Формирование универсальных учебных действий на уроке английского языка и во внеурочной деятельности.
статья по иностранному языку (2, 3, 4 класс) на тему

Колесниченко Екатерина Сергеевна

Статья по теме:"Формирование универсальных учебных действий  на уроке английского языка и во внеурочной деятельности.".Новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты нацелены на развитие личности ученика и воспитание умений самостоятельно учиться. Они обращают внимание учителей не только на работу по предмету, но и на универсальные учебные умения и внеурочную работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий

на уроке английского языка.

Универсальные учебные действия (далее УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. То есть, совокупность способов действия учащихся, обеспечивающих усвоение новых знаний, умений, включая организацию этого процесса.

Современный урок превращается из системы по формированию знаний, умений и навыков в некое пространство, в котором учащиеся приобретают новые способы действия. Данные способы действия они смогут применить в других ситуациях, с которыми столкнуться в реальной жизни.

Обратим внимание на классификацию УУД (Схема №1).

5

 В современной науке существуют различные классификации УУД. Из схемы мы видим, что выделяются личностные и метапредметные УУД. Метапредметные УУД в свою очередь делятся на коммуникативные, познавательные и регулятивные. Предлагаю проанализировать задания из учебников английского языка УМК «Английский в фокусе», направленные на формирование названных видов УУД.

Личностные УУД обеспечивают ценностную ориентацию учащихся. Они складываются из 3-х основных групп. Это действия по самоопределению, т.е. осознание себя – КТО Я, КАКОЙ Я (я ученик, я  сын, я гражданин), самоидентификация своей роли в жизни и своей личности. Это действия, связанные со смыслообразованием, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом (зачем я изучаю материал, как я им буду пользоваться, где он мне понадобиться) – это те вопросы, на которые подразумевается ответить в ходе выполнения таких действий. И действия нравственно-этического оценивания, ценностно-смысловая ориентация учащихся.

Самоопределение учащихся можно разделить на 3 группы: профессиональное (кем я хочу быть), жизненное (в чем моя социальная роль, какие обязанности лежат на мне дома, в школе), самопознание (я добрый, я честный, я помогаю своим одноклассникам). Как это отображается на наших уроках? Как мне кажется, залогом формирования личностных УУД является глубокое всестороннее овладение, прежде всего, культурой своего народа. Каким образом это делается? Вот как раз через знакомство учеников с содержанием информационных текстов и с помощью организации учебного процесса. Это информационные тексты из раздела Spotlight on Russia о российских спортсменах, о природе и др. На формирование личности учащихся будет влиять не только содержание информации, которое будет формировать чувство гордости за свою страну, понимание здорового образа жизни. Кроме того, что содержание учебника носит воспитательный характер, безусловно, играет роль и организация учебного процесса (ОУП). То, как мы доносим эту информацию, учитываем их личность. Персонализация задания наблюдается в совершенно разных упражнениях.

Например, дописывание e-mail, написание сочинений. При этом у учащихся как у личности есть выбор. Он может выбрать в зависимости от того, что ему интересно. Одновременно он анализирует свои собственные взгляды на мир, а сама тема настраивает его определённым образом на позитивное отношение к здоровому образу жизни и к спортивной жизни школы.

Все мы знаем, что дети в классе очень разные. И эту разницу нужно учесть и сделать плюсом уроков. Но для детей особенно начальной школы чья-то непохожесть может стать причиной конфликта. Поэтому воспитание в духе толерантности и мира – очень важный процесс. Как же организовать учебный процесс, чтобы идея толерантности присутствовала на наших уроках? Проведение опросов мнений одноклассников с целью обобщить, посмотреть, чем мы отличаемся и чем похожи при выполнении задания. Рефлексия в основном относится к регулятивным УУД, проводится в основном в конце урока. Но она часто носит формальный характер: что понравилось, а что нет? Что было трудно, что легко? Наша задача на этом этапе, чтобы ученик понял, зачем он на этом уроке присутствовал и что для себя лично он получил нового, как новые задания он умеет выполнять.  Достаточно много заданий в УМК, общей чертой которых должен быть позитивный настой. Поэтому лучше фокусировать внимание на том, что ребёнку нравиться и что у него получилось сделать (I like reading).

