Главные вкладки

    Конкурсное задание "Дополнительная общеобразовательная программа"
    рабочая программа (3 класс) по теме

    Программа кружка "Истоки"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    Сергачская средняя общеобразовательная школа № 2

    607513, г. Сергач, Нижегородской области, ул. Краснодонцев, д. 38а

    тел. 8(831)91 5-90-67

    Дополнительная

    образовательная программа

    Руководитель кружка:

    Ротанова Е. А.

    г. Сергач

    2012-2016 г.

    Содержание

    1. Пояснительная записка                                                                  3 – 6
    2. Учебно-тематический план                                                           7
    3. Содержание изучаемого курса                                                      8 – 26
    4. Методическое обеспечение дополнительной  образовательной  программы                                                                                      27
    5. Литература:
    • Для педагога                                                                          28          
    • Для учащихся                                                                        29          
    1. Приложение                                                                                     30

    Пояснительная записка

    Введение

        Глобализация современного мира не может не сказаться на системе образования и воспитания в нашей стране. Происходящие серьёзные изменения в экономической, политической, религиозной сферах культуры заставляют пересмотреть роль образования и воспитания как необходимого условия дальнейшего развития. Но как бы, ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда.

        Школа на данном этапе развития страны является тем государственным учреждением, которое может и должно объединить вокруг себя все «институты» воспитания, создать воспитательное пространство, в котором и пройдет формирование будущих граждан России.  Наша задача –  в духовно-нравственном воспитании создать все условия для формирования и развития личности, обладающей общественно необходимыми нравственными ценностями, высоким патриотическим сознанием, чувством верности своему Отечеству, готовой выполнять гражданский долг.

         Эту задачу нам, как учителям начальных классов, позволит выполнить программа «Истоки». Программа «Истоки» модифицированная, разработана на основе программы духовно – нравственного развития «Социокультурные истоки» (автор И.А.Кузьмин). Программа «Истоки» даёт подрастающему поколению жизненный ориентир,  «только те основы духовности, без которых,  по словам русского философа И.А. Ильина, - нельзя начинать самую борьбу за Родину. Человек верит в то, что он воспринимает и ощущает как самое главное в жизни. Скажи мне, что для тебя самое главное в жизни, и я скажу, во что ты веришь».

         Данная программа имеет хороший потенциал, способствующий возрождению многовековых традиций народов России.  Истоковедение развивает духовно-нравственную стержневую основу образования. Дети

    младшего школьного возраста от природы любознательны и полны желания общаться. Этот период является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. Происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них ростки будущих духовно-нравственных ценностей человека. Реализованные возможности развивают ребёнка, позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию духовно-нравственной основы личности, обеспечивают единство умственного и эмоционально-нравственного развития ребёнка.

    Цель программы:

    введение духовно-нравственной основы в содержание образования, развитие системы духовно-нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребенка.

    Задачи:

    Образовательная:

    • раннее и системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
    • присоединение семьи к школе;
    • формирование ощущения своего изначального родства окружающему социокультурному и духовному пространству на основе развития восприятия мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
    • подведение к истокам духовности, морали, нравственности и этики и знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей отечественной цивилизации.

    Развивающая:

    • обеспечение единства умственного и эмоционально-нравственного развития школьника.
    • развитие разных групп важнейших коммуникативных умений.

    Воспитательная:

    воспитание духовно-нравственной личности, способной сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества.

    Возраст детей

    Программа разработана для детей младшего школьного возраста

    в возрасте 6,5 – 10 лет.

    Сведения о коллективе

    • Статус – профильная группа.
    • Состав группы постоянный.
    • Условия приёма – свободный (все желающие).

    Формы и режим  занятий

             Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

       

      Основой проведения занятий  в «Истоках» являются активные формы. Методика активных форм обучения предусматривает:

    1.  Активное участие всей группы учащихся в практических занятиях, что позволяет взаиморазвиваться.

    2.  При этом каждый ребёнок имеет возможность посредством обратной связи получить объективную оценку социокультурного развития.

    3.  Активные формы позволяют учителю избегать монологичности, назидательности и построить совместную деятельность на деятельное общение (общение на уровне «взрослый - взрослый», в позиции «рядом»).

    Активные формы обучения - важная составляющая часть занятия. В предмете «Истоки» создана система активных форм обучения. Каждое последующее активное занятие логически вытекает их предыдущего, закрепляет и развивает достигнутый уровень,  как в содержательном плане, так и в плане развития способностей учащихся. Это шаг, ступенька в приобретении опыта.

    Активные формы обучения оказывают положительное воздействие на эмоциональное состояние школьников. Испытываемый ими эмоциональный подъем, ощущение сопричастности общему делу позволяют снизить чувство напряженности, тревоги, беспокойства, повышают интеллектуальную активность.

    Ресурсный круг - одна из активных форм обучения, при которой участники сидят (стоят) в круге лицом друг к другу, что позволяет убрать коммуникативный барьер.

      Виды ресурсного круга:

    1.  Ресурсный круг на развитие мотивации

    2.   Ресурсный круг на развитие целостного восприятия

       Так же начинает осваиваться алгоритм работы в паре, которая является подготовительным этапом к групповой работе, работе в четверках. Четверки - базовая группа. Научившись работать в паре, учащиеся легко освоят алгоритм общения в четверке. Работой четверки руководит лидер. Роль лидера заключается в организации общения, представлении мнения группы классу или в выборе в своей группе того, кто может выступить.

    Срок реализации

    Программа в количестве 135 ч рассчитана на четыре учебных года, предназначена для учащихся 1-х – 4-х  классов.

    Ожидаемые результаты

    Реализация системы активных форм обучения позволит учащимся:

    1.  Освоить основные понятия курса, включить их в систему своего жизненного опыта.

