Программа летнего лагеря Непоседы
проект на тему

Пичихина Ирина Викторовна

Программа летнего лагеря

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lager_neposedy_vitimskaya_sosh.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Витимская средняя общеобразовательная школа»

Лагерь с дневным пребыванием детей

«НЕПОСЕДЫ»

ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ

С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ НА БАЗЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«ЛЕТО – ЭТО МАЛЕНЬКАЯ ЖИЗНЬ»

2014 год.

1

                                                                 Содержание

  1.    Концепция  программы……………………………………………………  3
  2.    Пояснительная записка……………………………………………………  4

Ш.  Программа летнего лагеря дневного

пребывания «Непоседы» ……………………………………………………….  6 - 18

  1. Цели и задачи Программы……………………………………………. 6
  2. Актуальность Программы……………………………………………. 7
  3. Кадровое обеспечение ………………………………………………… 8
  4. Основания для разработки программы ……………………………. 9
  5. Ожидаемые результаты реализации Программы………………… 10
  6. Механизм реализации программы………………………………… . 11
  7.  Сведения об участниках………………………………………………12
  8. Методическое сопровождение программы………………………….15
  9.  Условия реализации программы. ………………………………….. 16
  10.  Содержание программы по модулям ..………………………… …. 17
  1. Приложение………………………………………………………………. 19 - 75

                                     

                                         Концепция программы

Россия вошла в третье тысячелетие, имея в запасе как несомненные достижения в науке, искусстве, так и проблемы в различных областях общественной жизни (загрязненная экология, хронические заболевания и т. д.).

Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей. А летний период – это огромный потенциал для развития и формирования детей, привития им «здорового образа жизни».

Развитию творческого потенциала детей педагогический коллектив уделяет большое значение. Педагоги школы считают, что при отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей происходит их угасание.

Однако анализ здоровья воспитанников лагеря свидетельствует о том, что больше половины из них имеют различные болезни. Самые распространенные из них: нарушение  осанки,  плоскостопие, ослабленное зрение, соматическая ослабленность.  Доказано, что если ребенок болен, он не может отдать все свои силы на созидание, на преодоление задач, связанных с творческой деятельностью.

Необходимо также учитывать, что на состояние здоровья влияет такой фактор, как социальная среда. Большинство воспитанников лагеря живут в  многодетных семьях.   В некоторых  семьях  доходы составляют лишь прожиточный минимум. Отсюда и скудное, нерациональное питание, ограниченные возможности в вопросах оздоровления детей. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.

     Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать еще в детстве. По опросам детей и родителей:  многие из них ищут спасение в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов,  как  двигательная  активность,  закаливание и др. Период каникул даёт нам возможность реализовать поставленные цели и задачи.

                                                   

                                                   Пояснительная записка. 

   

         Лето - наилучшая пора для общения с друзьями, с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестным.  Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.

         Каникулы составляют значительную часть объёма свободного времени детей, поэтому каникулы для них – это восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к социокультурным и образовательным ценностям,  воплощение собственных планов, удовлетворение индивидуальных интересов, развлечение, свобода в выборе занятий. Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья.  Нет  уроков, нет домашних заданий, принуждения, - свободная пора для развлечений и игр.  

    Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх.  Путь к сердцу каждого ребёнка можно найти с помощью игры, фантазии и воображения.  В игре,  кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать, раскрывает свой творческий потенциал.    

     

    Детские  лагеря являются важным звеном в системе  образования и воспитания.  Все дети любят двигаться, играть, богаты своей неисчерпаемой энергией, поэтому наш летний  лагерь  с дневным пребыванием   называется – «Непоседы».  Деятельность   лагеря «Непоседы» основана на гуманистической концепции взаимоотношений личности и общества, целостном подходе к воспитанию и развитию личности в условиях коллективной деятельности. За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа.

    Программа  ДЛП « Непоседы»   составлена как логическое продолжение воспитательно – образовательной  работы в области всестороннего развития личности  воспитанников.  

Воспитатели работают с детьми,  опираясь на следующие основные идеи и принципы работы с детьми:

  • Оздоровление.
  • Предоставление детям увлекательного и полноценного отдыха с максимальным использованием  природных условий, физической культуры.
  • Внимание и забота, любовь и терпение, стремление понять ребёнка.
  • Принцип увлечённости - чтобы дети не скучали, были увлечены занятиями.
  • Принцип внимательности - чтобы в работе с ними учитывались их пожелания.
  • Принцип целесообразности - чтобы за время отдыха получали навыки и знания, которых раньше не имели.
  • Принцип самостоятельности – всё, что дети могут делать сами, они должны делать самостоятельно.
  • Принцип заботливого отношения - уметь слушать, видеть в ребёнке большого человека, помогать даже в мелочах, быть искренним.

    Комплектование отрядов осуществляется по возрастным категориям и с учётом интересов детей с целью продолжения познавательной деятельности, учитывается  родственные отношения, симпатии к товарищам.  

    Программа реализуется в течение 18  календарных дней,   ежедневное  пребывание в лагере сводится  к 6 часам (с 8.30. до 14.30.)  Финансирование лагеря осуществляется фондом социального страхования.

 К реализации программы активно привлекаются  различные культурно - досуговые   организации  - ( Дом Культуры, сельская библиотека).

  При создании программы летнего лагеря мы исходили из ряда достаточно простых, но и вместе с тем весьма важных оснований, которые мы и приводим:

  1. Летний  лагерь помогает использовать период летнего отдыха учащихся для укрепления здоровья, развития физических сил, обогащения знаниями и новыми впечатлениями.
  2. Такая форма активного отдыха содействует развитию и сплочению, как временного детского коллектива, так и создает основу для развития социального интеллекта учащегося и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности.
  3. Создаются большие возможности для организации неформального общения.

Неформальность же обстановки позволяет организовать и развивать самостоятельность ребят, воспитывать личностные качества, формировать активность, обучать разнообразным умениям и навыкам.

  1. Большая роль отводится организации занятости детей в летний период времени, остающихся в  селе, как  мощная превентивная форма против безнадзорности, асоциального и аддитивного поведения  детей.

 

   

Оздоровительно-развивающая и профилактическая

 Программа летнего  лагеря дневного пребывания

Цели и задачи реализации Программы

  • формирование отношений сотрудничества и содружества в детском   коллективе и во взаимодействиях с взрослыми;
  • создание в лагере атмосферы  раскрепощенности, веселья и доброжелательности;
  • оздоровление детей и профилактика детских заболеваний;
  •  развитие ловкости, воспитание у отдыхающих любви  к  спорту и здоровому образу жизни;
  • формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру;
  • закрепление правил личной гигиены отдыхающих, воспитание аккуратности, дисциплинированности во время еды в столовой;
  • привитие навыков здорового образа жизни;
  • снижение эмоционального напряжения детей;
  • развитие психических процессов детей (памяти, внимания, мышления, воображения, произвольной сферы, интеллектуального развития и др.);
  • развитие у детей чувства   единства и сплочения  в детском  коллективе;
  • развитие познавательной активности  и  интересов;
  • развитие интересов  к  игровой деятельности;
  • повышение самооценки;
  • воспитание чувства личной ответственности у детей за свои дела и поступки;
  • воспитание навыков культурного поведения, этикета, бережливости;
  • воспитание у детей стремления к культурной жизни, правде, доброте, красоте;
  •   раскрыть творческий потенциал детей;
  • развить различные формы общения в разновозрастных группах;
  •  формирование  интереса к различным видам деятельности;
  •  приобщение ребят к разнообразному опыту социальной жизни через участие в игре;
  •  воспитание ответственности, бережного отношения к природе, развитие экологического кругозора;
  • развитие производительности психологического процесса, самообслуживания, творчества;
  • развитие и укрепление связей школы, учреждений дополнительного образования, культуры, здравоохранения;

                                     Актуальность программы:

Летний лагерь  - это радость общения с друзьями, познание окружающего мира. Период детства должен быть временем мира и здоровья, духовно-нравственного, интеллектуального становления и  роста.

             Школьный возраст является периодом фактического складывания психологических механизмов личности. Ребенок приобретает черты большей индивидуальности в поведении, интересах, ценностях, личностных особенностях.

 Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в условиях   сельской местности;

– необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;

– обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;

– модернизацией старых форм работы и введением новых;

– необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.

Оздоровление детей, сплочение  детей разного возраста  в  единый

дружный коллектив; создание в лагере атмосферы раскрепощенности, веселья и доброжелательности; оздоровление детей и профилактика детских заболеваний являются основными приоритетными целями  настоящей  программы.

Кадровое обеспечение

  • Учителя
  • Ученики
  • Мед.работник
  • РаботникиСДК
  • Работники библиотеки

Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.  

Общее количество участников Программы  - 65

Контингент участников (возраст)  -  65 человек в возрасте  от  6 до 15  лет.

Система организации контроля над исполнением программы

осуществляется начальником лагеря  Пичихиной ИВ.

Программа составлена  с учетом интересов и психолого-возрастных  

                                          особенностей детей

Адрес учреждения   Бурятия Баунтовский район, село Романовка, улица Почтовая 24

Телефон:  83015354243

Форма реализации Программы   лагерь дневного пребывания

 

Сроки реализации Программы  с  02.06.14.  по  23.06.14.

