Работа с одаренными детьми
рабочая программа на тему

Ушкова Оксана Ивановна

Программа, основа взята с разработанных программ, отражает актуальность работы с одаренными детьми

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_s_odar_detmi.docx55.79 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             

      Утверждаю                              

Директор МОУ Мошковской СОШ:

__________ Л.Г.Осипова

Программа работы с одаренными  детьми

учителя начальных классов

МОУ Мошковской СОШ

Ушковой О.И.

Мошки

2012- 2014

Одаренность человека – это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий

 к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А.Сухомлинский

Пояснительная записка

 

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.

Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Цели работы с одаренными детьми

  • выявление одаренных детей;
  • создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
  • развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;
  •  проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности.

Задачи программы:

  • организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
  • выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей.
  • интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
  • организация проектной деятельности;
  • забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;
  • Использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках с целью достижения максимального уровня развития детей.

Принципы работы педагога с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Описание модели работы с одаренными детьми

Обучение в начальных классах – это первый этап реализации программы работы с одаренными детьми.

Основные направления реализации программы.

  • создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:

- внедрение передовых образовательных технологий;

- укрепление материально-технической базы;

- нормативно-правовое обеспечение деятельности;

- формирование банков данных по проблеме одарённости.

  • методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:

- повышение профессионального мастерства педагогов;

- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;

- научно-методическое и информационное обеспечение программы.

  • мероприятия по работе с одарёнными детьми.

предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).

Главные принципы реализации программы.

  • Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
  • Гуманизм в межличностных отношениях.
  • Научность и интегративность.
  • Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
  • Применение принципов развивающего обучения.
  • Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Направления деятельности:

- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;

- проведение массовых мероприятий внутри объединения;

- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Формы работы с одаренными учащимися.

  • кружки по интересам;
  • участие в конкурсах;
  • участие в выставках;
  • участие в олимпиадах.

Методическая работа педагога:

  • заниматься самообразованием;
  • повышать профессиональное мастерство;
  • посещать занятия других педагогов;
  • участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;
  • проводить открытые занятия;
  • подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
  • проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.

Работа с родителями.

  • Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей.
  • Родительское собрание на тему “Трудности в обучении: как помочь своему ребенку”.
  • Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.

Ожидаемые результаты

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

  • сформировать систему работы с одарёнными детьми;
  • создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
  • совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
  • сформировать банк данных «Одарённые дети».

Прогнозируемые результаты:

- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;

- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

- развитие творческого и логического мышления учащихся;

После изучения курса программы учащиеся должны уметь:

  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
  • определять учебную задачу;
  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • владеть своим вниманием;
  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;
  • самостоятельно мыслить и творчески работать;
  • владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

Этапы реализации

I этап. Диагностико-прогностический; мониторинг одарённости:

1. Создание

- банка данных по одарённым детям;

- банка творческих работ учащихся;

- банка заданий повышенной сложности;

- рекомендаций и программ для работы с одарёнными детьми.

2. Организация

- системы дополнительного образования: элективные курсы, творческие мастерские;

- творческих конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций;

- внеклассной работы по предмету.

II этап. Деятельностный:

- организация активной системы научно-исследовательской деятельности учащихся;

- активное использование в проектной деятельности.

III этап. Констатирующий.

- оформление портфолио;

- освещение успехов ребенка в СМИ;

-индивидуальные творческие выставки.

План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»
на  2012 -2014 гг.


Мероприятия

Сроки

Диагностика одаренных детей

сентябрь
ежегодно

Составление плана работы с одаренными детьми на учебный год

Август, ежегодно

Составление  индивидуальной программы обучения:
- разработка планов индивидуальной работы с детьми;
- проведения занятий с детьми;
- отработка форм, методов, приёмов работы
- создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми.

постоянно

Организация и проведение школьных олимпиад.

ноябрь
ежегодно

Участие в муниципальных, краевых, всероссийских  олимпиадах

  
ежегодно

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети»

Май,
ежегодно

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми

Постоянно

Творческий отчет по итогам работы с одаренными детьми

Ежегодно
май

Распространение опыта работы с одаренными детьми

2012-2014

 

Срок реализации программы – 2 года.

Литература


1. Анстази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982
2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
3. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999.– № 9.
4. Больных Е. М., Икрин Г. В., Пиянзина О. П. Личностно-ориентированное образование и развитие одаренности: Научно-методическое пособие.–Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2002.
5. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Ихд-во ЭКСМО-Пресс, 2001
6. Давыдова Г. А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и одаренности // Психологический журнал. – 1999.- № 3.
7. Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии – 1989.–№
8. Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого В.М. – М.: «Прогресс», 1991
9. 
Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.
10. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.

План работы с одаренными детьми на 2012-2014 учебный год


Сроки

Мероприятия

 

Сентябрь

Изучение интересов и склонностей обучающихся. Диагностика уровня воспитанности. Формирование списков обучающихся .Анкетирование, собеседование.