    2.  Освоить грамматику общения, испытать радость от совместного успеха.

    3.  Научиться управлять своей деятельностью.

        Результатом обучения детей является определённый объём знаний, умений и навыков. Для того чтобы определить, какие знания и умения получили дети, необходимо проводить контроль знаний.

        Контроль результата работы кружка проходит на итоговых занятиях после каждого блока тем, где ребята показывают свои знания, умения, творческие способности.

        Контроль позволяет определить эффективность обучения, обсудить результаты.

        Для достижения детьми наилучшего результата в усвоении программы необходимы:

    - дидактический материал и наглядные пособия для занятий

    -    фонд художественной и научно-популярной литературы, содержащей информацию по изучаемым темам.

    Формы подведения итогов

    В течение каждого года по итогам работы предусмотрено проведение девяти оценивающих тренингов. Каждый год в апреле проводится Ярмарка Истоков.

    Учебно-тематический план

    № п/п

    Название разделов, тем

    Количество часов

    Всего

    Теория

    Практика

    1

    1 класс

    «Мир»

    12

    6

    6

    2

    «Слово»

    10

    5

    5

    3

     «Образ»

    5

    2

    3

    4

     «Книга»

    6

    3

    3

    5

    2 класс

    «Родной очаг»

    10

    5

    5

    6

    «Родные просторы»

    7

    3

    4

    7

    «Труд земной»

    8

    4

    4

    8

    «Труд души»

    9

    4

    5

    9

    3 класс

    «Вера»

    9

    4

    5

    10

    «Надежда»

    9

    4

    5

    11

    «Любовь»

    9

    4

    5

    12

    «София»

    7

    3

    4

    13

    4 класс

    «Традиции образа»

    11

    5

    6

    14

    «Традиции слова»

    5

    2

    3

    15

    «Традиции дела»

    10

    5

    5

    16

    «Традиции праздника»

    8

    4

    4

    Итого:

    135

    63

    72

    Содержание изучаемого курса

    № п/п

    Тема

    Базовые категории

    Содержание

    1 класс.

    Раздел «Мир» 12 часов

    1.

    Вводное занятие. Солнышко, мама и папа

    Знакомство с учебником «Истоки» и рабочими тетрадями. Символы «Истоков».

    Мама. Папа. Родители. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Благодарность.

    Жизнь каждого человека наполнена сердечным теплом родителей. Мама и папа - самые светлые люди на Земле. Родительское благословение чудо творит. Благодарность родителям развивает благочестие.      

    2.

    Поле и лес.    

    Поле и школа.  

     

    Поле, Школа. Семья. Мир. Лад. Согласие. Уважение. Добрый плод.

    Доброе семя добрый плод дает. Добрая семья добрыми делами славится. Не живет шкода без истоков. Не живет семья без любви.

    3.

    Поле и семья. Школа и семья.

    4.

    Истоки и            школа.             

    Колокол. Язык. Книга,

    Школа.

    Колокольный звон - язык русской культуры. Колокольчик- символ истоковской школы.

    5.

    Истоковская

    школа.

    Истоки. Живительная сила. Родная земля.

    Истоки - начало всего живого на земле. Начало человека - его истоки. Истоки соединяют живительную силу всего лучшего, что накоплено многими поколениями.

    6.

    Бесценный дар,  (Рождество)

    Праздничное слово. Слово поздравление. Слово-приветствие.

    Благодаря Истокам мир преображается, наполняется глубоким смыслом каждое слово, пробуждаются добрые и искренние чувства к ближнему . открываются святыни родной земли.         

    7.

    Истоки и

    Радуга.

    Родное слово. Родной очаг. Радуга. Сияние Истоков.

    Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям к родному очагу. Радуга - светлое и яркое чудо.

    8.

    Сказки

    А.С.Пушкина.

    Мир сказок. Добро. Честь. Храбрость. Любовь,

    Милосердие. Мудрость.

    Создание Пушкиным мира сказок.

    Добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают тупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и зависть. Образный мир сказок Пушкина благо творит  в душе каждого человека, пробуждает добрые, искренние чувства благодарности. Сказки Пушкина передают из века в век народную мудрость.

    9.

    Родной край

    Родной край. Родина. Дом. Родные люди. Народная песня.

    Нет прекрасней земли родной, где родился и вырос, где живут родители и первые друзья. В народной песне воспето  все  то,  за  что  мы  любим родной   край.   Песни -   душа   народ. Красивые у нас песни и красивый народ.

    10.

    Святыни

    России. Щит и герб

    Герб. Щит-совесть Святой. Чудо. Защитник. Победоносец.

    Образ святого Георгия Победоносца на государственном гербе. Россия признана  совестью матушки-земли. Святой Георгий   Победоносец - духовный защитник нашего Отечества

    11.

    Святыни России. Флаг

    Богатырь. Добро. Храбрость. Родная земля

    Флаг – знак воинской чести. Цвета российского флага: белый - святой, светлый, чистый; красный –  земного жизнелюбия, Пасхи; синий – небесный, неземной.

    12.

    Илья Муромец

    Мир.                  

    Защита родной земли чудо-

    богатырями. Добрый молодец Илья Муромец.                                        

    Раздел «Слово» 10 часов

    13.

    «Вначале было слово»

    Слово. Бесценный дар. Свет. Добро. Слово и дело,

    Человек получает живительную силу любви через Слово. Слово наполняет душу человека светом.     Слово – бесценный дар. Слово проверяется делом.

    14.

    Весна и Слово.

    Весна и Слово. Добродетель. Сад добродетелей. Умиротворение.

    В душе каждого человека есть замечательный сад добродетелей. Душа творит мир. Весна напоминает о жизнеутверждающей силе Слова.

    15.

    Золотое

    сердечко.

    Золотое сердечко. Талант. Доброе слово. Честное слово. Слово о родителях. Труд и Подвиг. Святое слово.

    Золотое сердечко имеет пять талантов. Доброе Слово душу           лечит. Честное слово честь рода бережет. Слово о родителях мир укрепляет. Труд и подвиг характер закаляют. Святое слово мир спасает

    16.

    Серебряное   копытце

    Добро. Доброе слово. Доброе дело.

    С добрым словом жить в радость. Доброе слово два века живет.

    17.

    Честное слово.

    Добрыня

    Никитич.

    Родительское благословение. Подвиг.

    Родительское благословение чудо творит. Светлая душа подвигом жива.

    18.

    Слово о

    родителях.

    Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание.

    Почитание родителей – главное    достояние русского народа.

    Материнская любовь – душа семьи.  

    Отеческая любовь – мудрость семьи.

    Мир и лад – доброй семьи клад.

    19.

    Русские              богатыри.    Труд и подвиг.        

    Святое слово. Богатырская доблесть. Честь.

    Труд и подвиг характер закаляют. Святое слово мир спасет.  

    20.

    Алеша                                                                                                      Попович                                                                                                        

    Богатырская доблесть. Честь.

    Береги                                       честь смолоду.                    

    21.

    Жизни цель.

    Жизнь. Любовь. Добрые дела.

    Беседа о смысле жизни. Жить- значит  быть добрым и красивым человеком,  помогать родителям. Построить дом, посадить дерево, вырастить детей.

    22.

    Чаша жизни.

    Раздел «Образ» 5 часов

    23.

    Образ родника.

    Род. Родник. Живая вода. Святой источник. Святая вода.

    Родник- начало жизни. Родник сохраняет чистоту сердца. Почитание русским народом святых источников.

    24.

    Образ Родины.

    Родина. Родня земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины.

    Образ Родины запечатлен в гимне. Большое счастье родиться и жить в России. Вся Российская земля святая.

    25.

    Образ

    защитника

    Отечества.

    (Благоверный

    князь

    Александр

    Невский)

    Защитник Отечества. Солнце Земли русской. Подвиг.

    Сильный духом, могучий богатырь с ясным, мудрым взором. Защитник Отечества- это гордость и слава России.

    26.

    Образ

    праздника.

    (День Победы)

    Образ праздника. Великая Победа. Святая память.

    День Великой Победы сплотил Васе народы нашей страны. Во все века россияне будут помнить тех, кто отдал свою жизнь, защищая Родину.

    27.

    Георгиевская скала

    Мудрое Слово. Предание. Святые образы Отечества.

    Предание о Георгиевской скале.

    Раздел «Книга» 6 часов

    28.

    Книга.

    Книга- живое существо. Добро и красота. Творец.

    Книга соединяет людей, их мысли чувства и добрые устремления. Книга-это творение души. В каждом человеке живет Творец.

    29.

    Книга книг.

    Книга книг. Библия. Библиотека. Собирание библиотеки. Связь поколений,

    Собирание библиотеки - добрая традиция нашего народа.. Особое место среди книг занимает Книга книг- Библия.

    30.

    Живое слово книги»

    Живое слово книги. Чтение. Сердечный дар.

    Чтение - сердечный дар. Живое слово книги находит путь к живой душе читателя.

    31.

    Первая книга.

    Слово. Образ. Мир. Добро. Дом. Книга. Истоки.

    Первая книга - это светлый е добрый мир любимых слов и образов, мир Истоков. Первая книга- дар добра и любви. Открытие мира книг. Слова благодарности книге.

    32 – 33.

    Мир книги

    2 класс

    Раздел «Родной очаг» 10 часов

    34.

    Вводное занятие.

    Знакомство с учебником «Истоки» и рабочими тетрадями. Символы «Истоков».

    Истоки – это начало, исходная точка, корень, от которого происходит всё остальное. Знать истоки того, что нас окружает, не только интересно, но и полезно для ума, сердца и души.

    35.

    Имя.

    Имя. Смысл имени. Родовое имя. Месяцеслов. Именины.

    Имя. Как имя выбирается, ичто оно значит? Почему нужно дорожить своим именем?

    36 – 37.

    Семья.

    Семья. Согласие. Почитание родителей. Добрая молва.

    Семья – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?

    38.

    Род.

    Род. Родные. Предки. Потомки. Поколения. Память о роде.

    Род – люди, происходящие от одного предка. Род – твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода.

    39 – 40.

    Дом.

    Дом. Родительский дом. Святыни и реликвии дома. Домашние праздники.

    Территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.

    41.

    Деревня.

    Деревня-кормилица. Земледельцы. Сход. Взаимовыручка.

    Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?

    42.

    Город.

    Город. Город-труженик. Щит Отечества. Твердыня веры. Хранитель культуры. Милосердие.

    Город – щит Отечества, умелец и труженик. Город – твердыня веры. Город – хранитель культуры.

    43.

    Обобщающее занятие «Вечные ценности».

    Ценности. Вечные ценности. Духовные и материальные ценности. Родной очаг.

    Прочувствуйте свои корни, сердечное богатство своего рода.

    Раздел «Родные просторы» 7 часов.

    44.

    Нива и поле.

    Поле. Нива. Жатва. Поле битвы. Воля вольная.

    Труд земной и труд души на ниве. «Нива – божья ладонь».

    45.

    Лес.

    Лес – зеленый друг. Царство природы. Дары леса. Тайны леса.

    Как лес служит человеку7 дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья, напоминающие дерево жизни.

    46 – 47.

    Река.

    Река. Название реки. Живая вода. Святая вода.

    О чем говорят названия рек? Как реки служат человеку? В чем красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мертвая и святая. Жизнь реки и человека.

    48.

    «Море-океан»

    Море-океан. Соловецкие острова. Поморы. Мореходы.

    Как море служит человеку? В чем красота моря? Море – конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.

    49 – 50.

    «Путь-дорога».

    Дорога. Путь. Путники. Паломники. Гостеприимство. Дорога жизни.

    Дороги родных просторов. Путники. Чему учила путников дорога? Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Паломники. Гостеприимство.

    51.

    Обобщающее занятие по теме «Родные просторы».

    Родные просторы.

    Нет ничего прекраснее Родины. Будь достоин своих предков.

    Раздел «Труд земной» 8 часов

    52.

    Сев и жатва.

    Пахота и пашня. Сев и жатва. Пахарь и сеятель. Страда. Народные приметы.

    В поте лица добывается хлеб. «Хлеб – дар божий, отец, кормилец». Хлеб – всему голова. В народных приметах – народная сметка и наблюдательность.

    53.

    «Братья меньшие»

    Домашние животные. Забота о животных. Любовь к живому.

    Все домашние животные исправно служат человеку. Люди немало трудятся, чтобы заготовить корм для скота. Скотину не обижают. Скот – БОЖЬЯ ТВАРЬ.

    54 – 55.

    Ткачихи-рукодельницы.

    Прясть. Ткать. Лён. Полотно. Кружево. Вышивка. Беседы и посиделки. Терпение. Сноровка.

    В старину прясть и ткать умела всякая женщина. Она всю жизнь пряла и ткала, весь дом одевала. Мастерство прях и ткачих продолжает жить.

    56.

    Мастера-плотники.

    Плотницкое дело. Артель. Рубить дом. Добросовестность. Рассудительность.

    Умельцев мастеров помнят из поколения в поколение. Помнят и давний завет – строить с добрым сердцем, без зла и вражды.

    57.

    Кузнецы-умельцы.

    Кузнец. Горн. Молот. Наковальня. Сила и ловкость.

    Кузнецы отличались большой силой, выносливостью и ловкостью. «Куй железо, пока горячо». Прочный и долговечный металл встает на службу человеку.

    58.

    Ярмарка.

    Ярмарка. Купец. Покупатель. Товар. Честная торговля.

    Показать товар лицом. Ярмарка – живая газета. «Торгуй, продавай, а Бога не забывай». Ярмарки соединяют страны и людей.

    59.

    Обобщающее занятие по теме «Труд земной»

    Уважение к людям труда. Забота. Мастерство. Добросовестность.

    Каждый день мама кормит тебя. У тебя есть удобные одежда и обувь. Много полезных изделий служит тебе и людям. Всё это – плоды труда земного.

    Раздел «Труд души» 9 часов.

    60.

    Слово.

    Слово. Слово Истины. Мудрое слово. Меткое слово. Задушевное слово. Слово покаяния. Слова молитвы.

    «В начале было слово…» В слове отражены твои разум, сердце и душа. Свободное слово к свету и правде ведёт.

    61.

    Сказка.

    Сказка. Сказочник. Житейская мудрость.

    Сказку любят и дети, и взрослые. Слово сказочное – мудрый и добрый спутник на дороге жизни. К слову сказочному относятся серьёзно, с доверием.

    62.

    Песня.

    Песня. Народная песня. Духовные песнопения. Гимн. Частушка.

    Сила и радость песенного слова – в его задушевности и сердечной теплоте. Хоровое пение соединяет людей, учит сочувствию и сопереживанию. Гимн – песня государства.

    63.

    Праздник.

    Праздник. Смысл праздника. Радостный труд души.

    Дни жизни делятся на будни и праздники. В каждом празднике живёт свое слово. В праздник мы радуемся, благодарим, миримся, вспоминаем и поминаем. В праздник душа трудится в радости.

    64.

    Книга.

    Книга книг. Книга рукописная. Книга печатная. Книжное слово. Читатели и книголюбы.

    Библия – книга книг, учебник жизни. Книги бывают разные. Чтобы выбрать хорошую книгу, слушай добрые советы учителей, родителей, книголюбов, библиотекарей. Чутко относись к книжному слову и бережно – к книге.

    65.

    Икона.

    Икона. Лампада. Красный угол. Горний мир.

    Икона – священное изображение. Это – Слово в образах. Она рассказывает человеку о мире ином, светлом и чистом, без зла и ненависти. Иконы издревле окружают человека. На них смотрят с верой и надеждой.

    66.

    Храм.

    Храм. Крест. Купол. Храм в жизни человека.

    В храме люди становятся иными. В храме их душа едина с Богом. Здесь труд земной слился с трудом души. Живой душе нужен живой храм.

    67.

    Обобщающее занятие «Путь познания вечных ценностей»

    Мудрость народа. Вечные ценности.

    Мудрость народа живет в делах, образах, мыслях, в тепле родного очага, красоте родных просторов, радости труда земного и сердечности труда души.

    3 класс.

    Раздел «Вера» 9 часов

    68.

    Чему доверяет сердце.

    Вера. Доверие. Уверенность. Признание.

    Доверяй тем правилам, которые несут добро и находятся в согласии с совестью. Эти правила – основы нравственности.

    69.

    Во что верует душа.

    Православная вера. Заповеди. Нравственность.

    Кто-то верит в Бога, кто-то – в справедливость, кто-то – в светлое будущее. Это внутреннее дело, личный выбор каждого человека. Нельзя навязывать веру силой, но нельзя и силой отрывать душу от веры. Нужно учиться уважать выбор другого.

    70.

    Верность – знак веры.

    Верность. Неверность. Вероломство.

    Верность – это преданность, надежность, твердость в слове и деле. Слово верность родственно слову вера. Родину спасла верность её сыновей и дочерей. Она была победной и спасительной.

    71.

    Верность в слове и деле.

    Присяга. Клятва. Чувство долга.

    Присяга – торжественное обещание на верность Родине. Клятва – особое обещание. Её дают сообща, всем миром. Слова присяги и клятвы священны.

    72.

    Правда.

    Правда. Правда истинная. Справедливость. Правосудие.

    Правда открывается не всем. Правду узнают внутренним зрением и слухом. Правда суда не боится, на правду суда нет.

    73.

    Где живет правда.

    Жить по правде. Праведный труд. Правдивое слово. Путеводный образ.

    Жить по правде – жить по закону, по справедливости, по совести. Чтобы жить по правде, всю жизнь нужно учить свое сердце быть зрячим, а душу – чуткой. Правда живет в правдивом слове и в путеводном образе.

    74.

    Честь.

    Честь. Доброе имя. Честность.

    Про человека с чистой совестью и благородством души говорят: «Это человек чести». Доброе имя складывается из малых дел. Важно, чтобы они были честными. Честное дело не таится.

    75.

    Светлая душа подвигом жива.

    Почести. Береги честь смолоду. Бесчестье.

    Была честь по заслугам. Родина воздала честь и хвалу великим своим сынам и дочерям – воинам, ученым, святым. Доброе имя нажить трудно, а потерять легко.

    76.

    Повторительно-обобщающее занятие по теме «Вера»

    Вера. Правда. Честь. Дорога жизни.

    Вера – твердое убеждение, полное признание. Иметь веру – значит доверять, вполне верить, твердо веровать. Вера дарует любовь и надежду, умудряет и спасает.

    Раздел «Надежда» 9 часов

    77.

    Надежда.

    Надежда. Сила воли. Упование.

    Надежда – устремление к доброму исходу дела. Сохранить надежду помогает терпение и сила воли. «На Бога уповай, да и сам не плошай».

    78.

    Надежда (продолжение).

    Уныние. Тщетная надежда. Отчаяние.

    Надежда не должна умирать. Нельзя впадать в уныние. Нельзя отчаиваться. Тщетная надежда – значит бесполезная, пустая, суетная. От тщетных надежд нужно избавляться.

    79.

    Согласие.

    Согласие. Несогласие. Разногласие. Спор.

    «Согласие да лад – для общего дела клад». Разногласия и спор случаются даже у близких. Важно уметь уступать. Нельзя превращать спор в ссору. Ссора до добра не доводит.

    80.

    Согласие и красота.

    Единодушие. Единоверие. Единомыслие.

    Жить следует в согласии с совестью. Когда близкие люди вместе молятся, поминают умерших предков, каятся в грехах, между ними возникают и единодушие и единоверие. Когда объединяются для общего дела, добиваются единомыслия.

    81.

    Терпение и умение.

    Терпение. Сострадание.

    Терпение – это умение не унывать, стойко переносить все испытания и трудности. Терпение сливается с добротой и состраданием. Оно очищает душу.

    82.

    Терпение и спасение.

    Опыт терпения. Пост. Нетерпимость.

    Научишься терпеть в малом – вытерпишь и в большом. Во время поста человек должен не гневаться, не злословить, не лгать, не мстить, не хвалиться, постараться делать добрые дела. Нетерпимость бывает слепой и глухой, а бывает, что она исходит от чуткой души и зрячего сердца.

    83.

    Послушание.

    Послушание. Своеволие. Родительское наставление. Жизненный опыт.

    Дети доверяют жизненному опыту родителей, перенимают его. Послушание родителям, старшим помогают не делать лишних ошибок на жизненном пути. Оно учит жизни.

    84.

    Послушание совести и закону.

    Совесть. Угрызения совести. Закон. Законопослушание.

    Послушание – это умение слушаться и повиноваться. Оно учит уважать старших и исполнять законы государства.

    85.

    Повторительно-обобщающее занятие по теме «Надежда»

    Надежда и согласие. Надежда и терпение. Надежда и послушание.

    Почему нам всем нужна надежда? Какая надежда не умирает? Как согласие надежде помогает?

    Раздел «Любовь» 9 часов

    86.

    Любовь к ближнему.

    Любовь к ближнему. Дружба. Сердечная привязанность.

    Любовь – это созидательный труд души и тела. Любовь начинается с заботы о другом человеке, с приветливости и щедрости. Настоящая дружба крепка и нерушима. Дружба, как душа, вечна.

    87.

    Любовь (продолжение).

    Любовь родительская, сыновняя, сестринская. Святая любовь.

    На родительскую любовь отвечают любовью сыновней и дочерней. Есть в семье любовь братская и сестринская. Это удивительное единение и есть семья. Святая любовь – у Бога.

    88.

    Милосердие в деле.

    Благое дело. Благотворительность.

    Добрые дела – благо. Милосердие – благотворительность, а люди, делающие добро – благотворители. Имена и дела милосердных людей с благодарностью помнят потомки.

    89.

    Милосердие в слове.

    Милосердие. Сострадание. Утешение.

    Милосердие рождается из любви к ближнему. Милость – это добровольный дар, щедрость. Милосерден тот, у кого этот дар идет от сердца. Сострадание – умение чувствовать чужое горе и беду как свои собственные. Слово утешения облегчает страдания, успокаивает душу.

    90.

    Доброта.

    Доброта. Добрые слова.

    В русском языке очень много добрых слов и выражений. Зачем нужны добрые слова? Умей добрые  слова вовремя сказать.

    91.

    Доброта – образ любви.

    Добрые дела. Доброжелательность.

    Жизнь дана на добрые дела. Добрый человек в доброте проживет свой век, а в ком добра нет, в том и правды мало.

    92.

    Раскаяние.

    Грех. Печаль. Стыд. Раскаяние.

    Грех – это нарушение заповедей Божьих, это вина перед Богом. Вольно или невольно люди наносят друг другу обиды. Раскаяние – это признание своей вины, желание никогда не повторять недобрых дел, не творить зла.

    93.

    Покаяние и любовь.

    Покаяние. Исповедь. Таинство. Покаяние и любовь.

    В храме раскаяние становится покаянием. Путь к церковному покаянию непрост. Грешник идет в храм на исповедь. Искреннее покаяние принимается Богом, и Он через свою любовь прощает грешника.

    94.

    Повторительно-обобщающее занятие по теме «Любовь»

    Любовь и милосердие. Любовь и доброта. Любовь и покаяние.

    Как любовь соединяет, жалеет и терпит? Что значит иметь милость в сердце?

    Раздел «София» 7 часов

    95.

    Ум да разум.

    Ум. Разум. Размышление. Вразумление.

    Ум да разум – бесценные сокровища человека. Умение перенимают, трудолюбие воспитывают, а знанию учатся.

    96.

    Святые Кирилл и Мефодий.

    Грамота. Книга. Школа.

    В 863 году была составлена славянская азбука равноапостольными Кириллом и Мефодием. После изобретения письменности стали возникать школы – бесценный очаг знаний и культуры. Грамота не только ум обогащает, но и путь к Истине открывает. Она просвещает разум и умудряет сердце.

    97.

    Истина.

    Истина. Неложность.

    Истина – в мудром слове. Истина в точном и метком слове народа. Чтобы отличить истину от лжи, слушай добрые советы родителей, учителей, разумных книголюбов.

    98.

    Истина в образе и деле.

    Подлинность. Искренность. Истовость.

    Истины Веры живут в Образах на иконах. Для людей верующих высшая истина – в Образе Иисуса Христа. Человека, который доброе дело исполняет искренне и тщательно, называют истовым. На таких людях держится наша жизнь.

    99.

    Знания и мудрость.

    Знания. Отрасли знания. Мудрость. Мудрецы. Премудрость. Духовные книги.

    Мудрость – умение из многих знаний выбрать самые главные. Мудрые люди в своем сердце и уме соединяют истину и любовь. Знания – плод учебы, а мудрость – любви и правды. Мудрость дарит Земле единодушие и спасение.

    100.

    Повторительно-обобщающее занятие по теме «София»

    Премудрость Божия. Откровение.

    София – премудрость Божия. Она была приоткрыта человеку в Откровении. Нужно всегда стремиться к мудрости, к знанию истинному.

    101.

    Экскурсия в собор Владимирской Божьей матери.

    4 класс

    Раздел «Традиции образа», 11 ч

    102.

    Первые образы. Отец.

    Отец. Род и родословие. Родовое дерево. Крестный отец. Духовный отец. Названный отец. Отчим.

    Отец – глава семьи. «Не тот отец, кто вскормил-вспоил, а тот, что уму-разуму научил».

    103.

    Первые образы. Мать.

    Мать. Крестная мать. Богоданная мать. Названная мать. Молочная мать. Мачеха.

    Мать – хранительница очага. Мать – первая молитвенница за своих детей. Мать – душа семьи.

    104.

    Первые образы. Родители.

    Родители.

    Образы родителей – самые близкие и дорогие для нас. С ними связано немало жизненных ценностей. Почитай отца и мать.

    105.

    Первые образы. Отечество. Щит и меч.

    Родная земля. Просторы земли. Памятники истории. Связь времен. Щит и меч. Щит и меч духовные.

    Мы все помним и любим свою малую родину. Мы удивляемся и восхищаемся необъятными и беспредельными просторами нашего Отечества, которые наполнены памятниками тысячелетней истории: старинными городами, храмами, иконами, древними рукописями, святынями и реликвиями наших предков. Отечество нуждается в защите. Щит защищал, а меч устрашал и карал. Духовные щит и меч – вера, молитва. Любовь, покаяние.

    106.

    Первые образы. Мир.

    Троичный образ мира. Мир – волость. Мир – артель.

    Мир – вся земля, весь белый свет. Мир – согласие, единодушие, покой, отсутствие войны. Мир – малое людское сообщество. Традиции мира живы. Они по-прежнему объединяют людей, учат жить их в согласии, взаимопомощи и единомыслии.

    107.

    Священные образы. Спаситель.

    Иисус Христос. Спас Нерукотворный. Господь Вседержатель. «Спас в силах».

    Образы Спасителя – самые дорогие на Руси. Они различны, но все напоминают нам о том, что Бог пришел в мир для того, чтобы человек стремился воссоздать в себе образ Божий.

    108.

    Священные образы. Пресвятая Богородица.

    Матерь Божия. Образы Божьей матери. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

    Матерь Божия – Заступница за весь мир, Утешительница, Охранительница от всех скорбей. Празднуя дни, посвящаемые Богородице, русские люди ожидают от Неё помощи как от Заступницы усердной.

    109.

    Священные образы. Ангел-хранитель.

    Ангел. Изображения ангела. Ангел-хранитель.

    Ангелы – посланники и чистые служители Бога. Изображения ангела очень условны. Ангел-хранитель есть у семьи, у храма, у царств и народов.

    110.

    Светлые образы. Свет и просветители. Праведники и мудрецы.

    Свет и просветители. Праведники и мудрецы. Духовный подвиг. Ульяна Осорьина.

    Свет – знак истины. Тьма света не любит – злой доброго не терпит. Благодаря просветителям свет знания побеждает тьму невежества. Праведники живут по правилам веры, надежды и любви. Они совершают духовный подвиг. Ульяна Осорьина дала образ прведной жизни.

    111.

    Светлые образы. Образы-знаки.

    Символы-знаки. Крест. Купол. Птица. Конь. Дерево.

    Крест – знак бессмертия, священный символ вечной жизни. Купол – образ свода небесного. Птица – образ Святого Духа. Конь – образ первого помощника и верного друга. Дерево – символ вечной жизни, связи человека с родной землей.

    112.

    Обобщающий урок по теме «Традиции образа».

    Традиционные образы.

    С каждым из образов связано немало обычаев, суждений, жизненных ценностей. У прежних поколений и у нас с вами они пробуждают схожие мысли и чувства, надежды и устремления.

    Раздел «Традиции cлова». (5 ч)

    113.

    Священные слова. Заповеди и заветы. Молитвы.

    Заповеди Божии. Молитвы. Общественные молитвы. Частные молитвы.

    Заповеди – основные правила христианской жизни. Благодаря им мы осознаем свое единство с тысячелетним духовным и нравственным наследием нашего народа. Молитва – священное слово, обращенное к Богу и Ангелам, Богородице и Святым. Молитва помогает сберегать чистоту помыслов, высокие духовные устремления, смягчает сердце.

    114.

    Сердечные слова. Родительское благословение.

    Родительское благословение. Благословенные иконы. Духовная грамота.  

    С родительского благословения начинаются традиции доброго дела. Благословенные иконы – память о родительском благословении. Духовная грамота – письменное родительское благословение. Жизнь  в согласии с родительским благословением придает человеку уверенность, успокаивает совесть.

    115.

    Сердечные слова. Сердце сердцу весть подаёт.

    Добрые слова. Праздничные поздравления и пожелания. Благодарные слова. Слова любви. Слова совести.

    Сердечное слово готово соединять и примирять людей, очищать их душу, радовать любовью и чистотой чувств.

    116.

    Честные слова. Правила честного слова.

    Честное слово. Договор и уговор. Присяга. Обет.

    В честном слове раскрывается внутреннее благородство человека. Договоры и уговоры укрепляют доверие между людьми. Слова присяги священны. Обет – добровольное обязательство перед Богом или святыми.

    117.

    Обобщающий урок по теме «Традиции слова».

    Священные, сердечные и честные слова.

    Слово помогает человеку. «Лучше споткнуться ногами, чем языком».

    Раздел «Традиции дела». (10 ч)

    118.

    Труд. Земледельцы.

    Земледельцы. Пахота и сев. Жатва. Страда.

    Именно земледельцы кормят всё Отечество. «Кто не работает, тот не ест». «Каждому делу – своя пора».

    119.

    Труд. Ремесленники.

    Ремесленники. Мастера, ученики и подмастерья.

    Существуют более двухсот названий ремёсел, но во всех есть общее: мастер любил и хорошо знал материал, с которым работал, безупречно владел своим инструментом, работал добросовестно. Вместе с руками трудилась и душа. Ученики и подмастерья всегда были рядом с опытным мастером, осваивали ремесло и жизненные правила.

    120.

    Труд. Купцы и предприниматели.

    Купцы и предприниматели. Правила торговли. Риск.

    Купцы – люди, занимающиеся торговлей. Предприниматели – люди, имеющие свои предприятия. Купцы и предприниматели – деловые люди. Благодаря им сближаются люди, города и земли, страны и народы.

    121.

    Служение. Воинство.

    Воинское служение. Боевые традиции. Дисциплина и порядок. Отцы-командиры. Боевое знамя.

    Издавна важнейшим для мужчин было воинское служение. В воинском служении всех времен есть боевые традиции. Настоящий командир заботится о своих воинах, как о собственных детях, за что его и называют отцом-командиром. Боевое знамя – знак воинской чести.

    122.

    Служение. Священство.

    Духовные воины. Духовное служение. Священники, монахи и монахини.

    В защите нуждается не только родная земля, но и душа человеческая. Церковь поставлена на страже души, а её служители – духовные воины. Церковь неустанно несет особое духовное служение. Традиция духовного служения требует от духовенства большого терпения и любви к ближнему.

    123.

    Служение. Суд и управление.

    Управление и суд. Власть и суд.

    Люди, занимающиеся управлением, находятся на различных его ступенях. Управление бывает местным и общегосударственным. В любом правителе особо ценили добросовестность и рассудительность, а также строгость в сочетании с любовью.

    124.

    Творчество.

    Талант.

    Талант – способность к творчеству. Добрая традиция – поддержка таланта.

    125.

    Творчество. Искусники. Иконописцы.

    Искусники. Иконописцы. Художники – живописцы. Вышивальщицы и золотошвейки.

    Иконописцам доверяли безмерно ответственное дело – написать своей рукой вечное и Божественное. Художники рассказывают о земном мире – живом мире природы и человека. Вышивальщицы и золотошвейки – подлинные искусники, мастера художественных промыслов. Творчество иконописцев, живописцев и искусных мастериц дают возможность глубже увидеть и осознать два мира – духовный, горний, а также земной, дольний.

    126.

    Творчество. Книжники.

    Наука. Научное творчество.

    Наука открывает знания о мире. Подлинное научное творчество верно служит народу и Отечеству.

    127.

    Обобщающий урок по теме «Традиции праведного дела».

    Праведный труд. Путь правды.

    Жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества – в этом и состоит давняя традиция праведного дела, переданная нам от наших предков.

    Раздел «Традиции праздника». (8 ч)

    128.

    Гулять всем миром.

    Праздники по земледельческому календарю. Общинные и престольные праздники.

    Гулянье всем миром сближало людей: они лучше узнавали друг друга, делились душевным теплом и сердечным словом, помогали ближнему.

    129.

    Радоваться всей семьёй.

    Семейные праздники.

    Крестины, именины, дни рождения и другие семейные праздники – теплые и сердечные праздники взаимной любви и доброжелательности близких друг другу людей, их духовного единения.

    130.

    Помнить всем Отечеством.

    Государственные и гражданские праздники.

    Государственные и гражданские праздники запоминаются радостным и добрым настроением. В сердцах людей поселяется чувство благодарности к своей Малой родине, укрепляется желание сделать для неё что-то доброе и полезное.

    121.

    Молиться всей церковью.

    Православные праздники.

    Православные праздники приносят людям большую духовную радость. Они помогают хранить в душе и сердце каждого веру и надежду, учиться любви и мудрости.

    132.

    Обобщающий урок «Потрудиться душой».

    Заповедное и заветное слово. Духовный настрой. Подготовка к празднику.

    Праздники сближают людей, укрепляют их духовно, вселяют любовь к ближнему, сберегают родственные чувства и взаимопомощь. Они из поколения в поколение бережно передают заповеди Божии и заветы предков.

    133.

    Обобщающий урок за год «Традиции моего Отечества».

    Важные отечественные традиции.

    Истоки помогают нам увидеть в обычном новое. Истоки помогут определить жизненную позицию. Не живи так, как хочется, а так, как Бог велит.

    134.

    Ярмарка «Наши истоки».

    135.

    Экскурсия в Собор Владимирской Божьей Матери.

    Методическое обеспечение

    Форма занятий, планируемых по каждой теме:

    беседа, показ, объяснение, индивидуальная работа, активные формы обучения: работа в парах, тройках, четверках, ресурсный круг.

    Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса:

    объяснительно-иллюстративный, наглядный, словесный, творческий, частично-поисковый.

    Методический и дидактический материал:

    УМК по «Истокам»: учебники для 1 – 4 классов, прописи для 1-го класса, рабочие тетради для 1 – 4 классов.

    Техническое оснащение:

    мультимедийный комплект, диски, презентации, музыкальный центр.

    Формы подведения итогов:

    Развивающие и оценивающие тренинги, обсуждение, анкетирование учеников и родителей, участие в ярмарке «Наши истоки», в 4 – м классе –  олимпиада.

            

    Список литературы для педагога

    1.  Закон Российской Федерации « Об образовании»;

    2.  Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.

    3.  Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской   Федерации до 2010 г.

    4.  Концепция модернизации муниципальной системы образования.

    5.  Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03 (зарегистрировано в Минюсте 27.05.03 г. № 4594)

    6.  Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (утверждены научно-методическим советом по дополнительному образованию детей Министерства образования Российской Федерации 03.06.2003 г.)

    7.  О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844;

    8.  Устав МБОУ Сергачской СОШ № 2.

    9. Камкин А.В., Кузьмин И.А. Программа для начальной школы.

    10. Истоковедение. Т. 1, 5, 2, 6. Издание второе, дополненное. Издательский дом «Истоки», Москва, 2005.

    11. Истоковедение. Т.8. Издательский дом «Истоки», Москва, 2009.

    Список литературы для ученика

    1 класс

    1. Давыдова Е.Ю. , Кузьмин И.А.Азбука Истоков. Золотое сердечко. Учебное пособие для 1-го класса общеобразовательных учебных заведений.- М. : Издательский дом «Истоки», 2009.
    2. Давыдова Е.Ю. Азбука Истоков. Прописи.  Для 1 класса общеобразовательных учебных заведений. Части  1,2. – М.: Издательский дом «Истоки»,  2008.
    3. Давыдова Е.Ю. Азбука Истоков. Тетрадь по чтению для 1 класса общеобразовательных учебных заведений. - М.: Издательский дом «Истоки», 2010.

    2 класс

         4.   Камкин А.В. Истоки. Учебник. 2 класс. - М.: Издательский дом

              «Истоки», 2007.

         5.   Котельникова Н.В., Бандяк О.А. Под общей редакцией Кузьмина                       И.А.  Истоки. Рабочая тетрадь для 2-го класса в 2-х частях.

    1. класс

    6.  Камкин А.В. Истоки. Учебник. 3 класс. - М.: Издательский дом

               «Истоки», 2007.

    1.  Котельникова Н.В., Твардовская Н.Ю. Под общей редакцией Кузьмина И. А.  Истоки. Рабочая тетрадь для 3-го класса в 2-х частях.

    4 класс

    1. Камкин А.В. Истоки. Учебник. 4 класс. - М.: Издательский дом

                «Истоки», 2007.

    1. Ергина В.Д., Смирнова Т.Н. Под общей редакцией Кузьмина И. А. Истоки. Рабочая тетрадь для 4-го класса в 2-х частях.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Общеобразовательная программа общего начального образования УМК «Планета знаний» 2 класс

    ОглавлениеПояснительная запискаРаспределение учебного времени прохождения программного материалапо физической культуре (2-4 классы)Содержание учебной программыМесто учебного предмета в учебном планеКа...

    Конспект открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Волшебный мир оригами» в рамках комплексной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» Тема: «История праздника День Матери. Изготовление открытки ко Дню Матери».

    Конспект открытого занятияпо дополнительной общеобразовательной программе«Волшебный мир оригами»в рамках комплексной общеобразовательной программы «Радужная мозаика»Тема: «История праздника День Матер...

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА в рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» «Волшебный мир оригами»

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММАв рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика»  «Волшебный мир оригами»...

    Логопедическое сопровождение детей с ЗПР, обучающимися по общеобразовательной программе с учётом адаптированной программы VII вида в условиях общеобразовательной школы.

    В данной работе рассказывается о том, как должна осуществляться коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы...

    Конкурсное задание "Дополнительная общеобразовательная программа". Презентация.

    Компьютерная презентация доступна по ссылке https://cloud.mail.ru/public/d8b40054ccd2/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F.rarПояснительная запискаСлайд № 2Программ...

    Рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования глухих обучающихся (вариант 1.4)

    Программа коррекционно-развивающих занятий разработана для обучающихся 1 класса на основе варианта 1.4. стандарта для глухих обучающихся, имеющих помимо глухоты, умеренную, тяжелую или глубокую умстве...

    Рабочая программа общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, по предмету "Мир природы и человека" (2 класс)

    Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена на основании ФГОС  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014г. ...