Музыкальная гостиная "Музыка - душа моя"
классный час на тему

Данное мероприятие посвящено творчеству Михаила Ивановича Глинки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon muzyka_-_dusha_moya.zip36.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цель: способствовать повышению интереса обучающихся к литературе и музыке средствами внеурочных форм.

Задачи:

  1. Расширение знаний по литературе и русской классической музыке.
  2. Развитие творческих способностей, умений слушать музыкальные произведения.
  3. Эстетическое воспитание обучающихся.

Оборудование: мультимедийная презентация, интерактивная доска, компьютер.

Ход мероприятия

Слайд 1

Звучит вступление к романсу М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье».

  • Какая прекрасная музыка открывает наш вечер.
  • А кто её автор? (Михаил Иванович Глинка)
  • Он знаком каждому, кто живёт в нашей стране. Ведь именно мелодия музыки Глинки в конце ХХ века на несколько лет стала Российским гимном.

Звучит Российский гимн.

Музыка Михаила Ивановича Глинки так прекрасна, потому что он обладал удивительным даром – мелодизмом. Не зря ещё при жизни он был уже признан музыкальным классиком. И совершенно справедливо. Ведь подобно Пушкину, который создал наш литературный язык, Глинка создал язык музыкальный. Он первый из композиторов сочинил оперную, балетную и симфоническую музыку, которая стала образцом для целого ряда поколения композиторов. А еще Глинка стал основоположником русского романса, и один из своих шедевров он написал на стихи Александра Сергеевича Пушкина. Это романс и звучал в начале нашего вечера – «Я помню чудное мгновенье».

Слайд 2

Родился Глинка в 1804 году в селе Новоспасском в семье помещика. С раннего возраста полюбил народную песню. Глинка любил крепостной оркестр дяди, где он играл на скрипке и на флейте. Исполнял народные пьесы и западные. Позже стал учиться на фортепиано. Его бабушка жила в своём имении неподалеку от города Смоленска. Когда родился Мишенька, то она  решительно заявила, что будет воспитывать и беречь его сама. Но недолго жил Миша баловнем. И шести лет ему не исполнилось, как его бабушка умерла. Миша подрастал, и пришло ему время учиться. Наняли хороших учителей, и те в один голос говорили, что мальчик способный, надо его учить. Особенно довольна была маменька. Мишенька не отходил от рояля, хватал на лету музыкальные премудрости. «Что делать, маменька, - говорил он, - музыка – душа моя».

Слайд 3

Только родители начали задумываться о том, чтобы мальчика начать серьёзно учить музыке, как нагрянула новая беда: в 1812 году в Россию вторглись французские войска, и началась Отечественная война. По всей Смоленщине тогда гремел призыв: «Встанем на защиту родной земли!» Снаряжались в поход народные ополченцы, крестьяне незваным гостям засады в лесах устраивали. Вся смоленская земля обратилась в один пылающий костёр. А что же семья Глинки? Иван Николаевич отправил свою семью в Орел, а сам остался готовить войскам снаряжение и продовольствие. Просчитался кичливый захватчик, считая, что завоюет Россию через два месяца. После битвы на Бородинском поле Наполеон вступил в Москву, встретившую его пожаром. Вот как об этом сказал Пушкин:

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоённый,

Москвы коленопреклоненный

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

На праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Осенью 1812 года началось бегство французских войск из России. Громила их русская армия во главе с любимым в народе полководцем Кутузовым, громили и отважные партизаны, и крестьянские отряды.

Слайд 4

Вернувшись обратно в родное село, Михаил Глинка слышал немало рассказов и песен о народных смельчаках – героях – крестьянах. Из этих впечатлений и родилась потом идея создания первой народной оперы - «Иван Сусанин» ("Жизнь за царя"). Опера в четырех действиях с эпилогом (семи картинах).

В опере Глинки рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы явился подвиг крестьянина села Домнина Ивана Сусанина, о котором рассказывают многочисленные костромские предания. Величавый образ крестьянина, ставшего символом героизма и патриотической верности, воплощен в опере как живой народный тип, наделен богатством мысли, глубиной чувств, показан на широком фоне русской народной жизни и природы.

  • Послушайте содержание оперы (Читает заранее подготовленный ученик)

1612г. Период, известный в истории под названием “смутного времени”. Поляки пытаются поработить Русь. Путь польского войска отмечен грабежами и пожарами. В родном селе Сусанина ждут возвращения из похода своих родных воинов. Женщины с грустью смотрят на реку и поют о красоте родного края. Вдруг с реки доносится та же песня. Это они, долгожданные родные воины! Вся деревня высыпала на берег им навстречу. Сусанин на крыльце своей хаты. Его дочь Антонида ждет своего жениха, предводителя воинского отряда Богдана Собинина. Собинин и воины выходят на берег. Они поют песню о трудной судьбе своей Родины и о стойкости её бойцов. Навстречу им выходят молодые ополченцы деревни. Командир отряда ополченцев поет об их готовности защищать Родину вместе с воинами. Горьки минуты поминания тех, кто не вернулся с поля боя. Но радость встречи и победы перевешивает горе. Вот и девушка с хлебом-солью! Все вспоминают прежних супостатов - и немецких псов-рыцарей, потопленных в Чудовом озере, и татарскую орду, полёгшую на поле Куликовом. Все они уходили с русской земли не солоно хлебавши. Сцена заканчивается весёлой, но и угрожающей песней: ”Беда всем незваным злым гостям!” Отрезвляюще звучат слова Сусанина: “Ликовать еще рано нам…”. Антонида между тем осторожно пытается выспросить, когда же свадьба с Собининым. Свадьбы не будет, пока не прогонят всех врагов с родной земли. Это известие потрясает Собинина - ведь для свадьбы он вырвался домой в перерыве между боями. Звучит одна из лучших страниц оперы – трио “Не томи, родимый…”, которое заканчивается общей – почти молитвой – о мире. Рассказ Собинина о том, что поляки заперты русскими войсками в Кремле и о том, что Минин собирает ополчение для полного разгрома врагов, снова вселяет надежду на радостный победный час, на мир – и весёлую свадьбу. Все расходятся по домам. Зима. В доме Сусанина идут приготовления к свадьбе, но девушки, пришедшие со свадебной песней на девичник, застают в хате одну рыдающую Антониду. Она рассказывает (романс Антониды), что отряд поляков, спешащих в Москву на выручку польскому войску, заставил Сусанина служить им провожатым и Сусанин, тайно послав своего приемного сына Ваню за помощью, ушёл с врагами. Согласившись служить проводником полякам, Сусанин намеренно завел их в лесную глушь и бездорожье, откуда им нет выхода. Усталый отряд спит. Сусанину не спится: он предчувствует свою гибель от рук разъяренных врагов.

Звучит Ария Сусанина.

Тем временем Ваня, загнав коня, уже бегом, прибежал к воротам лесного посада, где ночует ополчение во главе с Мининым. Ваня сообщает ополченцам, что враг близко. Ополчение с Ваней уходит на выручку Сусанину. Но они опоздали. Сусанин погиб, зарубленный саблями разъяренных врагов. Отряд поляков был разгромлен и уничтожен. Сусанин погиб как погибали русские люди, самоотверженно и героически отдававшие свою жизнь за родную землю, за свой народ. И вот - враги изгнаны с родной земли. Русь снова свободна и независима. Победа! На Красной площади в Москве народ славит свою Родину, бойцов, отстоявших её от захватчиков, и поминает героев, отдавших жизнь за Русь.

Звучит финал оперы «Иван Сусанин» - хор «Славься!».

Слайд 5

  • А сейчас я предлагаю решить вам кроссворд по этой опере.
  1. Сольный номер в опере. (Ария) – по вертикали
  2. Имя дочери Ивана Сусанина. (Антонида) – по горизонтали
  3. Голос, которым исполняется партия И. Сусанина. (Бас) - по горизонтали
  4. Имя приемного сына И. Сусанина. (Ваня)- по горизонтали
  5. Танец, с которого начинается 2-е действие оперы. (Полонез) - по горизонтали
  6. Место, где происходят события 2-го действия оперы И. Сусанин. (Бал) – по вертикали
  7. Основоположник русской классической музыки. (Глинка) – по вертикали
  8. Музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют. (Опера) – по вертикали
  9. Танец из 2-го действия оперы. (Мазурка) – по вертикали