 Участие в школьном  конкурсе «Урожай-2014»

Подготовка к Дню учителя: выступление.

Октябрь

Практические занятия.

Конкурс «МЧС глазами детей»

Ноябрь

Турнир любознательных.

Подготовка к выступлению на родительском собрании.

Подготовка в акции «Мир равных возможностей»

Декабрь

Участие в школьной выставке рисунков «Здравствуй, гостья-зима»

Январь

Подготовка к конкурсу чтецов, вокалистов.

Февраль

Участие в школьном конкурсе чтецов и песен.

Индивидуальные рекомендации по работе с ребенком на родительское собрание.

Март

Участие в школьной выставке «Город мастеров»

Праздник Букваря.

Апрель

 

Открытый урок.

Май

Итоговое родительское собрание.

Мониторинг.

В течение года

Размещение материалов по работе с одаренными детьми на сайте школы

Дополнительные занятия с одаренными детьми на сайтах Интернет  

Создание в учебном кабинете материальной базы.

Исследовательская деятельность по предмету, проведение тематических исследований.

Участие в разноуровневых олимпиадах, конкурсах.

Пополнение портфолио.

 

План работы со Смирновой Викторией на 2012-2014 учебный годы

Сроки

Мероприятия

Результат

 

Сентябрь

Диагностика уровня воспитанности.

Участие в школьном  конкурсе «Урожай-2014»

Подготовка к Дню учителя: выступление.

 Высокий уровень

Октябрь

Практические занятия.

Конкурс «МЧС глазами детей»

Ноябрь

Турнир любознательных.

Подготовка к выступлению на родительском собрании.

Подготовка в акции «Мир равных возможностей»

Декабрь

Участие в школьной выставке рисунков «Здравствуй, гостья-зима»

Январь

Подготовка к конкурсу чтецов, вокалистов.

Февраль

Участие в школьном конкурсе чтецов и песен.

Индивидуальные рекомендации по работе с ребенком на родительское собрание.

Март

Участие в школьной выставке «Город мастеров»

Праздник Букваря.

Апрель

 

Открытый урок.

Май

Итоговое родительское собрание.

Мониторинг.

В течение года

Размещение материалов по работе с одаренными детьми на сайте школы

Дополнительные занятия с одаренными детьми на сайтах Интернет  

Создание в учебном кабинете материальной базы.

Исследовательская деятельность по предмету, проведение тематических исследований.

Участие в разноуровневых олимпиадах, конкурсах.

Пополнение портфолио.

План работы с Потаповой Марией на 2012-2014 учебный годы

Сроки

Мероприятия

Результат

 

Сентябрь

Диагностика уровня воспитанности.

Участие в школьном  конкурсе «Урожай-2014»

Подготовка к Дню учителя: выступление.

 Высокий уровень

Октябрь

Практические занятия.

Конкурс «МЧС глазами детей»

Ноябрь

Турнир любознательных.

Подготовка к выступлению на родительском собрании.

Подготовка в акции «Мир равных возможностей»

Декабрь

Участие в школьной выставке рисунков «Здравствуй, гостья-зима»

Январь

Подготовка к конкурсу чтецов, вокалистов.

Февраль

Участие в школьном конкурсе чтецов и песен.

Индивидуальные рекомендации по работе с ребенком на родительское собрание.

Март

Участие в школьной выставке «Город мастеров»

Праздник Букваря.

Апрель

 

Открытый урок.

Май

Итоговое родительское собрание.

Мониторинг.

В течение года

Размещение материалов по работе с одаренными детьми на сайте школы

Дополнительные занятия с одаренными детьми на сайтах Интернет  

Создание в учебном кабинете материальной базы.

Исследовательская деятельность по предмету, проведение тематических исследований.

Участие в разноуровневых олимпиадах, конкурсах.

Пополнение портфолио.

План работы с Терентьевым Данилой на 2012-2014 учебный годы

Сроки

Мероприятия

Результат

 

Сентябрь

Диагностика уровня воспитанности.

Участие в школьном  конкурсе «Урожай-2014»

Подготовка к Дню учителя: выступление.

 Высокий уровень

Октябрь

Практические занятия.

Конкурс «МЧС глазами детей»

Ноябрь

Турнир любознательных.

Подготовка к выступлению на родительском собрании.

Подготовка в акции «Мир равных возможностей»

Декабрь

Участие в школьной выставке рисунков «Здравствуй, гостья-зима»

Январь

Подготовка к конкурсу чтецов, вокалистов.

Февраль

Участие в школьном конкурсе чтецов и песен.

Индивидуальные рекомендации по работе с ребенком на родительское собрание.

Март

Участие в школьной выставке «Город мастеров»

Праздник Букваря.

Апрель

 

Открытый урок.

Май

Итоговое родительское собрание.

Мониторинг.

В течение года

Размещение материалов по работе с одаренными детьми на сайте школы

Дополнительные занятия с одаренными детьми на сайтах Интернет  

Создание в учебном кабинете материальной базы.

