Твои защитники. Чтение рассказа Л.Кассиля «Таран», «Памятник Советскому солдату».
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Каблак Ольга Валерьевна

Представлен урок внеклассного чтения, проведенный во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvoi_zashchitniki_2.docx28.66 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное чтение.

Тема: Твои защитники.Чтение рассказа Л.Кассиля «Таран», «Памятник Советскому солдату».

Цели: познакомить с произведениями о Великой Отечественной войне, с произведениями  Л.А. Кассиля; ознакомить учащихся с событиями Великой Отечественной войны;рассказать о подвиге наших соотечественников в эти годы; развивать речь, навыки анализа; воспитывать уважения к подвигам наших солдат,гордость за нашу родину,армию ненависть к насилию, жестокости.

                                                    Ход урока

1. Организационный момент

- Хорошее настроение – это залог успеха. Успех- это удача. Давайте пожелаем друг другу удачи. «Желаем удачи» (произносим хором).
-Сегодня на уроке мы поговорим с вами на очень важную тему. Попробуйте сами отгадать название темы. Прочитаем цитаты.
« Отечество – это наша страна, Родина».
«Защитниками не рождаются – ими становятся».
«Всё пройдёт, а Родина – останется».
-Скажите, о чём и о ком эти строки?( о защитниках, о родине, о воинах).
- Какие ассоциации у вас возникали, когда вы услышали слово «защитник»? (воины, солдат, охраняет, защищает).
- В словаре Ожегова слово «защитник» имеет следующее значение:тот кто защищает, охраняет, оберегает.

2. Актуализация знаний.

1.Прослушивание аудиозаписи песни «Священная война». Рассматривание  плаката  « Родина – мать  зовет!

2.Беседа.

- О чем эта песня? (Ответы детей)

- О каком времени,каких событиях она рассказывает?(О начале Великой Отечественной войны.)

- Песня «Священная война», ставшая своеобразным гимном Великой Отечественной войны, была написана сразу же после её начала поэтом В. И. Лебедевым-Кумачом, и, тогда ещё в виде стихов, была продекламирована по радио 24 июня 1941 года, а музыку написал создатель гимна СССР – композитор А.В.Александров.

- Кто знает, как называется плакат? (Родина –мать зовет!)

- Что  в  руке  у матери?  ( Военная  присяга).

- Что  такое  присяга?  ( Официальное  и  торжественное  обещание  присягать  на  верность  Отечеству.  Присягу  дает  каждый  человек,  который  идет  служить  в  Армию.)

- К  чему  призывает  в  данный  момент  Родина – мать? ( Всем  встать  на  защиту  Родины.)

- Какое знаменательное событие наша страна будет праздновать  9 мая?

- Когда началась Великая Отечественна война, когда закончилась?

-Сколько лет длилась война?(На нашу страну напала фашистская Германия.Война длилась 4 года. Много людей погибло тогда. Фашисты убивали даже мирных жителей, угоняли их в концлагеря,на работу в Германию. Война закончилась в мае 1945 года победой нашей страны.)

На доске: 22 июня  1941  1942  1943  1944   9 Мая 1945

- Почему люди до сих пор помнят эту войну?(Ответы детей)

- Почему наш народ одержал победу над фашизмом?(Ответы детей)

3. Целеполагание.

 Выставка книг, рисунков.

- О  чем  вы читали  дома  рассказы, стихи?  

- Какой темой объединены книги?(Произведения о Великой Отечественной войне)

- Посмотрите, какие книги о той войне на нашей выставке.

- К каким произведениям относятся рисунки?

- Сформулируйте тему урока? (Тема записана на доске)

- Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке, чему научиться?

- В 1941 году злой и сильный враг – фашистская Германия – вторглась на территорию нашей Родины. Так началась Великая Отечественная война. Четыре долгих года наша армия защищала народ и освобождала землю от фашистских варваров. Благодаря  подвигу таких людей вот уже 70 лет мы живём под мирным небом. Какой же ценой далась нам эта свобода? Об этом мы сегодня и поговорим, ребята.

-  О героических подвигах советских воинов в годы Великой Отечественной войны написано много рассказов, повестей, стихотворений, песен.

-Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них, но прежде я хочу задать вопрос: Нужно ли читать произведения  о Великой Отечественной войне, ведь она давно закончилась? (Ответы детей). Почему? (Ответы детей)

4. Работа по теме урока.

