Классный час " Сознательная дисциплина"
классный час (1 класс) на тему

Захарова Елена Николаевна

Материал классного часа предназначен для учащихся первых классов. На классном часе рассматриваются понятия дисциплина и сознательность, совместно с детьми вырабатываются правила сознательной дисциплины в школе и дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл distsiplina_.docx51.32 КБ
Binary Data distsiplina_klassnyy_chas.notebook2.09 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Сознательная дисциплина».

МОТИВ ВОСПИТАТЕЛЯ.   ПОЧЕМУ?( мотив - это внутреннее побуждение к деятельности- адаптация, изменения в поведении, несоблюдение норм поведения )

Цель:

  1. Узнать, что такое дисциплина, сознательность, сознательная дисциплина.
  2. Принять нормы и правила поведения.
  3. Действовать согласно нормам.
  4. Научить объективно оценивать свои и чужие поступки, настойчиво работать над собой, контролировать свои действия.
  5. Развитие кругозора учащихся, познавательной деятельности учащихся , создание условия для развития у учащихся умения структурировать информацию.
  6. Содействие развитию у детей умения общаться, помощь учащимся в осознании ценности совместной деятельности.
  7. Воспитание у учащихся чувства ответственности за свои поступки, формирование у учащихся волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способности к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий .

Вопросы для обсуждения:

  1. Чем школьники отличаются от дошкольников?
  2. Как стать дисциплинированным?
  3. Ответственность перед родителями, коллективом, обществом и собственной совестью за свои поступки и дела. 

Формирование УУД:

Личностные действия: учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата,  формирование основ социально ценных личностных и нравственных качеств, уважение  и вежливое отношение к окружающим.

Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться  корректировать поведение в соответствии с нормами, оценка своего поведения. 

Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.

Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом,  участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Оформление:

1. Словари, энциклопедии.

2. Стенд «Правила поведения в школе»

Оборудование:

Компьютер с колонками, проектор;
интерактивная доска, раздаточный материал.

1 этап

Мотивация

- Добрый день. Я рада, что мы снова собрались вместе, и не на урок, а на классный час, где ждёт нас очередной, необычный разговор на тему……(интрига)

Слайд 1. Ответьте мне на вопрос, как вас можно назвать одним словом?

 А как вас называли год назад?

Почему вас сейчас нельзя называть детсадовцами?  

Чем же вы отличаетесь от детсадовцев? ( на экране 2 столбика: детсадовец, школьник)

Как изменилась ваша жизнь?

Что было бы ,если бы люди не ходили в школу, а только всю жизнь в детский сад?

А с какой целью вы пришли в школу?

Слайд 2. Какими вы хотите стать?

(записываю высказывания на экране)

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место. 

Личностные УУД: радость от предстоящего нового, необычного разговора.

ученики, дети, одноклассники, школьники

малыши, детсадовцы

 не ходим в детсад, повзрослели

шк.-режим, уроки ежедневно, сами в школу и обратно, портфель с учебниками; детсад—целый день.,сон, игрушки, нет 4-5 уроков ежедневно…).

Были бы неграмотными, не умели считать…

Узнать новое, научиться

 

Умными, любознательными…

2 этап

 Постановка проблемы ( через проблемные вопросы.)

Что вы знаете о школе?

Как вы думаете, почему я вам такие вопросы задавала?

Слайд 3. А что надо ученику, чтобы хорошо учиться?

А что мешает ученику хорошо учиться?

Что произошло бы в школе, если каждый бы делал на уроках и переменах только то, что хочет?

Что главное в этих столбиках?

Слайд 4.О чём и о ком мы будем говорить  сегодня?

Определите тему нашего классного часа.

Тема классного часа – «Дисциплина».

Как вы понимаете это высказывание?

Дисциплинированность как качества личности ответственного человека — важное условие успеха, решения всех проблем.

Варианты ответов: с приходом в школу изменилась наша жизнь

Дисциплина, внимательность

лень, недисциплинированность хаос, бардак

 

о дисциплине, о нас

Дисциплина

Познавательные УУД:

уметь ставить проблему и решать ее.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

3 этап

Выявление причины и места затруднения.

Почему трудно ответить на мой вопрос? Чего вам не хватает?  

Слайд 4.  Целеполагание:   Какую цель вы поставите перед собой?  

 Где вы можете узнать, что такое дисциплина?

Как лучше работать, чтобы получить ответ на интересующий вопрос?

Какие правила работы в группах вы знаете, придерживаетесь?

не знаем, что такое  дисциплина, не хватает знаний

Узнать, что такое дисциплина?

В энциклопедии, в Интернете, в словаре, у родных, у учителя

В группах, в паре

Вместе , тихо ,выслушивать чужое мнение ,уважать его , помогать

Регулятивные УУД:

определять цель учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль.

4 этап

Построение проекта выхода из затруднения.

Предлагаю вам прочитать статью из толкового  словаря и определить, что такое  дисциплина? 

Слайд 5.

`Толковый словарь Ефремовой 

ДИСЦИПЛИНА - подчинение твердо установленным правилам, обязательное для всех членов данного коллектива.

ДИСЦИПЛИНА - определенный порядок поведения людей,

 отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали,

 а также требованиям той или иной организации.

 `Толковый словарь Ожегова`

-  Поработайте со словарной статьёй. Выделите главное маркером.

5 этап

Реализация проекта выхода из затруднения.

Слайд 5.

Прочитайте, что вы выделили? Дисциплина – это……..

Какой вывод можно сделать?

А дисциплина нужна только в школе?

Где нужно быть дисциплинированным?

Почему? Докажите, приведите примеры из жизни.

Нет

Везде

дорога, магазин, двор

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

Слайд 6 .

Человек, общество, семья – все придерживаются определенных норм и правил поведения. Одни из них изложены в законах, изданных государством, другие (их называют нравственными) живут в обычаях, традициях народа, общества. Соблюдение этих норм и правил воспитывает такое важное качество, как дисциплинированность.

Если ученик при учителе дисциплинирован, а без учителя нет: кричит, бегает по классу, встаёт на стулья, в столовой стучит по столу и т.д.- это о чём говорит?

Он осознаёт свои поступки?

 Чего у него нет, что ему не хватает?

нет совести, сознательности

нет

сознательности

Слайд 6. А что такое сознательность?

 Ответы детей, затруднение-проблема, словарная статья, работа в группах, выделение главного.

Толковый словарь Ожегова.

Сознательный - обладающий сознанием, 
 правильно оценивающий, вполне понимающий окружающее .

Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.
Сознательный - тот, кто отдает себе отчет в окружающей действительности и в том, как следует действовать, кто убежден в правильности своих взглядов, действий.

Познавательные УУД:

перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью.

Личностные УУД:

 учебно-познавательный интерес к новому материалу.

Слайд 6  .

Попробуйте уточнить тему и цель нашего классного часа. Какое слово закрыто? (на доске)

Тема: «Сознательная дисциплина»-дети

Цель: «Узнать, что такое сознательная дисциплина.»- дети

Как вы понимаете слова «сознательная дисциплина»?

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности.

- Не опаздывать на уроки.

- Своевременно выполнять домашние задание, не бегать по школе и т. д.

Слайд 6. 

А как можно понять, что у ученика есть сознательная дисциплина? Давайте, разберём разные ситуации и убедимся в своих предположениях.

На доске запись:

Для развития сознательной дисциплины нужны:

(записываю новое определение после каждой ситуации)

По поведению в разных ситуациях.

Слайд 7.Режим.

-ОКАЖЕМ ШКОЛЕ УВАЖЕНИЕ СВОИМ ПРИМЕРНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ!

ПРАВИЛО ПЕРВОЕ:

Володя Демин всякий раз

У нас опаздывает в класс.

Уже давно урок идет, а он по лестнице ползет,

У двери 5 минут вздыхает, всех от занятий отрывает.

НА УРОК ВСЕГДА ПРИХОДЯТ ВОВРЕМЯ!

- Зачем нужно соблюдать это правило?

- Что будет, если на урок опоздает один ученик, а следом за ним придет второй, третий…

-  А что можно сделать, чтобы не опаздывать на урок?

Запомните, приходить в школу нужно за 15 минут до начала уроков. Для чего?

Личностные УУД:

ценить и принимать следующие базовые ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

 Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, читать про себя информацию и понимать прочитанное.

Познавательные УУД:

перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.

Учителю уже не останется времени, чтобы вести урок.

Опоздавший ученик отвлекает от урока учителя и своих товарищей.

