Мастер-класс "Реализация метапредметного подхода как основа для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка, чтения. во внеурочной деятельности"
учебно-методический материал (3 класс) по теме

Иванова Светлана Николаевна

мастер-класс по формированию УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon мастер-класс по формированию УУД47.5 КБ
Microsoft Office document icon ya_master.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Введение.

- Когда стоит вопрос о новых образоватльных стандартах, вопросов у нас возникает большое количество, но что остается незыблимым и незабвенным - это профессиональная роль учителя и здесь самое важное знать, куда вести своих учеников. Я глубоко убеждена, что плохих учеников не бывает, что все зависит от роли учителя, от тех методов, тех технологий, которые он использует.

Успех - значит, вовремя успеть помочь ребенку поверить в свои силы, успеть взрослому познать его внутренний мир. Успех, как птица, может коснуться своим крылом и окрылить, дать силы для преодоления трудностей, а может и пролететь мимо. Быть хорошим учителем, значит ежедневно создавать ситуацию успеха для ребят на уроке и благодаря этому, можно добиться хорошего качества  образования.

Краткое обоснование основных идей опыта. (1 мин)

- Сегодня с вашей помощью я продемонстрирую те способы работы, которые  использую в своей педагогической практике.

Мерой способности человека включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей.

Слайд 1.

Тема моего педагогического опыта: «Реализация метапредметного подхода как основа для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка, чтения и во внеурочной деятельности».

Слайд

Актуальность выбора этой темы я сформулирую кратко, приведя слова из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие» : школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать».

Слайд 2

 Основу моей деятельности составляют:

- теоретические положения, раскрывающие основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности обучающихся;

-  метапредметный и личностно-ориентированный  подходы  в обучении;

Слайд

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.

Предлагаю вам подборку методик и исследований для определения личностных качеств и сводную таблицу для мониторинга.

Слайд 3

Постановка задач мастер-класса. Определение основных приемов, методов, технологий  работы. (2мин)

Цель моего мастер-класса – продемонстрировать способы работы с основной структурной единицей языка – словом. В этом способе выражается модель формирования ключевых компетентностей обучающихся (в частности, читательских,языковыхи др.).

 Для реализации данной цели мне необходимо:

- создать условия для исследования слова;

- дать возможность продемонстрировать коммуникативные действия участников в условиях  группы.

 Слайд 4

Я считаю, что для обеспечения эффективного решения данных задач, целесообразно использовать следующие методические приемы:

- создание атмосферы сотворчества;

- создание ситуации успеха;

- отбор необходимой информации;

- сопоставление;

- анализиз и другие.

Слайд 5

А также методы

-проблемно-поисковый;

-комплексная оценка и другие.

Шаг 3. Распределение по группам.

- Я думаю, что все вы согласитесь, что в деятельности учителя слово является наиважнейшим педагогическим средством наряду с личностными характеристиками.  Напишите на луче профессиональные качества, которые должны быть присущи нам, учителям.

Отвечающие выбирают часть изображения, располагаются по группам, согласно собранной картинке.

- какое умение мы формировали на данном этапе работы?

 ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ (карточка на доску)      

- Сейчас я предлагаю вам поработать с информацией и ответить на вопрос: что мы будем изучать на уроке?

- Для ответа на этот вопрос я предлагаю поработать с информацией.

1 группа разгадывает кроссворд со сложными словами.

2 группа читает определение сложные слова, без самого понятия.

- Какие умения формирует данный этап работы?

ПОИСК И ВЫДЕЛЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

АНАЛИЗ

ОБОБЩЕНИЕ

СРАВНЕНИЕ (карточки на доске)

- К какому выводу вы пришли? Что мы будем изучать? ( Сложные слова)

- Я предлагаю построить исследование. Из каких частей состоит исследование?

ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ

ИССЛЕДОВАНИЕ

ВЫВОД (карточки на доске)

- Что мы будем исследовать? (Сложные слова)

- Первый шаг - выдвижение гипотезы. Возвращаясь к этапу ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, вы сказали, что учитель обладает такими качествами, как доброта и чуткость. Попробуйте на основе понятий

 ДОБРОТА

ЧУТКОСТЬ

СЛОЖНЫЕ СЛОВА (карточки на доске)

сформулировать гипотезу.

- Следующий шаг – исследование. Задания для исследования находятся в кейсах на рабочих столах.

1 группа:

Кейс с заданием.

1. Соберите из магнитных букв на доске слово (ДОБРОТА)

2. Составьте из существительных сложные слова, напишите их маркером на доске

ДОБРО ДУША                                

ДОБРО ЖЕЛАНИЕ                      ДОБРО СЕРДЦЕ

ДОБРО СОВЕСТЬ                       ДОБРО СОСЕД

3. Выполните морфемный разбор слов.

