конспект занятия по образовательной программе "Азбука этики"
план-конспект на тему

Пешкова Марина Анатольевна
Тема учебного занятия: Правила поведения в общественных местах.
Цель - формирование у учащихся культуры поведения в общественных местах и культуры общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_etiketu.docx36.7 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       План – конспект  занятия.

Образовательная программа: «Азбука этики».

Возраст обучаемых: 7-8 лет

Ф.И.О: Пешкова Марина Анатольевна, учитель начальных классов, педагог дополнительного образования.

Раздел программы: « Поведенческий этикет».

Тема учебного занятия:  «Правила поведения в общественных местах».

Цель: формирование у  обучающихся  культуры  поведения  в  общественных  местах  и культуры общения.

Задачи:

Обучающие:  

  • закрепить знания об основных правилах поведения в общественных местах; о правилах безопасного поведения на дорогах;
  • дать представление об основных дорожных знаках;
  • познакомить обучающихся  с назначением светофора и закрепить правила перехода улицы;  

Развивающие:

  • формировать культуру поведения в общественных местах и культуру речи;
  • развивать целостность восприятия дорожной среды;
  • развивать коммуникативные навыки обучающихся;
  • вырабатывать практические навыки поведения на улице, в общественных местах;

 Воспитывающие:

  • формировать этические нормы поведения в общественных местах;
  • воспитывать  дисциплинированных пешеходов, пассажиров.

 Оборудование:  ПК, медиапроектор, музыкальный центр.

Наглядность: мультимедийная  презентация,  макет автобуса, светофор, дорожные знаки, стенды «Правила дорожного движения» и «Азбука дороги», смайлики.

                                                                       

                                                                   

                                                       Ход занятия.

 I.Вводная часть

1. Эмоциональный настрой(на перемене звучит   песенка композитора Шаинского «Об улыбке» (1купл).

Учитель:

-Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости!

-Я рада встречи с вами  на нашем занятии «Азбука этики».

-Как вы думаете, почему на переменке звучала эта песенка? (Ответы детей: она создает нам хорошее настроение)

-Давайте мы улыбнемся друг другу, а значит, проявим свое доброе отношение.

-А от доброго отношения настроение становится лучше, не правда ли? И я хочу, чтобы настроение у нас было радостное, чтобы вы помнили, что к другому всегда надо относиться внимательно и по - доброму.

-У нас сегодня будет необычное занятие. Я предлагаю вам попутешествовать.

-А куда? Скоро вы узнаете.

-Закройте ваши глазки (музыкальное сопровождение: звук шума машин).

-Что вы слышите? (Ответы: шум машин)

- Представьте, что школа превращается в шумную улицу. Открываем глаза (музыка тихо)

 - Мы оказались с вами на улице города Культуринска (на экране  появляется слайд города  с названием)

2. Постановка  учебной  цели.

Учитель:

-Ребята, как вы, думаете, кто живет в городе Культуринске? (Ответы детей: культурные люди)

-А почему их так называют? (Ответы детей: они знают и соблюдают правила этикета)

- Вспомните, ребята, что такое «этикет»?

-Напомните мне, я  начну, а вы продолжите.

-Этикет – это правила поведения человека где? ( в школе, в магазине, в доме культуры, музее, в больнице, в кинотеатре и др.местах)……..т.е.в повседневной жизни и общении с людьми.

-Как называем все эти места? ( Общественные)

  -А  человека, который соблюдает  эти правила?  (Воспитанным, культурным).

-  Отправляемся в путь (муз.сопровождение; дети подходят к экрану)

-Вот мы и пришли (подходят к экрану). Я предлагаю вам присесть …

-Перед вами наш город (показ слайда с городом)

                                           I I. Основная часть

1. Актуализация знаний

Учитель:

-Давайте  вместе прочитаем  девиз  города (на экране читают обучающиеся):

Я по городу иду.

И в беду не попаду,

Потому что твердо знаю:

Правила я выполняю.

Что за правила такие?

Очень, в общем-то,  простые.

С ними будет жизнь прекрасна,

Весела и безопасна!

1.Первая наша остановка «Простые правила» (появляется на экране)

-

-Я вам помогу, свой ответ начните со слов: (на экране)

-Мы должны помнить, что во всех общественных местах надо ……(ответы детей: соблюдать правила поведения)

Учитель:

- Ребята, помните, что  во всех общественных местах соблюдение правил поведения обязательно. Давайте встанем и продолжим наше путешествие по шумной улице, где много интересного.

