Рабочая программа по внеурочной деятельности
методическая разработка (2 класс) на тему

Театральный кружок "Маски"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zashchita.docx15.12 КБ
Microsoft Office document icon ktp_po_teatru.doc68.5 КБ
Microsoft Office document icon programma_po_teatru.doc76.5 КБ
Файл rechevaya_gimnastika.docx25.69 КБ
Файл ritmoplastika.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание программы

2 класс (34 часа)

        Наша программа состоит из 9 разделов.        

        

Раздел 1. Знакомство с театральным искусством (2ч)-на него отведено.Этот раздел представлен такими темами как: 

Что такое искусство. Театр как вид искусства. Виды театра. Как часто мы встречаемся с ним? Какое место оно занимает в нашей жизни. Зачем надо уметь играть. Что значит понимать искусство. Задание: «Нарисуй театр твоей мечты». Сравнение древнегреческого и современного театров.

Раздел 2. Как создаётся спектакль (3ч)

Путешествие по театральным мастерским. Бутафорская и гримёрная.

Театральные профессии. В мастерской художника и костюмера. Мастерская актёра и режиссёра. Актёр – творец, материал и инструмент. Музыка в театре. Основные отличия театра от других видов искусства – «здесь и сейчас». История театра: выдающиеся актёры и режиссёры. «Мои любимые актёры». Задание: наклеить фотографии актёров и режиссёров в рабочую тетрадь по театру.

Театральный словарик: «грим».

Раздел 3.  Дорога в театр (5ч)

Театр как здание. Виды театральных постановок. «Путешествие в театр на спектакль. Этика поведения в театре. «Театр начинается с вешалки» (К.С. Станиславский). Обсуждение: «Что значит это выражение известного режиссёра?» Зрительный зал и сцена. Устройство зрительного зала. Понятия «сцена», «авансцена», «рампа», «партер», «амфитеатр», «бельэтаж», «ложа», «балкон». Рисование схемы устройства зрительного зала в театральную тетрадь.

Театральный словарик: премьера», «антракт», «авансцена», «инсценировка», «аплодисменты», «бис».

Раздел 4. Учимся актёрскому мастерству (10ч)

Выражение настроения, характера через мимику и жесты. Знакомство с театром пантомимы и балета. Стихотворения Д.Хармса и С.Чёрного. Что умеет актёр и что необходимо каждому человеку. Средства образной выразительности. Рассказ сказки «Цыплёнок», используя жесты, мимику и голос. Возможности человеческого тела и использование его в разных видах искусства. Знакомство с возможностями собственного тела. Роль воображения в литературе, живописи и театральном искусстве. Упражнения, направленные на развитие у детей чувства ритма. Репетиции спектакля «Теремок». Формирование портфолио личностных достижений учащихся.

Театральный словарик: «мимика», «пантомима», «мим».

Раздел 5. Делаем декорации (3 ч)

Что такое декорация. Зачем нужны декорации. Художники-декораторы. Выражение настроения, отношения художника к событию или герою с помощью цвета. Создание своих декораций.

Раздел 6. Придумываем и делаем костюмы (3 ч)

 Внешний вид сказочного героя, его одежда (костюм). Костюм – важное средство характеристики персонажа. Эскиз костюмов. Назначение театральных масок. Изготовление масок.

Раздел 7. В мастерской бутафора (3 ч)

Для чего нужна бутафория и из чего её изготовляют. Пальчиковая гимнастика. Изготовление необходимой бутафории. Репетиция.

Театральный словарик: «бутафория»

Раздел 8. Делаем афишу и программку (3 ч)

Назначение афиши и театральной программки. Изготовление афиши. Заполнение программки.

Театральный словарик: «афиша».

Раздел 9. Урок-концерт (2 ч)

Открытый урок-концерт: выступление детей со спектаклем.




Предварительный просмотр:

Тема занятия

Содержание

Кол-во часов

УУД

Раздел 1. Знакомство с театральным искусством (2ч)

1

Что такое театр?

Что такое искусство. Знакомство с театром как с видом искусства. Виды театров: драматический театр, музыкальный театр, кукольный театр и т.д. Знакомство с театрами г.Челябинска.

Экскурсия в музей???

2

Раздел 2. Как создаётся спектакль (3ч)

1

Театральные профессии

Работа по группам. Представление театральных профессий. Мастерская художника и костюмера.

1

2

Знаменитые актеры и режиссеры

Знакомство с самыми известными актерами и режиссерами в мире, в России и Челябинске. Просмотр отрывков с их выступлениями.

1

3

Театр снаружи и изнутри (сцена,гримерка…)

Знакомство с устройством театра -оркестровая яма, сцена и т.д.

1

Раздел 3.  Дорога в театр (5ч)

1

Виды театральных постановок

Знакомство с видами театральных постановок- балет, опера и т.д. Просмотр видео отрывков. Определение отличительных особенностей.

1

2

Этика поведения в театре

Правила этикета в театре. Одежда для театра. Правила поведения в зрительном зале до спектакля. Правила поведения в зрительном зале во время спектакля. Правила поведения в антракте. Буфет. Гардероб

1

3

Посещение театра

Коллективное посещение спектакля в ТЮЗе

2

4

Обсуждение просмотренного

Анализ просмотренного спектакля- музыка, игра актеров, декорации и т.д.

1

Раздел 4. Учимся актёрскому мастерству (11ч)

1

Освоение дыхательной гимнастики

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата

1

2

Артикуляционный тренинг

Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. (Повторение букв, чередование звонких и согласных, сочетание с гласными; работа над пословицами и скороговорками).

1

3

Отработка темпа, четкости и громкости речи.

Игры и упражнения направленные на отработку темпа, громкости речи. Повторение дыхательных упражнений и работа над скороговорками.

1

4

Театральные герои: положительные и отрицательные. Характеристики героев.

Интонации отрицательных героев. Жадность, коварство, лесть, зависть.

Интонации положительных героев. Смелость, доброта, оттенки радости.

Интонации чувств.

1

5

Мимика и жесты

Анализ мимики лица и жестов. Как передать те или иные эмоции. Рассказ сказки «Цыплёнок», используя жесты, мимику и голос.

1

6

Римтопластика

Пластика тела. Игровая гимнастика. Выразительность и свобода телодвижений, в том числе и на сцене. Движения под определённую музыку. Ритмичность и согласованность движений.

2

7

Знакомство со сценарием сказки  «Теремок»

Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям. Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения

2

8

Репетиция отдельных сцен

Выразительное чтение сказки по ролям. Проигрывание некоторых сцен

1

Раздел 5. Делаем декорации (3 ч)

1

Для чего нужны декорации?

Что такое декорация. Зачем нужны декорации. Художники-декораторы. Выражение настроения, отношения художника к событию или герою с помощью цвета. Создание набросков декораций к спектаклю.

1

2

Изготовление  декораций

Создание своих декораций в соответствии со сценарием

1

3

Репетиция спектакля

Упражнения для правильной дикции. Выразительное чтение сказки по ролям. Проигрывание некоторых сцен

1

Раздел 6. Придумываем и делаем костюмы (3 ч)

1

Театральные костюмы

Внешний вид сказочного героя, его одежда (костюм). Костюм как важное средство характеристики персонажа. Создание эскиза костюмов к спектаклю.

1

2

Театральные маски

Назначение театральных масок. Изготовление масок животных для спектакля.

1

3

Репетиция спектакля

Упражнения на дыхание, на четкость и темп речи. Репетиция спектакля по ролям

1

Раздел 7. В мастерской бутафора (3 ч)

1

Что такое бутафория?

Для чего нужна бутафория и из чего её изготовляют. Какая она бывает. Пальчиковая гимнастика.

1

2

Изготовление бутафории

Изготовление бутафории для спектакля

1

3

Репетиция спектакля

Упражнения на дыхание, на четкость и темп речи и т.д. Репетиция спектакля по ролям

1

Раздел 8. Делаем афишу и программку (3 ч)

1

Афиша.

Что такое афиша? Для чего она нужна? Просмотр образцов афиш. Выделение в них преимуществ. Создание Собственной афиши к спектаклю.

1

2

Театральная программка.

Предназначение программки. Просмотр образцов. Создание и заполнение собственной программки.

1

3

Генеральная репетиция

Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением и т.п.

1

Раздел 9. Урок-концерт (2 ч)

1

Показ спектакля

2



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж №1»

Рабочая программа по внеурочной деятельности театрального кружка «Маски»

(художественно-эстетическое направление)

Для учащихся 2 класса

Составители:

Бахарева Ирина,

                                        Денисова Елена

Челябинск, 2014

Пояснительная записка

   Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с нормами СанПИНа. Составлена с учётом запросов родителей и интересов ребёнка, ориентирована на обучающихся начальных классов и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов.

Театральный кружок «Маски» является предметом внеурочной деятельности в школе. Данная программа кружка разработана для учащихся 2 классов начальной школы (8-9лет). Во втором классе предполагаются занятия 1 раз в неделю по одному академическому часу (34 часа в год). Сюда включается и время, затрачиваемое на экскурсии, коллективное посещение театра

Актуальность программы.

  Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Внеурочная  художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные  виды творчества. Одним из таких синтетических видов является театр. Влияние искусства на становление личности человека и его развитие очень велико.

Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой  способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте предположения и варианты поведения и решения проблем.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в театральном кружке, дети учатся работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий. При этом дети получают навык коллективного труда, решения как организационных, технических, так и творческих, художественных задач, что пригодится  в дальнейшем в любой сфере деятельности.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность.

Цель программы -  воспитывать и развивать понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением, помогать ребенку в самореализации и самоуправлении в общении  и в творчестве.

  Задачи:

- формировать навыки зрительской культуры поведения в театре;

- развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся;

- развивать воображение, выразительность речи;

- пополнять словарный запас, образный строй речи;

- формировать способность строить диалог друг с другом;

- знакомить детей с терминологией театрального искусства.

-коррекция звукопроизношения и формирование необходимого интонирования в соответствии с поставленной задачей;

- сохранение здоровья младших школьников посредством гимнастики  и совершенствование пластики тела;

 - развитие памяти, внимания, воображения, музыкальности и чувства ритма;

Особенностью данного курса является то, что основным содержанием изучаемого материала является такой материал, который несет большой воспитательный потенциал. Особое значение уделяется патриотическому воспитанию младших школьников посредством театра.

Так отработка звукопроизношения, четкости артикуляции, выразительности осуществляется преимущественно на литературном материале русского фольклора (пословицы, потешки, скороговорки, песенки, сказки),  советских, русских поэтов о родине. В качестве сценариев для постановок выбираются произведения русского фольклора ,советских авторов.

Данный курс является интегративным. Все занятия взаимосвязаны с уроками литературного чтения, русского языка, изобразительного искусства, физической культуры, музыки. Сценарии спектакля выбираются в соответствии с потребностями учащихся, направленностью воспитательных мероприятий школы и класса.  

Следует заметить, что при организации работы с детьми рекомендуется использовать как классические для педагогики формы и методы работы, так и нетрадиционные:

- посещение театров, музеев, тематических экскурсий;

- просмотр спектаклей;

- использование игр и упражнений из театральной педагогики, изучение основ сценического мастерства;

-проведение тренингов и импровизаций, сюжетно-ролевых игр;

- работа с подручным материалом и изготовление макетов декораций, бутафории;

- инсценировка сказок, постановка спектакля и выступление.

Планируемые результаты программы.

 Предполагаемая результативность данного курса ориентирована на  результаты  первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) и второго уровня (формирование позитивного отношения ученика к базовым ценностям общества):

- активировать имеющиеся у каждого ребёнка творческие способности, его жизненные познания, речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные параметры.

-способствовать усвоению учащимися социального опыта, т.е. знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в конкретном социуме, а также развивать умение самостоятельно учиться;

- умение  правильно говорить, двигаться, выражать свои чувства и эмоции, работать в коллективе, выполнять творческие задания.

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:

Личностные

•этические потребности, ценности, чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость;

•  эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

• умение не создавать конфликтных ситуаций и находить выходы из них;

•  самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

•   самооценка на основе критериев успешности деятельности;

•   осознание ответственности человека за общее благополучие;

•   уважительное отношение к чужому мнению;

Регулятивные

•   определять общую цель и пути ее достижения;

•    предвосхищать результат;

• выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения;

•    использовать речь для регуляции своего действия;

•    вносить изменения в способ действия, в план действия.

Познавательные

•    знать театры родного города,  их особенности;

•    знать традиции и обычаи коренного народа;

•    знать некоторые виды театров (кукольный, настольный);

• знать некоторые приёмы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров;

• знать театральные профессии (актер, гример, костюмер, декоратор, режиссер, осветитель, суфлер);

•  уметь разыгрывать сценки по сказкам, стихотворениям, рассказам, песням с использованием кукол, элементов одежды, декораций;

• чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;

• иметь представление о театре, о театральной культуре;

•  иметь представление об устройстве театра.

Коммуникативные

•      умение вступать в диалог;

•   участие в коллективном обсуждении проблем, сотрудничество с группой сверстников, учет разных мнений и умение выразить свое;

•     умение договариваться и находить общее решение;

•     формулировать свои затруднения;

• проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач;

•    договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

•      строить понятные для партнера высказывания, ставить вопросы и обращаться за помощью.

Предполагаемая результативность курса ориентируется на приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Способы определения результативности

Методы и формы диагностики могут варьироваться (беседа, игра, собеседования с классными воспитателями по достижению индивидуальных задач учащихся, наблюдение за деятельностью ребёнка в процессе занятий и т.д.).

Также в качестве форм контроля можно использовать:

-постановки театральных пьесок, пьес, спектаклей;

-участие в конкурсах чтецов;

-изготовление декораций  к постановкам;

-выступления на классных утренниках, школьных мероприятиях;

-анкетирование родителей, учащихся;

-создание портфолио личных достижений учащихся.

Содержание программы

2 класс (34 часа)

Раздел 1. Знакомство с театральным искусством (2ч)

Что такое искусство. Театр как вид искусства. Виды театра. Как часто мы встречаемся с ним? Какое место оно занимает в нашей жизни. Зачем надо уметь играть. Что значит понимать искусство. Задание: «Нарисуй театр твоей мечты». Сравнение древнегреческого и современного театров.

Раздел 2. Как создаётся спектакль (3ч)

Путешествие по театральным мастерским. Бутафорская и гримёрная.

Театральные профессии. В мастерской художника и костюмера. Мастерская актёра и режиссёра. Актёр – творец, материал и инструмент. Музыка в театре. Основные отличия театра от других видов искусства – «здесь и сейчас». История театра: выдающиеся актёры и режиссёры. «Мои любимые актёры». Задание: наклеить фотографии актёров и режиссёров в рабочую тетрадь по театру.

Театральный словарик: «грим».

Раздел 3.  Дорога в театр (5ч)

Театр как здание. Виды театральных постановок. «Путешествие в театр на спектакль. Этика поведения в театре. «Театр начинается с вешалки» (К.С. Станиславский). Обсуждение: «Что значит это выражение известного режиссёра?» Зрительный зал и сцена. Устройство зрительного зала. Понятия «сцена», «авансцена», «рампа», «партер», «амфитеатр», «бельэтаж», «ложа», «балкон». Рисование схемы устройства зрительного зала в театральную тетрадь.

Театральный словарик: премьера», «антракт», «авансцена», «инсценировка», «аплодисменты», «бис».

Раздел 4. Учимся актёрскому мастерству (10ч)

Выражение настроения, характера через мимику и жесты. Знакомство с театром пантомимы и балета. Стихотворения Д.Хармса и С.Чёрного. Что умеет актёр и что необходимо каждому человеку. Средства образной выразительности. Рассказ сказки «Цыплёнок», используя жесты, мимику и голос. Возможности человеческого тела и использование его в разных видах искусства. Знакомство с возможностями собственного тела. Роль воображения в литературе, живописи и театральном искусстве. Упражнения, направленные на развитие у детей чувства ритма. Репетиции спектакля «Теремок». Формирование портфолио личностных достижений учащихся.

Театральный словарик: «мимика», «пантомима», «мим».

Раздел 5. Делаем декорации (3 ч)

Что такое декорация. Зачем нужны декорации. Художники-декораторы. Выражение настроения, отношения художника к событию или герою с помощью цвета. Создание своих декораций.

Раздел 6. Придумываем и делаем костюмы (3 ч)

 Внешний вид сказочного героя, его одежда (костюм). Костюм – важное средство характеристики персонажа. Эскиз костюмов. Назначение театральных масок. Изготовление масок.

Раздел 7. В мастерской бутафора (3 ч)

Для чего нужна бутафория и из чего её изготовляют. Пальчиковая гимнастика. Изготовление необходимой бутафории. Репетиция.

Театральный словарик: «бутафория»

Раздел 8. Делаем афишу и программку (3 ч)

Назначение афиши и театральной программки. Изготовление афиши. Заполнение программки.

Театральный словарик: «афиша».

Раздел 9. Урок-концерт (2 ч)

Открытый урок-концерт: выступление детей со спектаклем.

Календарно-тематическое планирование


Информационно-методическое сопровождение.

  1. ФГОС НОО (приложение к приказу Министерства образования и науки от 6октября 2009 г. № 373)
  2. Генералова, И.А. Театр : учебное пособие для детей / И.А. Генералова. – М. : Баласс, 2012.
  3. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. М., 2011.
  4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.,2010.
  5. Ершова А.П. Влияние актерского творчества на всестороннее развитие школьника. // Сб. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства.
  6. Ершова А.П. Уроки театра в школе.
  7. Караманенко Т.Н. Кукольный театр дошкольникам.
  8. Козлянинова, И.П. Речевой голос и его воспитание / И.П. Коз лянинова, Э.М. Чарели. – М. : Просвещение, 1985.
  9. Неменский Б.М. Распахни окно. Мысли художника об эстетическом воспитании.
  10.  Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Программа и репертуар / Э.Г. Чурилова. – М. : Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000.

Ресурсы сети Интернет:

1. Татьяна Шабалина. «Бродячие актеры» / Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: http://www.krugosvet.ru 

2.        «Работа актёра над собой». К.С. Станиславский / Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: http://biblioteka.teatr-obraz.ru 

3.        «Актёрский тренинг – теория и практика». Л. Грачёва / Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: http://biblioteka.teatr- obraz.ru/page/akterskii-trening-teoriya-i-praktika-l-gracheva

4. А.П. Ершова и В.М. Букатов. «Программа четырёхлетнего курса обучения в театральных школах, студиях, училищах» / Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: http://biblioteka.teatrobraz.ru/node/705

Материально – техническое обеспечение

  • Музыкальный или актовый зал
  • Звуковая аппаратура, микрофоны (2шт)
  • Ноутбук (1шт)
  • Колонки (2шт)
  • Мультимедийный проектор с экраном (1шт)
  • Театральные костюмы
  • Маски
  • Перчаточные куклы
  • Мягкие игрушки
  • Книги со сказками
  • Ширма (1шт)
  • Фотографии, картинки, иллюстрации.



Предварительный просмотр:

   Школа :                                                                                                                                                                                   Учитель:

   Класс:                                                                                                                                                                                       Студенты:

                                                Методист:

                             Дата:

                            Подпись:_________________

Тема занятия : «Речевая гимнастика».

Планируемые результаты:

  • Личностные: воспитывать эмоционально положительное отношение к театру;

развитие интереса к актерскому мастерству;

  • Метапредметные:
  1. Регулятивные: формировать умение планировать деятельность, прогнозировать результаты.
  2. Коммуникативные: формировать умение взаимодействовать с группой .

  • Предметные: расширить представление детей об актерском мастерстве;

        познакомить с основными принципами актерского искусства.

Оборудование: компьютер ,проектор, презентация, картинки.

1.Организационный момент

Словесный-

слушание

2 мин.

Здравствуйте, ребята! Мы снова рады видеть вас. Давайте начнем наше занятие  со светлой, доброжелательной улыбки. Повернитесь к соседу слева, улыбнитесь, повернитесь к соседу справа, улыбнитесь, а затем улыбнитесь нам, а мы –вам.

Ребята ,ну а сейчас мы с вами вспомним о чем говорили на прошлом занятии. Вы должны будете ответить на наши вопросы.

  1. Что такое театр?
  2. Какие театры есть у нас в Челябинске?
  3. Какие виды театров вы знаете?

Приветствуют, слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Умение строить речевое высказывание, вступать в диалог.

2.Мотивационный момент

Практический

Наглядный

5 мин.

На сегодняшнем занятии мы будем учиться правильно произносить слова, выполнять для этого специальные упражнения .А для того, чтобы продолжить занятие дальше, вам  нужно будет вспомнить тему нашего прошлого занятия, вспомнить о чем мы с вами говорили, чтобы вам было легче это сделать, мы будем задавать вам загадки.

  1. Коль спектакль завершился –
    Слышно «Браво!», комплименты;
    Всем актёрам, в благодарность, 
    Дарим мы…
    (АПЛОДИСМЕНТЫ!)
  2. Если кто-то дал вам в дар
    Чудо-контрамарку,
    Это значит – одарил
    Вас таким подарком.
    С ней бесплатным предстоит
    Вход и посещенье 
    Иль театра, иль кино -
    Ждите представленья!
    Тут подвоха вовсе нет - 
    Дан вам в дар входной...
     (БИЛЕТ!)
  3. И актрисе, и актёру,
    (Будь обычный он, иль мим)
    Очень внешность изменяет 
    Макияж искусный – …
    (ГРИМ!)
  4. Театральный он работник –
    Постановок «дирижёр»,
    Управляющий спектаклем -
    Это, верно, …
    (РЕЖИССЁР!)

