Главные вкладки

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности .
    статья на тему

    Если говорить о формах внеурочной работы, то, на мой взгляд, эффективное решение – создание и организация работы научно-творческих  обществ учащихся. Это позволяет реализовать личностно ориентированный подход, педагогику сотрудничества, поддержку одаренных детей, выстраивать индивидуальную траекторию развития личности. Исследовательские и проектные работы презентуются как в школе, привлекая других детей, так и в конкурсах различного уровня.

    Внешкольную деятельность невозможно осуществить без сетевого образовательного пространства. Это сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, культуры.

    Нами, педагогами  разрабатывается рабочая программа  курса внеурочной деятельности. В моем конкретном случае кружок «Я-гражданин России»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx20.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников

    во внеурочной деятельности .

    Детство - это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь.

    Но есть и другая сторона медали . Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

    Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В настоящее время стала очевидной необходимость духовно- нравственного воспитания российского  человека, без чего Отечество не только не способно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено.

    Особое место в духовно-нравственном воспитании отводится начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходит с другим человеком. У младших школьников интенсивно развиваются моральные чувства- товарищество, ответственность за класс, негодование при чьей-то несправедливости. Одновременно с этими азбучными истинами необходимо раскрывать сущность таких моральных ценностей, как любовь к Отечеству, толерантность по отношению к другим, честь, независимость.

    Если говорить о формах внеурочной работы, то, на мой взгляд, эффективное решение – создание и организация работы научно-творческих  обществ учащихся. Это позволяет реализовать личностно ориентированный подход, педагогику сотрудничества, поддержку одаренных детей, выстраивать индивидуальную траекторию развития личности. Исследовательские и проектные работы презентуются как в школе, привлекая других детей, так и в конкурсах различного уровня.

    Внешкольную деятельность невозможно осуществить без сетевого образовательного пространства. Это сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, культуры.

    Нами, педагогами  разрабатывается рабочая программа  курса внеурочной деятельности. В моем конкретном случае кружок «Я-гражданин России»

    В проекте Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и др. ценностей.

    Внеурочный часы разбиты по разделам. Темы раскрываются, как бы по нарастанию.  1 класс- это все новое для ребенка. Новые правила игры. И от этой формы я не отхожу. Знакомимся с личностью ученика, глубже смотрим на его способности: память, достоинства -и все через игры  интересные вопросы-тесты. Учителя начального звена считают, что младший школьный возраст – это оптимальный период наиболее активного обучения.

    Сегодня каждый из нас стремится, чтобы на каждом уроке присутствовали добро, истина, красота. Переступив порог школы, первоклассники сразу встретились с игрой. На уроке знаний ребята путешествовали через весь земной шар на веселом поезде, встретились с островами школьных предметов, вернулись в родной  Курганинск, увидели его красивые дома и улицы, попрощались с детским садиком и вошли в светлую, просторную школу.

    Но именно в этом возрасте происходит осознания себя, как чего то большого. 2 раздел: «Я- мы». Затрагиваем  темы коллектива, отношение к собственному и общему, узнаем , что значит быть ответственным. Формы уже другие: совместные походы, выставки рисунков, общие диалоги, встречи со взрослыми. Школа-это огромный промежуток жизни и конечно должно быть сформировано отношение к этому. Раздел третий: «Школа- мой родной дом». Появляются в лексиконе ребенка слова: права и обязанности. Вырабатываются правила поведения. Школа рассматривается, как маленькое государство со своими законами. Конечно в первую очередь уроки-игры по безопасности. Общие акции- должна быть видна сила коллектива. Больше часов отводится на раздел «Я и моя семья». И это понятно.

    Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Много интересного о прошлом они узнают от старых людей, многому полезному в жизни, первым трудовым навыкам учатся у дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное — они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям.

    Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества..