Исследовательская деятельность по предмету, проведение тематических исследований.

Участие в разноуровневых олимпиадах, конкурсах.

Пополнение портфолио.

План работы с Ежовым Степаном на 2012-2014 учебный годы

Сроки

Мероприятия

Результат

 

Сентябрь

Диагностика уровня воспитанности.

Участие в школьном  конкурсе «Урожай-2014»

Подготовка к Дню учителя: выступление.

 Высокий уровень

Октябрь

Практические занятия.

Конкурс «МЧС глазами детей»

Ноябрь

Турнир любознательных.

Подготовка к выступлению на родительском собрании.

Подготовка в акции «Мир равных возможностей»

Декабрь

Участие в школьной выставке рисунков «Здравствуй, гостья-зима»

Январь

Подготовка к конкурсу чтецов, вокалистов.

Февраль

Участие в школьном конкурсе чтецов и песен.

Индивидуальные рекомендации по работе с ребенком на родительское собрание.

Март

Участие в школьной выставке «Город мастеров»

Праздник Букваря.

Апрель

 

Открытый урок.

Май

Итоговое родительское собрание.

Мониторинг.

В течение года

Размещение материалов по работе с одаренными детьми на сайте школы

Дополнительные занятия с одаренными детьми на сайтах Интернет  

Создание в учебном кабинете материальной базы.

Исследовательская деятельность по предмету, проведение тематических исследований.

Участие в разноуровневых олимпиадах, конкурсах.

Пополнение портфолио.

План работы с Никитиным Алексеем на 2012-2014 учебный годы

Сроки

Мероприятия

Результат

 

Сентябрь

Диагностика уровня воспитанности.

Участие в школьном  конкурсе «Урожай-2014»

Подготовка к Дню учителя: выступление.

 Высокий уровень

Октябрь

Практические занятия.

Конкурс «МЧС глазами детей»

Ноябрь

Турнир любознательных.

Подготовка к выступлению на родительском собрании.

Подготовка в акции «Мир равных возможностей»

Декабрь

Участие в школьной выставке рисунков «Здравствуй, гостья-зима»

Январь

Подготовка к конкурсу чтецов, вокалистов.

Февраль

Участие в школьном конкурсе чтецов и песен.

Индивидуальные рекомендации по работе с ребенком на родительское собрание.

Март

Участие в школьной выставке «Город мастеров»

Праздник Букваря.

Апрель

 

Открытый урок.

Май

Итоговое родительское собрание.

Мониторинг.

В течение года

Размещение материалов по работе с одаренными детьми на сайте школы

Дополнительные занятия с одаренными детьми на сайтах Интернет  

Создание в учебном кабинете материальной базы.

Исследовательская деятельность по предмету, проведение тематических исследований.

Участие в разноуровневых олимпиадах, конкурсах.

Пополнение портфолио.

План работы с Тимоновой Валерией на 2012-2014 учебный годы

Сроки

Мероприятия

Результат

 

Сентябрь

Диагностика уровня воспитанности.

Участие в школьном  конкурсе «Урожай-2014»

Подготовка к Дню учителя: выступление.

 Высокий уровень

Октябрь

Практические занятия.

Конкурс «МЧС глазами детей»

Ноябрь

Турнир любознательных.

Подготовка к выступлению на родительском собрании.

Подготовка в акции «Мир равных возможностей»

Декабрь

Участие в школьной выставке рисунков «Здравствуй, гостья-зима»

Январь

Подготовка к конкурсу чтецов, вокалистов.

Февраль

Участие в школьном конкурсе чтецов и песен.

Индивидуальные рекомендации по работе с ребенком на родительское собрание.

Март

Участие в школьной выставке «Город мастеров»

Праздник Букваря.

Апрель

 

Открытый урок.

Май

Итоговое родительское собрание.

Мониторинг.

В течение года

Размещение материалов по работе с одаренными детьми на сайте школы

Дополнительные занятия с одаренными детьми на сайтах Интернет  

Создание в учебном кабинете материальной базы.

Исследовательская деятельность по предмету, проведение тематических исследований.

Участие в разноуровневых олимпиадах, конкурсах.

Пополнение портфолио.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯМеждународная научно-практическая конференцияРабота с одаренными детьми является одним из приоритетных направле-ний в образовании на государственном уровне,...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Одаренность. Формы и методы работы с одаренными детьми

Миссия школы по отношению к одаренным учащимся – предоставление каждому ОУ сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потре...

Работа с одаренными детьми. Конспект занятия по авторской программе "Развитие одаренности средствами арт-терапии".

Конспект занятия по работе с одаренными детьми для развития творческого воображения и абстрактного мышления....

«Одаренный ребенок. Формы и методы работы с одаренными детьми. Презентация опыта»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Б...

Одаренный ребенок. Кто он? Формы и методы работы с одаренными детьми.

Одаренный ребенок. Кто он?Формы и методы  работы с одаренными детьми....