1. Обзор прочитанных книг.

Рассказ о прочитанном по плану:

-Автор.

-Название.

-Главные герои.

- О чем произведение.

- Твоё отношение к прочитанному.

2. Лев Абрамович Кассиль, о его книге «Твои защитники»»

-  О героизме, отваге советских солдат написано много книг. (Показываю книгу Л.Кассиля «Твои защитники»)

- Как называется книга?

- Кто её автор? Что за произведения включены в эту книгу? (Рассказы)

- Кто читал уже книгу Л.Кассиля « Твои защитники»? О чем она? (Ответы детей)

- Мы прочитаем  сегодня 2 рассказа из этой книги.

Физкультминутка.
- Во время физкультминутки мы определим, какие слова подходят к «защитнику». Если «да»- вы отдаете честь как воины, если «нет» - приседаете.
(верность, лживость, смелость, отвага, военная форма, трусость, честность, сила, фартук, героизм, предательство, мужество)

3. Рассказ  «Таран».  Чтение и анализ текста.

- Прочитайте название рассказа? (Таран).

- Что означает это слово? (Ответы детей).

- Прочитаем рассказ и узнаем, что же такое «таран».

Словарная работа(слова записаны на доске)

бомбардировщик – самолёт, атакующий с воздуха, сбрасывающий бомбы;

пропеллер

самолет- истребитель

фашистский

Самостоятельное чтение рассказа.

- Почему рассказ так назван? Что  такое таран?  (Таран – это прямой удар  самолёта (танка, корабля), наносящий пробоину, пробивающий дыру.)

Чтение рассказа по цепочке, по частям, работа по содержанию.

1-я часть (сначала и до слов «...острый, как пуля, «ястребок»): кто же эти храбрые защитники в небе? («Славные летчики наши».) С чем сравнивает автор взлет нашего самолета-истребителя? (С бурей.)
2-я часть (от слов «Догнал фашистов наш быстрый...» и до слов «Долго шел бой в небе»): каков наш истребитель в бою? (Сердитый, острый, как пуля, быстрый.) Что можно сказать о советском летчике, который продолжал сражение с врагом раненый?
3-я часть (от слов «Вдруг замолчали пулеметы...» и до слов «...и взорвался на своих бомбах»): чему обрадовались фашисты? Какое решение принял советский летчик, когда у него кончились патроны? Чем закончился воздушный бой?
4-я часть (от слов «А у «ястребка»... и до конца): в каких же случаях летчик совершает таран?

Словесный бой.  3-4 ученика у доски отвечают устно на вопросы одноклассников по содержанию рассказа «Таран», кто правильнее, быстрее, полнее ответит.

- Кто  первым  совершил  таран?(  Рассмотреть  портрет   Виктора  Талалихина, Николая Гастелло ).

-Талалихин Виктор Васильевич (1918-1941), летчик, Герой Советского Союза (1941), младший лейтенант, комсомолец. В Великую Отечественную войну служил в истребительном авиационном полку. 7 августа 1941 года один из первых применил ночной гаран. Сбил 6 самолетов. Погиб в бою под Москвой.
- Николай Францевич Гастелло (1907-1941), советский летчик, Герой Советского Союза (1941), капитан, коммунист. В начале Великой Отечественной войны 26 июня 1941 года геройски погиб, направив свой подбитый самолет в скопление танков противника.

4. Видеоролик на песню М. Исаковского «Враги сожгли родную хату»

- Необходимо ли солдату быть милосердным,иметь чувство жалости,сочувствия? ( Ответы детей)

- Наши солдаты оставались отзывчивыми,милосердными, даже в конце войны,испытав много горя,лишений,боли,потеряв на войне близких и друзей. Душа солдата не очерствела к горю других людей.

5. Работа над рассказом Л.Кассиля «Памятник Советскому солдату»

Чтение рассказа учителем с остановками.
-Понравился ли вам рассказ? Что понравилось?
- Где проходил последний бой с фашистами? На чьей земле? Только ли свою страну освободила Советская Армия?

- Чью девочку он спасает? Почему он делает это? (Чтение авторских слов о девочке: маленькая, одна-одине-шенька, горюха, неладная — и слов о солдате: солдат наш, добрая душа.)