-Улица – это еще общественное место, где мы тоже должны знать правила безопасного поведения (муз.сопровождение).

2.Остановка «Проезжая часть».

Учитель:

- Вот мы и прибыли на остановку « Проезжая часть» (разыгрывается ситуация «Мяч на дороге» )

 Ученик:

-Ребята, смотрите, какой красивый мяч, давайте поиграем в футбол!

-Кто со мной? (одни  соглашаются, а другие - нет)

Другой ученик:

-Ты что забыл? Разве можно играть на проезжей части или тротуаре?

Учитель:

-И я соглашусь с другой группой ребят. На дороге и тротуаре играть нельзя. В любой момент мы можем попасть под машину.

Итог:

Учитель:

-Эти  ребята правы (показывает на одних ребят ),  а другие - забыли о главном.

-Правила безопасного поведения вы всегда должны помнить и соблюдать их на дорогах (показ плаката).

 2.Ознакомление с новым материалом                                  

3.Остановка «Дорожные знаки»

-Путешествуем дальше (муз.сопровождение)

-Вот наша следующая  остановка «Дорожные знаки». Смотрите, перед нами ребята !

 Учитель:

-Здравствуйте! Можно поинтересоваться: « Кто вы такие?»

а) Выступление отряда «Светофор» о правилах поведения на дорогах.

Отряд «Светофор» (здороваются)

Командир:

-Отряд: «Светофор», наш девиз: Так не должно быть на свете, чтоб гибли на улице дети!

1 ученик:

-Мы рады приветствовать вас, ребята и наших гостей, на нашей остановке «Дорожные знаки». Мы видели, как вы шли по улице и чуть не попали в беду. Если вы бы согласились поиграть на тротуаре  в мяч, с вами случилась беда. Чтобы этого не случилось, помните о том, что:

2 ученик:

За свою судьбу в ответе

Все: и взрослые, и  дети

Знать надо правила движенья

Как таблицу умноженья.

3 ученик:

Знаешь правила движенья-

Можешь смело, друг, гулять!

А не знаешь, сиди дома,

Чтоб собой не рисковать!

4  ученик:

 Чтобы улицу перейти,

О правиле помни простом:

Сначала налево, дружок, посмотри,

Направо взгляни потом.

5 ученик:

 Объяснить надо запросто,

Будь  ты юн или стар:

Дорога, мой друг, - для транспорта,

Для тебя тротуар.

6  ученик:

 По тротуару все должны

Ходить лишь с правой стороны.

Здесь играть, мешать народу-

Запрещается,

Быть примерным пешеходом-

Разрешается.

Отряд «Светофор»:( все вместе: Ребята, не нарушайте правила дорожного движения!).

б) Знакомство с дорожными знаками.

-Ребята, около нас  вы видите  дорожные знаки, которые часто вам встречаются. Мы хотим познакомить вас с ними.

1 ученик:

Знак «Место остановки автобуса»(показывает  указкой)

В этом месте пешеход

Терпеливо транспорт ждет.

Он пешком устал шагать

Хочет пассажиром стать.

2 ученик:

Знак «Движение запрещено»

Этот знак ну очень строгий,

Коль стоит он на дороге.

Говорит он нам: «Друзья,

Ездить здесь совсем нельзя!

3 ученик:

Знак «Пешеходный переход»

Здесь наземный переход,

Ходит целый день народ.

Ты, водитель,не грусти,

Пешехода пропусти!

4 ученик:

Знак «Дети»

Посреди дороги дети,

Мы всегда за них в ответе.

Чтоб не плакал их родитель,

Будь внимательней,  водитель!

5 ученик:

Знак «Велосипедная дорожка»

Велосипед на синем диске-

Катайтесь, велосипедисты!

Знак «Велосипедное движение запрещено»

Велосипед на круге красном .

Значит, ехать здесь

 Опасно!

Дорожные знаки все очень хороши!

И взрослые, и дети их уважать должны!

-  А знакомые вам  стенды «Правила дорожного движения» и «Азбука дороги»  напомнят о  правилах дорожного движения и дорожных знаках. Мы с вами не прощаемся, скоро  увидимся.

Учитель:

-Встаем и продолжаем наш путь (муз.сопровождение).

4.Остановка «Пост дорожно-патрульной службы».

Учитель:

-Перед нами «Пост дорожно-патрульной службы».

-Посмотрите, кто нас встречает?

-Это инспектор дорожно-патрульной службы, старший лейтенант полиции - Черноус Валерий Васильевич.

Инспектор:

-Здравствуйте, ребята! Я внимательно наблюдал за вами и теперь хочу убедиться в том, что вы запомнили эти знаки .

 Игра «Покажи знак».

Инспектор:

-Покажите  знак «дети».

-А где пешеходный переход?

-Какой знак показывает: катайся велосипедист?

-Велосипедное движение запрещено?

-Отгадайте, какой знак запрещает ездить в этом месте?

-Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили то, о  чем говорили сегодня.

Игра «Светофор»

-Ребята, а что еще помогает нам перейти безопасно улицу?  Отгадайте  загадку: С тремя глазами живет, по очереди мигает как мигнет, порядок наведет . Что это такое?(Светофор)

-Правильно.

 Инспектор (проводит игру «Светофор»):

-Я хочу убедиться в том, что первоклассники умеют правильно переходить дорогу. Перед вами, ребята, светофор пешехода. Если выполните все сигналы светофора правильно, значит ,перейдете на следующую остановку.  Послушайте, ребята, правила:

-Если свет зажжется красный, значит двигаться опасно, вы стоите.

-Свет  зеленый говорит, проходите, путь открыт. Вы переходите дорогу. Вы готовы?

-Инспектор:

-Молодцы, ребята. Вы справились с заданием. А я с вами прощаюсь до новых встреч. До свидания!

Учитель:

-Мы путешествуем с вами дальше по улицам города Культуринска (звучит муз.сопровождение).

5. Остановка «Мы пассажиры»

-Следующая наша станция «Мы пассажиры». Здесь нас встречают знакомые нам ребята из отряда «Светофор»

Отряд  «Светофор»:

- Посмотрите, ребята, перед вами  автобус. Он непростой. Тронется с места только в том случае, если  вы вспомните известные вам правила поведения в общественном транспорте-автобусе. Послушайте стихотворения, проанализируйте их .

 Интерпретация  стихотворений.

1  ученик:

На остановке мальчики        
Автобус поджидали.
Прыгали, как мячики,
Весело скакали.
Весело скакали:
Прыг да скок кругом.
И одну старушку,
Толкнули в бок локтем.
Ждешь на остановке –
Стой и не кружись!
А задел кого-то –
Сразу извинись!

Учитель:

-Ребята, что вы думаете по поводу  этой ситуации?  Продолжите фразу: в ожидании транспорта нельзя…

Дети:

-Баловаться на остановке, толкаться,…

 2 ученик:

Битком набит автобус был,
Сергей пробраться внутрь решил,
Всех пассажиров растолкал,
И гордо в середине встал.
Ему кондуктор говорит:
- Хоть ты имеешь гордый вид,
Запомни: ты тут не один,
Не самый главный господин.
Ты помогай себе словами,
А не тычками и пинками.

Учитель:

-Какое правило вы хотели бы сформулировать, услышав  это стихотворение?

Дети:

-Не толкай других пассажиров.

3 ученик:

Две подружки кричать стали:
Две проблемы обсуждали.
Шум вокруг подруг стоит,
Пассажиров это злит.
Все, сбежать,  готовы скоро,
От подобных разговоров.
Но, куда же ,тут сбежишь? –
Едешь, терпишь и молчишь!
Так что в транспорте, детишки,
Не кричите громко слишком.
Понимайте положенье,
Проявляя уваженье!

Учитель:

-О чем забыли девочки, находясь в автобусе. Напомните им, пожалуйста,  ребята!

Дети:

- Не разговаривай громко – ты мешаешь другим.

4 ученик:

Вот две старушки в автобус садятся,
Им тяжело по ступенькам взбираться.
Что ж вы сидите в сторонке, ребятки,
Бойкие, быстрые, словно козлятки?
Бабушкам старым зайти помогите,
Место любезно свое уступите.
Когда соберутся они выходить,
Нужно до двери вам их проводить.
Всем пожилым помогать постарайтесь,
И доброту проявлять не стесняйтесь!

Учитель:

-Ребята, как мы должны относиться к пожилым людям?

Дети:

-С уважением. Помогать пожилым пассажирам.

 5 ученик:

Возмущается народ:
Мальчик семечки грызет,
Шелухой засыпан пол.
К нему подходит девочка:
- Мальчик, так не поступают,
Мусор на пол не кидают;
А как сумел ты набросать –
Так сумей его убрать.