4. Ответьте устно на вопрос: каким способом образованы эти слова?

5. Сделайте вывод, подтвердилась ли гипотеза.

6. Оцените свою деятельность по следующей схеме.

Максимальный уровень     «Превосходно» Решена новая, совершенно незнакомая задача

Программный уровень       «Отлично»         Решена необычная, в чём-то новая задача

Необходимый уровень      «Хорошо»  Знакомая задача решена  полностью самостоятельно

«Нормально»          Знакомая задача решена, но с ошибками или с чьей-то помощью

  2 группа:

Кейс с заданием:

  1. Соберите из магнитных букв прилагательное "ДОБРЫЙ".
  2. Составьте синонимы к прилагательному «добрый», напишите их маркером на доске.

БЛАГАЯ ДУША                         МИЛОЕ СЕРДЦЕ

ЧЕЛОВЕК ЛЮБОВЬ               МЯГКОЕ СЕРДЦЕ

ПРОСТАЯ  ДУША

3. Выполните морфемный разбор слов.

4. Ответьте устно на вопрос: каким способом образованы эти слова?

5. Сделайте вывод, подтвердилась ли гипотеза.

6. Оцените свою деятельность по следующей схеме.

Максимальный уровень     «Превосходно» Решена новая, совершенно незнакомая задача

Программный уровень       «Отлично»         Решена необычная, в чём-то новая задача

Необходимый уровень      «Хорошо»  Знакомая задача решена  полностью самостоятельно

«Нормально»          Знакомая задача решена, но с ошибками или с чьей-то помощью

Во время работы 2- гупп ведётся работа с 3ей группой.

- Какие умения формируются в ходе исследования?

Группы  работают по предложенному плану - это

ПРОЕКТИРОВАНИЕ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УСТАНОВЛЕНИЕ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ (карточки на доске)

- Участники группы общаются между собой, следовательно развиваются

КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ (карточка на доске)

-Кто готов представить результаты своего исследования?

Выступление групп.

- Обе группы пришли  к заключению, что гипотеза подтвердилась.

- Я прошу группы обменяться оценочными листами и выразить в них своё отношение к работе соседней группы, а затем передать эти листы в группу аналитиков для общей оценки.

- А сейчас выйдите ко мне и встаньте в круг. Если вы считаете, что постарались, у вас получилось все отлично, вы показываете большой палец вверх, если чуть хуже - в сторону.

Итак, ваше мнение - отношение на занятии к себе. Вот так! А теперь я предлагаю сделать такой круг. Это наше солнце, которое нас согревает.

- Прошу всех занять свои места.

"ВО ВНУТРЕННЕМ МИРЕ ЧЕЛОВЕКА ДОБРОТА - ЭТО СОЛНЦЕ. В. ГЮГО"

- Как называется последний этап исследования?

- Мы интересовались, как  прошло  занятие?

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (карточка на доске)

- Посмотрите на все слова на доске и скажите, что вы видите? Как можно всё назвать одним выражением?

- УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (карточки на доске). Они являются основой новых стандартов, которые направлены на изменение результатов образования, формирование и социализацию личности.

-Итак, подведем итог. Слово - важная составляющая жизни человека, которую он использует во всех сферах деятельности.

Слайд

Овладение универсальными учебными действиями дает возможность учащимся самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций на основе формирования умения учиться. Эта возможность позволяет ученикам ориентироваться в различных учебных областях.

На данном занятии мы развивали ключевые компетенции, которые относятся к метапредметному содержанию образования:

-Ценностно-смысловая;

- учебно-познавательная;

- социокультурная;

- коммуникативная;

- информационная;

- здроровьесберегающая.

Спасибо за работу! Сегодня вы получили довольно высокие оценки, что подтверждает мысль о том, что педагоги являются сами отличными учениками.

И в конце мне бы хотелось вам на память о нашем мастер-классе подарить закладки с меткими выражениями, народными пословицами и поговорками, которые вам пригодятся и будут поднимать вам настроение своим юмором и меткостью. Спасибо за внимание!

Слайд 16 Высказывания



Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Введение.

- Когда стоит вопрос о новых образоватльных стандартах, вопросов у нас возникает большое количество, но что остается незыблимым и незабвенным - это профессиональная роль учителя и здесь самое важное знать, куда вести своих учеников. Я глубоко убеждена, что плохих учеников не бывает, что все зависит от роли учителя, от тех методов, тех технологий, которые он использует.

Успех - значит, вовремя успеть помочь ребенку поверить в свои силы, успеть взрослому познать его внутренний мир. Успех, как птица, может коснуться своим крылом и окрылить, дать силы для преодоления трудностей, а может и пролететь мимо. Быть хорошим учителем, значит ежедневно создавать ситуацию успеха для ребят на уроке и благодаря этому, можно добиться хорошего качества  образования.

