Главные вкладки

    Конспект занятия к образовательной программе по гражданско-патриотическому воспитанию "Народные промыслы России"
    план-конспект занятия (3 класс) по теме

    Языкова  Ольга Анатольевна

    Тема: Народные промыслы россии

     

    Цель: Формирование представлений о многообразии народных промыслов России.

     

    Задачи:

    1.Знакомить с историей происхождения и особенностями некоторых народных промыслов (Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка, Городецкая роспись, Жостовская роспись)

    2.Развивать образное мышление.

    3.Воспитывать эстетический вкус.

    Оборудование: Слайд-шоу «Народные промыслы », картинки с изображением разных промыслов, карточки с названиями промыслов.

     

    Ход занятия:

    I.Вступительная беседа

    - Ребята, посмотрите на предметы, которые я для вас приготовила (стол в хохломской росписи, деревянные ложки и т.д.)

    -Россия  испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим.

    Народные промыслы России представлены многообразием направлений: производством фарфора, декоративной росписью, изготовлением глиняной игрушки, вязанием пуховых платков. В российских произведениях художественных промыслов живет душа народа.

    Во многих семьях можно найти посуду, мебель, платки, матрешек, изготовленные народными художниками. Изделия русских народных промыслов можно увидеть и в крупнейших музеях мира. Искусные мастера – кузнецы, гончары, художники, ткачи, резчики - на весь мир прославили своим трудом маленькие города и  села, где зародились их уникальные промыслы.  Работы российских мастеров давно приобрели мировую славу. Гости, приезжающие в нашу страну, обязательно увозят с собой на память изделия народных мастеров.

    -  Сегодня наше занятие будет посвящено  знакомству с народными промыслами России.

    - На доске вы видите картинки с изображением народных промыслов. Многие из них вам знакомы, возможно,  вы даже знаете как называются некоторые из них. Обратите внимание, чем они отличаются (материал, цвет, орнамент).

    - Давайте попробуем разобраться.

    II.Основная часть
    Просмотр презентации «Народные промыслы России»

    1)      Дымковская игрушка

    Дымковская игрушка – русский народный промысел, который зародился в слободе Дымково, около города Вятка. Дымковские игрушки делаются из глины. В основном это барыни, скоморохи, нарядные индюки и петухи. Для росписи мастера используют яркие краски, узорами служат простые геометрические фигуры.

     

     

    2)      Городецкая роспись

    Городецкая роспись – русский народный промысел, зародившийся в районе города Городец. В городецкой росписи часто используются образ коня, который является символом богатства, и образ птицы – символ счастья.

     

     

    3)      Гжельская роспись

    Гжель – старинный народный промысел. Первые гжельские мастера обжигали керамическую посуду в печах и называли её «жгель» или «гжель». Посуду покрывали белой эмалью и расписывали в синих тонах. Позже стали расписывать фарфоровые изделия, используя для этого синий кобальт.

     

     

    4) Хохлома

    Хохлома – старинный народный промысел, зародившийся в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным цветом по золотистому фону. Для хохломской росписи характерен растительный орнамент: цветы, листья и ягоды.

     

    5)Жостовская роспись

    Жостовская роспись – народный художественный промысел, который зародился в деревне Жостово Московской области. Жостовские мастера расписывали металлические подносы разной формы. Роспись они делают по чёрному фону, в качестве основного мотива используют букет из садовых и полевых цветов.

     

     

    III. – А теперь давайте ещё раз посмотрим на картинки, представленные на доске. Какие народные промыслы на них представлены? (Дети называют народный промысел, воспитатель вывешивает карточки с названием). Что характерно для каждого вида росписи? (Зачитывается стихотворение про каждый вид росписи).

    Есть на Вятке слобода

    Зовется Дымково она. 

    Там на ярмарке весной

    Ждут игрушки нас с тобой.

    Барыни и мужики,

    Поросята, индюки. 

    Ярко все наряжены,

    Пестро разукрашены. 

    Любит их и стар и млад.

    Городецкая роспись – как ее нам не знать.
    Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
    Здесь такие букеты, что нельзя описать.
    Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать
    .

    Поверить трудно: неужели

    Всего два цвета? Чудеса!..

    Вот так художники из Гжели

    На снег наносят небеса!

    Хохлома, Хохлома!
    Весь народ свела с ума!
    Яркая, лучистая, узоры золотистые!
    Резные ложки и ковши
    Ты разгляди-ка, не спеши.
    Там травка вьётся и цветы
    Растут нездешней красоты.
    Блестят они как золотые,
    А может, солнцем залитые.

    Красно-алые бутоны

    В изумрудах листьев тонут.

    Незабудки и пионы

    Обрамляют розы омут.

    Есть на жостовском подносе

    И букет, в ночи горящий,

    Птица-жар, что весть приносит.

    Есть поднос, плоды дарящий.

     

    Физминутка «Мы весёлые матрёшки»

     

    IV. Творческая работа

    - А сейчас я предлагаю вам побыть в роли народных умельцев. Я раздам каждому из вас картинку-раскраску с определённым видом росписи, а вы выполните работу.

    Но перед началом работы, чтобы ещё раз закрепить полученные знания, я предлагаю вам посмотреть видеоролик о народных промыслах России.

     

    Просмотр видеоролика.

     

    Сядем рядком, посидим ладком.

    Спинки ровные, прямые,

    Мы – ребята удалые.

    И я с вами поработаю.

    Включу музыку народную,

    Она в работе помогает

    И настроение поднимает.

     

    V. Итог:

    - О чём мы сегодня с вами говорили на занятии? С какими народными промыслами познакомились?

    - А закончить наш разговор я хочу пословицей:

    «Не то золото, что дорого и блестит,

    А то дорого, что руками мастера создано”.

    - Как вы понимаете смысл пословицы? Вы сегодня тоже побывали в роли мастеров. Легко это или тяжело?

    - Посмотрите, какие чудесные работы у вас получились!

    Выставка детских работ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon 21015_narodnye_promysly.ppt_lkz_bytnf.ppt2.99 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ

    Слайд 2

    Дымковская игрушка – русский народный промысел, который зародился в слободе Дымково, около города Вятка. Дымковские игрушки делают из глины, а потом обжигают в печи. В основном это барыни, скоморохи, нарядные индюки и петухи

    Слайд 3

    Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна . На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвета, а узорами служат простые геометрические фигуры. Сейчас дымковская игрушка считается одним из самых старинных народных промыслов России.

    Слайд 5

    Городецкая росись по дереву, русский народный промысел, зародившийся в районе города Городец Нижегородской области.

    Слайд 6

    В городецкой росписи часто используется образ коня, который является символом богатства, и образ птицы – символ счастья.

    Слайд 7

    Городецкая роспись, выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

    Слайд 8

    ГЖЕЛЬ

    Слайд 9

    Гжель – старинный народный промысел. Первые гжельские мастера обжигали керамическую посуду в печах и называли её «жгель» или «гжель».

    Слайд 10

    Особенностью гжельской росписи является использование трёх основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок.

    Слайд 11

    ХОХЛОМА

    Слайд 12

    Имя промыслу дало село Хохлома Нижегородской области. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным цветом по золотистому фону

    Слайд 13

    Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

    Слайд 14

    Хохломские художники любят рисовать на поверхностях своих изделий земляничку, малинку, ежевичку, крыжовничек, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды – и вот тот же самый мотив заговорит с нами по-новому.

    Слайд 15

    Жостовская роспись – народный художественный промысел, который зародился в деревне Жостово Московской области. ЖОСТОВО

    Слайд 16

    Жостовские мастера расписывали металлические подносы разной формы. Роспись они делают по чёрному фону. Основной мотив Жостовской росписи — цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа по гражданско –патриотическому воспитанию школьников «Я - гражданин России»

    Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении «Просторская СОШ» и направлена на воспитание патриотизма и форм...

    ПРОГРАММА ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ I - I V КЛАССОВ «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»

     Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Ро...

    Программа гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин России»

    Программа гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин России»...

    Конспект занятия к образовательной программе по трудовому воспитанию и профориентации "Обувь. Уход за обувью"

    Обувь. Уход за обувью.Цель:Закрепить и обобщить знания учащихся об одежде и обувиЗадачи:-Различать обувь по виду и назначению, подбирать обувь по сезону,знать правила ухода за обувью-способствовать ра...

    конспект занятия по образовательной программе "Азбука этики"

    Тема учебного занятия: Правила поведения в общественных местах.Цель - формирование у учащихся культуры поведения в общественных местах и культуры общения....

    Программа по гражданско-патриотическому воспитанию "Я - гражданин России"

    Рецензия на программу по гражданско-патриотическому воспитанию "Я - гражданин России"...

    Программа гражданско-патриотической направленности "Я - гражданин России"

    Школа является центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей.Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя ...