Классный час "Сознательная дисциплина"
классный час (1 класс) на тему

Захарова Елена Николаевна

Классный час посвящен развитию сознательной дисциплины у учащихся начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час «Сознательная дисциплина».

Цель:

  1. Узнать, что такое дисциплина, сознательность, сознательная дисциплина.
  2. Научить объективно оценивать свои поступки, настойчиво работать над собой, контролировать свои действия.
  3. Развивать кругозор учащихся, познавательную деятельность учащихся ,создать условия для развития у учащихся умения структурировать информацию.
  4. Содействовать развитию у детей умения общаться; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
  5. Воспитание у учащихся чувства ответственности за свои поступки, формировать у учащихся сознания причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Вопросы для обсуждения:

  1. Чем школьники отличаются от дошкольников?
  2. Как стать дисциплинированным?
  3. Ответственность перед родителями, коллективом, обществом и собственной совестью за свои поступки и дела.

Оформление:

1. Словари, энциклопедии.

2. Стенд «Правила поведения в школе»

Оборудование:

Компьютер с колонками, проектор;
интерактивная доска, раздаточный материал.

1 этап

Мотивация

- Добрый день. Я рада, что мы снова собрались вместе, и не на урок, а на классный час, где ждёт нас очередной, необычный разговор на тему……(интрига)

Ответьте мне на вопрос, как вас можно назвать одним словом?

 А как вас называли год назад?

Почему вас сейчас нельзя называть детсадовцами?  

Чем же вы отличаетесь от детсадовцев?( на экране 2 столбика: детсадовец, школьник)

Как изменилась ваша жизнь?

Что было бы ,если бы люди не ходили в школу, а только всю жизнь в детский сад?

А с какой целью вы пришли в школу?

Какими вы хотите стать ?

ученики, дети, одноклассники, школьники

малыши, детсадовцы

 не ходим в детсад, повзрослели

шк.-режим, уроки ежедневно, сами в школу и обратно, портфель с учебниками; детсад—целый день.,сон, игрушки, нет 4-5 уроков ежедневно…).

......

 Узнать новое, научиться

умным, любознательным

2 этап

 Постановка проблемы.

Что вы знаете о школе?

Как вы думаете, почему я вам такие вопросы задавала?

А что надо ученику, чтобы хорошо учиться?

 А что мешает ученику хорошо учиться?

 Что произошло бы в школе, если каждый бы делал на уроках и переменах только то, что хочет?

Что главное в этих столбиках?

Как можно назвать людей , сделавших что-то самыми первыми?

О чём и о ком мы будем говорить  сегодня?

Определите тему нашего классного часа.

Тема классного часа – «Дисциплина»  (слайд 2).

Как вы понимаете это высказывание?

Дисциплинированность как качества личности ответственного человека — важное условие успеха, решения всех проблем.

Варианты ответов: с приходом в школу изменилась наша жизнь

Дисциплина, внимательность

лень, недисциплинированность хаос, бардак

 

дисциплина

3 этап

Выявление причины и места затруднения.

Почему трудно ответить на мой вопрос? Чего вам не хватает? (не знаем, что такое  дисциплина, не хватает знаний)

Целеполагание:   Какую цель вы поставите перед собой?  

--Узнать , что такое дисциплина …..?

 Где вы можете узнать, что такое дисциплина? ( В энциклопедии, в Интернете, в словаре, у родных, у учителя)

Как лучше работать, чтобы получить ответ на интересующий вопрос?

-В группах.

Какие правила работы в группа вы знаете, придерживаетесь?

-Вместе , тихо ,выслушивать чужое мнение ,уважать его ,помогать.

4 этап

Построение проекта выхода из затруднения.

Предлагаю вам прочитать статью из толкового  словаря и определить, что такое  дисциплина?

Слайд 3.

Дисциплина `Толковый словарь Ефремовой`

ДИСЦИПЛИНА - подчинение твердо установленным правилам, обязательное для всех членов данного коллектива.

-  Поработайте со словарной статьёй. Выделите главное маркером.

5 этап

Реализация проекта выхода из затруднения.

Слайд 3.

Прочитайте, что вы выделили? Дисциплина –это……..