    Дети пробуют себя впервые в презентациях-историях о своей семье.  На первом месте- уважение к старшим. Гордость за родителей. Здесь важны совместные праздники с семьями, встречи со старшим поколением, рассказы о своих семьях, традициях. Важны совместные походы, конкурсы. Во второй класс ребенок уже приходит подготовленный. Он знает все правила, понимает свое место в школе. Теперь границы можно расширить дальше. «Курганинск- моя маленькая Родина». Границы расширяются не только  словесно. Ребенок сам должен своими ногами пойти и постигать мир. Эффективны, желанны походы, экскурсии, встречи. В этом возрасте происходит знакомство на постоянной основе с музеями, библиотеками, другими учреждениями культуры. Открывается история родной земли,  укрепляется к ней уважение.  Обязательны субботник в черте города. Город должен быть чист и мы это проследим -такой его девиз! Можно подходить к  другим темам, раскрывающим наш мир. Горизонт отодвигается. Ребенку уже самому интересна история Кубани и все что с ней связано: города, природа, события. Это и через учреждения культуры, а можно и самому поделится своим путешествием за пределы района.  К темам раздела «Я- гражданин России» ребята подходят подготовленные. У них сформировано  понятие земного устройства. На карте без труда они выделяют рубежи России , выделяют столицу Москву.  Здесь они учатся понимать, что Кубань частичка нашей Родины, а все мы- россияне. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

    «Родной край, его история,» – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

    Конечно же интересны формы для ребят- конкурс рисунков, спортивные праздники, национальные праздники. Ребенок видит, что страна многонациональна и надо уважать традиции других народов, жить так , чтобы уважали и твои обычаи. Третий класс –личность ученика сформировано. Он знает все, что надо знать в современном мире. Меняются и формы подачи материала. Постепенно уходят игры, но вводится интерактив. «Я живу в России»-это не только рассказ о себе. Это традиции, зыки, религия твоего друга. Здесь важны диалоги самих ребят, общие акции, флэш- мобы. Духовно-нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно.

    Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

    Теперь можно расширять  кругозор, то есть узнавать о мире больше. Познакомится с историей древних греков, славян. Узнать, что есть такая наука археология, история. И история у каждой страны на нашей планете своя. Что люди должны беречь нашу планету, развивать вместе науку, искусство, спорт. В четвертом классе можно подготавливать учащегося к  серьезному предмету –история.

    На мультимедийных уроках совершить путешествия в Киевскую Русь, узнать о первых святых, о освободительных войнах, о трагической истории Руси, о истории Руси созидающей , героической, которая страница за страницей приведет нас к нашим дням и тогда  перед ребенком откроется  место его семьи в этом огромном временном пространстве, его личное место, его личное участие.   

    Управление образования  нашего района ставит перед собой цель создания городской системы, обеспечивающей духовно-нравственное образование учащихся, основанное на приобщении к культурным ценностям. Реализация данных проектов невозможна без сотрудничества с учреждениями культуры города. Продумана система взаимодействия с музеем. библиотеками города.

     Продуманы виды и формы деятельности учащихся, концепция, программы. В рамках системы духовно-нравственного воспитания учащихся осуществляются проекты « У истоков», « Святые России » и другие.

    И хочется сказать о роли педагога в этом процессе. Никогда не переставать учится у коллег,  у детей.  Знать и идти на шаг вперед. Тогда этот процесс  будет и для детей и для педагога по настоящему творческим и принесет  желаемый результат.

    Каковы же ожидаемые мной  результаты по духовно-нравственному воспитанию?

    1. Знание и понимание  ребятами истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры.

    2. Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.

    3. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

    4. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.

    5. Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа - центр социокультурной среды.

    6. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

    Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

    Содержит конспект внекласного мероприятия по теме "Моя семья"...

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности.

    Тема доклада: Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности....

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

    статья на тему "Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности"...

    ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

    В результате поиска путей обновления содержания воспитательного процесса младших школьников, нами разработана Программа на год «Нравственное воспитание  младшего школьника», в основе её использую...

    Духовно-нравственное воспитание младшего школьника во внеурочной деятельности

    В этой статье стараюсь доказать, что   главным источником  формирования духовности  является Доброта, Истина и Красота, а основной принцип и метод ее реализации – сотворчество учителя ,...

    Декоративно-прикладное творчество (лекажур)- как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности

    Декоративно-прикладное творчество (лекажур)- как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности...