классный час "тыл во время войны"
классный час (4 класс) на тему

Классный час для средних классов о событиях родного города во время Великой Отечественнгой войны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyl_vo_vremya_voyny222.docx33.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1

городского округа город Михайловка Волгоградской области».

Учебно-методическая разработка

по уроку Победы

« Когда тыл становится фронтом»

                                   разработал классный руководитель 7 А класса

                                                     Ульницкая Ольга Николаевна

                                        2014-2015 учебный год

                 Классный час на тему: «Когда тыл становится фронтом».

             Чтобы вспомнить как все это было - загляните в семейный альбом…

                                    Пояснительная записка

Цели создания разработки:  

1. Воспитание у школьников уважения к участникам Великой Отечественной войны, к людям пережившим войну, воспитание патриотических чувств, гордости за  прошлое Родины.

2. Развитие интереса к истории России, своей малой родине, повторение знаний о Великой Отечественной войне

3. Развитие воображения, абстрактного мышления, пополнение активного словаря учащихся.

Методические рекомендации:

Сценарий классного часа рассчитан на проведение историко-патриотических мероприятий в средних и старших классах средней общеобразовательной школы.

Форма: устный журнал

Местом проведения: актовый зал, кабинет, школьный музей.

 Сценарий не исключает возможности приглашения ветеранов войны, тружеников тыла. Необходимо придерживаться хронологической последовательности событий, сочетая сообщения учащихся с чтением стихов в соответствии со страницами журнала.

Оформление: проекционная система (проектор, экран), компьютер, электронная презентация, фотоальбом

                                          Ход мероприятия

Ведущие: девочка и дедушка

Учитель

Пионер

Комсомолка

Медицинская сестра

Машинист маневрового паровоза

На сцене сидят девочка и дедушка.

Девочка: - Дедушка, на улице – весна, все цветет. Ты погляди, как все красиво кругом!

Нарядился город утром,

Распустил свои цветы.

Озорным он стал как будто

 Из-за этой красоты.

Клумбам красок добавляют

 Флаги, ленты и шары –

Лихо в небо улетают

 Под улыбки детворы.

Солнце сядет за высотки,

Парк заполнится совсем.

Туфли, каблуки, кроссовки… –

Город точно помнит всех!

Голоса, манеры, лица…

Знает город это все.

Мы, конечно, не столица,

Да не надо нам ее!

Небо расцветет салютом

 И раскрасит город в раз.

День Победы он встречает,

Отмечает он сейчас.

А давай я тебя сфотографирую этой замечательной весной!

Дедушка: - Да! Наш город становится все краше и краше. Ты сделай фото на память об этой весне. Весне 2015 года..70 лет мы живем без войны, без тревожных вестей с фронта, мы не знаем голода. Сделай весеннее фото нашего города, пусть он тоже останется в твоей памяти таким красивым. Наш город – это наш дом, наша семья. Я родился в этом городе и вместе с ним прожил много  горестных и счастливых дней.

Девочка: - Дедушка, расскажи мне об этом, пожалуйста!

Дедушка:- Чтобы вспомнить как все это было, давай заглянем в семейный альбом.

На заднем фоне открывается презентация, а дедушка и девочка открывают фотоальбом.

1 слайд – 1 страница «Михайловка до войны»

До войны мы были самые  обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, разбивали носы и коленки. В городском саду была построена летняя площадка, и  мы все с большим удовольствием смотрели тогда ещё « немое кино». Удивительное было это время. Посмотри, здесь мы увидали первый трактор*. Была счастливая и спокойная жизнь.

*( материал был взят в Михайловском краеведческом музее)

2 слайд -2 страница «Лето 41 года»

Летом 1941 года мне -  мальчишке- 10 лет. А в стране начались самые страшные страницы истории. Мирный труд советских людей был нарушен. Началась Великая Отечественная война. Весь народ от мала до велика поднялся на защиту своей Родины

Мой город в войну не подвергся пожарам,

И не был мой город в войну под ударом,

В садах не погиб ни один соловей…

Мой город на фронт  посылал сыновей.

Мой город в войну находился в засаде

 И помнил, что с голода мрут в Сталинграде.

И, помня, что ждут для прорыва частей,

Мой город на фронт  посылал сыновей.

Мой город работал в потемках без света,

Когда от разрывов дрожала планета.

А матери ждали вестей от детей…

Мой город на фронт  посылал сыновей.

Мой город дороги закрыл сыновьям

 К Москве, к городам, что стояли за рвами…

Мой город не видел кровавых страстей –

Мой город на фронт  посылал сыновей.

В мой город не едут к могилам туристы:

За городом балки. Поляны – все чисты.

Здесь только морщины у глаз матерей:

Мой город чтит память  своих сыновей.

 В первые месяцы Великой Отечественной войны были мобилизованы 10378 жителей Михайловки, что для нашего рабочего поселка (а в то время наш город был рабочим поселком)  было очень много. Оставались женщины, старики и дети.

 Отца я помню еле-еле.
Да разве только я один.
В ботинках, шапке и шинели
Тогда на фронт он уходил.
Стояли мы семьёй у дома,
Детей полдюжины и мать,
А он спокойно и знакомо,
К нам подходил, чтобы обнять.
Ждала земля дождя и снега,
Желтели листья, точно воск…
Приехал дед и на телеге
Отца на станцию увез.
Стреляли вверх, куда-то целясь, —
Обычай был у нас такой,
Чтобы отец живым и целым
Пришёл с победою домой.
Рыдала мать, темнее пашни,
До поздней ночи у окна…
Такой вошла в деревню нашу
Большая страшная война.

3 слайд – 3 страница «Мальчишки на заводе»

Шел 5 месяц войны. Мой отец воевал на фронте. А я 10- летний мальчишка стоял у станка. Мы делали детали для военной техники. Каждое утро мы шли по протоптанной на снегу тропинке к проходной завода. Мы с мальчишками вцеплялись в обжигающие холодом металлические ручки станков. Первый оборот давался тяжелее всего. Потом вал разгонялся, вращался все быстрее. Сил у нас хватало на 2-3 детали. Затем, задыхаясь, плелись к печи в конторку. Мы садились вокруг печи и грелись теплой водой. Через полчаса вставали и также молча снова направлялись к станкам, чтобы сделать 2-3 детали и опять вернуться сюда, к печке.

Сколько продолжался рабочий день, никто не считал. Есть энергия или нет ее, падают бомбы или рвутся в цехах снаряды - мы не замечали. Мы должны помогать фронту!*

4 слайд-4 страница «Комсомольцы»

Посмотри на эту фотографию. Это моя старшая сестра - Галина.

Она училась во время войны.  Война её сделала взрослой. Старалась везде успеть, побольше сделать.  В школе не хватало учебников, тетрадей, писали на обёрточной бумаге, на газетах. В школе проводились политинформации о делах на фронте, ребята вместе с учителями работали на колхозных полях. Работа на полях была своеобразным уроком, на котором учились труду, гражданскому отношению к хлебу.  Наша комсомольская организация считала, что хорошая учеба - помощь фронту бить врага!! Во время учебы дежурили в госпитале, встречали поезда с ранеными бойцами, давали концерты в госпитале. *

*Воспоминания ученицы 1школы Буяновой Галины Калинниковны (материал взят из школьного музея МКОУ СОШ №1)

42- трудный год.

Наш  госпиталь…

Коридоры сухие и маркие.

Шепчет старая нянечка:

«Господи!

До чего же артисты

маленькие…»

Мы шагаем палатами длинными.

Мы почти растворяемся в них

с балалайками,

с мандолинами

и большими пачками книг.

Что в программе?

В программе – чтение,

пара песен

военных, правильных…

Мы в палату тяжелораненых

входим с трепетом и почтением.

Двое здесь.

Майор артиллерии

с ампутированной ногой,

в сумасшедшем бою

под Ельней

на себя принявший огонь.

На пришельцев глядит он весело…

И другой –

до бровей забинтован, -

капитан,

таранивший «мессера»

три недели назад

над Ростовом.

Мы вошли.

Мы стоим в молчании.

Вдруг

срывающимся фальцетом

Абрикосов Гришка отчаянно

объявляет начало концерта.

А за ним,

не вполне совершенно,

но вовсю запевале внимая,

о народной поём,

о священной

так,

как мы её понимаем.

В ней Чапаев сражается заново,

краснозвёздные мчатся танки.

В ней шагают наши

в атаки,

а фашисты падают замертво.

В ней чужое железо плавится,

в ней и смерть отступать должна.

Если честно признаться,

нравится

нам

такая война!

Мы поём.

Только голос лётчика

раздаётся.

А в нём – укор:

- Погодите…

Постойте, хлопчики…

Погодите…

Умер

майор… -

Балалайка всплеснула горестно.

Торопливо,

будто в бреду…

…Вот и всё

о концерте в госпитале

в том году..

5 слайд-5 страница «Медицинская сестра в госпитале № 3246»

А вот и моя мама. Она была медицинской сестрой в эвакуационном госпитале, который размещался в нашей 1 школе. Порой мы забываем о врачах и медсестрах, которые спасали жизнь раненым солдатам, но все солдаты помнят милых девушек, ласково улыбающихся, нежно сжимающих руку во время операции или перевязки.

Воспоминания Александровой Прасковьи Николаевны(*)

Потерян счет суткам, не помню когда спала последний раз. Каждую ночь эвакогоспиталь переправляет по 1,5-2 тысячи раненых. Врачи и их помощники целыми днями не отходили от операционных столов. Раненых было очень много. Они поступали прямо с передовой, кто шел пешком, кого везли на машинах. Обросшие, бледные, в окровавленном обмундировании, они нуждались в помощи. Многие умирали в дороге, их сразу сгружали в сарай. Работала и круглосуточно, и только ночью нам давали отдохнуть. Но это были не часы, а минуты. Выходя из перевязочной, падали на свободные носилки, не обращая внимания на того, кто лежал радом: живой или мертвый, полковник или рядовой. Падали, ощущая страшную, смертельную усталость, а пред глазами - грязные, замазанные кровью бинты, утомленные восковые лица, хриплые голоса. Медицинского материала почти не было, не было и обезболивающих. Им приходилось успокаивать нежным голосом, подбадривать словами, гладить руки раненым, когда им делали операции

6 слайд – 6 страница «Наши учителя»

А эта фотография мне очень дорога. Эта моя первая учительница-Вязовская  Мария Дмитриевна. В 1929 году она переехала в Михайловку. Здесь  закончила 7 классов.  Её  была мечта - стать учительницей. В 1942 она успешно закончила педучилище и пошла не в школу, а на фронт! Ведь в опасности наша родина, в стране – война! Она ушла добровольцем и была кладовщиком обозно-вещевого склада шестой танковой армии. Бои шли в Сталинграде, а снабжение велось из Михайловки. Была связисткой, держала связь между подразделениями и батареями. Отстояли Сталинград, позади остались Австрия, Румыния, Германия.. Закончилась война, и она вернулась в школу, надо было учить ребят и поднимать страну после войны.

*(биографический материал  был использован из школьного музея МКОУ СОШ №1 г. Михайловки)

7 слайд -7страница «Машинист паровоза»

-Не только в горящих самолетах, в окопах, под пулями и бомбами гибли люди. Мой дядя, Турыгин Владимир Михайлович, машинист маневрового паровоза занимался составами. Началась бомбежка. Все было объято пламенем и дымом. На станции находился состав с боеприпасами. Его-то и пытался отогнать подальше от станции Владимир Михайлович.  Во время налета вражеской авиации, когда горело все вокруг, он пытался вывести вагоны с боеприпасами за пределы станции. Один на паровозе, видимо, он приказал своему помощнику Володину Ивану покинуть паровоз, прицепил вагоны, но на пути следования был тяжело ранен. Путь впереди был разворочен разорвавшейся бомбой. Он не успел до конца выполнить задуманное и погиб, сгорел вместе с паровозом. Его похоронили тут же в сквере в воронке от бомбы.

9 слайд- 9 страница «Новая жизнь»

На презентации появляется свежее фото дедушки на фоне города. Ветераны города.

Красив наш город в победном мае

Сирени взрыв - как большой салют,

Фронтовики награды надевают,

По нашей красной площади идут.

Ты стал счастливым городом студентов,

Свои здесь академики растут.

И будут в жизни звездные моменты.

Они строкой в историю войдут.

Дедушка:- Мне выпало счастье жить в этом удивительном, вольном, казачьем крае, среди свободных веселых, отзывчивых людей. Наш город жив! Мы отстояли его, он расцветает. Во имя вечного продолжения жизни проливали кровь в боях наши отцы и деды, вершился титанический подвиг тыла, во имя того, чтобы горели мартены и колосились хлеба, вставали новые светлые города, чтобы радостнее была наша жизнь. Корни человека связаны с прошлым его страны, города, семьи. Истинный гражданин своей страны должен знать ее историю, ее героев, тех, кому он обязан жизнью!

Девочка:- Мы помним, кому обязаны жизнью!

Заявка

на участие в региональном конкурсе учебно-методических разработок

«Уроки Победы»

ФИО участника конкурса, должность

Ульницкая Ольга Николаевна,

учитель английского языка

Наименование образовательной организации(по уставу)

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 городского округа город Михайловка Волгоградской области».

Наименование муниципального района(городского округа)

Городской округ город Михайловка Волгоградской области

Название конкурсной работы

«Когда тыл становится фронтом »

Контактная информация участника конкурса

89377074404

ulnitskaya.33@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Дети и война"

Материалы классного часа можно использовать при введении учащихся в исследовательскую деятельность "Детство, опалённое войной"...

Урок математики на тему "Раньше, позже. Части суток. Времена года" 1 класс

Урок разработан в рамках введения ФГОС НОО. "Перспективная начальная школа"...

"Дети во время войны."

Разработка классного часа для 3 класса....

Час памяти. Дети во время войны.

Час памяти "Дети во время Великой Отечественной войны"...

Части суток. Времена года. 1 кл. Математика.

Технологическая карта урока математики по теме "Части суток. Времена года." 1 кл....

Маленькие герои большой войны. Классный час "Дети- герои войны" 15.04.20

Цель данного классного часа углублять знания учащихся о Великой Отечественной войне, героизме народа-освободителя, рассказать о детях, участвовавших в Великой Отечественной войне наравне с взрослыми.М...

Тема: «Составление задач на сложение и вычитание, деление круга на 8 частей, определять время с точностью до 1 часа».

Конспект занятия в подготовительной группе.Тема: «Составление задач на сложение и вычитание, деление круга на 8 частей, определять время с точностью до 1 часа».Цели: Создание условий ...