Какой вывод можно сделать?

А дисциплина нужна только в школе?

Где нужно быть дисциплинированным?

Почему? Докажите, приведите примеры из жизни.

Нет

Везде

….дорога

Слайд .

Человек, общество, семья – все придерживаются определенных норм и правил поведения. Одни из них изложены в законах, изданных государством, другие (их называют нравственными) живут в обычаях, традициях народа, общества. Соблюдение этих норм и правил воспитывает такое важное качество, как дисциплинированность.

Если ученик при учителе дисциплинирован, а без учителя нет- кричит, бегает по классу, встаёт на стулья, в столовой стучит по столу и т.д.- это о чём говорит? (нет совести , сознательности)Он осознаёт свои поступки?

 Чего у него нет? (сознательности)

Слайд 4. А что такое сознательность?

 Ответы детей, затруднение, словарная статья

Толковый словарь Ожегова.

Сознательный - обладающий сознанием, 
 правильно оценивающий, вполне понимающий окружающее .

Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.
Сознательный - тот, кто отдает себе отчет в окружающей действительности и в том, как следует действовать, кто убежден в правильности своих взглядов, действий.

Слайд  5.

Попробуйте уточнить тему и цель нашего классного часа. Какое слово закрыто?

Тема «Сознательная дисциплина»

Цель: «Узнать, что такое сознательная дисциплина.»

 Как вы понимаете слова «сознательная дисциплина»?

Ответы учащихся: - Не опаздывать на уроки.

- Своевременно выполнять домашние задания и т. д.

Слайд 6. 

А как можно понять , что у ученика есть сознательная дисциплина? Давайте, разберём разные ситуации и убедимся в своих предположениях.

На доске запись: (новое определение после каждой ситуации)

Для развития сознательной дисциплины нужны:

Слайд 7.Режим.

-ОКАЖЕМ ШКОЛЕ УВАЖЕНИЕ СВОИМ ПРИМЕРНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ!

ПРАВИЛО ПЕРВОЕ:

Володя Демин всякий раз

У нас опаздывает в класс.

Уже давно урок идет, а он по лестнице ползет,

У двери 5 минут вздыхает, всех от занятий отрывает.

НА УРОК ВСЕГДА ПРИХОДЯТ ВОВРЕМЯ!

- Зачем нужно соблюдать это правило?

- Что будет если на урок опоздает один ученик, а следом за ним придет второй, третий…

Учителю уже не останется времени, чтобы вести урок. Опоздавший ученик отвлекает от урока учителя и своих товарищей.

-  А что можно сделать, чтобы не опаздывать на урок? (нужно соблюдать режим,  ложиться спать не позднее 10 часов вечера, пораньше встать и прийти в школу вовремя)

Запомните, приходить в школу нужно за 15 минут до начала уроков. –Для чего? Чтобы спокойно подготовиться к началу урока.(РЕЖИМ)

Слайд  8. Не кричи, поднимай руку на уроке

- Давайте посмотрим, какое же второе правило: ПРАВИЛО ВТОРОЕ:

Перевозчиковой Свете

Первой хочется ответить,

Крикнуть громко с места прямо

И казаться умной самой.

Класс она не уважает

Отвечать другим мешает.

Что же неправильно делает Света? (выкрикивает с места). А почему это не правильно? Может быть все таки можно выкрикивать с места? (нет) Кто может показать , как нужно отвечать правильно?

НА УРОКАХ ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ОТВЕТИТЬ  ПОДНИМАЮТ РУКУ, А НЕ КРИЧАТ С МЕСТА.(не кричи, поднимай руку на уроке)

Слайд 9.     Не разговаривай на уроке, не мешай классу.

ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ:

Лена с Валей на уроке

Обсуждали рот и щеки

Рукавишниковой Аллы.

Всю себя разрисовала!

Так две подружки хохотали,

Ответить никому не дали.

Что делали девочки на уроке? (разговаривали, смеялись, мешали другим детям и учителю). Допустимо ли такое поведение на уроке? Почему?

НА УРОКАХ НЕ РАЗГОВАРИВАЮТ С ДРУГИМИ УЧЕНИКАМИ, НЕ СМЕЮТСЯ И НЕ МЕШАЮТ ЗАНИМАТЬСЯ ВСЕМУ КЛАССУ.(не разговаривай на уроке, не мешай классу)

Слайд 10. НА УРОКЕ НЕ ЗАНИМАЮТСЯ ПОСТОРОННИМИ ДЕЛАМИ!

ПРАВИЛО ЧЕТВЕРТОЕ:

Весь урок Наташка с Лизкой

Пишут Владику записки

С кем подружиться хочет он?

Потом кидают с двух сторон.

Учителя не слушал класс,

Следил за этим целый час.

НА УРОКЕ НЕ ЗАНИМАЮТСЯ ПОСТОРОННИМИ ДЕЛАМИ!(не занимайся посторонними делами)

А что значит заниматься посторонними делами? – Это значит заниматься чем-то, совершенно не относящимся к уроку.

Слайд 11. не ешь на уроке)

ПРАВИЛО ШЕСТОЕ:

Каждый день в большом пакете

Шоколадки носит Петя.

И когда в один присест

Все среди урока съест, принимается за жвачки.

Лучше бы решал задачки.

Можно ли на уроке вести себя так как Петя? (нет) Почему?

НА УРОКАХ НЕ ЕДЯТ И НЕ ЖУЮТ ЖЕВАТЕЛЬНУЮ РЕЗИНКУ!(не ешь на уроке)

Слайд 12. Отдыхай на перемене спокойно

ПРАВИЛО СЕДЬМОЕ:

Носятся на перемене

Гриша с Федей , как олени.

Всех толкают, задевают

И кричать не завывают.

У стены весь класс стоит,

Голова у всех болит.

Для чего вам дается перемена? (Что бы отдохнуть от урока). Как же нужно себя вести на перемене? Обязательно ли, что бы отдохнуть от урока нужно бегать, кричать, толкаться?

- А как можно вести себя иначе? (поиграть в спокойные игры (ручеек, колечко-колечко), поговорить с друзьями, почитать

Слайд 13. не обижай никого, не задирайся

ПРАВИЛО ВОСЬМОЕ:

Не хотят общаться с Сашей

Все ребята в школе нашей.

Он и к старшим пристает,

И ребят помладше бьет.

Никому прохода Саша в нашей школе не дает.

Как можно назвать такого мальчика как Саша? (задира)

Правильно ли он себя ведет?

НЕ СТОИТ ОБИЖАТЬ ТЕХ, КТО МЛАДШЕ, И ЗАДИРАТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ!( не обижай никого, не задирайся)

Слайд 14. веди себя достойно

ПРАВИЛО ДЕВЯТОЕ:

Неприятно нам в столовой

Рядом с Людой Пироговой.

На соседку слева Люда

Опрокинула два блюда,

А соседу на живот

Сладкий вылила компот.

Чем все это наблюдать,

Лучше уж поголодать.

А какие у нас в столовой бывают неприятные ситуации?

Как же нужно вести себя в столовой?

В СТОЛОВОЙ СЛЕДУЕТ ВЕСТИ СЕБЯ, ТАК ЖЕ КАК В ГОСТЯХ!( веди себя достойно)

Как вы думаете, какие слова помогут вам быть . (слова вежливости: спасибо, пожалуйста, извините.)

На уроках и на переменах

Надо помнить всегда непременно,

Как с друзьями общаться,

И хороших манер не стесняться.

Слайд 15.дополнительно

Ситуация 1

Коля на перемене разрисовывает стены. Миша, молча, наблюдает за происходящим.

Входит учительница в класс:

-Кто разрисовал стену?

 Мальчики промолчали.

Ведущий: Кто, по вашему мнению, поступил правильно? (никто)

А как надо было поступить? (Хорошо дружить – значит говорить друг другу только правду, нельзя обижаться на правду. Миша должен был остановить Колю, если бы остановил, то и  не обязательно рассказывать учителю).(остановить плохой поступок)

Слайд 16.

Ситуация 2

Кто - то из одноклассников нарочно толкнул вашего друга и тот упал. Как поступите вы?

* Толкнете обидчика, что это он  растолкался, я тоже так могу.