-нужно соблюдать режим,  ложиться спать не позднее 10 часов вечера, пораньше встать и прийти в школу вовремя.

Чтобы спокойно подготовиться к началу урока.

Слайд  8. Не кричи, поднимай руку на уроке.

- Давайте посмотрим, какое же второе правило:

ПРАВИЛО ВТОРОЕ:

Перевозчиковой Свете

Первой хочется ответить,

Крикнуть громко с места прямо

И казаться умной самой.

Класс она не уважает

Отвечать другим мешает.

Что же неправильно делает Света? А почему это не правильно? Может быть, все- таки можно выкрикивать с места?  

Кто может показать, как нужно отвечать правильно?

НА УРОКАХ ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ОТВЕТИТЬ,  ПОДНИМАЙ РУКУ, А НЕ КРИЧИ С МЕСТА.

-выкрикивает с места

нет

Слайд 9.     Не разговаривай на уроке, не мешай классу.

ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ:

Лена с Валей на уроке

Обсуждали рот и щеки

Рукавишниковой Аллы.

Всю себя разрисовала!

Так две подружки хохотали,

Ответить никому не дали.

Что делали девочки на уроке?  Допустимо ли , такое поведение на уроке? Почему?

НА УРОКАХ НЕ РАЗГОВАРИВАЮТ С ДРУГИМИ УЧЕНИКАМИ, НЕ СМЕЮТСЯ И НЕ МЕШАЮТ ЗАНИМАТЬСЯ ВСЕМУ КЛАССУ.

Познавательные УУД:

перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.

Личностные УУД:

самоанализ и самоконтроль  формирования основ социально ценных личностных и нравственных качеств. 

-разговаривали, смеялись, мешали другим детям и учителю.

нет

Слайд 10.На уроке не занимаются посторонними делами. 

ПРАВИЛО ЧЕТВЕРТОЕ:

Весь урок Наташка с Лизкой

Пишут Владику записки

С кем подружиться хочет он?

Потом кидают с двух сторон.

Учителя не слушал класс,

Следил за этим целый час.

НА УРОКЕ НЕ ЗАНИМАЮТСЯ ПОСТОРОННИМИ ДЕЛАМИ!

А что значит заниматься посторонними делами?

– Это значит заниматься чем-то, совершенно не относящимся к уроку.

Слайд 11. Не ешь на уроке.

ПРАВИЛО ШЕСТОЕ:

Каждый день в большом пакете

Шоколадки носит Петя.

И когда в один присест

Все среди урока съест, принимается за жвачки.

Лучше бы решал задачки.

Можно ли на уроке вести себя так,  как Петя? Почему?

НА УРОКАХ НЕ ЕДЯТ И НЕ ЖУЮТ ЖЕВАТЕЛЬНУЮ РЕЗИНКУ!

Личностные УУД:

формирование основ социально ценных личностных и нравственных качеств. 

Нет, на уроке надо учиться

Слайд 12. Отдыхай на перемене спокойно.

ПРАВИЛО СЕДЬМОЕ: 

Носятся на перемене

Гриша с Федей, как олени.

Всех толкают, задевают

И кричать не завывают.

У стены весь класс стоит,

Голова у всех болит.

Для чего вам дается перемена? Как же нужно себя вести на перемене? Обязательно ли, что бы отдохнуть от урока нужно бегать, кричать, толкаться?

- А как можно вести себя иначе?

Личностные УУД:

формирование основ социально ценных личностных и нравственных качеств, уважение  и вежливое отношение к окружающим.

- отдохнуть после урока, приготовиться к новому

нет

поиграть в спокойные игры: ручеек, колечко-колечко…. поговорить с друзьями, почитать

Слайд 13. Не обижай никого, не задирайся.

ПРАВИЛО ВОСЬМОЕ:

Не хотят общаться с Сашей

Все ребята в школе нашей.

      Он и к старшим пристает,

И ребят помладше бьет.

Никому прохода Саша в нашей школе не дает.

Как можно назвать такого мальчика как Саша? (задира)

Правильно ли он себя ведет?

НЕ СТОИТ ОБИЖАТЬ ТЕХ, КТО МЛАДШЕ, И ЗАДИРАТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ!

Личностные УУД:

формирование основ социально ценных личностных и нравственных качеств, уважение  и вежливое отношение к окружающим.

Слайд 14. Веди себя достойно.

ПРАВИЛО ДЕВЯТОЕ:

Неприятно нам в столовой

Рядом с Людой Пироговой.

На соседку слева Люда

Опрокинула два блюда,

А соседу на живот

Сладкий вылила компот.

Чем все это наблюдать,

Лучше уж поголодать.

А какие у нас в столовой бывают неприятные ситуации?

Как же нужно вести себя в столовой?

В СТОЛОВОЙ СЛЕДУЕТ ВЕСТИ СЕБЯ, ТАК ЖЕ КАК В ГОСТЯХ!

Как вы думаете, какие слова помогут вам быть воспитанными?

На уроках и на переменах

Надо помнить всегда непременно,

Как с друзьями общаться,

И хороших манер не стесняться.

Личностные УУД:

формирование основ социально ценных личностных и нравственных качеств, уважение  и вежливое отношение к окружающим.

-Бегут, толкают, шумят

-Спокойно, не мешать другим

 -слова вежливости: спасибо, пожалуйста, извините

Слайд 15. Останови плохой поступок.

Ситуация 1 ( рефлексия собственных поступков)

Коля на перемене разрисовывает стены. Миша, молча, наблюдает за происходящим.

Входит учительница в класс:

-Кто разрисовал стену?

 Мальчики промолчали.

- Кто, по вашему мнению, поступил правильно?

А как надо было поступить?

остановить плохой поступок

Никто

 Хорошо дружить – значит говорить друг другу только правду, нельзя обижаться на правду. Миша должен был остановить Колю.

Слайд 16.Разберись в ситуации.

Ситуация 2

Кто – то из одноклассников нарочно толкнул вашего друга и тот упал. Как поступите вы?

* Толкнете обидчика, что это он  растолкался, я тоже так могу.

* Пожмете плечами и отойдете, ведь обидчик сильнее.

* Будете смеяться над другом, ведь он так смешно растянулся на полу.

* Позовете старшего брата, пусть он стукнет обидчика.

* Пригласите классного руководителя. Он поможет разобраться в ситуации.(разбираться в ситуации)

- позвать учителя

Он поможет разобраться в ситуации. Защищать друга похвально, но ситуация может перерасти в большую драку, с привлечением братьев, старшеклассников.

        Почему такие ситуации происходят в жизни школьников? А в нашей школьной жизни такое часто бывает? Чего не хватает ученикам?

Слайд 24.

 Как часто вы осознаете недостатки, ошибки в своих поступках, поведении?

Варианты ответов

…….

Личностные УУД:

формирование основ

самоанализа и самоконтроля.

 

Какие изменения произошли в вашем поведении за последний год? Под влиянием чего это случилось?

Стали более собранными, ответственными за свои поступки перед родителями, классом, собственной совестью.

6 этап.                                              Рефлексия классного часа.

Слайд 25. Итог.

Назовите тему классного часа.

 С какой проблемой вы столкнулись  в начале?

Какую цель поставили перед собой?

Сознательная дисциплина.

Не знали, что такое дисциплина.

Узнать, что такое….

- Как вы решали эту проблему?

Что нового узнали, чему научились?

- Какой вывод вы можете сделать?

Что нужно для развития сознательной дисциплины?

Вы хотите поделиться с ребятами из других классов?

Что для этого сделаете?  СОЦИАЛИЗАЦИЯ

- Интересно ли вам было сегодня?

Ребята, у нас сегодня получился очень важный разговор о сознательной дисциплине . Сознательная дисциплина не ограничивается только исполнительностью, своевременным приходом на занятия, она предполагает полную отдачу сил учебному труду и общественным делам, активность и инициативу в труде и учёбе. Дисциплина должна стать необходимым условием нормальной жизни класса, внутренней потребностью каждого, создаваться и поддерживаться всеми учениками. 

Воспитанники А. С. Макаренко говорили своим товарищам: «…мы будем судить о твоей дисциплине не по тому, как ты поступил на виду у других, и не по тому, как ты выполнил работу, а по тому, как ты поступил, не зная, что другим известно, как ты поступил».

Сознательность, дисциплинированность как качества личности ответственного человека — важное условие успеха, решения всех проблем.

Словари, интернет…

Узнали, что нужно делать, чтобы развивать сознательную дисциплину.

1.режим………

Да .

