Главные вкладки

    Урок памяти ко Дню Неизвестного Солдата по рассказу Льва Кассиля "Памятник советскому солдату".
    классный час по теме

    Романова Надежда Сергеевна

    Патриотическое воспитание младших школьников.  Разработка классного  часа ко Дню Неизвестного Солдата

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл neizvestnyy_soldat_urok.docx323.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    "Средняя общеобразовательная школа № 5"

    г. Донской

    Урок памяти

     ко Дню Неизвестного Солдата

    по рассказу Льва Кассиля

     "Памятник советскому солдату".

                    Учитель: Романова Надежда Сергеевна

    Г. Донской.

     2014

    Цель:

    1. Познакомить  с историческими событиями 1941-1945 годов, с памятным местом боевой славы.

    2. Развивать способность чувствовать, сопереживать; формировать умение слушать окружающих.

    3. Воспитывать чувство патриотизма.

     

    Оборудование.

    - Текст рассказа Л. Кассиля «Памятник советскому солдату» у каждого учащегося.

    - Электронная презентация.

    -Конверты с пословицами для групповой работы.

    Ход урока.

            Учитель: - Сегодняшний урок мы посветим знаменательной дате 70-летию Победы над фашистской Германией.

    Слайд 1.

    70_let_pobeda.jpg

            70 лет назад отгремела самая страшная и разрушительная война в истории человечества   - Великая Отечественная. Но мы помним о ней. Сколько бы лет ни исполнилось Великой Победе  - десять, двадцать, шестьдесят, сто, - каждый раз мы будем заново осмысливать события героического прошлого, снова будем переживать огромный душевный подъем, вызванный бессмертным подвигом наших солдат, партизан, тружеников тыла, одержавших историческую победу в жестокой битве с фашизмом.

    Слайд 2.

    86958302_1f.png

            Сегодня мы поговорим о подвигах неизвесных солдат.

    - Ребята, как вы понимаете выражение "неизвестный солдат"? (Ответы учащихся.)

             Подготовленный ученик читает стихотворение.

    В одном неизвестном городе,
    На улице, что без названия,
    Жил безымянный герой
    Без титулов и без звания.

    Вернулся с войны домой
    Забытый, бесправный, хромой.
    Оставив частицу себя
    На поле для воронья.

    Слайд 3.

                Имя твое неизвестно.

            Подвиг твой бессмертен.

    . SAV_91191.jpg

    - Какие дни памяти вам известны?

    Слайд 4.

    - Какие подвиги солдат вам известны?

             На уроке вы узнаете еще об одном подвиге советских солдат, о котором рассказал писатель Лев Кассиль. Рассказ называется "Памятник советскому солдату"

    - Посмотрите на слайд.

    Известен ли вам данный памятник? Рассмотрим его подробно. Что вы видите? Какой подвиг мог совершить этот солдат? Сделайте предположения, о чем будет рассказ?

    Слайд 5.

            Учитель читает рассказ.  

            Долго шла война. Остановила Советская Армия полчища фашистов и погнала их прочь с нашей земли. За каждую канавку, за каждый кустик, за кочку всякую цеплялись фашисты, чтобы удержаться. Но не устояли перед нашей армией. Побежали туда, куда ноги несут, куда глаза глядят... Только теперь глаза-то их завидущие уже не на восход смотрели, не на страну нашу, а назад — туда, куда солнце закатывается. Двинулась Советская Армия по вражеской земле, стала освобождать соседние страны, захваченные фашистами. Вот уже фашистам и бежать дальше некуда. Засели они в главном немецком городе — Берлине. Ударили наши войска на Берлин. Стали брать в Берлине улицу за улицей, дом за домом. А фашисты всё не сдаются. Как-то раз во время боя за Берлин увидел один наш солдат маленькую немецкую девочку. Видно, отстала от своих. Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда. Кругом бой идёт. Из всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся, со всех сторон пули свистят. Вот-вот камнем задавит, осколком пришибёт... Видит наш солдат — пропадает девчонка: «Ах ты, горюха, куда же тебя это занесло, неладную!» Бросился солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл её своим плечом от огня и вынес из боя. Скоро сдались фашисты. И война кончилась. Мы победили. Начался мир. И построили в городе Берлине огромный памятник. Высоко над домами, на зелёном холме стоит богатырь из камня — солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов — фашистов, а в другой — маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата. Спас её солдат от гибели, уберёг от фашистов всех на свете детей и грозно смотрит сегодня с высоты, не собираются ли злые враги снова затеять войну и нарушить мир.

