Прощай масленница!
методическая разработка (3 класс) на тему

Внеклассное мероприятие "Прощай масленница"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие  «Прощай, Масленица широкая!»

для учащихся 2 – 4  классов

Цель:

-   Способствовать вхождению учащихся  в традиционную культуру своего народа.

-   Возрождать познавательный интерес к русским   обрядам  и обычаям, формировать   бережное  к  ним отношение.  

 

Задачи:

  • Познакомить с историей возникновения  праздника, традициями, обрядами празднования  Масленицы.
  • Воспитывать  чувства уважения и любви к  Родине, родному краю   через приобщение к истокам русской культуры, её духовно-нравственным ценностям.
  • Создавать условия для эстетического восприятия красоты народного праздника Масленица как одного из явлений праздничной культуры.
  • Способствовать  реализации индивидуальных  творческих способностей каждого ученика  через его  собственную художественную деятельность в различных областях народного фольклора.

Оборудование:

  • -  чучело  Масленицы или плакат с  ее изображением;
  • -  музыкальное оформление праздника: народные мелодии;
  • -  предметы для  сервировки стола: блины, конфеты, варенье, мед, пироги, самовар, салфетки, чашечки для чая;

Используемые  технологии:

•       Игровые  технологии

•       Технология личностно-ориентированного обучения 

•       Технологии  группового обучения

•       Технология  инструментального музицирования  и пластического  интонирования

•       Здоровьесберегающие технологии

•       ИКТ  ( презентация)   

Ход праздника   1-й скоморох :    Добрые господа!. Пожалуйте сюда!

2-й скоморох.

Два раза не повторяем,
Поэтому один раз объявляем!

1-й скоморох.

Дорогие односельчане, 
Все кто любит блины в сметане!

2-й скоморох.

Приходите Масленицу встречать,
А зиму прогонять!

1-й скоморох.

Не скупитесь, не рядитесь,
На Масленицу наглядитесь!

2-й скоморох.

Купчики-голубчики!
Барышни-боярышни!

1-й скоморох.

Молодцы задорные!
Девицы проворные!

2-й скоморох :  Забияки, плясуны!
Запевалы, драчуны!
Весну встретим, зиму проводим,
В хороводе походим!

1-й скоморох.

Поиграем, покушаем,
Веселые песни послушаем!
Приходите, не пожалеете!
Лет на пять помолодеете!

Ведущий 1:   Вот и наступило время перемен  в природе. С этими изменениями  связано много  народных  примет, обрядов и традиций. (Слайд 3)

Масленица – древний славянский праздник.  Это  веселые проводы зимы, озаренные радостным  ожиданием  весеннего обновления природы накануне пахотных работ. Проходили века, менялась жизнь.  С принятием христианства на  Руси  появились новые церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить.

РАЗДЕЛИТЬ КЛАСС НА 2 КОМАНДЫ.

Задание 1. (Слайд 4)

Прочитайте выразительно  стихотворение  о празднике.  Передайте эмоциональное состояние этих  строк.

 1 команда:

Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!

Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
          

 2 команда:
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный.
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.

Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней - Великий пост,
Время, чтоб молиться.

Ведущий :   Каждый день Масленичной недели имел свое название и свои забавы. Давайте  вспомним  народные традиции и обряды. (Слайд 7).Читаем хором названия дней. 

Ведущий 1:   Каждый день Масленичной недели имел свое название и свои забавы. Давайте  вспомним  народные традиции и обряды. (Слайд 7).Читаем хором названия дней.

 1 ученик.

 Понедельник –  день встречи.  Ребятишки накануне  сооружали снежные горы, произнося   скороговоркой следующее приветствие:

«Душа ли ты, моя Масленица!

 Приезжай ко мне в гости на широкий двор

 На горах покататься, в блинах наваляться,

 Сердцем потешиться, умом повеселиться,

 Речью  насладиться!»

В домах  делали чучело Масленицы  из соломы, одевали его в девичий наряд, наряжали, сажали на санки  и везли  на горку.  Дети  встречали её  песнями,  катали  с горок и кричали: «Приехала Масленица!». Это тоже своеобразное колдовство: чем выше гора — тем выше рожь и пшеница, чем дольше прокатишься с горы — тем длиннее лен. Поэтому на горах катались самые лучшие мастерицы и  мастера.

Задание 2. От каждой команды выбирается один участник. Он должен, пользуясь текстом карточки, поприветствовать  чучело Масленицы.
Карточка N°1
Душа ль ты моя Масленица, перепельные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь!
Карточка №2
Моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, ты ж моя перепелочка!

Конкурс  «Прокати Масленицу» 
В этом конкурсе надо провезти куклу на санках и не уронить ее. Санки провозятся от старта вокруг снеговика, снова возвращаются на старт и передаются другому из своей команды.

Ведущий: Второй масляный день 
Называется «заигрыш». 
Наступает день второй, 
Весь наполненный игрой!

Ученик 2:  Этот день посвящался молодожёнам. Неделю – две назад в деревнях игрались свадьбы. Теперь эти молодые семьи приглашались кататься с горы. Все семейные пары, у которых недавно вся деревня была на свадьбе, должны были скатиться с горы, при этом призывая родных и знакомых: «У нас де горы готовы и блины испечены – просим жаловать».

 Ведущий 2:   В старину  в этот день не только гуляли, но и гадали. В эти дни молодые люди  высматривали себе невест, а девушки украдкой смотрели на суженых. После весёлых игр парни и девушки собирались за общим столом.

Задание3. От каждой команды приглашается мальчик и девочка. Они садятся на стулья, стоящие  на расстоянии  друг от друга. Одновременно произносят  слова:

         Скучно, скучно так сидеть,

         Друг на друга все глядеть.

         Не  пора ли пробежаться

         И местами поменяться?

            После  этого дети  бегут  и занимают стул  другого игрока. Победителем считается тот, кто быстрее займет стул противника.    

Вот еще одна забава — 
Победителя ждет слава! 
Кто в беге в мешках победит, 
Того скоморох наградит. 
Задание 4. "Бег в мешках”. 
Ведущий: Третий масляный день – лакомка у нас! 
Угощенье — это раз! 
Объеденье — это два! 
Пляски прямо у стола! В старину на площади ставили высокий столб. А наверху всякие Призы вешали: петух в клетке, сапоги и другой дорогой товар. Многие смельчаки пытались на него взобраться. Кто добирался доверху, получал богатый приз. А уж, сколько зевак собиралось — видимо-невидимо! 
Задание 4. В игре участвуют по одному человеку. На площадке лежит длинный канат, на конце каната – платок. Нужно пройти по канату с завязанными глазами, ни разу не оступившись. Кто дойдет до конца, тот и получает приз. 

Ученик 3:  Четверг – широкий,  разгуляй-четверток. (Слайд 12)

В этот день было  больше всего  развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу, взятие специально построенных снежных крепостей, катание на горках, весёлые карнавалы.  Продолжали  кататься на конях по деревне. Съезжали с гор  на санях, лыжах. Ряженые веселили народ. Все угощались  блинами. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы.

Ведущий:  Ах как Петя-петушок

Отморозил гребешок!

Чтоб его скорей согреть,

Нужно снегом потереть.

Поскакать, попрыгать боком

То с налету, то с наскоком!

Задание 5. Народная  игра  « Петушки». На площадке чертят круг. В кругу стоят двое грающих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую ногу сгибает в колене и поддерживает ее за пятку одной рукой. Задача играющих - вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одно ноге. (Толкают друг друга плечами.)

Задание 6. Конкурс «Толкание» (кулачный бой, «кулачки»). Команды выстраиваются друг напротив друга вдоль линии, проведенной на расстоянии 40-50 см позади каждой команды. По сигналу противники упираются друг другу в ладони. Побеждает тот, кто столкнет противника за линию.

Ученик 4:   Пятница – тёщины вечерки. (Слайд 14)

Если в среду зятья ходили к тёщам, то теперь – наоборот: в гости должны приходить тёщи. Зять должен сам угостить тёщу и тестя блинами. Тёща же, приглашённая зятем,  присылала зятю всё, из чего пекут и на чём пекут блины: кадушку для теста, сковороды, а тесть мешок муки и масло. Эта встреча символизировала оказание чести семье жены.

 Ведущий 2:   А девушки в полдень  выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась,  торопился отведать блинка, чтобы узнать: хорошая ли хозяйка из неё выйдет.

 Кроме блинов готовили и другие угощения. И я тоже приготовила вам угощение.

Задание 7 игра «Угощение». 

"Ням-ням”, "ням-ням-ням” говорите коль нравится, "Фу-фу”, "фу-фу-фу”– если вам не понравится.

Булочки хрустящие ("Ням-ням, ням-ням-ням”)
Тапки завалящие ("Фу-фу, фу-фу-фу”),
Пирожки слоёные ("Ням-ням, ням-ням-ням”)
Валенки варёные ("Фу-фу, фу-фу-фу”),
Шарики сырные ("Ням-ням, ням-ням-ням”)
Салфетки жирные ("Фу-фу, фу-фу-фу”),
Пряники вкуснящие ("Ням-ням, ням-ням-ням”)
Яблоки хрустящие ("Ням-ням, ням-ням-ням”)
Селёдочка пряная ("Ням-ням, ням-ням-ням”)
Грибочки поганые ("Фу-фу, фу-фу-фу”),
Шишки еловые ("Фу-фу, фу-фу-фу”),
Табуретки новые ("Фу-фу, фу-фу-фу”),
Рваные карманы ("Фу-фу, фу-фу-фу”),
Воза три сметаны ("Ням-ням, ням-ням-ням”)

Ведущий:    – А в субботу не безделки – золовкины посиделки!

– Красны девицы, вставайте, дорогих гостей встречайте! В  субботу, золовка – сестра мужа,  приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовка была незамужняя, тогда она созывала и своих незамужних подруг. Если же наоборот, то приглашалась лишь замужняя родня.

Ведущий 2:  Когда молодежь собиралась вечером  "на посиделки" — там царило веселье, и обязательно загадывались загадки.

Задание  8. А давайте, ребята, продолжим масленичную традицию и посоревнуемся в отгадывании загадок.

  • ЗАГАДКИ

1. Скатерть бела, весь свет одела.    (Снег)

2. Чист и ясен, как алмаз, а дорог не бывает.  (Лед)

3.  Без рук рисует, без  зубов кусается.  (Мороз)

4. Что вверх корнем растет?  (Сосулька)

5. Черный, проворный, кричит «крак» - червям враг.  (Грач)

6. Что на сковородку наливают,  да вчетверо  сгибают. (Блины)

7.  Рассыпала Лукерья серебряные  перья, закрутила, замела, стала улица бела.  (Метель)

8.  По голубому блюду  золотое яблочко катится.  (Солнце)

9.  Не живое, а дышит. (Тесто)

10. Дам поесть – ворчит, ничего  не дам – молчит. (Сковорода)

11. Белая, степенная тепла боится. Пока Масленицу не сожжешь, никуда не уйдёт. (Зима)

12.Идёт после Масленицы: часового не имеет, а называет себя… (Пост)

Ведущий 1:   Воскресенье – прощённый день. (Слайд 16)

Это последний день Масленицы. В народе его называют – прощёное воскресенье, целовальник.  В воскресенье все вспоминали, что в понедельник наступит Великий Пост. В последний день Масленицы принято просить прощения у всех родных и знакомых, на что отвечают: «Бог простит!» В этот день прощают  все обиды и оскорбления. В этот день поминают умерших, ходят на кладбище, там оставляют блины. В этот день проходят гулянья днем, а в церкви идет служба.

Ученик 5В последний день  прощались с  Масленицей.  (Слайд 18)  

 Ее усаживали на передние сани санного поезда, который разъезжал по всем улицам. Впереди и  вокруг него пели, играли и плясали скоморохи и колоброды. Вечером, после  гуляний и забав, выходил народ из своих дворов. Буйное веселье заканчивалось сжиганием самой Масленицы,  как символа Зимы, под исполнение песен и хороводов. Пепел разбрасывали по полю, чтобы в следующий год собрать  богатый урожай.

Задание 9. Как услышите весть хорошую – 
В ладоши хлопайте,
А если не очень хорошую –
 
Ногами топайте.                 (
Игра, проводится учителем со всеми ребятами)

У весны сегодня день рождения! (Хлопки)
Угощаемся блинами и печеньем! (Хлопки)
Зиму просим поскорее уходить! (Хлопки)
Рубль последний здесь готовы прокутить! (Топот)
За игру вручу коробочку конфет! (Хлопки)
Вы откроете, а там – ничего нет! (Топот)
Бабы, девки очаги все разожгли! (Хлопки)
Всем блиночков, всем блиночков напекли! (Хлопки)
Блины е мёдом да с вареньем! (Хлопки)
Не блины, а объеденье! (Хлопки)
Блины сладкие с начинкою! (Хлопки)
Все с пуховую перинкою! (Топот)
А иные и с подушками! (Топот)
А другие и с ракушками! (Топот)

Ведущий: Если дружно взять канат,

Протянуть вперед-назад

И сказать при этом «эх!»,

Победит, наверно, смех!

 Конкурс 10.  «Перетягивание каната». Участвуют две команды, которые берут канат с двух концов, каждая команда тянет Канат на себя.

Конкурс 11.   «Достань приз». Участвуют два человека. На снег нужно положить ковер 2 х 3 м. С одной стороны - игроки, с противоположной - приз. По команде мальчики ползут к призу по-пластунски.

Приходи, весна, приходи, красна.

Пусть солнца улыбка будет ясна!

С Масленицей вас поздравляем!

Счастья, радости желаем.  

Праздник наш мы завершаем,  

Всех блинами угощаем.

С пылу, с жару разбирайте,
Похвалить не забывайте!
Все румяны и красивы, А за праздник всем – Спасибо

Рефлексия      Что понравилось на празднике?      

   Какую команду или ребят  вы хотели бы особо отметить и почему?     

 Какие традиции и обычаи  соблюдаются в вашей семье?                                                                                                                 •        Да ребятки, без блинов не Масленица! Мы с вами поплясали и попели, ну а сытно не поели! Приглашаю всех на блины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здравствуй, Масленница!

Конспект сценария...

"Масленница"

Сценарий внеклассного мероприятия в начальной школе....

"Масленница"

Сценарий праздника....

Широкая масленница

Фоторепортаж с места событий...

Классный час: «Широкая Масленница»

Классный час "Широкая Масленица" Цели:•Знакомство с русским народным праздником Масленица, традициями, обычаями.•Воспитание гражданско-патриотических чувств, уважительного отношения к народным традици...

праздник масленница

Разработки занятий, для проведения в классе....

"Прощай Масленница!" Внеклассное мероприятие 2класс

Здравствуйте. Предлагаю вашему вниманию внеклассное мероприятие во 2классе "Прощай Масленица!" Мероприятие построено в форме игры. Было организовано костюмированное представление. Ребята отгадывали за...