Литературно-музыкальная гостиная "Пока душа не огрубела"
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Разработка литературно-музыкальной гостиной содержит материалы поэтов Кузбасса.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная гостиная

«Пока душа не огрубела» (для 5-6 классов)

Лирика местных поэтов: В. И. Калистратов, А. М. Тарасов, О. Радушко.

Цель: ознакомить учащихся с творчеством местных поэтов: В. И. Калистратов, А. М. Тарасов, О. Радушко.

Задачи:

  • закрепление навыка анализа лирического текста и музыкального произведения;
  • воспитание чувства гордости за талантливых земляков, любви к родному краю, позитивного отношения к лирике;
  • развитие монологической речи обучающихся, образного мышления, творческих способностей.

Оформление: два плаката с изображением березы и рябины, портреты: В. И. Калистратова (20.06.1934-21.04.2003), А. М. Тарасова (25.01,1935-21.06.2002), О. Радушко (род. 18.12.1983), книги стихов А. Тарасова, О. Радушко, сменные картинки с четырьмя временами года, музыкальное сопровождение Чайковского «Времена года». Запись на доске: «Пока душа не огрубела».

…Откройте глаза, вдохните.

И улыбнитесь свету.

Какая это радость

Жить просто на белом свете!

О. Радушко, 2007 год

Ход мероприятия

1.Вступительное слово.

1 ведущий:

        Сегодня наша встреча в литературной  гостиной посвящена знакомству с лирикой наших замечательных земляков-поэтов, живших ранее и живущих ныне рядом с нами. Поистине полна земля Щегловская талантами! И как не гордиться нам нашими замечательными односельчанами, которые сумели оставить огромный поэтический  и музыкальный след на Земле.

2 ведущий:

        Не секрет, что в наш бурный век развития высоких технологий и открытий некоторые утверждают, будто прожить без поэзии и музыки вполне реально. На сегодняшней встрече каждому из вас представится возможность подтвердить или опровергнуть это мнение. Совместно мы будем стремиться ответить на вопрос: необходимы ли современному человеку такие виды искусства, как лирика и музыка?

2. Проведение литературно-музыкальной гостиной

3 ведущий:

        Открываем нашу встречу с обзора творчества поэта и композитора В. И. Калистратова. Представляем вам песню на слова и музыку В. И. Калистратова, которая стала лауреатом в конкурсе на соискание Гимна Кузбассу. На конкурсе эта песня вошла  в десятку лучших.

ПЕСНЯ «КУЗНЕЦКИЙ КРАЙ» (слова и музыка В. И. Калистратова)

1.Это счастье дано нам с тобою-

Жить в богатом Кузнецком краю.

Полюбили его всей душою

И поем ему песню свою.

Припев: Сторонка наша всем известна стала

               Шахтерские богатые края.

               Здесь рельсы из добротного металла

               Кузбассу дарит \3 р.\ щедрая земля.

2.Не бывал если друг мой в Кузбассе

И красавицу Томь не видал,

Ничего нет на свете прекрасней

Увидать ее с Писаных скал.

3.Лишь лучами заря озарится,

Взор ласкает любимый простор.

Славен край и углем, и пшеницей,

Славен в нем хлебороб и шахтер!

-Какой характер музыки в этом произведении?

-Какие мысли и чувства вызывает у вас эта песня?

-Какими словами удалось автору показать богатство нашего Кузбасса?

Ученик:

        Владимир Иванович Калистратов родился в Красноярском крае, в селе Вершинка. До 7 класса обучался в Щегловской средней школе, а 10 классов закончил в Барановской средней школе. С малых лет  Владимир был неравнодушен к музыке. И первый музыкальный инструмент ему подарил отец. Это была гармошка, который тот привез с фронта. Из-за того, что нотной грамоты Володя не знал, приходилось мелодии подбирать на слух. В юные годы Владимир Иванович сочинил музыку на стихи своего двоюродного брата А. М. Тарасова, в которой отражена их общая автобиография:

ПЕСНЯ «Я ПРИШЕЛ ИЗ ДЕРЕВНИ» (слова А. М. Трасова, музыка В. И. Калистратова)

1.Где прилетные птицы будят лес поутру

И родник серебрится, освежая жару

Припев: Я пришел из деревни, и оттуда мой след,

              Где листвою деревья стелют тропки в рассвет.