Место реализации Программы Муниципальное Бюджетное  Образовательное

Учреждение  «Витимская средняя общеобразовательная школа»

Основания для разработки программы 

- закон РФ “Об образовании”;

- конвенция о правах ребенка;

- приказа  Министерства образования и науки  «Об организации летней оздоровительной кампании в 2009 г  и в целях совершенствования организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков»;

- распоряжение главы муниципального образования «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей»;

- постановление главы муниципального образования  «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей».

- положение о лагере дневного пребывания;
- правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;
- правила по технике безопасности, пожарной безопасности;
- должностные инструкции работников;
- санитарные  книжки  о прохождении медицинского осмотра;
- заявления от родителей;

     

                            Ожидаемые результаты реализации Программы

- общее оздоровление и укрепление здоровья детей;
 
- улучшение социально-психологического климата  летней  площадки дневного пребывания;

- снижение темпа  роста негативных социальных явлений среди детей;

- укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;

- формирование умений, навыков, приобретение жизненного опыта; 

 - внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;  

-  развитие творческой активности и самореализации каждого ребенка;

 - творческий рост педагогов.

Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, психологического анкетирования, антропометрическим данным.

 

             

                                         

                                           Механизм реализации программы

I. Подготовительный этап включает:

  • подбор кадров;
  • комплектование отрядов; 
  • проведение  инструктажа  с работниками лагеря, инструктивных совещаний;
  • подготовка материально-технической базы;
  • разработка документации.

II. Организационный этап включает:

  • знакомство;
  • анкетирование и диагностика;
  • выявление и постановку целей развития коллектива и личности;
  • формирование и сплочение отрядов;
  • формирование законов и условий совместной работы;
  • подготовку к дальнейшей деятельности по программе
  • знакомство с режимом работы лагеря и его правилами.

     III. Основной этап включает реализацию основных положений программы.

Родители, дети, педагоги, общественные организации – организаторы программы:

  • познают, отдыхают, трудятся;
  • делают открытия в  себе, в окружающем мире;
  • помогают в проведении мероприятий;
  • учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
  • развивают способность доверять себе и другим;
  • укрепляют свое здоровье.

Во время реализации программы  воспитатели и воспитанники оформляют отрядные уголки с тематикой здорового образа жизни, выставку рисунков, поделок.

IV. Заключительный этап.

  • Выпуск альбома  лагеря и закрытие смены;
  •  Обобщение итогов деятельности;
  •  Сбор отчетного материала;

 

    СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАСТНИКАХ 

 (социальный состав воспитанников)

 Всего детей – 65 человек

Из них:

      – из многодетных семей -   5 ч.

– малообеспеченных семей -  15   ч.

 - из неполных семей  -  8      ч.

– из семей беженцев, переселенцев - нет

– из числа детей-сирот - 4

– из числа детей (опекаемых) - 4

– детей с ограниченными физическими возможностями (инвалиды) – нет

– детей из семей, оказавшихся в социально опасном положении – 13ч

– состоящих на учете в школе – 4

                               Методическое сопровождение программы

Для эффективной работы в лагере активно используется методика самоуправления через коллективные творческие дела, где основа – самоуправление.

                    Методика КТД

    В сфере воспитания коллективно - трудовая деятельность и коллективно-творческие дела уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта методика, технология, прекрасно учитывающая психологию подросткового и юношеского возраста, действительно, способна творить чудеса. У каждого, кто участвует в них, пробуждается творческий потенциал, возникают самые добрые чувства к своим товарищам, возникает потребность преобразить свою школу, сделать ее красивее.

     Дело – это событие, любые какие-либо действия, которые несут в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге.

     Коллективное дело – событие (набор действий), осуществляемых посредством совместных усилий всех членов коллектива – воспитанников и воспитателей.

    Коллективно-творческое дело (КТД) -  событие, либо набор действий, предполагающий непрерывный поиск лучших решений, жизненно-важных задач и задумывается, планируется и реализуется и оценивается сообща.

     Виды КТД:

  1. Организаторские дела (метод взаимодействия)
  2. Общественно-политические дела (беседы, лекции и др.)
  3. Познавательные дела (познавательные игры: ребёнок должен узнать как можно больше об окружающем мире)
  4. Трудовые дела (способствовать развитию трудовых навыков)
  5. Художественные дела (творчество: рисование, оформление)
  6. Спортивные дела (зарядки, Веселые старты, комический футбол и др.)

                Методика самоуправления  

     Развитие самоуправления в коллективе детей играет важнейшую роль. С одной стороны, этот процесс обеспечивает их включенность в решение значимых проблем, с другой, - формирует социальную активность, способствует развитию лидерства.

     Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся во временном детском объединении. Через свое участие в решении этих проблем подростки вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их участие в решение управленческих проблем.

     Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей.

 Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы.  

                            Условия реализации программы.

1. Материально-технические условия предусматривают:
а) финансирование за счет Фонда социального страхования,  родительская плата,
б) игровая, библиотека, столовая,  фойе, (приспособленное для   спортивного зала),  

в) спортивная площадка,   игровая площадка.
г) ТСО (компьютер с выходом в Интернет, принтер, ксерокс, телевизор,  DVD - приставка, музыкальный центр, ауди  и видеотека).

д) настольные игры, художественные средства, спортивный инвентарь.

е) канцелярские принадлежности.

2. Кадровые условия. 
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

 * Начальник лагеря – обеспечивает функционирование лагеря;
* Воспитатели – организовывают работу отрядов:  спортивно-оздоровительную работу,    музыкально - досуговые мероприятия;
 * Работники  СДК   музыкально - досуговые мероприятия.

 3.  Педагогические условия.
- Соответствие направления и формирования работы целям и задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие в   мероприятиях   по интересам;
- Отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей;
- Обеспечение единства и взаимосвязи управления самоуправления;
- Единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.
4. методические условия предусматривают:
- наличие необходимой документации, программы, плана;
- проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены.

                                            Основное  содержание Программы по модулям          

  1. Организационный модуль.

       Формы работы:

  • планирование;
  • подготовка к лагерной смене;
  • оформление лагеря;
  • подготовка материальной базы;
  • распределение обязанностей;
  • подготовка к сдаче приемной комиссии.
  • организация питания в школьном оздоровительном лагере.
  1. Оздоровительный модуль.

          Формы работы:

  • утренняя зарядка разной тематики;
  • применение дыхательной гимнастики;
  • встречи с медицинским работником;
  • витаминизация питания детей;
  • осуществление и  соблюдение   правил техники безопасности;
  • влажная уборка, проветривание;
  • беседы о вредных привычках;
  • экскурсии в природу;
  • организация питания воспитанников;
  • организация питьевого режима;
  • спортивные праздники;
  • туристические походы;
  • подвижные игры в здании и на свежем воздухе;

               3. Творческий модуль

         Формы работы:

  • коллективно-творческая деятельность;
  • участие в   мероприятиях;
  • работа творческих мастерских;
  • конкурсы;
  • викторины;
  • игра;
  • праздник;
  • турнир;
  • мини - поход;
  • просмотр фильмов,  мультфильмов;
  • чтение книг;
  • дискотека;
  • соревнование;
  • эстафеты.

                4. Патриотический модуль       

               Формы работы:

  • посещение  достопримечательных мест своего села;
  • беседы об истории: «Символика Российской Федерации», «Природа моего края»;
  • встреча с интересными людьми своего села;
  • конкурсы рисунков «Вот моя деревня, вот мой дом родной!»,  «Чтобы не было войны!»
  • познавательная викторина «Знатоки родного края»

             5. Нравственно-экологический модуль

               Формы работы:

  • экскурсии в природу;
  • беседы о нравственности;
  • экологический КВН;
  • работа библиотекаря школы;
  • викторины, конкурсы;
  • мероприятия на  тему  нравственности;

        6. Социально-психологический модуль

            Формы работы:

  • диагностика;
  • тестирование;
  • индивидуальные беседы;
  • групповая работа;
  • наблюдение;
  • анкетирование.

                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летнего лагеря "Цветочный город" 2010-2011

Представлена Программа летнего оздоровительного лагеря при МОУ" Коробицынская СОШ"...

Программа летнего лагеря.

В системе непрерывного образования каникулы в целом, а летние в особенности, играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков. Пришкольные лагеря – одна из наиболе...

Программа летнего лагеря "ГАРМОНИЯ" с дневным пребыванием детей

Программа разработана в целях создания необходимых условий для организации детского отдыха, активизации деятельности ОУ по развитию детского отдыха и занятости, развития личности ребёнка в каникулярны...

Программа летнего лагеря "Последний герой" с дневным пребыванием детей

Программа состоит из пояснитльной записки,в которой указана актуальность её разработки,цель и задачи, принципы и этапы её реализации,основные направления,ожидаемый результат.Логика построения смены...

Программа летнего лагеря "Солнышко" с дневным пребыванием детей

Данная программа является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей на основе патриотизма и духовно-н...

Программа летнего лагеря "Непоседы"

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, при...

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием "Летняя сказка"

Комплексная программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Летняя  сказка»...