Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
статья по теме

Пестова Ольга Михайловна

статья на тему "Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности.


         Ценностные  отношения  человека к миру являются стержнем его личностной структуры, одним из важнейших условий существования в мире людей. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье, но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.                                                                                       В связи с введением ФГОС  одним из разделов основной образовательной программы начального образования является программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО. Этот раздел направлен  на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно – нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.          При реализации этой программы я  исхожу из того, что основная образовательная программа школы отражает совокупную деятельность, которая реализуется:

 - в процессе обучения (урочная деятельность)                                                                                                    - в направлениях развития личности (внеурочная деятельность)

             Учитывая интересы детей и родителей, возможности школы, внеурочная деятельность в нашем классе была организована по  следующим направлениям развития личности:

        - Художественно-эстетического «Страна мастеров - театр»

        - Научно-познавательной деятельности «Юным умникам и умницам»

        -Духовно-нравственного направления  « Мой дом, моя семья»

          Проблема духовно-нравственного воспитания в последнее время стала насущной и требует  своего решения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении. Поэтому в школе необходима продуманная направленная работа по развитию и формированию духовно-нравственных качеств младших школьников.

В наше время материальные ценности стоят выше духовных. Сейчас в школу приходят дети с разным пониманием нравственных норм и понятий, не говоря уже о духовности. Приходя в школу, ребенок имеет некоторые представления о том, что такое добро и зло, правда и справедливость, традиции и обычаи народа.

        Школа дает общее образование, очень важное и значимое. Но развитию духовно-нравственного воспитания  способствует именно дополнительное образование во внеурочной деятельности.

        В начале 2014-2015  учебного года мною проведено анкетирование учащихся и беседы с родителями. Анкетирование показало, что очень важно организовать внеурочную деятельность так, чтобы ребенок мог проявить себя и овладеть способами разумной жизни.        

            В моем классе на сегодняшний день есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через внеурочное занятие духовно-нравственного направления « Мой дом, моя семья» , художественно-эстетического «Страна мастеров - театр». В  работе я использую игровые технологии, коммуникативные, исследовательские. Мы создаем  проекты «Моя семья», «Традиции моей семьи».  

В рамках этих  проектов  формируются духовно-нравственные качества семейной культуры:

- положительное отношение к семье, как основа российского общества;

- уважительное отношение к  родителям, осознанное и заботливое отношение к старшим и младшим;

- представления о семейных ценностях, семейных ролях и уважения к ним;

- культурно-исторические и этнические традиции российской семьи.

Известно, что одним из ведущих видов деятельности в младшем дошкольном и школьном возрасте является игра. Именно в игре дети постигают нравственно - ценностные отношения, моральные нормы, принятые обществом. В игровой ситуации возникает пространство для выражения переживаний ребенка. Первые мотивы взаимопомощи, заботы о другом человеке, возникающие в процессе игровой деятельности детей становятся впоследствии основой их нравственно - ценностных ориентации.

         В своей работе во внеурочной деятельности я часто опираюсь на целую серию игр ( Магазин одной покупки», «Подарок судьбы», «Вырази своё отношение…», «Прояви заботу», «Незавершенный рассказ», «Опиши свой народ» «Незавершенное предложение»), представленных в книге  Надежды Егоровны  Щурковой «Собрание пёстрых дел».

        Одним из показателей эффективности моей работы является изменения в духовно-нравственном поведении  учащихся.  Это проявляется в устойчивом нравственном поведении, в умении предвидеть последствия своих поступков и поступков других людей. А также в проявлении у учеников внутреннего самоконтроля, осознания моральной стороны поступков.

               Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым.

              Наша задача, как педагогов - нейтрализовать негативное влияние, помочь любящим родителям в воспитании детей, указать пути и условия формирования нравственности ребёнка. Задача школы - создать благоприятные условия для формирования и развития духовно-нравственной культуры младших школьников.

        Чтобы ребёнок становился духовно богатым, особое внимание обращаю на художественно - эстетическое воспитание. Художественная деятельность,  декоративно - прикладное искусство формируют эстетический вкус. Если ребёнка окружают вещи, отличающиеся красотой, простотой, то в его жизнь подсознательно входят критерии, которые позднее определят его вкусы и потребности. После небольших тематических бесед, дети занимаются творчеством. Рисование на тему «Мой любимый город» воспитывает любовь к родному краю, рисунки на тему «Кем быть?»- уважение к людям труда.

        Выполнение коллективных работ: «Дерево дружбы»,  «Новогодняя ёлка», способствует формированию у детей чувства коллективизма, взаимопомощи, доброжелательных, дружеских отношений между мальчиками и девочками. Научиться уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими; развивать умения понимать чувства других людей и сопереживать им – всему этому  способствует  литературно - поэтическое творчество.  

               Известно, что сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что младшие школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость.  Они хотят, чтобы и в жизни всегда было так. В этом, прежде всего и состоит большая педагогическая ценность сказки. Поэтому, в процессе внеурочной  работы я провожу викторины по сказкам, инсценируем и сочиняем сказки.

  Только мир, оцениваемый с точки зрения человеческой жизни, человеческих взаимоотношений, приобретает ценность. Формирование ценностного отношения к людям у детей младшего дошкольного возраста должно составлять фундамент программы воспитания.

       И в заключении, хочу подчеркнуть: постижение духовно-нравственной культуры невозможно без светящейся души педагога, без его веры, без духовной атмосферы в классе!