В кинотеатре – широкий экран,
В цирке – манеж иль арена.
Ну, а в театре, обычном театре,
Площадка особая - …
(СЦЕНА!)

(После каждой загадки на слайде появляется картинка).

Отвечают на вопросы учителя.

Строят речевое высказывание.

Отгадывают загадки.

Познавательные:

Умение строить объяснение в устной форме.

3.Постановка учебной  задачи

Словесный-

беседа

3 мин.

Наше занятие мы начнём с такого вопроса - Ребята, кто знает из вас, для чего нам необходимо развивать речь и пластику? Что такое актерское мастерство? Для чего оно нужно? Да, Актерское мастерство - это воздействие словом. Такая техника необходима не только в искусствах, но и в повседневной жизни, а также на деловой арене. С помощью жестов , мимики мы учимся производить впечатление  на людей и побеждать словом!

Высказывают своё мнение.

Вступают в диалог с учителем.

Познавательные:

Умение ориентироваться в своей системе знаний, умение строить речевое высказывание.

4.Решение

Словесный

-слушание

-беседа

Игровой

Практический

20-25  мин.

Общий принцип актёрского искусства — перевоплощение. Перевоплощение бывает внешнее и внутреннее,

Рабочие инструменты актёра так же различаются как внешние и внутренние.

  • Внешние— грим, костюм, в некоторых видах театра — маска.(смотрят на слайд).
  • Внутренние— физические: тело, пластика и моторика, голос (в том числе дикция), музыкальный слух, чувство ритма; психические: эмоциональность, наблюдательность, память, воображение, скорость реакции, способность к импровизации.

Для того, чтобы нам с вами поставить спектакль, мы сегодня будем работать над  речью, поработаем над памятью, мимикой.
Ну а сейчас мы с вами поиграем в очень интересную игру.

Учитель загадывает предмет и предлагает ребятам узнать по описанию, что он загадал.

Например: «Отгадайте , пожалуйста, что за предмет  я загадала. Он большой, светло-коричневого цвета, с двумя  ножками и спинкой. Он деревянный, на нем можно сидеть, его можно потрогать  руками». Если ребята быстро догадываются, что это стул, то можно  предложить им загадать другой предмет.

Затем предложить ребятам загадать что-то. Сначала ребенок, загадывая, будет с трудом подбирать определения, характеризующие предмет. Не надо торопить ребёнка: постепенно разовьется наблюдательность и расширится словарный запас. Можно загадывать предметы мебели, посуду, продукты питания, деревья, транспорт и многое другое.

Молодцы, вы все хорошо потрудились, а теперь давайте немного отдохнем.(физ.минутка 3 мин).

Ребята, а вы знаете, чтобы быть хорошим актером нужно знать некоторые  речевые правила. Речевые правила:

- Прежде чем начать говорить, подумайте о том, что хотите сказать.

-При вдохе не поднимайте плечи.

- Перед началом речи сделайте вдох и сразу начинайте говорить на плавном выдохе.

- Никогда не говорите на вдохе..

- Произносите гласные легко и громко. Согласные - легко, без нажима.

- В каждом слове выделяйте ударный гласный звук т.е. произносите его громче и длиннее остальных гласных звуков в этом же слове.

- Все слова в предложении произносите слитно, как одно длинное слово.

- Старайтесь говорить громко, четко и выразительно.

Эти правила мы с вами будем использовать на наших занятиях. А теперь проведем артикуляционную гимнастику.

  1. Поднять брови вверх.
  2. Сдвинуть брови.
  3. Надуть две щеки.
  4. Надувать две щеки по очереди.
  5. Втянуть две щеки.
  6. Толкать языком щеки.
  7. Проводить языком по кругу за губами.
  8. Покусать кончик языка.
  9. Натягивать губы на зубы.
  10. Вытянуть губы в трубочку - растянуть в улыбку, показывая зубы.
  11. Вытянуть губы в трубочку - растянуть в улыбку, не показывая
  12. Рот широко открыть - закрыть.
  13. Рот широко открыть - наполовину закрыть - закрыть.

Повторять по 4 раза.

А сейчас, после этой  разминки давайте разучим несколько скороговорок, соответствуя всем правилам,  которые мы с вами узнали. Каждому ряду выдается по одной  скороговорке. Сначала по одному человеку, затем по два человека, 3-4 и т.д. В конце проговаривает весь ряд. Учитель проговаривает вместе с ними. Скороговорки:

1)Вы малину мыли ли?
Мыли, но не мылили.