Краткое обоснование основных идей опыта. (1 мин)

- Сегодня с вашей помощью я продемонстрирую те способы работы, которые  использую в своей педагогической практике.

Мерой способности человека включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей.

Слайд 1.

Тема моего педагогического опыта: «Реализация метапредметного подхода как основа для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка, чтения и во внеурочной деятельности».

Слайд

Актуальность выбора этой темы я сформулирую кратко, приведя слова из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие» : школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать».

Слайд 2

 Основу моей деятельности составляют:

- теоретические положения, раскрывающие основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности обучающихся;

-  метапредметный и личностно-ориентированный  подходы  в обучении;

Слайд

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.

Предлагаю вам подборку методик и исследований для определения личностных качеств и сводную таблицу для мониторинга.

Слайд 3

Постановка задач мастер-класса. Определение основных приемов, методов, технологий  работы. (2мин)

Цель моего мастер-класса – продемонстрировать способы работы с основной структурной единицей языка – словом. В этом способе выражается модель формирования ключевых компетентностей обучающихся (в частности, читательских,языковыхи др.).

 Для реализации данной цели мне необходимо:

- создать условия для исследования слова;

- дать возможность продемонстрировать коммуникативные действия участников в условиях  группы.

 Слайд 4

Я считаю, что для обеспечения эффективного решения данных задач, целесообразно использовать следующие методические приемы:

- создание атмосферы сотворчества;

- создание ситуации успеха;

- отбор необходимой информации;

- сопоставление;

- анализиз и другие.

Слайд 5

А также методы

-проблемно-поисковый;

-комплексная оценка и другие.

Шаг 3. Распределение по группам.

- Я думаю, что все вы согласитесь, что в деятельности учителя слово является наиважнейшим педагогическим средством наряду с личностными характеристиками.  Напишите на луче профессиональные качества, которые должны быть присущи нам, учителям.

Отвечающие выбирают часть изображения, располагаются по группам, согласно собранной картинке.

- какое умение мы формировали на данном этапе работы?

 ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ (карточка на доску)      

- Сейчас я предлагаю вам поработать с информацией и ответить на вопрос: что мы будем изучать на уроке?

- Для ответа на этот вопрос я предлагаю поработать с информацией.

1 группа разгадывает кроссворд со сложными словами.

2 группа читает определение сложные слова, без самого понятия.

- Какие умения формирует данный этап работы?

ПОИСК И ВЫДЕЛЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

АНАЛИЗ

ОБОБЩЕНИЕ

СРАВНЕНИЕ (карточки на доске)

- К какому выводу вы пришли? Что мы будем изучать? ( Сложные слова)

- Я предлагаю построить исследование. Из каких частей состоит исследование?

ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ

ИССЛЕДОВАНИЕ

ВЫВОД (карточки на доске)

- Что мы будем исследовать? (Сложные слова)

- Первый шаг - выдвижение гипотезы. Возвращаясь к этапу ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, вы сказали, что учитель обладает такими качествами, как доброта и чуткость. Попробуйте на основе понятий

 ДОБРОТА

ЧУТКОСТЬ

СЛОЖНЫЕ СЛОВА (карточки на доске)

сформулировать гипотезу.

- Следующий шаг – исследование. Задания для исследования находятся в кейсах на рабочих столах.

1 группа:

Кейс с заданием.

1. Соберите из магнитных букв на доске слово (ДОБРОТА)

2. Составьте из существительных сложные слова, напишите их маркером на доске

ДОБРО ДУША                                

ДОБРО ЖЕЛАНИЕ                      ДОБРО СЕРДЦЕ

ДОБРО СОВЕСТЬ                       ДОБРО СОСЕД

3. Выполните морфемный разбор слов.

4. Ответьте устно на вопрос: каким способом образованы эти слова?

5. Сделайте вывод, подтвердилась ли гипотеза.

6. Оцените свою деятельность по следующей схеме.

Максимальный уровень     «Превосходно» Решена новая, совершенно незнакомая задача

Программный уровень       «Отлично»         Решена необычная, в чём-то новая задача

Необходимый уровень      «Хорошо»  Знакомая задача решена  полностью самостоятельно

«Нормально»          Знакомая задача решена, но с ошибками или с чьей-то помощью

  2 группа:

Кейс с заданием:

  1. Соберите из магнитных букв прилагательное "ДОБРЫЙ".
  2. Составьте синонимы к прилагательному «добрый», напишите их маркером на доске.

