ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «КЛУБ СОЛНЫШАТА»
проект по теме

Виноградова Татьяна Павловна

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

«КЛУБ  СОЛНЫШАТА»

                                                                      

Виноградова Татьяна Павловна,

учитель начальных классов,

МКОУ “Муромцевский лицей”

Муромцевского муниципального района

Омской области

 

 Формирование ключевых компетенций всех видов (общекультурные, ценностно-смысловые, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, личного совершенствования) на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности  - одна из актуальных задач современного образования. Разработанный и апробированный мной экологический проект «Клуб Солнышата» служит  реализации данной задачи.

 В течение  нескольких лет нами проводилась разнообразная работа по изучению  природы родного края, ее особенностей, проблем. На  базе Центральной районной библиотеки имени М.А.Ульянова мы посещали экологический кружок «Лесовичок». С традициями  родного края мы знакомились в музее, в Школе ремесел п.Муромцево. Ежегодно участвовали в работе по программе дополнительного образования «Художественное слово» (составитель программы и руководитель: Виноградова Т.П.) и детской редакции юных журналистов «Пульс» (соавтор программы и руководитель: Виноградова Т.П.) на базе МКОУ «Муромцевский лицей». Продукты труда были представлены на школьном, районном и региональном уровне (участие в конкурсах и проектах). Работа проводится регулярно, доводится до конца, анализируется, определяется перспектива.

           В результате такой работы нами был организован клуб   юных друзей природы  “СОЛНЫШАТА”. Девиз клуба:

“Пусть нам проблем глобальных не решить,

Но все ж мы не привыкли отступать.

Должны мы все усилья приложить,

Чтоб наш поселок мог бы процветать!”

          Приведу несколько примеров проведенных нами экологических мероприятий, которые носили исследовательский характер и построены в форме проекта. Нами было проведено изучение по теме: «Экологические проблемы поселка Муромцево Омской области».

          Цель: изучить экологическую обстановку в поселке Муромцево  и предложить план защиты поселка  от загрязнений. Выявить экологическую ситуацию и предложить конкретные решения в экологическом проекте по улучшению среды жизни людей своего села.

          Вопросы исследования:

-Каково состояние окружающей среды поселка Муромцево?

-Какие источники загрязнения нашего поселка?

-Какие проблемы волнуют жителей  поселка Муромцево?

-Как мы можем защитить наш поселок от   экологических угроз?

          Этапы исследовательской работы по изучению экологической ситуации в поселке Муромцево Омской области:

Этап 1:  Аналитический, наблюдение.

Этап 2:  Сбор информации для экологического мониторинга (опрос).

Этап 3:  Анализ, синтез, обобщение.

Этап 4: Выбор направления  работы по улучшению экологической ситуации  поселка Муромцево Омской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vinogradova-tp-04.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

«КЛУБ  СОЛНЫШАТА»

        

Виноградова Татьяна Павловна,

учитель начальных классов,

МКОУ “Муромцевский лицей”

Муромцевского муниципального района

Омской области

 

 Формирование ключевых компетенций всех видов (общекультурные, ценностно-смысловые, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, личного совершенствования) на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности  - одна из актуальных задач современного образования. Разработанный и апробированный мной экологический проект «Клуб Солнышата» служит  реализации данной задачи.

 В течение  нескольких лет нами проводилась разнообразная работа по изучению  природы родного края, ее особенностей, проблем. На  базе Центральной районной библиотеки имени М.А.Ульянова мы посещали экологический кружок «Лесовичок». С традициями  родного края мы знакомились в музее, в Школе ремесел п.Муромцево. Ежегодно участвовали в работе по программе дополнительного образования «Художественное слово» (составитель программы и руководитель: Виноградова Т.П.) и детской редакции юных журналистов «Пульс» (соавтор программы и руководитель: Виноградова Т.П.) на базе МКОУ «Муромцевский лицей». Продукты труда были представлены на школьном, районном и региональном уровне (участие в конкурсах и проектах). Работа проводится регулярно, доводится до конца, анализируется, определяется перспектива.

           В результате такой работы нами был организован клуб   юных друзей природы  “СОЛНЫШАТА”. Девиз клуба:

“Пусть нам проблем глобальных не решить,

Но все ж мы не привыкли отступать.

Должны мы все усилья приложить,

Чтоб наш поселок мог бы процветать!”

          Приведу несколько примеров проведенных нами экологических мероприятий, которые носили исследовательский характер и построены в форме проекта. Нами было проведено изучение по теме: «Экологические проблемы поселка Муромцево Омской области».

          Цель: изучить экологическую обстановку в поселке Муромцево  и предложить план защиты поселка  от загрязнений. Выявить экологическую ситуацию и предложить конкретные решения в экологическом проекте по улучшению среды жизни людей своего села.

          Вопросы исследования:

-Каково состояние окружающей среды поселка Муромцево?

-Какие источники загрязнения нашего поселка?

-Какие проблемы волнуют жителей  поселка Муромцево?

-Как мы можем защитить наш поселок от   экологических угроз?

          Этапы исследовательской работы по изучению экологической ситуации в поселке Муромцево Омской области:

Этап 1:  Аналитический, наблюдение.

Этап 2:  Сбор информации для экологического мониторинга (опрос).

Этап 3:  Анализ, синтез, обобщение.

Этап 4: Выбор направления  работы по улучшению экологической ситуации  поселка Муромцево Омской области.

         Для  первичной визуальной оценки степени загрязнения территории поселка Муромцево нами был выбран метод  рейд по улицам п.Муромцево, где мы проживаем или проходим, возвращаясь из школы, и  где мы любим играть.

         Во время проведения первичной  оценки экологической ситуации нами были выполнены снимки, проведен опрос жителей, проживающих на данном участке, данные обработаны и сделан первый вывод по актуальности темы.

         Актуальность: В поселке Муромцево Омской области существует экологическая проблема загрязнения бытовыми отходами. Мы провели анализ проведенных за последние два года мероприятий, направленных на улучшение экологической ситуации в п.Муромцево, связанной с засорением бытовыми отходами. Из проведенной работы сделали вывод, что экологическая проблема засорения в п.Муромцево существует и решается, но необходимо продолжить и улучшить эту работу.

 Предложили свои пути решения экологической  проблемы засорения бытовыми отходами:

 1.  Оповестить население о результатах исследований.

2.  Привлечь внимание населения к решению проблемы.

3. Привлечь к решению проблемы администрацию села (организовать вывоз и установить мусорные баки).

4.  Провести мероприятия по уборке территории села, организовав вывоз мусора на организованную свалку.

5.  Администрации села провести конкурсы, направленные на благоустройство села силами жителей, без привлечения дополнительных средств. Итоги подвести на традиционном Дне села.

Информирование населения:

1.  Выпустили листовки с результатами наших исследований и фотоснимками и раздали населению.

2.  Готовим статью по данной проблеме совместно с детской лицейской редакцией “Пульс”.

3.  Выступили с сообщением перед  учащимися класса   «Мой вклад в решение экологической ситуации села».

4.  В мае предложили провести акцию «Посади дерево”.

5. Среди ровесников объявили конкурс “Лучший цветник”.

6. В апреле-мае после традиционных субботников по уборке территории школы и села провести повторный рейд. Составить вторичный отчет о состоянии чистоты на территории п.Муромцево.

7. Регулярно проводить экологический рейд «Чистота-залог красоты и процветания»

        Создание логотипа клуба «Солнышата».

Как мы создали наш логотип?
1. Проведенное нами исследование экологического состояния природы п.Муромцево и его окрестности показало, что существует проблема засорения бытовым мусором.
2. Решить такую проблему можно только всем вместе: каждый должен стать внимательнее и бережнее к природе.
3. Мы хотим объединить в одно движение всех, кто не может быть равнодушным сам и увлечет своим примером других.
4.Так и возник образ нашего логотипа:
- зеленый лист(лес, растения, природа);
- капелька голубой росы (чистая вода, здоровье);
- желтый ободок (защита солнцем, тепло, уют);
- надпись (призыв, необходимость помощи);

-оранжевый ободок (только вместе с нами природе будет хорошо, а значит и каждому из нас будет хорошо).

 План мероприятий по защите природы от загрязнений:
1. "Начни с себя" акция по очистке территории около дома, школы, игровой площадке.
2. "Если вместе мы возьмемся" субботник или день чистоты (можно привести в чистое состояние одно место, где требуется помощь природе в данный момент). Мы любим создавать из груды ненужного пластика творческие произведения (строим космические ракеты для участия в региональном проекте «Я-космический конструктор 2 и 3» апрель 2012 - апрель 2013 годов (диплом лауреатов 2012, 2013г.). У нас уже много друзей появилось в лицее и в других школах.  Мы рассказали об этом в районной газете.  

3. "Неделя добрых дел" оказание природе посильной помощи, посадки, подвязки, развешивание кормушек, сбор мусора...
4. "Лесовичок". Посещение клуба любителей и знатоков природы. Мы его посещаем уже третий год. Узнаем много нового, интересного, полезного. Провели в марте 2013 года исследование по теме «Богатство природы Муромцевского района: почему наша природа привлекает к себе людей со всего мира?»          

5. "Пульс" - детская редакция: издает статьи, исследования, творческие работы о природе, фотоконкурсы, заостряет внимание на острых проблемах в природе для местного населения.
6. "Я вижу природу такой"-  конкурс рисунков по сезонам.
7. "Сделай первый шаг"-  акция: выйти на один участок и сделать полезное дело (поставить урны и собрать мусор в нее, сделать скамейку у ручья, посадить дерево). Мы высадили молодые кустики на очищенной нами полянке.

Маленькие растения – как дети! За ними нужен уход. Теперь каждый день мы будем проведывать наших зеленых питомцев.

8. "Самый-самый чистюля" конкурс команд, групп, классов, улиц...
9. "Звонкий ручей" акция весенняя, когда ручьи бегут к природной зоне, а на их пути свалка или препятствие. Пройти по пути ручья и очистить территорию.
10. "Хрупкая веточка" - акция весенняя. Собрать осыпавшиеся, перевязать надломленные ветки, посадить дерево. Чтобы деревья и кустарники радовали нас своей зеленью, цветами и плодами, мы собрали сухие ветви, подвязали и перевязали надломленные веточки.
11. "Светлая полянка» -  акция, проводится осенью, зимой по возможности, весной (собрать мусор, повесить скворечник или кормушку, провести конкурс о природных особенностях данного места, поиграть).  Пусть полянки будут только для прогулок и игры! Мы собрали мусор около территории лицея.

12. "Настоящие друзья" - доска почета для самых верных друзей природы, самый чистых уголков природы, двориков, парковых зон.
13. "SOS" - оформление и распространение газет, вывесок, листовок, в которых рассказывается о проблеме в природе нашего поселка, отдельной улицы или зоны. Составление буклета «Природа и мусор- проблема или безразличие? Как помочь природе?».
 Нам хочется, чтобы люди видели и ценили красоту природы! Пусть все помнят о том, что природе нужна наша помощь и защита!     

В апреле 2013 года мы приняли участие в региональном телекоммуникационном проекте о жизни белки «Забавное животное» (диплом 1 степени, команда 4 человека). Было несколько этапов заданий познавательной, творческой и исследовательской направленности.

9. "Настоящие друзья" - доска почета.

Данная работа нами представлена на региональном уровне в мае 2013 года (телекоммуникационный проект «Зеленый дом – природа» диплом 1 степени.).  

 «Мы потрудились на славу!

 Не просим за это награду!»

 «Пусть правит миром доброта!

 Пусть правит миром красота!»

В течение 2013-2014 учебного года наш клуб пополнился новыми членами. Мы вовлекли в работу по оказанию помощи природе родного края многих друзей и знакомых, провели ознакомительные мероприятия с учащимися нашего лицея, приняли заинтересовавшихся ребят и первоклассников в  ряды клуба «Солнышата».

Опыт работы по созданию детского экологического клуба, организации его работы был представлен на региональном фестивале «Белая береза» (диплом 3 степени Министерства образования Омской области), на муниципальной и   региональной НПК «Поиск».

Наши ребята из клуба «Солнышата» в 2013-2014 учебном году  приняли участие не только в акциях и мероприятиях по помощи поселку, но и представили творческие работы на районные и региональные конкурсы («Экология глазами ребенка» - 11 работ, диплом 1 степени, «Белая береза» муниципальный этап – 3 работы, диплом 1 степени).

В 2014-2015 учебном году мы продолжили работу по принятому плану. Теперь нами принят и план заседаний, и план мероприятий, и план по работе творческих групп. В этом году мы активно рекламируем необходимость такой работы. Нами созданы группы на сайте –гугл, на сайте в социальной сети работников образования «Наша сеть», в глобальной школьной лаборатории Глобаллаб, на  Одноклассники.ru.

Отчет о проведенных акциях и опыт их организации представлен на муниципальном и региональном уровне (участники регионального проекта «Радуга добрых дел», диплом 1 степени в районной акции «Пташкина кормушка»), на региональной ВКС «Формирование ключевых компетенций в проектной и исследовательской деятельности».

На сегодняшний день наш клуб насчитывает 146 человек. Мы продолжаем делать новые добрые дела. Сейчас объявлена акция «Домик для скворца». Надеемся, что акция будет массовой и успешной.

 Добрые и полезные дела пусть послужат примером другим!

А мы еще не раз совершим маленький шаг навстречу большому делу – сохранению природы родного края. Присоединяйтесь!        

Литература:

  1.   Новолодская Е. Г. Методика развития экологической культуры у младших школьников // Начальная школа. – 2002. - N 3. - С. 52-55.
  2. Зотова Н. С. О междисциплинарной интеграции учебно-воспитательного процесса в формировании экологической культуры младших школьников // Дидакт. – 2002. N 6. - С. 45-49.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций младшего школьника в процессе обучения

Обмен опытом на педагогическом совете по теме "Компетентностный подход"...

Интерактивные методы обучения как способ формирования ключевых компетенций учащихся (на примере метода проектов)

 Цель семинара:Обобщить и систематизировать опыт использования метода проектов.Задачи семинара:1) Сформулировать основные понятия, необходимые для использования проектного метода  обучения;2) Продемон...

Формирование ключевых компетенций младшего школьника в процессе обучения

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, ч...

Формирование ключевых компетенций младших школьников через интегрированное обучение в процессе внедрения новых ФГОС

Переход на новые государственные образовательные стандарты требует дифференциации и интеграции содержания образования, что способствует не только формированию ключевых компетенций, но и развитию неста...

Формирование ключевых компетенций младших школьников через интегрированное обучение в процессе внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов

Компетенции – совокупность необходимых знаний, умений и нравственных установок, обеспечивающая способность осуществлять результативную деятельность в определённой области. Ключевые компетентност...

Формирование ключевых компетенций младших школьников через метод проектов.

В данной статье метод проектов рассматривается как эффективное средство в формировании ключевых компетенций у младших школьников....