* Пожмете плечами и отойдете, ведь обидчик старше и сильнее.

* Будете смеяться над другом, ведь он так смешно растянулся на полу.

* Позовете старшего брата, пусть он стукнет обидчика.

* Пригласите классного руководителя. Он поможет разобраться в ситуации.

Мой совет, конечно же, позвать учителя. Он поможет разобраться в ситуации. Защищать друга похвально, но ситуация может перерасти в большую драку, с привлечением братьев, старшеклассников. (разбираться в ситуации)

        Почему такие ситуации происходили в жизни школьников? А в нашей школьной жизни такое бывает? Чего не хватает ученикам?

Слайд 24.

 Как часто вы осознаете недостатки, ошибки в своих поступках, поведении?

Варианты ответов

…….

 

какие изменения произошли в вашем поведении за последний год? Под влиянием чего это случилось?

стали более собранными, ответственными за свои поступки перед родителями, классом, собственной совестью.

Слайд 25. Итог.                                              Рефлексия

6 этап

Назовите тему классного часа.

 С какой проблемой вы столкнулись  в начале?

Какую цель поставили перед собой?

Сознательная дисциплина.

Не знали, что такое дисциплина.

Узнать, что такое….

- Как вы решали эту проблему?

Что нового узнали, чему научились?

- Какой вывод вы можете сделать?

Что нужно для развития сознательной дисциплины?

- Интересно ли вам было сегодня?

Ребята, у нас сегодня получился очень важный разговор о сознательной дисциплине . Сознательная дисциплина не ограничивается исполнительностью, своевременным приходом на занятия, она предполагает полную отдачу сил учебному труду и общественным делам, активность и инициативу в труде и учёбе. Дисциплина должна стать необходимым условием нормальной жизни класса, внутренней потребностью каждого, создаваться и поддерживаться всеми учениками. 

Сознательность, дисциплинированность как качества личности ответственного человека — важное условие успеха, решения всех проблем.

Словари, интернет…

Узнали, что нужно делать, чтобы развивать сознательную дисциплину.

1.режим………

Да .

Вам хотелось бы  продолжить тему нашего классного часа?  Мнения детей…

Слайд

.Оценка

Выберите знак, который соответствует вашему настроению, и покажите  его всем. Спасибо.

Используемые ресурсы:

 толковые словари, детские энциклопедии

Высказывания на доске:

  1.  «Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра».
    Конфуций.
  2. Сознательная дисциплина -понимание и осознание чувства ответственности за каждое своё слово и поступок перед окружающими.

Игра.

Ну а сейчас немножко поиграем: я задаю вопрос, а вы хором отвечаете – это я, это я, это все мои друзья!

 Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
– Это я, это я, это все мои друзья.

– Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух? 
– Это я, это я, это все мои друзья. 

– Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру? 
– Это я, это я, это все мои друзья. 

– Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?
– Это я, это я, это все мои друзья. 
– Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки? 
– Это я, это я, это все мои друзья.

– Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
– Это я, это я, это все мои друзья.

Воспитанники А. С. Макаренко говорили своим товарищам: «…мы будем судить о твоей дисциплине не по тому, как ты поступил на виду у других, и не по тому, как ты выполнил работу, а по тому, как ты поступил, не зная, что другим известно, как ты поступил».

 Быть дисциплинированным - быть прилежным и настойчивым в ученье, добросовестным, верным слову, точным и аккуратным в работе, уметь организовывать своё время и досуг, проявлять уважение к старшим, заботиться о близких людях, быть скромным и вежливым.

Мы только начали работать над сознательной дисциплиной в классе. Я предлагаю вам дома с родителями обсудить тему нашего классного часа и разработать свои правила развития сознательной дисциплины и принести их потом в класс для обсуждения.

Сознательная дисциплина или самодисциплина означает вашу полную ответственность и контроль над собой. Развитие самодисциплины должно быть, прежде всего, осознанным намерением, необходимо принять решение и не изменять ему. Внутренняя дисциплина позволяет человеку в какой-то мере развивать силу воли, работать над своими комплексами, преодолевать страхи и неуверенность в себе.