2.Где за дальним поселком солнце в росах дрожит,

И звенят перепелки в созревающей ржи.

3.Где под небом высоким воздух чистый такой

И глядит синью окон дом бревенчатый мой.

Ученик:

        Еще в юные годы начинается и проба пера: Владимир пишет стихи. Их тематика и жанры очень разнообразны – от басни до поэмы. За годы трудовой деятельности Владимир Иванович несколько раз напрямую соприкасался к  творческой работе: и учитель музыки, и заведующий ДК, и киномеханик, и художественный руководитель хора, и участник театральной группы, и солист вокальной группы хора.

Ученик:

        Во всех возрастных периодах Калистратов В. И. был очень интересным человеком, хорошим собеседником, творческой личностью. Неоднократно в районной и областной газетах появлялись статьи о его художественных достижениях. Созданные им песни, стихи были посвящены его родным и близким, проблемам родного края и страны в целом. Но особую страницу в его творчестве занимает любовная лирика. На стихи поэта В. Бокова была положена музыка и в итоге получилась вот такая замечательная песня:

ПЕСНЯ «ГОВОРИТ МНЕ О ТЕБЕ» (музыка В. И. Калистратова)

1.Говорит мне о тебе этот дождик долговязый,

День туманно-сероглазый говорит мне о тебе.

2.Говорит мне о тебе эта тоненькая ива,

Это зеркало залива говорит мне о тебе.

3.Говорит мне о тебе это поле и дорога,

Это русская природа говорит мне о тебе.

-Каким настроением пронизаны мелодия и слова этой песни?

-В каком ладу написана мелодия данной песни?

-Каким вам видится автор этого произведения?

1 ведущий (подходит к картине с березой):

Казалось бы - обычная береза! Но какие замечательные слова о ней!

                Березка

Чуть шелестя ветрами поутру,

С родным проселком по соседству

Стоит одна березка на яру,

Над речкою, знакомой с детства.

Встречает зим морозных тишь

И вешних вод веселый рокот.

Я знаю, милая, ты скоро напоишь

Меня своим целебным соком.

2 ведущий:

А летнею рассветной синевой,

Что ополощет каждую былинку,

Вновь зашумишь душистою листвой

И будешь сыпать капельки-росинки.

Встречая солнца ливень поутру,

Что с каждым днем все ярче золотится,-

Стоит моя березка на яру –

Земли родимой милая частица…

1 ведущий:

        Так воспел в одном из стихотворений обычную, на первый взгляд, березку поэт А. М. Тарасов. И мы переходим к знакомству с его творчеством и судьбой.

Ученик:

        Тарасов Алексей Михайлович – двоюродный брат В. И. Калистратова. Родился в селе Вершинка Красноярского края. В нашу местность переехал вместе с родителями в 1947 году. После семи лет обучения в Щегловской школе, среднюю школу он заканчивает в городе Кемерово.

Ученик:

        Серьезная тяга к стихосложению появилась у молодого тогда Алексея в студенческую пору, когда он учился в Кемеровском пединституте. И с тех пор лирика стала его главным увлечением в жизни. Более сорока лет новые и новые строки стихов заполняли его поэтические черновики.

Ученик:

        Алексей Михайлович в 2000 году был принят в Союз писателей Кузбасса. При поддержке Кемеровской районной администрации прижизненно были изданы 2 сборника его стихов.

Обратимся к лирике Тарасова Алексея Михайловича

ЛЮБЛЮ ПИСАТЬ…

Люблю писать: зимой про снег и ветер,

Вдали от шумных дымных городов

О жарких днях, о золотистом лете,

О солнечных лучах с охапками цветов.

Люблю писать о вешнем половодье…

И грусть осеннюю в душе своей ношу.

Но я пишу не только о природе-

Я в основном о Родине пишу.

