Конспект занятия по спецкурсу По страницам истории России Л.А. Кассиль «Памятник Советскому солдату»
план-конспект занятия (2 класс)

Коверзнева Маргарита Тенгизиевна

познакомить с произведением о Великой Отечественной войне Л.А. Кассиля «Памятник Советскому солдату»; познакомить учащихся с подвигом нашего солдата в эти годы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_noyabrya.docx981.84 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 2 класс

Урок:  По страницам истории России Л.А. Кассиль «Памятник Советскому солдату»

Тема урока: Произведение о Великой Отечественной войне Л.А. Кассиля «Памятник Советскому солдату»

Цель урока: познакомить с произведением о Великой Отечественной войне Л.А. Кассиля «Памятник Советскому солдату»; познакомить учащихся с подвигом нашего солдата в эти годы.

Формирование УУД:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

  • познакомить учащихся с биографией писателя Л.А. Кассиля;
  • совершенствовать навыки осознанного чтения, умения понимать контекстную речь;
  • формировать умение находить ответы на вопросы в тексте в иллюстрациях, делать выводы в результате совместной работы;

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке совместно с учителем в силу их возраста
  • учить высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией к тексту;
  • реализовывать системно-деятельностный подход к обучению чтения;
  • осуществлять познавательную, личностную рефлексию;

КОММУНИКАТИВНЫЕ

  • учить работать в группах;
  • развивать критическое мышление, связную речь, словарный запас, творческий подход к поставленным задачам, умение взаимодействовать в группе;
  • формировать коммуникативную компетентность;

ЛИЧНОСТНЫЕ

  • учить выражать своё отношение к героям произведений;
  • формировать личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям;
  • воспитывать уважения к подвигам наших солдат, гордость за нашу родину, армию, ненависть к насилию, жестокости.

Оборудование: презентация, сюжетные картинки к рассказам Л.Кассиля и его биографии, пословицы, чистоговорки, скороговорка, ассоциативный куст, синквейн,  словарь, текст сказки, фильм о взятии Берлина

Ход урока

І. ОРГМОМЕНТ

Слайд

  1. Создaние эмоционaльного фонa урокa.

Здравствуйте, ребята!

- Хорошее настроение – это залог успеха. Успех- это удача. Давайте пожелаем друг другу удачи. «Желаем удачи» (произносим хором).

-Сегодня на уроке мы поговорим с вами на очень важную тему. Попробуйте сами отгадать название темы.

Слайд

Прочитаем цитаты.

« Отечество – это наша страна, Родина».

«Защитниками не рождаются – ими становятся».

«Всё пройдёт, а Родина – останется».

 -Скажите, о чём и о ком эти строки? ( о защитниках, о родине, о воинах).

 - Какие ассоциации у вас возникали, когда вы услышали слово «защитник»? (воины, солдат, охраняет, защищает).

Работа со словарём

 - В словаре Ожегова слово «защитник» имеет следующее значение: тот кто защищает, охраняет, оберегает.

2. Актуализация знаний.

слайд

1. Рассматривание плаката « Родина – мать зовет!

2.Беседа.

- Кто знает, как называется плакат? (Родина – мать зовет!)

- Что в руке у матери? ( Военная присяга).

- Что такое присяга? ( Официальное и торжественное обещание присягать на верность Отечеству. Присягу дает каждый человек, который идет служить в Армию.)

- К чему призывает в данный момент Родина – мать? ( Всем встать на защиту Родины.)

- Какое знаменательное событие наша страна будет праздновать 9 мая?

- Когда началась Великая Отечественна война, когда закончилась?

-Сколько лет длилась война?(На нашу страну напала фашистская Германия.Война длилась 4 года. Много людей погибло тогда. Фашисты убивали даже мирных жителей, угоняли их в концлагеря,на работу в Германию. Война закончилась в мае 1945 года победой нашей страны.)

На доске: 22 июня 1941 1942 1943 1944 9 Мая 1945

- Почему люди до сих пор помнят эту войну?(Ответы детей)

- Почему наш народ одержал победу над фашизмом?(Ответы детей)

  1. Или не Виртуальная выставка книг Кассиля (слайд 2)???

Я хочу вас познакомить  с книгами «Твои защитники», «Улица младшего сына», «Будьте готовы, ваше высочество!», «Дорогие мои мальчишки», «Рассказы о войне», «Вратарь республики», «Держись, капитан». И все их написал один автор – Лев Абрамович Кассиль.

  1. Знакомство с биографией Л. Кассиль по иллюстрациям.

