», «Весенняя тропа», игра «Гвардия России», где они могут показать себя командой, так как задания нужно выполнять сообща и результат считается по последнему. Во время подготовки (этап домашнее задание) дети учатся доверять друг другу, распределяя задания между собой.

   В процессе КТД ребята приобретают новые навыки общения, учатся работать в коллективе, узнают друг о друге много нового, все это способствует сплочению, дружбе  между детьми.

       В мае-месяце запланирован классный час, на котором дети выскажут свои пожелания относительно мероприятий, в которых они хотят принять участия. Планируя на следующий год мероприятия с классом будут учтены эти пожелания, для обеспечения  возможности проявить каждому ребёнку своё личное  «я», проявить себя.

Список используемой литературы:

Саляхова Л.И., Справочник классного руководителя 1-4 классы, «Глобус», М,, 2007

Список сайтов:

  1. do.gendocs.ru>docs/index196956.html-Методика проведения КТД. Задача: познакомить участников с методикой КТД…
  2. rudocs.exdat.com>docs/index_409486.html  -Методика и организация коллективного творческого дела (КТД) Михайлова Марина
  3. organizator16.ucoz.ru>load…ktd_kollekvnye…dela…- КТД-коллективные творческие дела- Методичка- копилка идей…
  4. kommunarstvo.ru>biblioteka/bibivaktd.html –Коллективные творческие дела как средство коммунистического воспитания младших школьников

         nsportal.ru>Школа>Внекласснаяработа>metodika_ktdkollektivno…- Методическая разработка по теме: Методика КТД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективное творческое дело «Открытка – поздравление к Новому году»

Скоро Новый год. Данный материал поможет провести интересный урок по технологии с 1 классом. К уроку разработана презентация. Которая позволяет применить игровую технологию на уроке, поминутно расчита...

Коллективное творческое дело "Изготовление стенгазеты к празднику Масленица"

Коллективное творческое дело, которое мы выполнили с учащимися на классном часу. Активно использовалась групповая работа, работа со словарями, проведена большая подготовительная работа, использование ...

Коллективное творческое дело День Земли

День Земли - международный праздник. В этот день во многих странах звучит КОЛОКОЛ МИРА. Колокол Мира символ мирной жизни на земле и обединению всех людей на земле в деле защиты окружающей среды. Учащи...

Коллективно творческое дело " Я в гости к Пушкину спешу"

Воспитание интереса к сказкам А. С. Пушкина....

Коллективно творческое дело "Необыкновенное путешествие в Москву"

Ознакомление с историей Москвы: начиная со строительства города, развитие в разные эпохи, народные гулянья, Великая Отечественная война, Олимпиада - 80....

Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела.

Обобщение педагогического опыта по теме: "Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела."Автор опыта: Киргизова Татьяна Ивановна воспитат...

Коллективное творческое дело как средство развития лидерских качеств младшего школьника

Коллективное творческое дело как средство развития лидерских качеств младшего школьника...