2 ведущий:

        Об А. М. Тарасове Борис Бурмистров, член Союза писателей России, сказал замечательные слова: «Ходит человек по Земле, удивляется, любуется красотой и пишет стихи. Для него понятие сыновней любви к Родине, к окружающему миру. Во всем он находит прекрасное, чистое, незамутненное. Алексей Тарасов не просто прохожий на земле, он пахарь, творец, по-настоящему влюбленный в свой край, во все живое, что его окружает».

-Кто из вас, ребята, знаком со стихами нашего поэта-щегловца?

-Что вас привлекает в его стихах?

Ученик:

        Как точно и правильно предупреждал нас когда-то наш односельчанин А. Тарасов: «Пока душа не огрубела». Вслушайтесь внимательно в эти строки:

Ученик:

ПОКА ДУША НЕ ОГРУБЕЛА

Пока душа не огрубела и потому зовет она

Зимой к снегам заиндевелым, а красным летом к нивам спелым,

К звенящей спелости зерна.

Зовет весною к всходам новым, осенним днем к лесной тиши.

И я спешу. Я верен зову своей взволнованной души.

2 ведущий (демонстрируя сборники А. М. Тарасова):

«У природы нет плохой погоды»,- поется в одной из известнейших песен 20 века. Данный сборник построен тематически: стихи подобраны по временам года.

Проследим и мы вместе с его внимательным и чутким взглядом за красотой и прелестью природы в любое время года нашей малой родины – поселка Щегловского.

1 ведущий:

«То дождем, то крупкой колкой» - очень метко заметил поэт одну из осенних примет. Прослушаем стихотворение А. Тарасова, которое называется «Осенний день».

Ученик:

Осенний день

Осенний день. Метельно-рдяный.

Листва на землю пала ниц.

Вдоль речки в зарослях туманных

Игра извечная синиц.

И свежий ветер неторопко

Волной к околице плывет,

И вот уж листья с торной тропки

У моего крыльца метет.

Они мерцают у калиток,

По огородам вдоль села,

Как золотого лета слитки

Из ливней, солнца и тепла.

-Какими художественными средствами удалось автору показать красоту осеннего дня?

-Какою видится листва лирическому герою?

-Назовите сравнение, которое наиболее точно отражает настроение произведения.

-Познакомившись со следующим стихотворением, подумайте, какую проблему поднимает в нем автор?

Ученик:

Кедрачи

Лучистой зорькой розовея,

Бредут над зорькой кедрачи.

Их человек и ветер сеял

Порой осеннею в ночи.

Они росли в бору до снега,

Просили солнышко: «Свети!»

Не верится, что из ореха

Такое может прорости!

В широких кронах мощь и сила.

Взметнулись кедры ввысь, в рассвет.

Недаром мать-земля растила

Их не один десяток лет.

И злость берет, когда иные

Пройдут нашествием беды:

Ломают ветви вековые

И рубят кедры без нужды.

Не понимают почему-то,

Что им краса земли дана.

Сгубить ее нужны минуты,

Взрастить ее – вся жизнь нужна.

-Какая проблема поднята автором в этом стихотворении? Как можно ее решить?

-В каких строках лирический герой выражает протест против безжалостного отношения к природе?

2 ведущий:

Продолжим поэтический обзор времен года в нашем краю. «В снегах высоких, белых» видел А. М. Тарасов нашу местность зимой.

От снега первого светло и празднично в родной округе,

И на душе моей тепло,

Как будто бедам всем назло я встретил искреннего друга.

Ученик:

Одно из «зимних» стихов у Тарасова – о зимней речке, находящейся рядом с нашим поселком.

Зимняя речка

Зима. И лес в родном краю в серебряной насечке

И я совсем не узнаю знакомой с детства речки.

Давно ль  бурлива и вольна средь берегов покатых

Звенела весело она на быстрых перекатах.

И окаймляла трав шитье, и омута, и плесы,

И в водах солнечных ее плескалися березы.

И в заводи, у тальников, я удочкой заветной

По воскресеньям чебаков ловил порой рассветной.

Теперь по речке тишина, лишь под лучами тускло

Мерцает снега пелена вдоль сумрачного русла.

Январский стылый снег и лед накрыл всю гладь речную,

Но речка все равно живет, и по земле родной несет живительные струи.

-О чем размышляет лирический герой?

-На каком художественном приеме построено стихотворение?

-Как вы понимаете последнюю строку стихотворения?

- На одно из стихотворений Тарасова наш учитель музыки Т. А. Глухова сочинила музыку и получилась великолепная песня.

По тропкам привольным 

(исполняет вокальная группа обучающихся 8 класса)

По тропкам привольным, далеким и близким,

Зима к нам пришла в край наш сибирский.

Идет она полем, лесною поляной,

За ней белогривые мчатся бураны.

И с русскою удалью свищут и пляшут

Прядут в перелесках из инея пряжу.

А утром лучистым в разливах зари

Сверкают как искры вокруг снегири.

И новые платья в тиши перекрестков

Из светлого шелка надели березки.

И весело смотрят, как тропкой неблизкой

Зима молодая спешит в край сибирский.

-В каком жанре написана мелодия к этой песне?

-Как сочетаются слова и музыка в данной песне?

1 ведущий:

«Люблю писать о вешнем половодье» - признался в одном из стихотворений А. М. Тарасов.

2 ведущий:

Апрель! Ты прекрасен первоцветом! И первый на лугу цветок

Как лета, солнечного лета лучами вспыхнувший пролог.

Прослушайте песню «Подснежник» на стихи А. М. Тарасова. Музыку к ней написал В. И Калистратов.

ПОДСНЕЖНИК

1.Еще снега в объемах прежних

На сонной речке и в ложах,

А я хожу, ищу подснежник,

Чтоб ощутить весну в руках.

2.Чтобы вдохнуть чудесный запах

Голубоватых  лепестков,

Но крепко держит холод в лапах

Побеги нежные ростков.

3.Чтоб ни один на смог прорваться,

Плененный инеем и льдом.

Жаль, не могу полюбоваться

Я раньше времени цветком.

4.Но я ищу. Я верю в чудо,

Не перестав о нем мечтать,

И, видно, долго еще буду

В снегу подснежники искать.

5.Искать в продрогших редколесьях,

И на опушках белых рощ.

А месяц март все ярче светит

И хочет, хочет мне помочь.

-Какие чувства возникли у вас при прослушивании этой?

-Охарактеризуйте  мелодию этого произведения.

2 ведущий:

«Дни полны тепла и света». Много восторженных слов сказано Тарасовым о душистых травах и ромашковом царстве, о бодрой утренней свежести и блаженной умиротворенности.

Ученик:

Здравствуй, лето!

Здравствуй, лето! Золотые зори!

На березках бусы из росы.

Голубыми звездами в озерах

Светятся, мерцая, караси.

Вновь, как в детстве, тропкою знакомой,

С удочкой к реке меня влечет,

Где в прибрежной сумеречной дреме

Словно в дудку продудит удод.

Где играет с легким плеском рыба

И пускает плавные круги,

Где нависли изумрудной глыбой

Над водой прозрачной тальники.

Где утрами сказочно алеет

Трав цветных убористый ковер,

Где душой всегда я молодею,

Лишь взгляну на солнечный простор.

Где кукушек предрассветной тишью

Прозвучит волнующая грусть,

Где родных просторов голос слышу –

Все вместилось в кратком слове РУСЬ.

-Подумайте, какой прием использован автором в начале стихотворения?

-Какие метафоры и эпитеты помогают автору создать прекрасный летний пейзаж?

-В каких словах отражена любовь и привязанность к родному краю?

-Каким настроением пронизано данное стихотворение?

1 ведущий:

-Что объединяет творчество Тарасова А. М. и Калистратова В. И.?

Какие общие черты можно выделить в их произведениях?

2 ведущий:

А теперь мы с большой гордостью хотим представить вам поэтическое творчество бывшей ученицы нашей школы Олеси Радушко.

Ученик:

Олеся Радушко родилась 18 декабря 1983 года в Белоруссии. В пятилетнем возрасте вместе родителями она приехала жить в поселок Щегловский Кемеровского района. Училась в Щегловской средней школе, закончила 5 классов.