    Слайд 6.

    Слайд 7.

    Слайд 8.

            После прочтения задаются вопросы:

     - Оправдались ли ваши предположения?

    - Понравился вам рассказ? Чем? (ответы детей)

    -В каком немецком городе «начался последний бой войны? »  

    - Кто главные герои в рассказе? (солдат и девочка). Какие они?

    - Как автор описывает последний бой? Потдвердите свой ответ строками из рассказа. (Изо всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся, со всех сторон пули свистят. Вот-вот камнем задавит, осколком пришибёт)

    - Что случилось с солдатом на улице Берлина? (Увидел один солдат наш, добрая душа, во время боя на улице маленькую немецкую девочку. Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда.)

    - Почему автор называет солдата «добрая душа»?

    - Что он подумал о ней? («Ах ты, горюха, куда же тебя это занесло, неладную. »)

    - Какой поступок совершил солдат? (Подхватил на руки, прикрыл своим плечом от огня и вынес из боя девочку)

    - Почему солдату поставили памятник? (Потому что он совершил подвиг. поступок его был отважным, героическим, бесстрашным, чтобы люди помнили его подвиг) .

    - Расскажите, как он выглядит? (Высоко над домами, на зелёном холме стоит богатырь из камня - солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов-фашистов, а в другой - маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата) .

     - Послушайте еще одно стихотворение.  И сравните его с рассказом Льва Кассиля.

    Георгий Рублев.

    Памятник. 

    (Читает подготовленный ученик)

    Это было в мае на рассвете, 
    Нарастал у стен рейхстага бой. 
    Девочку немецкую заметил 
    Наш солдат на пыльной мостовой. 

    У столба, дрожа, она стояла, 
    В голубых глазах стоял испуг. 
    А куски свистящего металла 
    Смерть и муку сеяли вокруг. 

    Тут он вспомнил, как прощаясь летом, 
    Он свою дочурку целовал, 
    Может быть отец девчонки этой 
    Дочь его родную расстрелял… 

    Но сейчас, в Берлине, под обстрелом 
    Полз боец и, телом заслоня, 
    Девочку в коротком платье белом 
    Осторожно вынес из огня. 

    Скольким детям возвратили детство, 
    Подарили радость и весну 
    Рядовые армии Советской, 
    Люди, победившие войну! 

    И в Берлине в праздничную дату 
    Был воздвигнут, чтоб стоять в веках, 
    Памятник Советскому солдату 
    С девочкой спасенной на руках.

    - В чем сходство и различие произведений?(Обсуждение произведений)

    - Подготовленный ученик читает стихотворение. (Автор неизвестен. стихотворение взято из интернета)

    Будет тот солдат увековечен,
    Памятью и гордостью войдет
    В памятник который человечен,
    В памятник,который не умрет...

    Будет он держать среди каскада,
    Голову немножечко склоня,
    Девочку немецкого солдата,
    Девочку, спасенной из огня...

    Будет жить он снова,как и прежде,
    С новой и достойнейшей судьбой,
    С девочкой в оборванной одежде,
    С девочкой с солененькой слезой...

    Телом он останется в могиле,
    Там давненько выбиты слова,
    Девочка туда цветы носила,
    Девочка, которая жива.

             Еще одна ученица читает стихотворение "Разговор у памятника" (автор неизвестен. Стихотворение взято из интернета)

    Вот цветы Аленка собирает.

    Самый лучший собрала букет
    И с вопросом к маме подбегает:

     - Мама, что такое монумент?
    Мать и дочь идут аллеей парка

     Вдоль огромных молчаливых плит,
    А на них венки пылают жарко:

     "Тише, люди, пусть солдат поспит.
    Он под пулями прошел немало,

    Чтобы вновь земля была в цвету…"
    - Надписи… О чем? Прочти мне, мама.

     - Слушай, дочка, я тебе прочту:
    "Мы давно не слышим стонов, криков.

    Отгремела страшная война,
    Но над нашим подвигом великим

     Не имеют власти времена".
    Тишина к граниту плит припала.

     Солнца луч на каждом лепестке.
    - Вот солдат, - Аленка прошептала,

     - Девочку он держит на руке.
    - Мама, эта девочка погибла?

     - Нет.

    - А как она спаслась?
    - Он упал, прикрыв ее без крика, пуля до нее не добралась.
    - Мама, этот дяденька ей папа?
    - Нет, он ей не папа и не брат.
    За нее он жизнь отдал когда-то. Знаю только то, что он солдат.
    Поклонись, Аленка, им обоим, положи к подножию венок.
    Не пришел тогда он с поля боя, а для нас он сделал все, что мог

            Групповая работа. (Учащиеся делятся на группы по 4 человека. Выдаются конверты с разрезанными на две части пословицами.  По три пословицы каждой группе.)

    Задание.  Собери пословицу  и дай ее толкование .

    Пословицы

    За правое дело сражайся смело.

    Родина - Мать, умей за нее постоять.

    Где смелость - там и победа.

    Честь солдата береги свято.

    Нет земли краше, чем Родина наша.

    Кто иза Родину горой - тот истинный герой.

    Герой никогда не умрет, он вечно в народе живет.

    Храбрый тот, кто навстречу страху идет.

    Смелый боец в бою молодец.

    Тяжело в учении - легко в бою.

    Береги землю любимую, как мать родимую.

    Мир строит, а войно разрушает.

    Сам погибай, а товарища выручай.

    Русский боец - всем образец.

    Народы нашей страны дружбой сильны.

    - Ради чего сражались наши солдаты? В каком году закончилась Великая отечественная война?

    Рефлексия.

    Викторина.

    • В какой стране установлен памятник Советскому солдату с девочкой на руках?
    • В каком немецком городе был установлен памятник Воину-свободителю?
    • Девочку какой страны спас от огня солдат?
    • Что держит солдат в правой руке?
    • Сколько лет спасенной солдатом девочке?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Литературно-музыкальная композиция " Теперь их называют героями...", посвящённая подвигу советских солдат в Сталинградской битве.

    Данный сценарий можно использовать на творческий конкурс в рамках военно-патриотической игры "Зарница" для 4 классов и старше....

    Презентация к уроку памяти " День Неизвестного Солдата."

    Патриотическое воспитание. Презентация к уроку памяти " День Неизвестного Солдата."...

    Конспект+презентация рассказ Л. Кассиля "У классной доски".

    Расширение у учащихся представлений о Великой Отечественной войне и её героях.Актуализировать знания учащихся о Великой Отечественной войне и её героях; · познакомить учащихся с произведением Л. Касси...

    Твои защитники. Чтение рассказа Л.Кассиля «Таран», «Памятник Советскому солдату».

    Представлен урок внеклассного чтения, проведенный во 2 классе....

    Внеклассное чтение по рассказам Л.Кассиля "Твои защитники"

    На данном уроке учащиеся вспоминают рассказы из книги Л.Кассиля "Твои защитники". Дети знакомятся с различными родами войск времен Великой Отечественной войны....

    Урок памяти "День неизвестного солдата"

    День неизвестного солдата – это сравнительно новая памятная дата в российской истории, отмечается ежегодно – 3 декабря. Этот памятный день призван увековечить память, воинскую доблест...

    Конспект и анализ открытого урока Л.А.Кассиль "Памятник Советскому солдату"

    Открытый урок внеклассное чтение Л.А.Кассиль "Памятник Советскому солдату"...