ПАМЯТКУ

Регулятивные УУД:

волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

Личностные УУД:

самоанализ и самоконтроль  формирования основ социально ценных личностных и нравственных качеств. 

Вам хотелось бы  продолжить тему нашего классного часа?  

Мнения детей…

Слайд

.Оценка

Выберите знак, который соответствует вашему настроению, и покажите  его всем. Спасибо за сотрудничество.

К.Д.Ушинский сказал: "В деле обучения и воспитания: ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя".

Нельзя изменить ребёнка, не изменив себя самого.

Высказывания на доске:

  1.  «Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра».
  2. Сознательная дисциплина -понимание и осознание чувства ответственности за каждое своё слово и поступок перед окружающими.

Игра.

Ну а сейчас немножко поиграем: я задаю вопрос, а вы хором отвечаете – это я, это я, это все мои друзья!

 Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
– Это я, это я, это все мои друзья.

– Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух? 
– Это я, это я, это все мои друзья. 

– Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру? 
– Это я, это я, это все мои друзья. 

– Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?
– Это я, это я, это все мои друзья. 
– Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки? 
– Это я, это я, это все мои друзья.

– Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
– Это я, это я, это все мои друзья.

Перед вами лежат анкеты, заполните их. И я узнаю, как вы понимаете, что такое дисциплина.

Воспитанники А. С. Макаренко говорили своим товарищам: «…мы будем судить о твоей дисциплине не по тому, как ты поступил на виду у других, и не по тому, как ты выполнил работу, а по тому, как ты поступил, не зная, что другим известно, как ты поступил».

 Быть дисциплинированным - быть прилежным и настойчивым в ученье, добросовестным, верным слову, точным и аккуратным в работе, уметь организовывать своё время и досуг, проявлять уважение к старшим, заботиться о близких людях, быть скромным и вежливым.

Мы только начали работать над сознательной дисциплиной в классе. Я предлагаю вам дома с родителями обсудить тему нашего классного часа и разработать свои правила развития сознательной дисциплины и принести их потом в класс для обсуждения.

Сознательная дисциплина или самодисциплина означает вашу полную ответственность и контроль над собой. Развитие самодисциплины должно быть, прежде всего, осознанным намерением, необходимо принять решение и не изменять ему. Внутренняя дисциплина позволяет человеку в какой-то мере развивать силу воли, работать над своими комплексами, преодолевать страхи и неуверенность в себе.

Что касается того, как научиться самодисциплине, как выработать в себе самодисциплину, то здесь все начинается с мелочей. Для начала, приучите себя вставать каждый день в одно и то же время. Не важно, выходной это или рабочий день, необходимо следовать принципу «21 день». По мнению психологов, данный прием основан на том, что любая привычка вырабатывается за 21 день. Если в течение этого времени, каждый день делать одно и то же, то это занятие войдет у вас в привычку. В случае «сбоя в программе» начинайте заново. Помните, если уж вы решились заняться самодисциплиной, то проявите жесткость, не пытайтесь обманывать себя. В противном случае, кому вы сделаете хуже?

Следующим шагом должно стать планирование вашего дня, поэтому обязательно приобретите ежедневник. Записывайте с вечера все предстоящие дела на завтра, начиная с самого важного.

Относитесь ответственно к запланированным делам и своему времени, потому как время – это самый ценный ресурс. Удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОСПИТАНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели:-    рассмотреть значение игры в коррекции поведения недисциплинированных детей;-    дать рекомендации родителям по воспитанию правдивости у ребенка;-...

Воспитание сознательной дисциплины школьников

Исследовательская работа, направленная на поиск путей в воспитании сознательной дисциплины школьников....

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

ВОСПИТАНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ У СВОИХ ДЕТЕЙ НА ПРИМЕРЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

КАК СОБСТВЕННЫМ ПРИМЕРОМ СПОСОБСТВОВАТЬ ВОСПИТАНИЮ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ У СВОИХ ДЕТЕЙ НА ПРИМЕРЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....

Лекторий для родителей. Тема:"Воспитание сознательной дисциплины младших школьников"

Лекторий для родителей . Круглый стол. Родители поделились своими методами и приемами в воспитании сознательной дисциплины....

Презентация "Воспитание сознательной дисциплины".

Краткое содержание лектория для родителей....

Классный час "Сознательная дисциплина"

Классный час посвящен развитию сознательной дисциплины у учащихся начальных классов....