Конспект занятия к образовательной программе по гражданско-патриотическому воспитанию "Народные промыслы России"
план-конспект занятия (3 класс) по теме

Языкова  Ольга Анатольевна

Тема: Народные промыслы россии

 

Цель: Формирование представлений о многообразии народных промыслов России.

 

Задачи:

1.Знакомить с историей происхождения и особенностями некоторых народных промыслов (Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка, Городецкая роспись, Жостовская роспись)

2.Развивать образное мышление.

3.Воспитывать эстетический вкус.

Оборудование: Слайд-шоу «Народные промыслы », картинки с изображением разных промыслов, карточки с названиями промыслов.

 

Ход занятия:

I.Вступительная беседа

- Ребята, посмотрите на предметы, которые я для вас приготовила (стол в хохломской росписи, деревянные ложки и т.д.)

-Россия  испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим.

Народные промыслы России представлены многообразием направлений: производством фарфора, декоративной росписью, изготовлением глиняной игрушки, вязанием пуховых платков. В российских произведениях художественных промыслов живет душа народа.

Во многих семьях можно найти посуду, мебель, платки, матрешек, изготовленные народными художниками. Изделия русских народных промыслов можно увидеть и в крупнейших музеях мира. Искусные мастера – кузнецы, гончары, художники, ткачи, резчики - на весь мир прославили своим трудом маленькие города и  села, где зародились их уникальные промыслы.  Работы российских мастеров давно приобрели мировую славу. Гости, приезжающие в нашу страну, обязательно увозят с собой на память изделия народных мастеров.

-  Сегодня наше занятие будет посвящено  знакомству с народными промыслами России.

- На доске вы видите картинки с изображением народных промыслов. Многие из них вам знакомы, возможно,  вы даже знаете как называются некоторые из них. Обратите внимание, чем они отличаются (материал, цвет, орнамент).

- Давайте попробуем разобраться.

II.Основная часть
Просмотр презентации «Народные промыслы России»

1)      Дымковская игрушка

Дымковская игрушка – русский народный промысел, который зародился в слободе Дымково, около города Вятка. Дымковские игрушки делаются из глины. В основном это барыни, скоморохи, нарядные индюки и петухи. Для росписи мастера используют яркие краски, узорами служат простые геометрические фигуры.

 

 

2)      Городецкая роспись

Городецкая роспись – русский народный промысел, зародившийся в районе города Городец. В городецкой росписи часто используются образ коня, который является символом богатства, и образ птицы – символ счастья.

 

 

3)      Гжельская роспись

Гжель – старинный народный промысел. Первые гжельские мастера обжигали керамическую посуду в печах и называли её «жгель» или «гжель». Посуду покрывали белой эмалью и расписывали в синих тонах. Позже стали расписывать фарфоровые изделия, используя для этого синий кобальт.

 

 

4) Хохлома

Хохлома – старинный народный промысел, зародившийся в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным цветом по золотистому фону. Для хохломской росписи характерен растительный орнамент: цветы, листья и ягоды.

 

5)Жостовская роспись

Жостовская роспись – народный художественный промысел, который зародился в деревне Жостово Московской области. Жостовские мастера расписывали металлические подносы разной формы. Роспись они делают по чёрному фону, в качестве основного мотива используют букет из садовых и полевых цветов.

 

 

III. – А теперь давайте ещё раз посмотрим на картинки, представленные на доске. Какие народные промыслы на них представлены? (Дети называют народный промысел, воспитатель вывешивает карточки с названием). Что характерно для каждого вида росписи? (Зачитывается стихотворение про каждый вид росписи).

Есть на Вятке слобода

Зовется Дымково она. 

Там на ярмарке весной

Ждут игрушки нас с тобой.

Барыни и мужики,

Поросята, индюки. 

Ярко все наряжены,

Пестро разукрашены. 

Любит их и стар и млад.

Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать
.

Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса!..

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Хохлома, Хохлома!
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они как золотые,
А может, солнцем залитые.

Красно-алые бутоны

В изумрудах листьев тонут.

Незабудки и пионы

Обрамляют розы омут.