2) Водовоз вёз воду из-под водопровода

3) У елки иголки колки.
Иголки колки у елки.

Молодцы ребята! А сейчас мы с вами поиграем в игру.

Учитель предлагает ребятам игру в вопросы: он задает им вопросы, а ребята  должны  отвечать на них, только нельзя произносить слово «нет».

И начинает примерно так:

— Деревья высокие?
— Да,
 — отвечают дети.
— На деревьях сидят птицы?
— Да.
— На деревьях сидят машины?

Вот тут ребята  должны ответить «нет», а это слово говорить нельзя. И они придумывают такую фразу, которая правильно ответит на этот вопрос.

Например:

— Машины ездят только по дорогам.

Или:

— Да, если это игрушечные машины и их посадили на ветки.

Найти форму ответов, чтобы выполнить правила игры, достаточно сложно, поэтому, если ребятам  тяжело справляться с этим, учитель подсказывает или строит простые фразы..

Вопросы могут быть разные:

— Снег белый?
— А снежинки красные?
— Птицы умеют летать?
— А мы с тобой?

Слушают учителя.

Слушают учителя.

Играют в игру.

Проводят физ.минутку.

Слушают учителя.

Проводят гимнастику.

Повторяют за учителем.

Проговаривают скороговорки.

Разучивают, задают вопросы, если что-то непонятно.

Играют в игру.

Познавательные:

Строить объяснения в устной форме

5.Рефлексия

Словесный

-беседа

-слушание

2 мин.

- Как прошло наше занятие? Какие задания понравились? Какие вызвали затруднения?

Ребята, у вас на партах лежат смайлики разных цветов: красный, жёлтый и зелёный. Если вам на занятии было скучно, поднимите красный смайлик.

Если вам было интересно ,то зелёный.

Но а если вы  были активны ,тогда жёлтый.

На сегодняшнем занятии мы познакомились с актерским мастерством, в частности работали над речью.

На следующих занятиях мы с вами лучше познакомимся с театральными постановками и  т.д.

Отвечают на вопросы учителя, подводят итог занятия.

Познавательные:

Строить объяснения в устной форме.

Регулятивные:

Характеризовать собственные знания.



Предварительный просмотр:

          Школа:                                                                                                        Учитель:

Класс                                                                                                            Студенты:

Методист:

 Дата:

Подпись:_________________

Тема занятия : «Ритмопластика».

Планируемые результаты:

  • Личностные: воспитывать эмоционально положительное отношение к театру;

развитие интереса к актерскому мастерству;

развитие внимальности.

  • Метапредметные:
  1. Регулятивные: формировать умение планировать деятельность, прогнозировать результаты деятельности, формировать умение оценивать свою работу.
  2. Коммуникативные: формировать умение взаимодействовать с классом и учителем

  • Предметные: формировать умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки; формировать умение передавать несложный музыкальный ритмический рисунок; развитие координации движений.

Оборудование: компьютер ,проектор, презентация.

Этап

Время

Содержание и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

2 мин.

Здравствуйте, ребята! Мы снова рады видеть вас. Давайте начнем занятие с нашего традиционного приветствия- со светлой, доброжелательной улыбки. Повернитесь к соседу слева, улыбнитесь, повернитесь к соседу справа, улыбнитесь, а затем улыбнитесь нам, а мы –вам.

Приветствуют, слушают учителя.

Коммуникативные:

Доброжелательное отношение к соседу.

2.Мотивационный момент

7 мин.

Ребята , ну а сейчас мы с вами вспомним о чем говорили на прошлом занятии? Какие упражнения из артикуляционной гимнастики вы запомнили?

Давайте повторим её.

1.        Поднять брови вверх.

2.        Сдвинуть брови.

3.        Надуть две щеки.

4.        Надувать две щеки по очереди.

5.        Втянуть две щеки.

6.        Толкать языком щеки.

7.        Проводить языком по кругу за губами.

8.        Покусать кончик языка.

9.        Натягивать губы на зубы.

10.        Вытянуть губы в трубочку - растянуть в улыбку, показывая зубы.

11.        Вытянуть губы в трубочку - растянуть в улыбку, не показывая

12.        Рот широко открыть - закрыть.

13.        Рот широко открыть - наполовину закрыть - закрыть.

Повторять по 4 раза.