БЛАГАЯ ДУША                         МИЛОЕ СЕРДЦЕ

ЧЕЛОВЕК ЛЮБОВЬ               МЯГКОЕ СЕРДЦЕ

ПРОСТАЯ  ДУША

3. Выполните морфемный разбор слов.

4. Ответьте устно на вопрос: каким способом образованы эти слова?

5. Сделайте вывод, подтвердилась ли гипотеза.

6. Оцените свою деятельность по следующей схеме.

Максимальный уровень     «Превосходно» Решена новая, совершенно незнакомая задача

Программный уровень       «Отлично»         Решена необычная, в чём-то новая задача

Необходимый уровень      «Хорошо»  Знакомая задача решена  полностью самостоятельно

«Нормально»          Знакомая задача решена, но с ошибками или с чьей-то помощью

Во время работы 2- гупп ведётся работа с 3ей группой.

- Какие умения формируются в ходе исследования?

Группы  работают по предложенному плану - это

ПРОЕКТИРОВАНИЕ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УСТАНОВЛЕНИЕ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ (карточки на доске)

- Участники группы общаются между собой, следовательно развиваются

КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ (карточка на доске)

-Кто готов представить результаты своего исследования?

Выступление групп.

- Обе группы пришли  к заключению, что гипотеза подтвердилась.

- Я прошу группы обменяться оценочными листами и выразить в них своё отношение к работе соседней группы, а затем передать эти листы в группу аналитиков для общей оценки.

- А сейчас выйдите ко мне и встаньте в круг. Если вы считаете, что постарались, у вас получилось все отлично, вы показываете большой палец вверх, если чуть хуже - в сторону.

Итак, ваше мнение - отношение на занятии к себе. Вот так! А теперь я предлагаю сделать такой круг. Это наше солнце, которое нас согревает.

- Прошу всех занять свои места.

"ВО ВНУТРЕННЕМ МИРЕ ЧЕЛОВЕКА ДОБРОТА - ЭТО СОЛНЦЕ. В. ГЮГО"

- Как называется последний этап исследования?

- Мы интересовались, как  прошло  занятие?

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (карточка на доске)

- Посмотрите на все слова на доске и скажите, что вы видите? Как можно всё назвать одним выражением?

- УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (карточки на доске). Они являются основой новых стандартов, которые направлены на изменение результатов образования, формирование и социализацию личности.

-Итак, подведем итог. Слово - важная составляющая жизни человека, которую он использует во всех сферах деятельности.

Слайд

Овладение универсальными учебными действиями дает возможность учащимся самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций на основе формирования умения учиться. Эта возможность позволяет ученикам ориентироваться в различных учебных областях.

На данном занятии мы развивали ключевые компетенции, которые относятся к метапредметному содержанию образования:

-Ценностно-смысловая;

- учебно-познавательная;

- социокультурная;

- коммуникативная;

- информационная;

- здроровьесберегающая.

Спасибо за работу! Сегодня вы получили довольно высокие оценки, что подтверждает мысль о том, что педагоги являются сами отличными учениками.

И в конце мне бы хотелось вам на память о нашем мастер-классе подарить закладки с меткими выражениями, народными пословицами и поговорками, которые вам пригодятся и будут поднимать вам настроение своим юмором и меткостью. Спасибо за внимание!

Слайд 16 Высказывания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письменные творческие работы как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка (из опыта работы)

В данном пособии представлен опыт работы учителя по формированию коммуникативной компетентности на уроках русского языка с помощью различных видов письменных творческих работ....

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и во внеурочной деятельности путём использования разнообразных видов работ.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что – то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на д...

Формирование познавательной активности учащихся на уроках русского языка и математики.

Сущность опыта заключается в создании условий для активизации умственной деятельности, развития заложенных природой творческих способностей, созн...

Формирование универсальных учебных действий на уроке английского языка и во внеурочной деятельности.

Статья по теме:"Формирование универсальных учебных действий  на уроке английского языка и во внеурочной деятельности.".Новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты нацелены на разв...

информационная карта инновационного опыта " Формирование коммуникативных компетенций учащихся начальных классов в рамках урочной и внеурочной деятельности"

Каждый урок, как и внеклассная и внеурочная деятельность, способствуют развитию коммуникативных универсальных учебных действий.    Результаты моей деятельности по формированию коммуника...

Формирование языковой компетенции обучающихся на уроках русского языка в начальной школе

Статья содержит систему работы над безударными гласными, безударными падежными окончаниями имён существительных, безударными падежными окончаниями имён прилагательных, безударными личными окончаниями ...

Презентация "Формирование ключевых компетенций школьников на уроках английского языка"

Краткое описание ключевых компетенций и примеры их  применения  на уроках английского языка. Презентация содержит фото уроков, внеклассных мероприятий и работ  моих учеников....