Учитель:

-Среди   вас есть такой  мальчик? (Ответы детей: нет)

-Что забыл мальчик, когда ехал в автобусе?

Дети:

- Нельзя  мусорить  в транспорте.

Игра «Да. Нет»

Учитель:

-А теперь давайте поиграем в игру «Да. Нет». Я вам проговариваю фразы ,а вы, если согласны, то говорите «да», а если не согласны ,-«нет» .При помощи этой игры я узнаю кто, какие правила поведения в автобусе запомнил из показанных ситуаций?

-Во время поездки в автобусе можно:

-Громко разговаривать;

-Уступать место старшим;

 -Петь песни;

-Щелкать семечки; есть мороженое;

-Выйдя из автобуса, обходить его сзади;

-В транспорте громко говорить  и смеяться, обсуждать  домашние дела.

-Словом, не делать того, что доставляет беспокойства окружающим.

Отряд «Светофор»:

-Молодцы, ребята! Правила поведения в автобусе вы запомнили. Мы прощаемся с вами, а на прощание дарим вам памятки (вручение памяток о правилах безопасности на дорогах).

Учитель:

-До свидания! А вас я приглашаю в автобус для возвращения в нашу школу!  Счастливого пути! (Садятся в автобус, звучит песенка «Мы едем, едем, едем в далекие края) .

 III. Заключительная часть.

6.Остановка «Школа».

Учитель:

-Приехали. Выходим. Остановка «Школа». Вот мы и вернулись в школу.

1. Итог занятия

Учитель:

-Наше путешествие закончилось.

-Ребята, я думаю, у всех из вас появилось желание применять вам знакомые правила этикета в общественных местах.

-Если вы хотите быть культурными, следуйте этим правилам этикета всегда  и везде.

2 Рефлексия

-Ребята, а сейчас я хочу узнать, с каким настроением вы уйдете с занятия.

-Ребята, перед вами лежат смайлики настроения. Возьмите тот смайлик, который соответствует вашему настроению, и прикрепите его по выбору.

-Я вижу у вас у всех прекрасное настроение (звучит песенка «Улыбка»)

-Ребята, закончилось наше занятие, но не заканчиваются наши беседы о культуре поведения, и поэтому, сегодня  мы не ставим с вами точку в нашем разговоре, а это, зна-

-чит,  что у нас еще много встреч впереди, много интересного вам предстоит узнать.

-Давайте подарим друг другу  улыбку. А нашим гостям скажем спасибо за то, что они пришли к нам.

- Мы не прощаемся, а  говорим, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "СТЫД, ВИНА И ИЗВИНЕНИЕ" (Модуль «Основы светской этики»).

Предлагаемый конспект может быть использован как и на уроках курса ОРКСЭ, так и на более ранних этапах в качестве пропедевтики, например, уроках развития речи в 3 классе, при написании сочинения в 4 к...

Конспект занятия "Честь и достоинство" (Модуль "Основы светской этики").

Предлагаемый материал может быть всесторонне использован как в цикле занятий "Основы светской этики", так и  при планировании классных часов по теме "Толерантность", "Олимпийское движение в Росси...

Дорога к Доброте(конспект занятия по этике(внеурочная деятельность)

Цель: Продолжать формирование представлений о доброте.Задачи:Образовательные:1. Продолжать знакомить учащихся с понятием «добро», «добрый человек», «вежливость», с основными чертами доброго человека.2...

Конспект занятия к образовательной программе по гражданско-патриотическому воспитанию "Народные промыслы России"

Тема: Народные промыслы россии Цель: Формирование представлений о многообразии народных промыслов России. Задачи:1.Знакомить с историей происхождения и особенностями некоторых народных промы...

Конспект занятия к образовательной программе по трудовому воспитанию и профориентации "Обувь. Уход за обувью"

Обувь. Уход за обувью.Цель:Закрепить и обобщить знания учащихся об одежде и обувиЗадачи:-Различать обувь по виду и назначению, подбирать обувь по сезону,знать правила ухода за обувью-способствовать ра...

Конспект занятия по образовательным областям "Речевое развитие", Художественно- эстетическое развитие" (лепка) "Волшебная сказка"

Конспект итогового, интегрированного занятия по образовательным областям "Речевое развитие", "Художественно- эстетическое развитие" (лепка) по теме "Волшебная сказка"...