Отвечают на вопросы учителя, строят речевое высказывание, выполняют упражнения.

Коммуникативные:

Проявлять активность  при проведении  артикуляционной гимнастики.

3.Постановка учебной  задачи

5 мин.

Сегодня на занятии мы с вами научимся выразительно двигаться, познакомимся с пальчиковой и дыхательной гимнастикой, выучим новый танец, а так же научимся свободно владеть своим телом, что очень важно для профессии актера.

Высказывают своё мнение, вступают в диалог с учителем.

.Умение вступать в диалог.

Умение строить речевое высказывание.

4.Решение

25 мин.

А начнем мы наше занятие с дыхательной гимнастики. Она поможет вам взбодриться, развить мышцы грудной клетки и в целом подготовит организм к дальнейшим танцевальным упражнениям. Очень важно, чтобы вдох был через нос.

1. И.п. (исходное положение) — о.с. (основная стойка). Выполняем вдох и одновременно поднимаем плечи, делаем выдох — опускаем плечи.

2. «Дровосек». И.п. — ноги врозь. Делаем вдох, поднимая руки над головой (пальцы сцеплены). Наклоняемся вперед, опуская руки между ногами (имитируя разрубание дров), и с выдохом произносим «б-а-а-ах!».

3. «Индейцы». Произносим звук «и-и-и». На медленном выдохе быстро подносим ко рту и убираем палец (ладонь), чтобы получился “клич индейца”.
   
А сейчас давайте проведем пальчиковую гимнастику, чтоб размять наши пальчики. Может быть вы уже сами знаете какие-либо упражнения для ваших рук? Советую вам ребята запомнить некоторые упражнения, чтобы если у вас на уроке вдруг устанут руки, вы могли размять руки.

«Осенние листья»

  Раз, два, три,четыре, пять,

  Будем листья собирать.

  Листья березы,

  Листья рябины,

  Листики тополя,

  Листья осины,

  Листики дуба мы соберем,

  Маме осенний букет отнесем (загибают пальчики)

 Четыре братца.

Идут четыре братца навстречу старшему.

- Здравствуй, большак!

- Здорово, Васька-указка,

Мишка-серёдка. Гришка-сиротка

Да крошка Тимошка!

(На вторую строчку соединить все пальцы в щепотку, затем соединять поочерёдно с большим остальные пальцы.)

     А сейчас мы станцуем с вами новый танец.

     А  сейчас давайте поиграем в игру «Карлики и великаны» .Она направлена на улучшение координации движений и на развитие вашей внимательности

      Когда ведущий произносит: «Карлики!», дети присаживаются  на четвереньки, опускают руки, всем своим видом показывая, какие это маленькие люди. А когда говорит «Великаны!», голос его грубеет, дети встают во весь рост, да еще руки вытягивает вверх — такие они громадные.

       Когда ребята научились правильно выполнять команды, ведущий предупреждает, что сейчас он увидит, кто самый внимательный. И начинает путать детей .( на «карлики» встает…на «великаны» садиться)Тот, кто ошибется, - выбывает из игры..Побеждает тот, кто меньше всех ошибся.

А в конце занятие, давайте выполним с вами упражнение  на импровизацию, т.е. без подготовки. Оно поможет вам научиться в танце передавать настроение музыкальных произведений.

       Упражнение «Бабочки».Звучит  лиричная музыка.       Представьте, что вы — бабочки, летаете на летнем лугу. Одни бабочки собирают нектар, другие любуются своими пестрыми крылышками. Легкие и воздушные, бабочки порхают и кружатся в своем радостном танце.

Выполняют упражнения

Слушают, разминают пальцы

Танцуют

Играют      

Слушают музыку, танцуют

Коммуникативные:

Активное участие при проведении дыхательной  и пальчиковой гимнастики.

Познавательные:

Уметь  разыгрывать  импровизацию.

Чувствовать и передавать эмоциональное состояние персонажа.

5.Рефлексия

2 мин.

А сейчас наша традиционная рефлексия с масками, которую вы так любите.        Я вам немного напомню, вдруг вы забыли. Если вам всё понравилось на занятии-вы поднимаете белую маску, а если чего-то не хватило, вам было трудно- черную.

      На этом наше занятие окончено. Совсем скоро мы вновь увидимся с вами и вас будет ждать ещё одно замечательное занятие. До новых встреч.

Отвечают на вопросы учителя, подводят итог занятия.

Умение строить речевое высказывание, оценивать свою деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...