Есть на жостовском подносе

И букет, в ночи горящий,

Птица-жар, что весть приносит.

Есть поднос, плоды дарящий.

 

Физминутка «Мы весёлые матрёшки»

 

IV. Творческая работа

- А сейчас я предлагаю вам побыть в роли народных умельцев. Я раздам каждому из вас картинку-раскраску с определённым видом росписи, а вы выполните работу.

Но перед началом работы, чтобы ещё раз закрепить полученные знания, я предлагаю вам посмотреть видеоролик о народных промыслах России.

 

Просмотр видеоролика.

 

Сядем рядком, посидим ладком.

Спинки ровные, прямые,

Мы – ребята удалые.

И я с вами поработаю.

Включу музыку народную,

Она в работе помогает

И настроение поднимает.

 

V. Итог:

- О чём мы сегодня с вами говорили на занятии? С какими народными промыслами познакомились?

- А закончить наш разговор я хочу пословицей:

«Не то золото, что дорого и блестит,

А то дорого, что руками мастера создано”.

- Как вы понимаете смысл пословицы? Вы сегодня тоже побывали в роли мастеров. Легко это или тяжело?

- Посмотрите, какие чудесные работы у вас получились!

Выставка детских работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 21015_narodnye_promysly.ppt_lkz_bytnf.ppt2.99 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ

Слайд 2

Дымковская игрушка – русский народный промысел, который зародился в слободе Дымково, около города Вятка. Дымковские игрушки делают из глины, а потом обжигают в печи. В основном это барыни, скоморохи, нарядные индюки и петухи

Слайд 3

Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна . На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвета, а узорами служат простые геометрические фигуры. Сейчас дымковская игрушка считается одним из самых старинных народных промыслов России.

Слайд 5

Городецкая росись по дереву, русский народный промысел, зародившийся в районе города Городец Нижегородской области.

Слайд 6

В городецкой росписи часто используется образ коня, который является символом богатства, и образ птицы – символ счастья.

Слайд 7

Городецкая роспись, выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

Слайд 8

ГЖЕЛЬ

Слайд 9

Гжель – старинный народный промысел. Первые гжельские мастера обжигали керамическую посуду в печах и называли её «жгель» или «гжель».

Слайд 10

Особенностью гжельской росписи является использование трёх основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок.

Слайд 11

ХОХЛОМА

Слайд 12

Имя промыслу дало село Хохлома Нижегородской области. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным цветом по золотистому фону

Слайд 13

Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Слайд 14

Хохломские художники любят рисовать на поверхностях своих изделий земляничку, малинку, ежевичку, крыжовничек, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды – и вот тот же самый мотив заговорит с нами по-новому.

Слайд 15

Жостовская роспись – народный художественный промысел, который зародился в деревне Жостово Московской области. ЖОСТОВО

Слайд 16

Жостовские мастера расписывали металлические подносы разной формы. Роспись они делают по чёрному фону. Основной мотив Жостовской росписи — цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по гражданско –патриотическому воспитанию школьников «Я - гражданин России»

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении «Просторская СОШ» и направлена на воспитание патриотизма и форм...

ПРОГРАММА ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ I - I V КЛАССОВ «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»

 Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Ро...

Программа гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин России»

Программа гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин России»...

Конспект занятия к образовательной программе по трудовому воспитанию и профориентации "Обувь. Уход за обувью"

Обувь. Уход за обувью.Цель:Закрепить и обобщить знания учащихся об одежде и обувиЗадачи:-Различать обувь по виду и назначению, подбирать обувь по сезону,знать правила ухода за обувью-способствовать ра...

конспект занятия по образовательной программе "Азбука этики"

Тема учебного занятия: Правила поведения в общественных местах.Цель - формирование у учащихся культуры поведения в общественных местах и культуры общения....

Программа по гражданско-патриотическому воспитанию "Я - гражданин России"

Рецензия на программу по гражданско-патриотическому воспитанию "Я - гражданин России"...

Программа гражданско-патриотической направленности "Я - гражданин России"

Школа является центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей.Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя ...