Родительское собрание «Как вырастить ребёнка нравственным?»
материал (2 класс) на тему

Важно обсудить с родителями проблему воспитания нравственности в детях; познакомить с основными составляющими воспитанности; формировать в родителях умение воспитывать в детях нравственные качества; дать рекомендации по приучению детей к правилам хорошего тона.

Форма проведения: круглый стол.

Оборудование: на доске – тема, эпиграф; для родителей- инд. пакеты с ситуациями для обсуждения, притча, сказка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodielskoe_sobranie_kak_vyrastit_rebyonka_nravstvennym.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Как вырастить ребёнка нравственным?»

«Человек подобен дроби,

числитель есть то, что он есть,

а знаменатель – то, что он о себе думает.

Чем больше знаменатель, тем меньше дробь».

Л.Н Толстой

Задача: обсудить с родителями проблему воспитания нравственности в детях; познакомить с основными составляющими воспитанности; формировать в родителях умение воспитывать в детях нравственные качества; дать рекомендации по приучению детей к правилам хорошего тона.

Форма проведения: круглый стол.

Оборудование: на доске – тема, эпиграф; для родителей- инд. пакеты с ситуациями для обсуждения, притча, сказка.

ХОД

  Нравственность любого ребёнка начинается в семье, за порогом родного дома. Если родители знают, чем живёт их ребёнок, что любит и кого ненавидит, кому подчиняется и кого боится, кто для него авторитетен и кто не имеет на него влияния – всё это ляжет в основу воспитательной системы семьи и позволит родителям ненавязчиво и уверенно выводить своего ребёнка на дорогу нравственного созревания.

   Нравственность ребёнка возможна там, где нет лжи, где существует вера друг в друга, тепло и добро, где в случившемся с тобой несчастье не обвиняют, а поддерживают, и поддержка эта правдивая,  честная, справедливая и оптимистичная.

    Основа нравственного воспитания – правдивость и объективность семьи, это отсутствие у ребёнка боязни за то, что он сделал что-то не так. Ребёнок должен не бояться, но он должен стыдиться за свой поступок, переживать из-за него, мучиться и страдать, чтобы больше никогда ничего подобного с ним не произошло. Для того чтобы прочувствовать – необходимо время.

Очень часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда ребёнок совершил безнравственный поступок. Мать стоит рядом и говорит ему: «Скажи, что ты так больше не будешь». Ребёнок повторяет сказанное матерью, мать ещё при этом извиняется и с чувством исполненного долга семья отправляется восвояси.

 Результат: проходит некоторое время и ситуация повторяется вновь. Почему? Потому что сама просьба о прощении была безнравственна, так как не прочувствована, поэтому позволила ему ещё раз войти в одну и ту же воду. А ЕСЛИ ТАК БУДЕТ ВСЕГДА?

    А как сделать так, чтобы мы, родители, могли радоваться тому, что нива нравственности, засеянная нами, дала  зрелые плоды?

    Именно в этом возрасте у детей начинают активно проявляться те качества характера, которыми они как бы провоцируют взрослых. «Посмотри. Что я делаю! Тебе нравится или не нравится? Что ты на это скажешь?» это связано с вхождением в учебную деятельность, в школу. Что в ней необходимо делать – и дети начинают приспосабливаться к школьной жизни, к детскому коллективу, к условиям жизни школьного существования. Именно в этот период времени родителям стоит задуматься о том, насколько ребёнок может уживаться в детском коллективе, каково ему в нём, какое значение он имеет для коллектива и может ли коллектив обходиться без него. Очень важно также присмотреться и прислушаться к своему ребёнку: что он говорит о школе, своих сверстниках; переживает ли он, если совершил неблаговидный поступок; радуется ли, когда оказывает помощь другому человеку, оказывает ли эту помощь и т.д. Результаты Анкеты №2 и №3 (Приложение)

Анкета №2 «Воспитание нравственности»

1.Я радуюсь, когда…

2.Я смеюсь, когда…

3.Я веселюсь, когда…

4.Я горжусь, когда…

5.Я плачу, когда…

6.Я переживаю, когда…

7.Я обижаюсь, когда…

8.Мне стыдно, когда…

9.Мне страшно, когда…

10.Я боюсь, когда…

11.Я злюсь, когда…

12.Я хочу драться, когда…

 Анкета №3 «Круг общения и отношения»

1.Кто твой лучший друг?

2 Как давно дружите?

3.Почему дружите?

4.Может ли твой друг помочь тебе?

5.Можешь ли ты помочь ему?

6.Можешь ты толкнуть, ударить намеренно7

7. С чем это может быть связано?

8.Можешь незаслуженно обидеть ?

9.Сказать неправду о другом чел?  

10.Трудно ли быть честным?

11.Есть у тебя прозвище в школе?

12.Как к нему относишься?

13.Ты обзываешься на детей?

14. А тебя часто обзывают?

15.Как ты на это реагируешь?

16. Кто обижает чаще, взрослые или сверстники?

   Воспитанность – качество личности, в котором слиты культура общения, культура внешности и культура удовлетворения потребностей (бытовая). Ядром является культура общения – нравственность.

   Принципы и нормы культуры общения формировались веками. Народы всех стран их тщательно отбирали, хранили, накапливали опыт общения по принципу: РАЗУМНО – НРАВСТВЕННО – КРАСИВО. Однако стержнем истинной культуры общения является гуманное отношение человека к человеку.

Поэтому первое и непременное условие воспитания нравственности, культуры общения – это формирование у ребёнка ПОЗИЦИИ ОТКРЫТОСТИ, ДОВЕРИЯ, ДРУЖЕЛЮБИЯ.

  Доброе отношение к людям должно проявляться в определённой форме – ВЕЖЛИВОСТЬ (Вежа до 16 века означало «знаток», тот, кто знает приличия – условные и общепринятые способы выражения доброго отношения к людям).

  Как же обстоит дело с вежливостью у детей нашего класса.?

  Доброе отношение к окружающим начинается с доброго отношения к своим близким. РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТЫ №1

 « Доброе отношение к своим близким»

Вопросы для детей:

  1. Когда твой день рождения?
  2. Когда день рождения твоей мамы? Твоего папы? Твоей сестры (брата)?
  3. Как зовут твоих бабушек и дедушек?
  4. Какие цветы больше всего любит твоя мама?
  5. Какой праздник твой самый любимый?
  6. Какой день самый главный в твоей семье?

Вывод:

  Проанализируем ситуации, соответствующие теме нашего собрания. Что в них странное и неправильное?

    Ситуация №1. ГРЕЦКИЕ ОРЕХИ ДЛЯ БАБУШКИ.

  Неподалёку от школы в маленькой хатке жила одинокая бабушка. старенькая-старенькая. Уже зубов у неё не было. Школьники помогали бабушке: то воды принесут, то нарвут травы на лугу для козы.

   В школьном саду созрели грецкие орехи. Крупные, полнозёрные, вкусные. Но такие твёрдые, что мальчики шёпотом советовали друг другу из рогатки орехами стрелять.

 - Понесём орехи бабушке, - сказал кто-то из детей.

Дети нарвали ведёрко орехов, принесли бабушке. Высыпали на стол, на белую скатерть.

- Ешьте, бабушка, - защебетали дети и быстренько убежали из хаты.

   Бабушка села у стола. Из глаз потекли слёзы. Дрожащими руками пересыпала орехи. Они гремели, словно камешки, а со двора слышен был весёлый детский щебет.

  Какое чувство у вас вызывает эта история?

  Какое качество не привито у детей – героев этой жизненной ситуации? (Обсуждение родителями)

          Расскажите эту историю своим детям, и посмотрите на их реакцию. Наверное, вы увидите в глазах своего ребёнка боль и сочувствие: как же бабушка станет есть орехи, если у неё нет зубов? Неужели дети, которые принесли ей орехи, не чувствовали, что причиняют горечь старой женщине? Если эти мысли вы прочитаете на  лице собственного сына или дочери – за вас можно порадоваться. Но если вдруг увидите, что ваш сын, не ощутив скрытой мысли, смеётся (ему смешно, что бабушка играет орехами, словно камешками), вам нужно задуматься. Этот смех таит в себе маленькие корешки большого зла. С такими детьми нужно много, очень много работать, пробуждать в их душах высшие моральные чувства. Изучайте и развивайте в своих детях эмоциональную воспитанность. Иначе… вам не избежать участи героини истории про грецкие орехи.

   Непременным атрибутом вежливости есть ТАКТИЧНОСТЬ, которая состоит в умении понять чувства и настроения окружающих, поставить себя на их место, представить, какую эмоциональную реакцию вызывают у них те или иные наши поступки.

    Ситуация №2.

    Нарядная оживлённая женщина в сопровождении высокого молодого человека входит в автобус. Увидев её, поднимается девочка:

  - Садитесь, пожалуйста!

  - Ну что ты… спасибо… не надо…

  - Садитесь, садитесь! Я всегда пожилым людям место уступаю!

 Оживление на лице женщины гаснет…

Ситуация №3 (История, рассказанная В.А. Сухомлинским)

   У Катруси, маленькой синеглазой первоклассницы со светлыми волосами, сегодня большая радость. Больше года болел её папа. В больнице лежал, перенёс три операции. Маме и Катрусе было тяжело. Не раз, бывало, проснётся Катруся ночью и слышит: мама тихо плачет…

    А сегодня папа уже на работе. Придя в школу, встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу. Встретила и поделилась радостью:

 - Наш папа выздоровел…

    Петя и Гриша посмотрели на Катрусю, удивлённо пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять мяч.

    Катруся пошла к девочкам, игравшим в классы:

  - Наш папка выздоровел, - сказала она, и радость сияла в её глазах.     Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила:

 - Выздоровел – ну и что тут такого?

  Катруся почувствовала, как из груди к горлу покатился тяжёлый клубок, и стало трудно дышать. Она подошла к тополю в конце школьного двора и заплакала.

  - Почему ты плачешь, Катруся? – услышала она тихий, ласковый голос Кости, молчаливого мальчика, её одноклассника. Катруся подняла голову и, всхлипывая, ответила:

  - Наш папка выздоровел…

  - Ой, как же это хорошо! – обрадовался Костя.- Возле нашей хаты в лесу зацвели подснежники. Зайдём после уроков к нам, нарвём подснежников и понесём твоему папе.

    Радость засияла в Катрусиных глазах.

  Важное значение имеют ПОЗЫ, ЖЕСТЫ, ДВИЖЕНИЯ, МИМИКА, которые являются показателями воспитанности, сдержанности, подтянутости или, наоборот, свидетельствуют о расхлябанности, неорганизованности, отсутствия самоконтроля.

  Совсем мало внимания уделяется, как правило, мимике детей. Бывает, что ребята высоко поднимают брови (и на лице застывает вечное удивление), некрасиво морщат лоб, криво улыбаются, смотрят исподлобья, капризно выпячивают губы, искажают лицо гримасами. Всё это недостатки не только эстетического порядка. Подобные дефекты  вносят путаницу и в общение, поскольку мимика является одним из самых тонких и точных инструментов передачи информации. Человек может и должен управлять своим лицом. Это не значит, что оно должно напоминать застывшую маску, через которую не пробьётся ни одно чувство. Но излишняя демонстрация эмоций тоже ник чему. Пусть у детей будут открытые, живые, приветливые лица, красоту и выразительность которых подчёркивает мимика, выработанная хорошим воспитанием.

   Не меньше забот родителей требует формирование культуры жестов и движений. Сами ребята редко обращают на это внимание. Они бессмысленно манипулируют различными предметами (ложкой, карандашом, линейкой, колпачком, транспортиром), трут кулаками глаза, трогают лицо, волосы, постукивают пальцами по столу, чешутся, болтают ногами, разваливаются на стуле, подпирают стены, некрасиво сидят, расставив ноги, косолапят, горбятся, беспрестанно охорашиваются, поглядывают на своё отражение в зеркале или полированной мебели, поправляют одежду и т.д. Всего этого можно избежать, если с самого раннего детства следить за тем, чтобы движения ребёнка были целесообразными и естественными, становясь постепенно красивыми и ловкими. Границы приличного и неприличного для движений и жестов должны быть известны ребятам. Очень важно научить их также сводить к минимуму всякое публичное проявление физиологических процессов (чихание, сморкание, кашель, зевота и т.д)

Ещё одна составляющая – БЫТОВАЯ КУЛЬТУРА.

   Воспитанность человека полно и ярко проявляется в том, как он удовлетворяет свои обыденные, бытовые потребности. Правила и нормы бытовой культуры во многом определяются эстетическими воззрениями общества, поэтому формирование развитого вкуса и эстетического отношения к предметам и явлениям повседневной жизни составляет важную задачу воспитания. Необходимо, например, научить ребят рационально и со вкусом организовывать внешнюю среду и своё жилище.

   Одну из самых естественных потребностей человека составляет потребность в пище. Но как по-разному удовлетворяют её люди! Одни едят жадно, торопливо, даже страстно; другие, брезгливо перебирая куски, «принимают пищу»; зато третьи едят так, что при взгляде на них не только чувствуешь появление аппетита, но и получаешь эстетическое удовольствие.

   Любящие родители обязательно должны найти время и способ воспитать у своих детей воспитанность даже в таких мелочах, как приём пищи.

    Трудно? Трудно. Но ведь очень-очень важно. Ваш малыш ещё очень маленький  член человеческого сообщества. Его путь только-только начался. Пусть же с вашей помощью станет приятным человеком с красивыми мыслями, чувствами и манерами. Пусть он будет предметом вашей радости и гордости… Совсем как благородный и очень воспитанный герой сказки Сухомлинского. Прочитайте её вместе с вашими детьми.

БЛАГОРОДНЫЙ ПУТНИК (сказка)

    Три дня шёл  человек безлюдной степью. У него не было пищи, только фляга воды, из которой он пил по капельке, утоляя жажду. Его мучил голод. Наконец Путник добрался до человеческого жилья. Люди приветливо, радушно встретили его. под тенистой яблоней накрыли стол, поставили вкусную пищу. Но Путник не сразу сел за стол, потому что он человек. вместе с хозяином жилища он пошёл за водой к колодцу, расположенному среди зелёного луга. Хозяин пожаловался: родник в колодце засорился илом, а него нет сил почистить колодец. Путник почистил колодец, а потом сел за стол. Он съел тарелку супа и маленький кусочек рыбы. Сколько ни упрашивал хозяин Путника, чтобы тот ел и набирался сил для дальнейшего путешествия, Путник больше не ел.

  А напоследок… как обычно – мудрые мысли о важном (притча «Всё в твоих руках»)

       Давным – давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?» он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

   - Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

   Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

   Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

   - Всё в твоих руках.

Помните совет Мастера! Всё в Ваших руках!!!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к родительскому собранию "Как помочь ребёнку стать внимательным"

В презентации даны виды внимания и некоторые советы по развитию внимания у детей....

Материалы к родительскому собранию "Плохая память ребёнка. Как её развивать"

Данный материал будет полезен как учителям начального звена, так и родителям младших школьников, поскольку содержит подробную информации о памяти детей данного возраста, её особенностях , а также реко...

Работа с родителями. Родительское собрание (семейный совет) "Ребёнок и школа"

Что делать, если ребёнок идёт в школу без желания? Выход есть!Надо об`единиться семье и школе. А для начала провести семейный совет.Цель: активизировать взаимодействие семьи и школы;Задачи: Опр...

Родительское собрание "Как помочь ребёнку стать внимательным"

На собрании раскрываются особенности внимания младшего школьника и даются рекомендации родителям по развитию свойств внимания....

Родительское собрание " Друзья моего ребёнка"

презентациюяиспользуется для проведения собрания по теме " Друзья моего ребёнка"...

Родительское собрание "Как научить ребёнка учиться"

Разработка родительского собрания по теме «Как помочь ребёнку учиться". Предлагается памятка для родителей....