Что касается того, как научиться самодисциплине, как выработать в себе самодисциплину, то здесь все начинается с мелочей. Для начала, приучите себя вставать каждый день в одно и то же время. Не важно, выходной это или рабочий день, необходимо следовать принципу «21 день». По мнению психологов, данный прием основан на том, что любая привычка вырабатывается за 21 день. Если в течение этого времени, каждый день делать одно и то же, то это занятие войдет у вас в привычку. В случае «сбоя в программе» начинайте заново. Помните, если уж вы решились заняться самодисциплиной, то проявите жесткость, не пытайтесь обманывать себя. В противном случае, кому вы сделаете хуже?

Следующим шагом должно стать планирование вашего дня, поэтому обязательно приобретите ежедневник. Записывайте с вечера все предстоящие дела на завтра, начиная с самого важного.

Относитесь ответственно к запланированным делам и своему времени, потому как время – это самый ценный ресурс. Удачи!



Предварительный просмотр:

«Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра».
Конфуций.

Для развития сознательной дисциплины нужно:

  1. соблюдать режим
  2. не кричать, поднимать руку на уроке
  3. не разговаривать на уроке, не мешать классу
  4. на уроке не заниматься посторонними делами
  5. не есть на уроке
  6. отдыхать на перемене спокойно
  7. никого не обижать, не задираться
  8. вести себя достойно
  9. остановить плохой поступок
  10. разобраться в ситуации.

`Толковый словарь Ефремовой`

Дисциплина - подчинение твердо установленным правилам, обязательное для всех членов данного коллектива.

Толковый словарь Ожегова.

Сознательный - обладающий сознанием, 
 правильно оценивающий, вполне понимающий окружающее .

«Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра».
Конфуций.

Для развития сознательной дисциплины нужно:

  1. соблюдать режим
  2. не кричать, поднимать руку на уроке
  3. не разговаривать на уроке, не мешать классу
  4. на уроке не заниматься посторонними делами
  5. не есть на уроке
  6. отдыхать на перемене спокойно
  7. никого не обижать, не задираться
  8. вести себя достойно
  9. остановить плохой поступок
  10. разобраться в ситуации.

`Толковый словарь Ефремовой`

Дисциплина - подчинение твердо установленным правилам, обязательное для всех членов данного коллектива.

Толковый словарь Ожегова.

Сознательный - обладающий сознанием, 
 правильно оценивающий, вполне понимающий окружающее .

«Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра».
Конфуций.

Для развития сознательной дисциплины нужно:

  1. соблюдать режим
  2. не кричать, поднимать руку на уроке
  3. не разговаривать на уроке, не мешать классу
  4. на уроке не заниматься посторонними делами
  5. не есть на уроке
  6. отдыхать на перемене спокойно
  7. никого не обижать, не задираться
  8. вести себя достойно
  9. остановить плохой поступок
  10. разобраться в ситуации.

`Толковый словарь Ефремовой`

Дисциплина - подчинение твердо установленным правилам, обязательное для всех членов данного коллектива.

Толковый словарь Ожегова.

Сознательный - обладающий сознанием, 
 правильно оценивающий, вполне понимающий окружающее .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Классный час " Сознательная дисциплина"

Материал классного часа предназначен для учащихся первых классов. На классном часе рассматриваются понятия дисциплина и сознательность, совместно с детьми вырабатываются правила сознательной дисциплин...

Презентация к классному часу «Дисциплина на улице, на дороге и в транспорте – залог безопасности».

Презентация к классному часу «Дисциплина на улице, на дороге и в транспорте – залог безопасности» с кроссвордом....

Классный час по теме «Счастье человека где- то между свободой и дисциплиной» Иван Петрович Павлов

Классный час по теме «Счастье человека где- то между свободой и  дисциплиной» Иван Петрович ПавловКласс: 5Учитель: Мария Николаевна ПрохороваОборудование:Экран, проектор, пр...

классный час"зачем нужна дисциплина"

использую для бесед  с детьми...

Классный час "Что такое школьная дисциплина?"

Задумывались ли вы над вопросом, что значит быть учеником? Школа-наш второй дом. В любом доме есть свои правила, которые надо выполнять. В школе тоже есть свои правила и порядки....