Всё в наших руках
классный час на тему

Саенко Тамара Нодариевна

Час общения с элементами тренинга, имеющий целью формирование установки  на толерантное отношение к окружающим, на признание различных культур, уважение к человеку независимо от пола, возраста, языка, религиозной принадлежности, от политических мнений, национального и социального происхождения       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vsyo_v_nashih_rukah.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Всё в наших руках

Познавательные УУД - дать учащимся представление о том, что такое толерантность

Регулятивные УУД - формировать установку  на толерантное отношение к окружающим, на признание различных культур, уважение к человеку независимо от пола, возраста, языка, религиозной принадлежности, от политических мнений, национального и социального происхождения       Коммуникативные УУД – формировать умение слышать, слушать и понимать окружающих правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, развивать способность детей к рефлексии. способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.; объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

Материалы и оборудование:  мультимедийное оборудование, презентация «Планета толерантности», отрывок из мультфильма «Гадкий утёнок», клип «Давайте дружить», зеркала, конверты с «качествами», мандарины

Форма проведения: час общения с элементами тренинга

Сценарий классного часа

I. Приветствие. Эмоциональный настрой. Сл.1

Ведущий: Здравствуйте, дети, наши гости! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить на очень важную для всех нас тему.

II. Определение целей занятия. Упражнение «Самый главный человек»

Кто же будет самым главным героем нашей сегодняшней встречи? Предлагаю с ним познакомиться. Его  портрет находится в шкатулках. (Дети заглядывают в шкатулки и видят своё отражение в зеркале.)

Ведущий:  О ком мы сегодня будем говорить?  (О нас) 

Да, сегодня мы будем говорить о нас с вами. И начнем мы наше занятие с просмотра отрывка из мультфильма (Просмотр отрывка из мультфильма «Гадкий утёнок»)   Сл.2

III. Основная часть

Ведущий:

- отрывок, из какого мультфильма мы сейчас просмотрели?    

- почему утенка прозвали «гадким»? (Он был не похож на других)

- какими качествами обладали жители птичьего двора? (высокомерие, себялюбие, ставили себя выше других)

- каково было гадкому утенку? Что он чувствовал? (обиду, непонимание, унижение)

Ведущий: Гадкого утенка не любили за то, что он был не похож на остальных, за то, что он был другой! Он был, отвергнут всеми.    А может такая ситуация произойти в нашей жизни?

Такое бывает подчас и в жизни, когда человек  становится изгоем, потому что его не понимают, не принимают его взглядов или просто считают что он не такой как все.

Мы часто встречаем разных людей, кто-то из них похож на нас, кто-то отличается, кто-то кажется нам необычным, даже странным. И все мы по-разному воспринимаем и относимся к тем, кто не такой, как мы.   Сл.3

- Посмотрите на слайд и скажите в чем различия между людьми? (мужчины, женщины, дети, европейцы, азиаты, люди с ограниченными возможностями и т.д.)

- Мешают ли эти различия общаться людям друг с другом?

Ведущий: Верно, ребята, всегда люди могут найти язык общения, даже если это будет язык мимики и жестов.

Сейчас мы убедимся в том, что в чём-то люди схожи, а в чём-то различны.

1. Упражнение «Мандарин»


     
Выберите по 2 человека от группы

Возьмите себе по мандарину, запомните хорошенько, как он выглядит.

Отвернитесь (перемешиваю мандарины)

Ведущий: Угадайте, который из них ваш. Как удалось вам отгадать?

Отвернитесь. (Один разбираю на дольки, остальные прячу.)

Ведущий: Чей это мандарин? Почему так трудно определить? (внутри все мандарины одинаковые.)

Ведущий:   Вот так и люди. Снаружи все разные, а внутри – одинаковые -  ранимые, как этот мандарин.

Сегодня мы собрались подвести итоги декады толерантности. Итак, что же такое толерантность?

Давайте проверим, и, может быть, уточним ваши ответы. Ребята 4 группы нашли определение толерантности в толковом словаре.

2. Определение значения слова «толерантность»

Ученик: В русском языке в словаре Ожегова

Толерантность (терпимость) – это готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения и взгляды тобою не разделяются. Пример Терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Ученик: 16 ноября  во всём мире отмечается Международный день толерантности. Это решение было принято Государствами- членами Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры в Париже 16 ноября 1995 года.  Не всем, может быть, знакомо это слово, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень  важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека, группы, общества в целом.

Действительно, это понятие многоликое и имеет свои смысловые оттенки в разных языках: Сл.4

- в переводе с английского толерантность – это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь»;

 - в переводе с французского – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов»;

- в переводе с китайского – «проявление великодушия в отношении других»;

- в переводе с персидского – «терпение, терпимость, выносливость, готовность к  примирению.

Можно сделать вывод, что  на всех языках толерантность имеет один и тот же смысл – умение принимать людей такими,  какие они есть независимо от их расовой и национальной принадлежности.

Каждый человек это отдельный мир, со своими эмоциями и чувствами, взлетами и падениями. Было бы очень здорово, если бы все люди относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим.

IV. Толерантность – путь к миру

  • толерантность в семье

Первые уроки толерантности мы получаем в семье. Обратите внимание на рисунки. В них вы предали всю любовь, нежность к своим близким людям. В семье любят нас такими, какие мы есть: грустными и весёлыми, общительными и молчаливыми, щедрыми и не очень. В общем такие, какие мы есть. В семье нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других!

  • толерантность в школе Сл.5

В школе, мы тоже, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные, ребята с ограниченными возможностями здоровья,  девочки, мальчики.  А случалось ли вам видеть, как над ребятами, непохожими на нас, подсмеиваются? (да)

Как вы думаете, почему это происходит? (потому что люди злые, жестокие, не любят никого, кроме себя) 

   Толерантность - это дружба Сл.6

     Труд и уважение.

И для нас она не служба,

А одно спасенье.

Толерантным будь всегда!

Ненависть откинь ты.

И гуманность навсегда,

Закрепи ты в мире.

Совладать сумей с собой,

Слушай своих близких.

В мире мы живем семьей,

Нет поступков низких!

Доверяй своим друзьям!

Будь, терпим и вежлив!

Не кричи по пустякам!

Не кати ком снежный!

Кто в беде покинет друга,

Сам узнает горечь бед,

И на сердце будет вьюга,

Если дружбы в сердце нет!

Ведущий  Конечно, мы не обязаны всех любить! Однако все люди имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете и не страдать от презрения или оскорблений. Несмотря на наши различия, мы все принадлежим к человеческому роду, и каждый из нас, будь то мужчина, женщина или ребенок, неповторим и значим. Посмотрите на эти шарики. Какая группа вам больше нравится? (цветная) В одной группе шары одинаковы, однообразны и даже скучны,  а в другой различны, ярки и вместе они составляют яркий интересный красочный букет . Так и в нашем обществе все мы разные, и каждый из нас индивидуален и неповторим.

Быть толерантным – означает уважать других со всеми их различиями физического или религиозного характера, различиями в образе жизни или мыслей и т.д. Это означает быть внимательными к другим и не замыкаться на установившихся стереотипах. Это означает обращать внимание скорее на то, что нас сближает, а не на то, что нас разделяет.

Толерантность позволяет нам оставить в нашем сердце больше места для наших друзей.

3. Упражнение для учеников «Другой ребенок»

Представьте себе ситуацию, когда в вашем классе есть такие ребята.

Каждому ученику выдается бумажная шапочка  с надписью.   Надписи: «Я заикаюсь»,    «Я плохо говорю по-русски» , «Я меньше всех в группе», «Я не умею давать сдачи». Дети рассказывают о своих ощущениях.

-Как вы можете сделать, чтобы такие ребята чувствовали себя уверенно в классе?

  • Толерантность в обществе

Ведущий:   Мы все живем в обществе. Вокруг нас миллионы, миллиарды людей. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаются по характеру. Что же говорить об остальных людях?!

  Все мы с вами живем в Российской Федерации, в единой дружной семье. Мы родились на этой земле, или приехали жить  сюда,  для нас Россия – это наша Родина. Россия - многонациональная страна. Здесь проживает более 180 народов и народностей. Сл.7

Мы общаемся с представителями различных национальностей, культур, миров, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Толерантность – это гордость за свой народ, но также и уважение традиций и вероисповеданий других народов.