- Знаете ли вы, как называют людей, у которых добрая душа, большая душа, великая душа? (Великодушные.)

- Где воздвигнут памятник воину-освободителю? Почему он стоит высоко над холмами?
(рассматривание изображения памятника воину-освободителю скульптора Е. В. Вучетича)

- Как вы думаете, почему советский солдат изображен на памятнике с тяжелым мечом и спасенной девочкой?

— Конечно, наши воины сражались с фашистами не мечами, а более совершенным оружием, но меч издавна был символом военной силы. «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». Воин разрубает мечом фашистскую свастику. Маленькая девочка на руках воина — символ того, что советский солдат хочет сохранить жизнь всем детям Земли.

Советские воины ненавидели фашистов, но рядом с ненавистью не угасали в их сердце доброта и желание сохранить людям жизнь. Где бы ни проходили наши воины, в освобождении каких бы городов ни участвовали, у себя в стране или на земле Болгарии, Польши, Венгрии, Германии, они всюду несли жизнь и спасение.

- Время неумолимо отодвигает в прошлое дни, когда затихли последние залпы Великой Отечественной войны. Ее история – это история всенародного подвига. Она состоит из тысяч и тысяч беспримерных фактов героизма и самопожертвования во имя блага, во имя пути к светлому, мирному будущему.

  К сожалению, многое из пережитого в те годы уже забывается. Но нельзя забыть о тех, чья непоколебимая стойкость и беспримерное мужество в тяжелых сражениях осилили жестокого и коварного врага, спасли нашу Родину от фашистского порабощения, о героях, оставшихся в живых, и о тех, кто отдал во имя нашей победы самое дорогое – свою жизнь. Война коснулась и нашего родного города. (Показать книгу на выставке «Рославль в годы войны»)

5. Итог

- О каких подвигах солдат нашей армии вы узнали на уроке?

- Какие произведения вам особенно запомнились на уроке?

- Как мы должны относится к памяти павших в этой тяжёлой войне?

- Кто будет защищать нашу Родину,покой мирных людей через 10, 15 лет?

- Какими качествами характера, достоинствами должен обладать современный солдат?( Быть умным,образованным,сильным,выносливым.)

- Нужно ли читать произведения о Великой Отечественной войне?( Это война является историей нашей родины, наших родных и близких. Она занимает важное место в судьбе каждого из нас. Никогда не померкнет подвиг каждого солдата, стоявшего насмерть. И наш долг - помнить об этом всегда. Во имя жизни на земле!)

Минута молчания.

Видеоролик «И все о той весне….»

6. Рефлексия.
- Каждый из нас мечтает, чтобы рядом были настоящие защитники. Ваша задача хорошо учиться. Слова А.В.Суворова «Тяжело в учении- легко в бою» относятся и к вам ребята. Будьте же достойными гражданами нашей родной страны. Заканчивая наш разговор , предлагаю вам украсить «небо звёздами».
-красный цвет - урок понравился,
-синий цвет - что-то было не так.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция " Теперь их называют героями...", посвящённая подвигу советских солдат в Сталинградской битве.

Данный сценарий можно использовать на творческий конкурс в рамках военно-патриотической игры "Зарница" для 4 классов и старше....

Урок памяти ко Дню Неизвестного Солдата по рассказу Льва Кассиля "Памятник советскому солдату".

Патриотическое воспитание младших школьников.  Разработка классного  часа ко Дню Неизвестного Солдата...

Внеклассное чтение по рассказам Л.Кассиля "Твои защитники"

На данном уроке учащиеся вспоминают рассказы из книги Л.Кассиля "Твои защитники". Дети знакомятся с различными родами войск времен Великой Отечественной войны....

Конспект занятия по чтению художественной литературы «Чтение рассказа И.Туричина «Защитники».

Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (чтение художественной литературы)   в старшей группе. Тема недел...

Конспект и анализ открытого урока Л.А.Кассиль "Памятник Советскому солдату"

Открытый урок внеклассное чтение Л.А.Кассиль "Памятник Советскому солдату"...

Конспект занятия по спецкурсу По страницам истории России Л.А. Кассиль «Памятник Советскому солдату»

познакомить с произведением о Великой Отечественной войне Л.А. Кассиля «Памятник Советскому солдату»; познакомить учащихся с подвигом нашего солдата в эти годы....