Слайд

Лев Кассиль родился 10 июля 1905 года  город Энгельс  (ранее Покровская  слобода)  -   родина  детского  писателя  Льва  Абрамовича  Кассиля.

Слайд

Отец Льва Кассиля, Абрам Григорьевич, был врачом. Мама, Анна Исааковна, — музыкантом.

Слайд

Л. А. Кассиль был очень активным человеком. Известно, что он проводил новогодние ёлки в Колонном зале Дома Союзов и вёл праздничные репортажи с Красной площади, возглавлял московское объединение детских и юношеских писателей, преподавал в Литературном институте, чуть ли не ежедневно выступал перед своими читателями в школах, библиотеках, детских домах, пионерлагерях.

Слайд

Лев Кассиль является автором идеи проведения Книжкиных именин, которые со временем превратились  в Неделю детской книги. 

выключить

Великой Отечественной войне он посвятил немало рассказов – пригодился опыт военного корреспондента. Войне посвящены книги: «Великое противостояние», «Огнеопасный груз», «У классной доски», «Улица младшего сына» и сборник рассказов «Твои защитники».

ІІІ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА И ЗАДАЧ УРОКА.

На сегодняшнем занятии вы узнаете  о подвиге советских солдат, о котором рассказал писатель Лев Кассиль в своём рассказе "Памятник советскому солдату".

Посмотрите на слайд

Известен ли вам данный памятник? Рассмотрим его подробно. Что вы видите? Какой подвиг мог совершить этот солдат?

ІV. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНAНИЕ НОВОГО МAТЕРИAЛA

1. Проблемная ситуация

  • Теперь  внимательно слушайте  рассказ Льва Кассиля «памятник Советскому солдату»

2. Чтение рассказа учителем 

3. Беседа по содержанию.

  • Где и в честь, каких событий был поставлен памятник Советскому солдату?
  • Кто из вас был ближе к разгадке содержания рассказа?
  • О чём думали во время чтения?
  • Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
  • Чему учит данное произведение?
  • Понравился вам рассказ? Чем? (ответы детей)
  • Встретились ли вам в тексте незнакомые или непонятные слова?

4. Словарная работа (словарь Ожегова)

Напечатаны на листе

Фашисты – это движение людей, которые можно определенно назвать националистическим и авторитарным, а также принимающим насилие как форму политической борьбы.

Горюха – одинокая

Столица – главный город государства

Памятник сооружение в память или в честь какого-нибудь  лица или 

события. 

  1. Артикуляционная разминка (слайд 5)

Проговаривание скороговорки:

Герой в городе герое героем стал геройственно гордясь.

5. Подготовкa к чтению (слайд 7)

Прочитaйте словa:

ПОЛ-ЧИ-ЩА                 ЗА-ВИ-ДУ-ЩИ-Е                 ЗА-КА-ТЫ-ВА-ЕТ-СЯ

ОС-ВО-БО-ЖДАТЬ        ЗА-ХВА-ЧЕ-ННЫ-Е         ФА-ШИС-ТА-МИ

 О-ДИ-НЁ-ШЕНЬ-КА     ПРИ-ШИ-БЁТ      СО-ВЕТС-КОЙ     АР-МИ-И    

ПРИ-ЖА-ЛАСЬ

V. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

  1. Чтение учащимися цепочкой. Работа с хрестоматией.

Вопросы к тексту из хрестоматии.

  • В каком немецком городе повествуются события рассказа?  
  • Кто главные герои в рассказе? (солдат и девочка). Охарактеризуйте их.
  • Как автор описывает последний бой? Подтвердите свой ответ строками из рассказа.
  • Что случилось с солдатом на улице Берлина?
  • Почему автор называет солдата «добрая душа»?
  • Что он подумал о ней?
  • Какой поступок совершил солдат?
  • Почему солдату поставили памятник? (Солдат совершил подвиг. Его поступок был отважным, героическим, бесстрашным) .
  1. Гимнастика для глаз (слайд 8)
  2. Работа с нарушенной последовательностью.

На парте:

И построили теперь в городе Берлине огромный памятник.

И вдруг увидел один солдат наш, добрая душа, во время боя на улице маленькую немецкую девочку.

Сдались фашисты. И война кончилась. Мы победили. Начался мир.

Бросился солдат через улицу, подхватил немецкую девочку, прикрыл её своим плечом.

Долго шла война.

Класс делится на 6 групп. Каждая выбирает себе цвет шляпы.

Белая — самая нейтральная. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. Участники этой группы оперируют только фактами, доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.
Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства, преимущества, положительные моменты.
Черная — негативная, мрачная, отрицающая. Чёрная шляпа указывает на недостатки, риски и говорит, почему что-то может не получиться.

Красная — эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов. Красная шляпа дает возможность  изложить возникшие чувства.

Зеленая — творческая,  креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.
Синяя — нейтральная, оценочная. В этой группе собираются эксперты, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение. Синяя Шляпа предназначена для управления самим процессом работы.  На начальных этапах учитель может сам оставаться в синей шляпе.

Класс разбивается на шесть групп для работы с текстом. Каждая группа имеет шляпу своего цвета и соответственно по своему направлению должна провести анализ текста. Каждая группа получает лист с заданиями. После выполнения работы участники  рассказывают о результатах проделанной работы.

Группы

Задание

Примерные ответы детей

«Белая шляпа»

Что вы узнали о солдате? Какие качества характера у него присутствуют? Что произошло? -сообщите факты

Краткий пересказ текста.

Зачитывают из текста ответы.

«Жёлтая шляпа»

 Что положительное было в тексте? Что взяли вы для себя, читая произведение?

Надо беречь память о солдатах , которые рискуя собственной жизнью, дарили её детям, нашим предкам и нам.

Гордость за то, что солдаты нашей великой страны боролись за мир на планете!

«Чёрная шляпа»

Какие трагические могли события произошли в рассказе?

Что бы произошло в рассказе, если солдат не заметил девочку?

Она бы погибла.

Если бы не проявил смелость, а струсил, произошло бы горе.

«Красная шляпа»

 Какие у вас возникли чувства?

Гордость за то, что солдаты нашей великой страны боролись за мир на планете!

«Зелёная шляпа»

Что  бы вы сделали на месте солдата? Дайте совет Дениске.

«Синяя шляпа»

Чему научило вас это произведение?

  1. Музыкальная физминутка (слайд 10) 

VІ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

  1. Игра “Каким должен быть воин?”

Дети становятся в круг и предавая звезду по кругу, называют качества воина -защитника (Смелый, добрый, храбрый, отважный, умный, заботливый, сильный, умелый, защитник слабых, любит Родину, хитрый, мужественный, неустрашимый, бесстрашный, удалой, не робкий, крепкий, здоровый, могучий, героический и др.)

VІІ. РЕФЛЕКСИЯ.

Под музыку 

  • Сейчас, вы покажите при помощи карандашей, какие эмоции вы испытывали сегодня на уроке. Раскрасьте звезду и напишите главное слово для всех людей на планете.

VІІІ. ИТОГ УРОКА.

Наш урок внеклассного чтения заканчивается. Я надеюсь, что знания, которые вы сегодня получили, помогут вам в жизни, и вы с уважением будете относиться к подвигам наших солдат, будете гордиться  нашей родиной, армией, не будете склонны к насилию и жестокости, будете добродушны, милосердны и толерантны.

Приложение

Памятник Советскому солдату

Долго шла война. Остановила Советская Армия полчища фашистов и погнала их прочь с нашей земли. За каждую канавку, за каждый кустик, за кочку всякую цеплялись фашисты, чтобы удержаться. Но не устояли перед нашей армией. Побежали туда, куда ноги несут, куда глаза глядят... Только теперь глаза-то их завидущие уже не на восход смотрели, не на страну нашу, а назад — туда, куда солнце закатывается. Двинулась Советская Армия по вражеской земле, стала освобождать соседние страны, захваченные фашистами. Вот уже фашистам и бежать дальше некуда. Засели они в главном немецком городе — Берлине. Ударили наши войска на Берлин. Стали брать в Берлине улицу за улицей, дом за домом. А фашисты всё не сдаются. Как-то раз во время боя за Берлин увидел один наш солдат маленькую немецкую девочку. Видно, отстала от своих. Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда. Кругом бой идёт. Из всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся, со всех сторон пули свистят. Вот-вот камнем задавит, осколком пришибёт... Видит наш солдат — пропадает девчонка: «Ах ты, горюха, куда же тебя это занесло, неладную!» Бросился солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл её своим плечом от огня и вынес из боя. Скоро сдались фашисты. И война кончилась. Мы победили. Начался мир. И построили в городе Берлине огромный памятник. Высоко над домами, на зелёном холме стоит богатырь из камня — солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов — фашистов, а в другой — маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата. Спас её солдат от гибели, уберёг от фашистов всех на свете детей и грозно смотрит сегодня с высоты, не собираются ли злые враги снова затеять войну и нарушить мир.

C:\Users\Margo\Desktop\1389981857.png