Слайд 6

  • Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года в петербургском Большом театре. Успех был огромным, опера была с восторгом принята обществом. На следующий день Глинка писал своей матери:

Вчерашний вечер совершились наконец желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актёры выходили из себя от рвения… государь-император… благодарил меня и долго беседовал со мною…

13 декабря у А. В. Всеволжского было устроено чествование М. И. Глинки, на котором Михаил Виельгорский, Пётр Вяземский, Василий Жуковский и Александр Пушкин сочинили приветственный «Канон в честь М. И. Глинки». Музыка принадлежала Владимиру Одоевскому.

1 куплет — Жуковского:
Пой в восторге, русский хор,
Вышла новая новинка,
Веселися, Русь! Наш Глинка —
Уж не глинка, а фарфор!

2 куплет — Вяземского:
За прекрасную новинку
Славить будет глас молвы
Нашего Орфея — Глинку
От Неглинной — до Невы.

3 куплет — Жуковского:
В честь столь славныя новинки
Грянь, труба и барабан,
Выпьем за здоровье Глинки
Мы глинтвеину стакан!

4 куплет — Пушкина:
Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь.

Слайд 7

  • Много романсов сочинил Глинка.  Послушайте один из первых его романсов – элегию «Не искушай» на стихи Евгения Баратынского. Тепло и искренне рассказывает композитор в этом романсе о тревогах и сомнениях человеческого сердца. Музыка наполнена волнением и силой чувства.

Идёт исполнение романса «Не искушай».

Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности твоей,
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней.
Уж я не верю увереньям,
Уж я не верую в любовь
И не могу предаться вновь,
Раз изменившим сновиденьям.
Немой тоски моей не множь,
Не заводи о прежнем слова,
И, друг заботливый, больного
В его дремоте не тревожь.
Я сплю, мне сладко усыпленье,
Забудь бывалые мечты.
В душе моей одно волненье,
А не любовь пробудишь ты.
В душе моей одно волненье,
А не любовь пробудишь ты.

Слайд 8

Музыкальных учебных заведений тогда в России не было, и Глинка едет в Италию к знаменитым преподавателям. Учился юный русский синьор усердно, что вскоре превзошел своих учителей, и они стали звать его почтительным словом «маэстро», что в переводе с итальянского и означает «учитель». За годы пребывания в Италии Глинка написал много сочинений, в которых выразил своё восхищение красотами её природы. Вот послушайте, как тонко Глинка передал особенности итальянской ночи в романсе «Венецианская ночь», написанном в духе народной баркаролы. «Венецианская ночь» написана на слова поэта Ивана Козлова, и музыка словно сливается со стихами, воспевающими благоуханную ночь в Венеции. В музыке мы слышим и колыхание волн, и капельки воды, падающей с вёсел. Итак, представьте себе блеск полной луны, прозрачный ароматный воздух и напев баркаролы – песни венецианских лодочников.

Звучит романс «Венецианская ночь».

Слайд 9

Годы жизни в Италии принесли Глинке, по его собственным словам, много пользы. Затем он побывал в Вене и Берлине, где также занимался с крупнейшими педагогами- музыкантами того времени. Но его планы на будущее были связаны с созданием произведений, которые поведали бы всему миру о красоте родной земли и о людях, её населяющих. Как он сам отмечал в своих записках, он горел «мыслью о национальной музыке». Возвратившись в 1834 г. в Россию, в кругу друзей – поэтов и музыкантов – Глинка рассказал о своём замысле написать оперу на русскую тему. Поэт Василий Андреевич Жуковский подсказал ему сюжет – подвиг народного героя Ивана Сусанина. Оперой «Иван Сусанин» восторгался и А.С. Пушкин. Композитор и поэт обсуждали план совместной работы над оперой «Руслан и Людмила», но, к сожалению, этому замыслу не суждено было воплотиться: через два месяца великий поэт был убит на дуэли. И из-за различных трудностей, связанных со службой Глинки, его вторая опера «Руслан и Людмила» появились на свет только через шесть лет – в 1842 году.

Слайд 10

Но ведь за эти шесть лет Глинка создал немало других произведений – «Вальс – фантазию», романсы.

Звучит «Вальс – фантазия».

Слайд 11

 Он был в дружбе с поэтом Нестером Кукольником и многие свои произведения писал на его слова. Один из таких романсов – «Жаворонок» - полон восхищения прелестью родной природы. По музыке своей «Жаворонок» напоминает напев русской народной песни. А вступление и музыкальные проигрыши передают трели маленькой птички, то поднимающейся высоко в небо, то вновь спускающейся к земле.

Звучит романс «Жаворонок».

Слайд 12

В Варшаве композитор написал симфоническую фантазию «Камаринская» на темы двух русских песен: свадебной лирической «Из-за гор, гор высоких» и бойкой плясовой. В этом произведении Глинка утвердил новый тип симфонической музыки и заложил основы её дальнейшего развития, умело создав необычайно смелое сочетание различных ритмов, характеров и настроений. Пётр Ильич Чайковский так отозвался о произведении Михаила Глинки:

Вся русская симфоническая школа, подобно тому, как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии „Камаринская“.

Звучит симфоническая фантазия „Камаринская“.

Слайд 13

Михаил Иванович Глинка скончался 15 февраля1857 года в Берлине и был похоронен на лютеранском кладбище. В мае того же года, по настоянию младшей сестры М. И. Глинки Людмилы Ивановны Шестаковой, прах композитора был перевезён в Санкт-Петербург и перезахоронен на Тихвинском кладбище. Во время перевозки праха Глинки из Берлина в Россию на его упакованном в картон гробу написали «ФАРФОР». Это очень символично, если вспомнить канон, сочиненный друзьями Глинки после премьеры «Ивана Сусанина».

О М.И. Глинке сняты фильмы «Глинка», «Композитор Глинка», «Михаил Глинка. Сомнения и страсти», созданы памятники в Смоленске, Великом Новгороде, Санкт – Петербурге, Киеве. В его честь проводятся фестивали, учреждены премии. Печатаются марки с его изображением, медали.

Во второй половине ХIХ века русская музыка достигла своего расцвета, и этим она во многом обязана гению Глинки.
Русский народ гордится Глинкой и любит его произведения.

  • Сегодня мы познакомились с некоторыми удивительными романсами. Назовите их.
  • Какие оперы были написаны М.И. Глинкой?

Наш вечер подходит к концу. К сожалению, мы не успели рассказать о других его прекрасных сочинениях. Поэтому есть повод сказать нашим слушателям «до новых встреч» и вновь встретится, чтобы послушать красивую музыку.

Список использованных источников

http://festival.1september.ru/articles/583862/

http://rudocs.exdat.com/docs2/index-587100.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://www.glinka1804-rus.ru/

http://www.litrasoch.ru/opera-glinki-ivan-susanin/

http://www.rodon.org/.mus/glin/is.htm

http://www.uchportal.ru/load/129-1-0-8409


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкально - конкурсной программы «Музыкальный К.В.Н»

- Выявить уровень музыкальных знаний- Способствовать развитию музыкального слуха, положительной         мотивации к изучению музыки.-Воспитывать интерес к музык...

тематическое планирование факультативных занятий по обучению школьников с нарушением слуха музыкально-ритмическим движениям и игре на музыкальных инструментах

Календарно-тематический план  работы ансамбля «Радуга» во 2 классе составлен в  соответствии с «Программой опытно-эксперементальной работы по обучению школьников с нарушенным слухом му...

Литературно-музыкальная гостиная "Пока душа не огрубела"

Разработка литературно-музыкальной гостиной содержит материалы поэтов Кузбасса....

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ на развитие музыкально-слуховых представлений.

Сколько нас поёт, определи  музыкальный инструмент, музыкальная лесенка....

Музыкально-дидактические игры и особенности их проведения на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Игровые формы и методы являются активными для развития интереса учащихся. Игровая деятельность предшествует учебной деятельности, и следовательно, лежит в ее основе. В процессе игровой деятельно...

Сценарий музыкально - поздравительной открытки "От всей души" ко Дню работника культуры в СДК

На селе школа и социум находятся в тесном взаимодействии в деле воспитания обучающихся. Коллектив педагогов и школьников часто готовят поздравления работникам социума. Одним из таких поздравлен...