Сейчас  в  мире  непростая  обстановка.   Во  многих  точках  планеты  идёт  война,  гибнут  люди,  рушатся  здания,  страдают  дети.  Вспомните,   где  совсем  недавно  шли боевые действия ?    ( Чечня,  Дагестан,  Цхинвал, Украина, Сирия, Ирак…)  

 Почему в мире по–прежнему происходят войны? Почему столько людей страдают и умирают?  Почему столько детей становятся сиротами?

( Потому что ненависть, отсутствие взаимопонимания, страх, зависть заставляют одних людей нападать на других, уничтожать их и забирать у них то, чем они владеют. Более того, такие люди считают, что они правы...)

     Люди  вынуждены  покидать  свои  дома   и  убегать  из  родных  городов,  чтобы  спастись  от  голода,  разрухи,  болезней.  Эти   люди  называются  беженцами.  Они  приезжают  в  другие  города  в  надежде,  что  мы  протянем  им  руку  помощи,  поделимся  всем,  что  имеем  сами.  С  нами  тоже  может  случиться  беда,  и  мы   вынуждены  будем  просить  помощи.

 -   Давайте  подумаем,  чем  мы  можем  помочь  беженцам  ( обеспечим  одеждой,  поделиться  едой,  игрушками,  не  обижать  детей  беженцев, если  пока  у  них  нет  денег,  то  предоставить  пищу, помочь устроиться на работу)

 

Чувствовать, думать, любить, как другие,

Сердцем умея понять солидарность.

Напрочь отбросить – "Они не такие",

Этому учит нас толерантность.

              Признание, равенство и уважение,

Взаимодействие, дружба, галантность.

Вера любая без принуждения,

Это и многое есть толерантность

Недавние события в соседней Украине коснулись и нас. У нас в школе тоже учатся беженцы из Украины        . Они были вынуждены покинуть свои дома. В начальной школе у нас проходит акция «Твори добро». Большое спасибо, что многие из вас откликнулись на чужую беду и помогли

Ведущий  Итак, толерантность мы определяем как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

- Почему именно сейчас этот принцип становится очень важным?

Толерантность часто называют терпимостью. Сл.8 Толерантный человек – это человек, умеющий принять другого, и уважаемый за это.  Он умеет сочувствовать, стремится к миру и сотрудничеству, к позитивному диалогу. Толерантность - это  скорее не терпимость, а умение принимать и понимать  другого  человека. Но существует и другое противоположное  понятие – интолерантность.

Интолерантные люди  могут нетерпимо, пренебрежительно, агрессивно относится к другим, непохожим на него, людям с другим цветом глаз, кожи и волос, культуры, образа жизни

Для интолерантных людей: Другой – значит Чужой, Опасный. Для толерантных людей, Другой – это всего лишь другой, и возможно, очень интересный.  

Мы видим, что есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный

4. Упражнение “Толерантная и интолерантная личности”

Попробуем дать характеристику человеку, который обладает толерантным отношением.

У вас на столах лежат конверты с различными качествами человека. Попробуйте отделить качества толерантного человека от качеств интолерантного человека

  злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие,  хвастовство, равенство, грубость, прощение,, милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность,  великодушие.  поддержка, сотрудничество, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть

(дети называют качества)

    Ведущий  Сл.9

                         

Добро и зло. Откуда это в человеке?
Когда становится он добрым или злым?
Быть может он рождается таким?
И существует в нашем быстром веке?
Ведь говорят, что стали мы и злей и 
                                                черствей.
Но мы уверены, что большинство людей
В душе любовь и веру сохранили,
Хотя войну и голод пережили.


Добро и поныне в мире живёт,
Нет, оно никогда не умрёт!
Потому что всегда и во все времена
Люди верили в силу добра!

Ведущий

Что можем сделать мы, чтобы наш мир стал добрее? (дружить, не ругаться, быть терпимыми, стараться делать добро, улыбаться друг другу, поддерживать и помогать)

Предлагаю наделить нашу планету только качествами толерантного человека и населить её дружными, весёлыми и неравнодушными людьми. Раскрасить безликого человека и выбрать из конверта самое важное качество (раскрашивание человечков, выбор одного качества из конверта под исполнение клипа)

    Ведущий

- Дорогие ребята, мне очень хочется, чтобы сегодняшний наш разговор не прошёл даром, чтобы он, в хорошем смысле слова, повлиял на ваше отношение к другим людям.

Стихотворение «Толерантность»

1.Что ж такое толерантность?

Может к бабушке любовь?

2.А быть может это то, что маме

Я на день рождения принес?

3.Понял я, что это – уважение

К мнению не только своему.

4.Видеть боль чужую

Я, по-моему, уже могу.

5.Дам монетку нищему,

Пожилому помогу.

6.Товарища в беде не брошу,

Злобу в класс я не пущу.

7.Если ты к друзьям терпим,

Выслушать любого можешь.

8.Если нужно, то готов

Ты всегда прийти на помощь.

9.Веришь в чудо, доброту.

Взрослых уважаешь,

10.Маме с папой не грубишь,

Младших ты не обижаешь.

11.Значит, не зря все говорят,

Что ты толерантен.

12.Оставайся им всегда и

Будь еще галантен.

13.Что такое толерантность?

Доброта, любовь и смех.

14.

Что такое толерантность?

Счастье, дружба и успех.

15.Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

Все вместе (хором):

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

V. Итог мероприятия.

-Понравилось ли вам занятие?

-Хотели бы они ещё раз поговорить о толерантности?

-Что было самым запоминающимся?

 

VI. Рефлексия

Всем спасибо! Закончить нашу встречу мне хотелось бы такими словами:

Только в этом спасенье.

Спасенье в одном:

Относиться друг к другу

С добром и теплом.

Научиться свободно,

С достоинством жить,

Но при этом к другим

Равнодушным не быть!

Желаю вам быть неравнодушными в жизни!

-Спасибо за внимание. До свидания!

Анализ итогов мероприятия:

  1. Общие сведения –Классный час «Поговорим о толерантности»

проведено 16.11.12г.

4 класс

Классный руководитель – Озерова Любовь Павловна

  1. Актуальность темы. Формирование толерантности у современных школьников все в большей мере начинает осознаваться педагогами и родителями как насущная проблема, требующая внимания и конкретных практических шагов.

Негативное влияние некоторых передач СМИ, переход страны к рыночным отношениям, глубокое расслоение общества, порождает в детях агрессивное поведение. Изменился и национальный состав городов. В нашем посёлке стали проживать, учиться люди многочисленных национальностей, которые ранее были менее многочисленны: таджики, азербайджанцы, чеченцы. Все эти факторы породили то, что часть подростков и молодежи оказалась под влиянием различного рода экстремистских организаций, религиозных и политических движений, пропагандирующих идеи насилия, расового и национального превосходства, непримиримости к людям иной веры.

Не меньшую опасность представляет проникновение нетерпимости и дискриминация в систему межличностных отношений школьников. Поэтому вопрос толерантности актуален.

Толерантная личность

Интолерантаная личность

Уважение мнения других

Непонимание

Доброжелательность

Игнорирование

Желание что-либо делать вместе

Эгоизм

Понимание и принятие

Нетерпимость

Чуткость

Выражение пренебрежения

Любознательность

Раздражительность

Снисходительность

Равнодушие

Доверие

Цинизм

Гуманизм

Немотивированная агрессивность

1) Тренинг “Лукошко”.

Желающие вынимают из “лукошка” первый попавшийся предмет и пытаются вслух найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием “толерантность”. Например, мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру.

(мячик, книга, цветы, само лукошко, пистолет)

Толерантность позволяет приобретать друзей

В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные, инвалиды, иностранцы, девочки, мальчики. Почему иногда мы их отвергаем, посмеиваемся над ними? Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе.

Конечно, мы не обязаны всех любить! Однако все люди имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете и не страдать от презрения или оскорблений. Несмотря на наши различия, мы все принадлежим к человеческому роду, и каждый из нас, будь то мужчина, женщина или ребенок, неповторим и значим.

Быть толерантным – означает уважать других со всеми их различиями физического или религиозного характера, различиями в образе жизни или мыслей и т.д. Это означает быть внимательными к другим и не замыкаться на установившихся стереотипах. Это означает обращать внимание скорее на то, что нас сближает, а не на то, что нас разделяет.

Толерантность позволяет нам оставить в нашем сердце больше места для наших друзей.

IV. Самоанализ.  В ходе проведения классного часа были реализованы следующие группы универсальных учебных действий:

1. Личностные.  При выполнении предлагаемых упражнений развивалась внутренняя позиция учащихся, их самооуважение и самооценка. Также учащиеся узнали границы собственного знания и « незнания» по данной теме. В ходе мероприятия у учащихся воспитывалась морально-этическая ориентация, т. е. ориентация на выполнение моральных норм; воспитывалась способность к решению моральных проблем и оценка своих поступков. 2. Регулятивные.  В течение классного часа учащиеся учились управлять своей деятельностью, проявляли инициативность и самостоятельность.

3. Познавательные.  Ученики умело работали с информацией. Также они выполняли логические операции сравнения, анализа, обобщения.

4. Коммуникативные. На протяжении всего классного часа учащиеся развивали речевую деятельность и вырабатывали навыки сотрудничества. Классный коллектив активен, работоспособен и проявляет интерес к проведению мероприятий внутри класса в различной форме. Психологически коллектив устойчив, и трудностей в работе с ним не возникает. Во время проведения мероприятия дети имели возможность оценить степень своей толерантности; развить внимание и память, а также развивали творческое мышление. Классный час способствовал воспитанию чувства коллективизма и сплочённости, развитию уважительного отношения между учащимися. Этого удалось достичь благодаря личностно - ориентированной направленности мероприятия. На протяжении всего классного часа учащиеся сумели проявить саморазвитие и самореализоваться, выразить своё отношение к толерантности. На мероприятии учащиеся проявляли максимум творчества и сотворчества. Были применены времясберегающие и здоровьесберегающие технологии: классный час длился 40 минут и учащиеся имели возможность двигаться и чувствовать себя комфортно. Настроение у детей во время классного часа было приподнятым, задания они выполняли с удовольствием и интересом. В конце мероприятия учителем была осуществлена обратная связь: учащиеся ответили на вопросы. Понравился ли им классный час? Хотели бы они ещё раз поговорить о толерантности? Что было самым запоминающимся? Ответы были положительными. Детям очень понравился классный час, и они хотели бы ещё раз вернуться к теме толерантности.

Закончить тренинг хотим синквейнами наших учеников и учителей. На помним, что синквейн – пятистрочная строфа, своеобразное стихотворение миниатюра, которое выражает эмоци ональный итог работы. Ученик! Он должен быть внимательным и добрым, Слушать, запоминать слова учителя, учить уроки. Должно быть строгое отношение, Ведь ученик – это просто ребенок. Учитель! Трудолюбивый, добрый. Думает, объясняет, оценивает. Здорово, когда он с нами играет. Выдумщик! Толерантность – дорога к миру! Добрая и терпимая. Сближает, сплачивает, направляет. Сейчас необходимо всем людям. Понимание!

Всем спасибо! Закончить нашу встречу мне хотелось бы такими словами:

Только в этом спасенье.

Спасенье в одном:

Относиться друг к другу

С добром и теплом.

Научиться свободно,

С достоинством жить,

Но при этом к другим

Равнодушным не быть!

            Желаю вам быть неравнодушными в жизни!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наше здоровье - в наших руках"

Внеклассное мероприятие....

Презентация "Наше здоровье - в наших руках"

Презентация к внеклассному мероприятию "Наше здоровье - в наших руках"....

Буклет "Наше здоровье в наших руках"

Данный буклет является итогом большой интересной работы по формированию у учащихся здорового образа жизни. В рамках Всемирной акции "Мы выбираем спорт как альтернативу вредным привычкам!" мы с р...

Классный час "Наше здоровье в наших руках"

Цель: помочь учащимся выяснить, что является непреложными условиями здоровья и что мешает быть здоровым....

«Наше здоровье – в наших руках»

Тема: «Наше здоровье – в наших руках» Цель: формирование у обучающихся осознанной потребности  в сохранении и укреплении здоровья. Задачи: 1.     обучение детей нормам здорового...

Сценарий классного часа "Наше здоровье - в наших руках"

Данный классный час пропагандирует здоровый образ жизни среди школьников, показывает значимость правильного питания в жизни подростков....

Презентация "Наше здоровье - в наших руках"

Презентация к классному часу...