Регулятивные УУД – это те действия, которые обеспечивают учащимся способность организовать свою деятельность самостоятельно. Для их успешного формирования нужно поставить цель, задачу, выяснить, что я уже знаю, а чего нет, нужно разобраться в процедуре, по какому плану я буду действовать, спрогнозировать результат деятельности, контроль, коррекция, оценка. Для помощи учащемуся в организации учебной деятельности в УМК «Английский в фокусе» есть листы самооценки. В упражнении Now I can осуществляется рефлексия в конце изучения каждого модуля. Это позволяет учащимся задуматься, насколько они продвинулись в своих знаниях. Кроме того сам учебник хорошо помогает нам формировать регулятивные УУД. Прежде всего, мы знакомим учащихся с оглавлением. Оно представляет собой не просто сплошной список тем, а дает возможность задуматься, о чём мы будем говорить, о чем узнаем. В Федеральном государственном образовательном стандарте говориться, что ученик должен уметь работать с двуязычным словарём учебника. Список слов в УМК WORD LIST  располагается не в алфавитном порядке, а по модулям, по тематике разделов. Учащиеся могут выполнять различные задания с этим списком слов: проверить орфографию после написания диктанта, уточнить произношение, вспомнить перевод, работать в парах при опросе. Работа с образцами. Рекомендуется обращать внимание учащихся на образец выполнения задания, поскольку они зачастую его не видят.

Говоря о познавательных УУД (когнитивных) следует иметь ввиду, что они связаны в основном с навыками работы с информацией, т.е. постановкой задачи познавательной для себя, поиск, выделение информации, сравнение, сопоставление, умение структурировать информацию, выбрать приём выполнения задания. Например, работа с интернациональной лексикой, догадайся о значении слов, проверь по словарю.

Частью познавательных УУД являются общеучебные УУД, те действия, которые актуальны на любом уроке: смысловое чтение текста, умение адекватно и осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, постановка и формулирование проблемы, работа со знаково-символическими средствами (использование таблиц, схем, моделей, кодирование – транскрипция). В нашем предмете огромным потенциалом обладает чтение, как вид речевой деятельности:

- ставить цель при чтении;

-прогнозировать содержание текста;

-прогнозировать основную мысль;

- сопоставлять факты;

- сопоставлять содержание с иллюстрациями и др.

Как часть познавательных УУД выделяются логические УУД (умение анализа информации). В начальной школе этому только начинают учиться, сопоставлять часть и целое, устанавливать причинно-следственную связь. Например, учащиеся слушают текст с описанием двух домов и называют описываемый дом.

Перейдём к самым главным для иностранного языка – коммуникативным УУД. Поскольку наша цель – дать учащимся новые возможности для общения. Элементы коммуникативных УУД прослеживаются через следующие действия:

- планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками;

- понимание своей роли (как я буду взаимодействовать);

- разрешение конфликтов;

- управление поведением партнёра (подсказать товарищу, поддержать).

Коммуникативные УУД помогают ребенку полно и четко выразить свои мысли в соответствии с задачей коммуникации. Все из присутствующих, я думаю, отметят много проблем в устной коммуникации. А овладение коммуникативными УУД – необходимый элемент любого урока ин. языка. Например, если мы остановимся на диалогической речи. Как научить принимать участие в диалоге? От ученика требуется умение переспросить, выразить собственное мнение и многое другое. В течение многих уроков отрабатываются элементы диалогической речи, достигается коммуникативное взаимодействие. Учитель объединяет учеников в пары, пары сменного состава и руководствуется принципом от простого к сложному. Таким образом, результативность формирования универсальных учебных действий во многом определяется активностью самого ученика, поскольку это процесс саморегулирования и самопознания.

Почему так важно  и  во  внеурочной  деятельности  говорить  о  формировании Учебных Универсальных Действий?

Новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты нацелены на развитие личности ученика и воспитание умений самостоятельно учиться. Они обращают внимание учителей не только на работу по предмету, но и на универсальные учебные умения и внеурочную работу. 

Театральная деятельность как один из приемов формирования УУД

Театральная деятельность является средством для изучения английского языка, это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания его творческой направленности. Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, на самостоятельное творчество, и при этом позволяет активизировать все имеющиеся у него возможности. Все это повышает мотивацию к изучению иностранного языка, позволяет осуществить перенос учебных знаний на практику, в ситуации, в которых организуется речевое общение.

Итак, какие УУД помогает сформировать театральная деятельность во внеурочное время:

Личностные универсальные учебные действия. Принять решение играть в спектакле – это ответственный шаг, который не всем по плечу. Театр помогает бороться с комплексами, излишней застенчивостью, помогает раскрепоститься и найти себя. При этом происходит формирование осознания своей этнической и национальной принадлежности, формирование целостного социально-ориентированного взгляда на мир, формирование уважительного отношения к иному миру, истории и культуре других народов. Происходит самоопределение, смыслообразование, нравственно- этическая ориентация.

Познавательные универсальные учебные действия. Работа над спектаклем способствует формированию общеучебных УУД, а именно, способности поиска и выделения необходимой информации, включает в себя использование знаний по английскому языку в процессе драматизации, при этом дети совершенствуют свои знания, обогащают свой лексический запас, развивают память и приобретают беглость речи.

Регулятивные универсальные учебные действия. В ходе работы над проектом постановки спектакля формируются такие УУД, как способность к целеполаганию, планированию своих действий, прогнозированию результата, контролю, оценки и коррекции своих результатов, способности к мобилизации сил и энергии, преодолению препятствий.

Коммуникативные универсальные учебные действия. В ходе работы над спектаклем учащиеся получают возможность формировать общий уровень развития общения, способность к взаимодействию, кооперации и рефлексии своих действий.

Этапы работа над постановкой:

I. Предварительный этап:

1. Выбор сказки.

2. Знакомство детей со сказкой.

3. Распределение ролей.

II. Подготовительный этап:

1. Разучивание сказки

- разучивание слов

- работа над произношением, интонацией

- актерская игра

2. Подбор и создание костюмов и декораций.

3. Подготовка фонограммы (если есть необходимость).

III. Заключительный этап:

1. Спектакли для родителей.

2. Спектакли для детей младшего возраста (день открытых дверей).

В заключение хотелось бы сказать, метод театральной постановки   во внеурочной деятельности способствует вовлечению учащихся в   предметно-регулятивную, предметно-познавательную и предметно-коммуникативную деятельность, тем самым способствует  формированию коммуникативной компетенции, повышает интерес учащихся к учению в целом и к изучению иностранного языка в частности путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. А позитивная мотивация  – это ключ к успешному обучению.

Подводя итог своего выступления, хочу сказать  в результате внеурочной деятельности закладывается  основа  следующих  компетенций:

Осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем, со сверстниками;

Устанавливать рабочие отношения;

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Использовать речь для регуляции своего действия;

Формулировать собственное мнение и позицию;

Главная цель моей педагогической деятельности –    это формирование саморазвивающейся личности,   то есть личности, желающей и умеющей учиться.

                                      Классификация УУД.

                                                   Классификация УУД.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование универсальных учебных действий на уроке английского языка. Учитель английского языка Колесниченко Е. С. , МБОУ лицей № 4 им. профессора Е. А. Котенко г. Ейска МО Ейский район

Слайд 2

Классификация УУД

Слайд 3

Личностные УУД Обеспечивают ценностную ориентацию учащихся.

Слайд 4

Регулятивные УУД Это те действия, которые обеспечивают учащимся способность организовать свою деятельность самостоятельно.

Слайд 5

Познавательные УУД Связаны в основном с навыками работы с информацией, т. е. постановкой задачи познавательной для себя, поиск, выделение информации, сравнение, сопоставление, умение структурировать информацию, выбрать прием выполнения задания.

Слайд 6

Коммуникативные УУД Помогают ребенку полно и четко выразить свои мысли в соответствии с задачей коммуникации.

Слайд 7

Формирование УУД во внеурочной деятельности. Театральная деятельность как один из приемов формирования УУД.

Слайд 8

Личностные УУД Принять решение играть в спектакле – это ответственный шаг, который не всем по плечу. Происходит самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Слайд 9

Познавательные УУД Работа над спектаклем способствует формированию общеучебных УУД, а именно, способности поиска и выделения необходимой информации, включает в себя использование знаний по английскому языку в процессе драматизации, при этом дети совершенствуют свои знания, обогащают свой лексический запас, развивают память и приобретают беглость речи.

Слайд 10

Регулятивные УУД В ходе работы над проектом постановки спектакля формируются такие УУД, как способность к целеполаганию , планированию своих действий, прогнозированию результата, контролю, оценки и коррекции своих результатов, способности к мобилизации сил и энергии, преодолению препятствий.

Слайд 11

Коммуникативные УУД В ходе работы над спектаклем учащиеся получают возможность формировать общий уровень развития общения, способность к взаимодействию, кооперации и рефлексии своих действий.

Слайд 12

Метод театральной постановки во внеурочной деятельности способствует вовлечению учащихся в предметно-регулятивную, предметно-познавательную и предметно-коммуникативную деятельность, тем самым способствует формированию коммуникативной компетенции, повышает интерес учащихся к учению в целом и к изучению иностранного языка в частности путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика . А позитивная мотивация – это ключ к успешному обучению.

Слайд 13

Главная цель педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и во внеурочной деятельности путём использования разнообразных видов работ.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что – то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на д...

"Формирование универсальных учебных действий по русскому языку".

Доклад на тему: "Формирование универсальных учебных действий по русскому языку в начальной школе". Описывается как формировать универсальные учебные действия по русскому языку в начальной школе....

Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов средствами исследовательской деятельности

Статья о формировании универсальных учебных действий у учащихся начальных классов...

Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка в начальной школе в рамках проектной деятельности.

Цели и задачи ФГОС определяют способы обучения иностранному языку в начальной школе , для формирования социокультурной компетенции, как одной из приоритетных при изучении языка....

Игорвые технологии на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

В статье рассматривается игра, как неотъемлимая часть учебного процесса в начальной школе, как метод учебной деятельности. Предложены примеры подготовительных (лексических и грамматических) игр, а так...

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством проектно-исследовательской деятельности.

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством проектно-исследовательской деятельности....