Программа - факультатив по экономике « Я в мире экономики».
рабочая программа (4 класс) на тему

Мещерякова Валентина Сергеевна

Программа - факультатив   по экономике  «Я в мире экономики ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ministerstvo_obrazovaniya_i_nauki_chelyabinskoy_oblasti.docx40.46 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБОУ СПО (ССУЗ) Челябинский педагогический колледж № 1

          Программа - факультатив   по экономике

« Я в мире экономики».

                                                                               Выполнила: Мещерякова В.

Руководитель: Мирзоян Р.В.

                                           

Челябинск, 2014

Пояснительная записка

 Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Экономика всегда являлась неотъемлемой частью жизни человека и общества. С момента появления людей на Земле возникают и экономические отношения, поскольку человек отличается от всего остального живого мира тем, что может изменить мир согласно своим потребностям и приспосабливаться к окружающим его условиям жизни.

Основной целью  программы является формирование элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности и начал экономической культуры.

 Реализация поставленной цели осуществляется при решении следующих задач:

  • формирование у учащихся представления об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения потребностей с учетом ограниченности возможностей;
  • с помощью экономических категорий и понятий содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения;
  • овладение элементарными экономическими расчетами (принципами ведения  бюджета);
  • развивать культуру экономического мышления, научить детей пользоваться экономическим инструментарием, анализировать возникающие в повседневной жизни экономические коллизии;
  • воспитание бережливости, аккуратности, ответственности за порученное дело; умения доводить начатое дело до конца, рационально использовать различные ресурсы, бережно относиться к личному, семейному, школьному и другому имуществу;
  • способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу, формировать нравственные качества;
  • развивать культуру экономического мышления, научить детей пользоваться экономическим инструментарием.

Программа «Я в мире экономики» отвечает следующим принципам:

  • Возрастная адекватность – соответствие используемых форм и методов обучения психологическим особенностям детей младшего школьного возраста;
  • Научная обоснованность – содержание программы базируется на данных исследований в области экономики;
  • Практическая целесообразность – содержание программы отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией экономики;
  • Необходимость и достаточность предоставляемой информации – детям предоставляется только тот объем информации, касающийся экономики, которым они реально могут воспользоваться в реальной жизни и который имеет для них практическую значимость;
  • Модульность структуры – реализация программы может осуществляться на базе традиционных образовательных учреждений различного типа в факультативной работе, при включении в базовый учебный план, во внеклассной работе.

      Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – системно-деятельностный подход в начальном обучении, предполагающий активизацию познавательной, творческой, элементарной экономической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей.

    Усвоение экономических знаний построено на принципе сотворчества, преломляясь через опыт бытия. Ученик переносит на себя возникающие экономические, бытовые ситуации, сопоставляет свое мнение и поступки с мнением и поступками персонажей книги. Главное на этой стадии обучения - не столько усвоение знаний и фактов, сколько пробуждение интереса к учебному предмету, осознание его жизненной важности.

       Значительное внимание в курсе уделено раскрытию и пониманию того, что экономика неразрывно связана с такими категориями, как общество, коллектив, личность. Столкновение различных экономических интересов, а также проблема нравственного выбора порождают сложные жизненные коллизии. Вопрос в том, каким образом можно найти выход из конфликта. Перед учащимися раскрываются два пути: обострение противоречий, вплоть до антагонистической их формы, и другой путь - выход из ситуации с наименьшим ущербом для окружающих, а то и поворот ситуации на пользу всем участникам. При этом применяется экономический инструментарий и раскрывается важность его грамотного использования.

Программа «Я в мире экономики» направлена на достижение следующих результатов:

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

  • Дети получают знания и навыки, связанные с этикетом в области экономики, что в определенной степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми; о принятых в обществе нормах  поведения и общения; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

  • Полученные знания позволят детям ориентироваться в экономике; развитие ценностных отношений школьника к труду, знаниям, культуре.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):

  • приобретение опыта исследовательской деятельности; опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Содержание, методы и приемы работы по формированию экономических знаний, умений.

В рамках общего экономического образования в начальных классах акцент делается на элементарных понятиях, связанных с жизненным опытом детей.

Содержательная часть курса по экономике основывается на настоящих и будущих экономических и социальных ролях учащихся (я – личность и гражданин, я – собственник, я – потребитель, я – производитель и др.). Для изложения теоретического материала используются следующие методы и приемы: элементы лекций, рассказ, диалоги, проблемные ситуации, через изучение своего ближайшего окружения и экономических элементов повседневной жизни. На занятиях используются игровые моменты, групповые, индивидуальные, коллективные формы работы.

         Курс основ экономических знаний для младших школьников имеет интегрированный характер, что осуществляется межпредметными связями:

  • с математикой (решение математических задач с экономическим содержанием, сравнение величин);
  • с развитием речи (объяснение пословиц и поговорок, составление рассказов, анализ художественных текстов);
  • с окружающим миром (знакомство с природными ресурсами, экологией);
  • с изобразительным искусством (рисование рекламы, объектов экономической деятельности).

Место факультатива в учебном плане.

Программой предусмотрено проведение занятий по экономике во внеурочной деятельности в 4 классах — 1 час в неделю, всего 34 ч. Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.

          Содержание программы можно соотнести с тремя различными уровнями подачи материала, которые образуют триединую комплексную форму.

  • Морально-нравственный уровень: «для чего?» - ученики должны чётко представлять себе цель, которая достигается с помощью экономического инструментария; средство достижения – создание коллизий, которые ставят перед учеником проблемы морально-этического плана;
  • Экономическая целесообразность – определяет выгодность и перспективность любого дела, умение делать выбор;
  • Изучение способов, которыми достигается поставленная цель, осуществляется выбранный вариант – материал подлежит прочному усвоению – расширяет и углубляет понимание основных экономических категорий, закладывает основу для овладения важнейшими знаниями по экономике на более поздних этапах обучения.

Учебно – тематический план:

Название разделов и тем

Количество часов

УУД

Практика

Теория

Всего

1.Знакомство с экономикой

2

3

5

1

Знакомство со страной «Экономика»

1

Л.: положительное отношение и интерес к экономике.                           Р. : устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями их результатами.                 П.: осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы.                           К.: осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

2

Как устроена экономика

1

3

Экономика в  жизни человека

1

1

4

Зачем изучать экономику в  школе

1

2. Банк. Потребитель

4

4

8

Л.: проявление интереса к новому материалу.               Р.: знать историю, причины возникновения денег, купюр.

П.: развитие умения работать с различными  заданиями по теме экономика.

К.: допускать возможность существования разных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии.

5

В обменном королевстве.

1

6

Банки и их функции.

1

7

Потребитель. Права потребителя.

1

1

8

Как правильно выбирать продукт

1

9

Реклама.

1

1

10

Лесенка принятия решений

1

3. Предприятие.

3

4

7

Л.: широкая мотивационная основа экономической деятельности.

Р.: следовать ориентирам учителя; принимать и сохранять учебную задачу.

П.: ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач.

К.: аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности.

11

Зачем нужен рынок

1

12

Школа и рынок

1

13

Что такое деньги

1

14

Роль денег в школьной экономике

1

15

Что такое производство.

 Деловая игра «Что такое производство»

1

1

16

Школа как производитель

1

4. Предпринимательство.

2

5

7

Л.: широкая мотивационная основа экономической деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Р.: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще не известно.

П.: ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач.

К.: строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

17

Что такое труд. Какой труд нужен школе

1

1

18

Кто такой предприниматель и что такое предпринимательство

1

1

19

Предпринимательство в школе

1

20

Понятие бюджета

1

21

Бюджет школы

1

5. Экономика школы

5

3

8

Л.: ориентация на понимание причин успешного обучения;    - способность к самооценке.   Р.: планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью; уметь участвовать в коллективной работе и осознавать свою значимость.                                 П.: ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач. К.: аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности.

22.

Экономика в  школе.

1

1

23.

Моя роль в экономике школы. Разработка мини-проектов.

3

1

24.

Защита мини-проекта. Бизнес день.

1

1

Раздел 1. Знакомство с экономикой.

Тема 1. Знакомство со страной экономикой.  ( 5 часов).

Экономика – это отношение между людьми, которые у них складываются, когда они создают товар, продают или покупают. Товаром может стать все, что продается и покупается. Это могут быть разные вещи, услуги.

Основные понятия.

Экономика. Банкрот. Товар. Прибыль. Капитал. Инфляция. Баланс. Кредит. Предприниматель. Капитал. Зарплата. Доход. Продавец.

Практическая часть.

  1. Ребус.
  2. Экономические задачи.

Тема  2. Как устроена экономика.

    Для чего  нам нужна экономика. Кому нужна экономика. Кому нужно знать экономику.

 Практическая часть.

      1. Кроссворд

       2.Экономические задачи

Тема 3. Экономика в  жизни человека.

     Что побуждает человека к деятельности? Каковы главные потребности людей? Какую роль играет труд в жизни общества? Что создается трудом?

     Практическая часть.

1.Рубрика «Знания на каждый день»

Тема 4. Зачем изучать экономику в  школе

Практическая часть.

  1. Игра «Эффективное производство».

Раздел 2. Банк. Потребитель. ( 8 часов).

Тема 5.  В обменном королевстве.

   Как появились деньги. Какими были первые деньги.  Что такое обмен, деньги. Какие бывают виды денег. Какие денежные единицы в разных странах.

Основные понятия.

  Обмен. Деньги. Монеты. Бумажные деньги. Кредитные деньги (банкноты).

Практическая часть.

  1. Создание собственной денежной купюры.

Тема 6. Банки и их функции.

  Что такое банк, кредит, вклад, маржа. Из чего складываются средства банка. Как появились первые банкиры. Принцип банковского дела. Разнообразие банковских услуг. Функции банка.

Основные понятия.

  Банк. Предприниматель. Вклад. Маржа. Сбережения. Кредит. Услуга. Брак. Аренда. Товар. Торговля. Депозит.

Практическая часть.

  1. Игра « Красная акция».
  2. Игра « Зеленая акция».

Тема 7. Потребитель. Права потребителя.

   Кто такой потребитель. Всемирный день прав потребителя.  Права потребителей. Закон о защите прав потребителя.

Основные понятия.

 Потребитель. Права.

Практическая часть.

  1. Создание проблемной ситуации..
  2. Создание плаката « Современный потребитель,  какой он?»

Тема 8. Как правильно выбирать продукт

  Приходилось ли вам покупать товары? А вы задумывались, почему вы совершаете ту или иную покупку?

Практическая часть.

     1.   Ребус

Тема 9.   Реклама.

  Что такое реклама. Как появилась реклама. Разновидность рекламы.  Разновидности реклам. Задачи рекламы.  Рекламные приемы.  Виды реклам.

Основные понятия.

Реклама.

Практическая часть.

      1. Создание рекламы разных видов.

Тема 10.  Лесенка принятия решений

Практическая часть.

1.Решение проблемной ситуации.

Раздел 3. Предприятие. ( 7 часов).

Тема 11. Зачем нужен рынок.

РЫНОК - рыночная площадь, место торговли, т.е. место встречи продавцов и покупателей. РЫНОК – форма функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления через обмен, куплю-продажу товаров и услуг.

Основные понятия.

 Рынок. Виды рынка.  Основные функции рынка. Плюсы и минусы рыночного механизма.

Практическая часть.

  1. Ребус
  2. Кроссворд

Тема 12. Школа и рынок.

Основные понятия.

Связь между школой и рынком.

Практическая часть.

  1. Создание мини — сочинения  по теме «Школа и рынок»

Тема 13. Что такое деньги.

Выяснить, что такое деньги? Выяснить, для чего нужны деньги.Ознакомить учащихся с основными элементами культуры обращения с деньгами; обсудить вопросы нравственности, возникающие при обращении с деньгами.

 Основные понятия.

Деньги. Роль денег.

Практическая часть.

  1.  Ребус

Тема 14. Роль денег в школьной экономике

Практическая часть.

1.   Работа в группах создание мини — проектов по теме « Роль денег в школьной экономике»

 

Тема 15. Что такое производство. Деловая игра

Основные понятия 

Производство. Какова роль производства

 Практическая часть

       1.    Деловая игра «Что такое производство»

Тема 16. Школа как производитель.

Основные понятия.

Производитель.

Практическая часть.

         1.    Ребус

         2.    Загадки

Раздел 4. Предпринимательство. ( 7 часов).

Тема 17. Что такое труд.

Основные понятия.

Труд. Для чего он нужен.

Практическая часть.

        1.     Игра «Какой труд нужен школе»

        2.     Ребус

Тема 18. Кто такой предприниматель и что такое предпринимательство.

Основные понятия.

Предприниматели. Предпринимательство.

Практическая часть.

         1.    Сочинение-рассуждение  на тему «Если бы я был предпринимателем….»

Тема 19. Предпринимательство в школе.

Практическая часть.

Тема 20. Понятие бюджета.

Основные понятия.

Бюджет. Зарплата. Доход.

Практическая часть

          1.    Ребус

Тема 21. Бюджет школы.

Основные понятия.

Налоги. Доход. Расход

Практическая часть

  1. Дидактическая игра – диалог «Доход-расход».

Раздел 5. Экономика школы. ( 8 часов).

Тема 22. Экономика в  школе.

Тема 23. Моя роль в экономике школы. Разработка мини — проектов.

Тема 24.. Защита мини – проектов. Бизнес – день.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Для учителя:

  1. И.В.Липсиц. «Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности». Москва 2002год.
  2. М.М.Воронина «Школа юного экономиста». Волгоград 2007год.
  3. Т.О.Смирнова, Т.Н.Проснякова  «Белка и компания». Экономика для детей в сказках, играх и задачах. Самара 2000 год.
  4. «Начальная школа». Приложение к газете «Первое сентября» апрель № 13–15/2000 год.
  5. «Начальная школа». Приложение к газете «Первое сентября» апрель № 19–20/2002 год.
  6. Детский экономический словарь. Составители – Г.М. Евменова, О.И. Меньшикова. Москва “Просвещение” 1997.
  7. Экономика для детей в 2-х частях. Учебное пособие в играх, задачах и примерах. Б.А. Райзберг. Москва. Издательство “Ось-89” 1999.

Для учащихся:

      1.Смирнова А.С. Белка и компания. Экономика для учащихся начальной школы.  Самара; 2001

  1. Е.Ю.Фрейнкман «Экономика и Бизнес». М.,«Начала – Пресс» 1995г;     
  2. Липсиц И В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита- Пресс, 2000.
  3. Корлюгова Ю Н. Путеводитель по стране Экономика. — М.: Вита-Пресс, 2000.

Интернет ресурс: Экономика для младших школьников          http://www.distedu.ru/mirror/_nach/nsc.1september.ru/..

Интернет ресурс: Экономика в начальной школе http://area7.ru/metodic-material.php?99.