Нравственное воспитание младшего школьника
статья на тему

Цехменструк Елена Вячеславовна

Тема самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravstvennoe_vospitanie.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №54 г. Челябинска

(Филиал МБОУ СОШ №54)

454081, г. Челябинск, ул. Кудрявцева, 18

тел./факс: 8 (351)772-68-32

Воспитательная тема самообразования:

«Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста»

Цехменструк Елена Вячеславовна

классный руководитель 1 ступени обучения

Образование, специальность – высшее,

учитель начальных классов

Год рождения – 24.04.1970

Стаж работы в должности – 25 лет

Примерная тематика

нравственных классных часов:

1 класс

  1. Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
  2. О невежах и вежливости.
  3. Что значит быть ответственным.
  4. Поговорим о том, как мы выглядим.

2 класс

  1. О лени и лентяях.                                                                      11.12.09
  2. Об аккуратности.                                                                       15.01.09
  3. Об обидах и причинах обид.                                                    22.04.09
  4. Эгоисты. Кто они такие?                                                          21.05.09

3 класс

  1. Правда и ложь – какие они?
  2. О жадности и жадных.
  3. Что такое характер?
  4. Что значит в жизни похвала.

4 класс

  1. Мои мечты и мои желания.
  2. Друг в моей жизни.
  3. Душевность и бездушность.
  4. Что значит быть счастливым.

Примерная тематика

нравственных классных часов:

1 класс

1. Старость надо уважать.                                                         12.12

2. Правда и ложь – какие они?                                                  16.01

3. Что такое характер?                                                               13.02      

4. О жадности и жадных.                                                           06.02

5. Что значит в жизни похвала.                                                 24.04

6. Эгоисты. Кто они такие?                                                       22.05

2 класс

       1. О лени и лентяях.

       2. Об аккуратности.

  1. Об обидах и причинах обид.

3 класс

      1. О невежах и вежливости.

      2.  Что значит быть ответственным?

      3. Поговорим о том, как мы выглядим.

4 класс

      1. Мои мечты и мои желания.

      2.  Друг в моей жизни.

      3. Душевность и бездушность.

      4. Что значит быть счастливым.

Нравственное воспитание детей

младшего школьного возраста.

                                                      Для того чтобы знать, что нравственно,

                                                      надо знать, что безнравственно, -

                                                      для того чтобы знать, что делать,

                                                      надо знать, чего не должно делать.        

        Л. Н. Толстой

          Школьный возраст – важный период в нравственном становлении и развитии личности. Нравственное развитие происходит благодаря целенаправленному воспитанию, ознакомлению ребёнка с нормами поведения общественной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками. 

Нравственное воспитание учащихся - одна из самых важных задач школы. Воспитание сознательной трудовой дисциплины, ответственности за порученное дело, за сроки выполнения должно осуществляться с первых дней пребывания ребёнка в школе. Первоначальные трудовые навыки приобретаются при выполнении учебных обязанностей. В учении сливаются познавательная и трудовая деятельность школьников. Для ребёнка учение - напряжённый труд. Сам процесс познания мира, приобретения большого объёма новых знаний связан с неизбежными трудностями, успехами и неудачами.

Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка и предполагает становление его отношений к родителям, окружающим, к коллективу, обществу, Родине, отношений к труду, своим обязанностям и к самому себе. Общественная направленность коллективной деятельности пробуждает у детей желание замечать, что же можно сделать, чтобы жизнь стала лучше. В процессе нравственного воспитания школа формирует у младшего школьника чувства патриотизма, товарищества, коллективизма, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Основная задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества превратить в высокие нравственные внутренние стимулы каждого ребёнка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. В школе эта работа проводится систематически и целенаправленно в течение 11 лет.

Собственный нравственный опыт создаёт условия для эффективного усвоения опыта других людей, который передаётся детям в процессе нравственного просвещения.

Воспитательный процесс должен обеспечить осознание детьми нравственной стороны поведения и отношений. Осознание детьми своих и чужих поступков позволяет формировать нравственную оценку и самооценку.

Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальные условия для развития каждого ребёнка, исходя из неповторимости его индивидуальности. Общий идеал как необходимая общая цель воспитания принимает в личности индивидуальную форму. Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы в детях проявлялись их лучшие черты и качества.

Нравственное воспитание младшего школьника происходит прежде всего в процессе обучения - главном виде деятельности в школе. Учение ребёнка только при поверхностном подходе может показаться делом сугубо индивидуальным. На самом деле урок - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои действия с действиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать другим и самому принимать помощь. На уроках дети коллективно переживают чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. В воспитательном отношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны. Огромный вред делу воспитания наносит существующие у части учителей мнение о том, что главные предметы - русский язык и математика. Разнообразие предметов даёт возможность каждому ребёнку проявить в учении сильную сторону своей индивидуальности. У одного острый ум, у другого умелые руки, третий особенно ловок, изящен, отлично владеет своим телом, движениями, четвёртый особенно восприимчив к прекрасному, пятый наблюдателен. Эти сильные стороны личности ребёнка проявляются прежде всего в учебном процессе, когда каждый ребёнок в какой-то области становится более знающим и умеющим.

Определяющее значение в нравственном воспитании младших школьников имеет личный пример учителя, его отношения к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем и учениками характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между собой. В основе гуманистического стиля отношений лежит педагогический оптимизм учителя, его безграничная вера в возможности ученика, опора на положительное в ребёнке. Домашняя обстановка и отношения в семье также оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Вот почему важно учить родителей воспитаю детей.

На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребёнка, обогащается его жизненный опыт. Переживания младших школьников, их радости и огорчения прежде всего связаны с учёбой. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не так называемы воспитательные моменты.

Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному делу, гуманности, патриотизме и интернационализме.

На уроке постоянно возникают определённые и нравственные отношения между учащимися. Решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Учитель предъявляет ряд требований, касающихся деятельности учеников на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе - и оценивает умение учеников этом плане. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Это, прежде всего, отношение каждого участника к своему делу как к общему, умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции общей работы. Для того чтобы эти возможности урока реализовать практически, учителю необходимо создавать в течение урока ситуации, в которых у учеников была бы возможность общения между собой: видимо, несколько ослабить иногда излишне строгую регламентацию поведения детей на уроках.

Перед учителем стоит сложная задача - так организовать индивидуальную деятельность ученика по усвоению знаний, чтобы она вызывала общие переживания, способствовала воспитанию коллективизма, была источником становления высоконравственных взаимоотношений детей.

Для накопления детьми опыта сотрудничества чрезвычайно важно, чтобы учитель оценивал на уроке не только знания учебного материала, но и обращал внимание на нравственные поступки младших школьников. Учителю на уроках необходимо использовать естественные ситуации и преднамеренно создавать новые для разъяснения характера возникающих между детьми взаимоотношений, раскрыть их обязанности как членов коллектива, предупредить отрицательные поступки. В совместной деятельности на уроках у младших школьников вырабатывается представление о том, что хорошо и что плохо. Это касается тех сторон жизни, которые особенно волнуют ребят: отношение к учению, отметкам, труду, дружбе, к различным поступкам учеников в классе.

Почти во все уроки можно включить элементы совместной работы. Необходимо создавать в классе такую обстановку, в которой каждый ученик стремился бы преодолевать трудности, чувствуя уважение к себе со стороны учителя и учащихся даже тогда, когда результат достигается с трудом.

Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, который пробуждает самостоятельную мысль и вызывает совместные переживания, способствует их нравственному воспитанию.

Особую роль в нравственном воспитании и развитии ребёнка играет семья, поэтому учитель работает в тесном контакте с родителями, делает всё возможное для оказания им помощи в вопросах воспитания. Для этого я использую существующие формы работы с семьёй: лекции и доклады на родительских собраниях, коллективные и индивидуальные беседы, консультации.

Цели и задачи в формировании

у детей нравственного поведения:

  1. Формировать у детей культуру поведения в школе, на улице, в общественных местах, соблюдая общепринятые нормы.
  2. Учить уважительно относиться к окружающим.
  3. Воспитывать коллективистические навыки и культуру общения со взрослыми и сверстниками, выражающиеся в общительности, вежливости, предупредительности, сдержанности, деликатности, скромности, чуткости.
  4. Воспитывать культуру речи, т.е. умение вежливо разговаривать.
  5. Формировать у ребёнка разумные потребности и воспитывать чувство долга.

Содержание

  Введение

  1. Нравственное воспитание детей младшего школьного

     возраста.

  1. Высказывания известных людей о нравственности.
  2. Примерная тематика родительских собраний.
  3. Примерная тематика нравственных классных часов.
  4. Сценарии нравственных классных часов.
  5. Сценарии презентаций на тему нравственного

      воспитания.

2. Литература.

Примерная тематика

родительских собраний:

1 класс

  1. Особенности интеллектуального  личностного развития детей младшего школьного возраста.
  2. Как знакомить детей с нормами поведения.
  3. Истоки трудолюбия.

2 класс

1. Утомляемость ребёнка и как с ней бороться.                   19.11.09

2. Поощрение и наказание в семье.                                        21.01.10

3. Как научить ребёнка говорить правду.                              20.03.10

3 класс   

1.Семейные праздники и их значение для ребёнка.

2. Что значит в жизни похвала.

3. Способности и прилежание – звенья одной цепи.

4. Как воспитать тактичного собеседника.

  1. класс
  1. Нравственные уроки начальной школы.
  2. Душевность и бездушность.
  3. Как научить дочь или сына говорить «нет».
  4. Выбор дальнейшего пути: «за» и «против».
  5. Родительский лекторий «Доброта спасёт мир»

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа нравственного воспитания младших школьников "Азбука добра" 1 класс

Авторская программа для 1 класса "Азбука добра" по этическому, эстетическому и нравственному воспитанию...

Методическая система нравственного воспитания младших школьников на основе УМК "Школа 2100"

Данный материал является кратким  описанием моей педагогической системы с указанием целей, задач, принципов, технологий и результатов....

Духовно — нравственное воспитание младших школьников через реализацию программы“Азбука нравственности”

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Занятие, проводимое в рамках “Азбуки нравственности”, является дополнительным средством решения задач...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве ...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...