Ученик:

К сожаленю, сейчас Олеся – человек с ограниченными возможностями. Живет в Доме инвалидов города Кемерово. Тяжелая болезнь пытается оторвать ее от жизни. Но она на принимает это незаслуженное наказание. Она борется за право  жить и чувствовать так,  как живут ее сверстники.

…Все говорит, что я живая!

Что я стремлюсь наверх! Вперед!

Страницы вечности  листая,

Хочу понять родной народ.

Но все не просто в этом мире…

Наверное, мало кто из нас задумывался, в чем состоит счастье. Олеся давно знает:

«Первое – самосовершенствование. Второе – помощь людям».

Олесин труд – это писать стихи. В 2005 году, благодаря чутким сердцам, была издана первая книжка стихов, за что Олеся получила премию от губернатора А. Г. Тулеева в номинации «Преодоление» за любовь к жизни. Презентация книги прошла в Доме инвалидов.

        Сейчас Олеся мечтает об издании новых своих книжек.

Библиотекарь (демонстрирует сборник стихов):

Несмотря на тяжелую болезнь, Олеся не сдалась и стала активно заниматься самообразованием и духовным развитием. Много времени посвящала чтению книг, а потом  и сама начала писать стихи. Чтобы запечатлеть на бумаге свои творения девушке пришлось заново научиться писать. Из-за недуга делать она это может только лежа на боку с помощью специального приспособления, изобретенного ей самой, - к ручке прикреплена длинная проволока.  В поселке Солнечный Кемеровского района, где много лет живет живет ее семья, девушка встретила родственную душу. Татьяна Гурьяновна Конева быстро распознала в Олесе талант и решила помочь начинающей поэтессе. Две толстые общие тетради, исписанные ее стихами, женщина представила на суд членов союза писателей Кузбасса. Те поэтический дар Олеси признали. Подтверждением тому стала первая авторская книга, выпущенная при непосредственном участии союза писателей. Тоненькая – всего 56 страниц – зато своя!

Статья из газеты «Заря» (№ 55 от 29. 12. 07)

1 ведущий:

Представляем вашему вниманию одно из очень задушевных стихотворений молодой поэтессы. Подумайте, о чем нам хочет сказать автор?

Две ученицы:

«Я радуюсь каждому мигу» (чтение стихотворения «цепочкой»)

1.Я радуюсь каждому мигу,

Что мне подарила судьба.

Улыбками друзей и книгам,

Тому, что растет трава.

2.Я радуюсь солнцу и небу,

Дождю и грозе, ветрам.

Я радуюсь просто чуду,

Что я до сих пор жива.

1.Я рада тому, что было

Пусть даже оно  не сладко.

Я рада тому, что будет

И мне ничего не жалко.

2.Я знаю, что будет больно,

Что жизнь не бывает раем.

Но я верю в грядущее счастье

Его дарит, кто находится рядом.

1.А вы, дорогие люди,

Вы помните чудо, счастье?

Вы видите, что вас любят?

Вы понимаете праздник?

2.Откройте глаза, вдохните.

И улыбнитесь свету.

Какая это великая радость –

Жить просто на белом свете! (2007год)

-О чем это стихотворение?

-Повтор, каких помогает создавать эмоциональную картину всему стихотворению?

-Какие художественные средства использованы в 5 и 6 строфах?

-Какие строчки, на ваш взгляд, самые важные в этом стихотворении?

Ученик:

Есть в творчестве Олеси и стихи о  природе. Вот одно из низ.

Август

Осени люблю я предвестье:

Понемногу желтеет листва.

Пора ветров играющих вместе.

В небе синем плывут облака.

В кронах много яркого света,

Неописуемы расцветки цветов.

Жаль, что приходится с летом

Зеленым расстаться вновь.

Все так величаво! Красиво!

Все дышит, кругом благодать:

Речка, береза и ива,

Вечер, багряный закат.

Под отсвет заката прелестные

Белые птицы поют

Песню о будущей осени,

Златую подружку зовут.

-Какими метафорами пользуется автор, говоря об августе?

-Какими словами показана красота увядающего лета?

-Какие чувства возникают при чтении этого стихотворения?

2 ведущий:

        Как и любой настоящий поэт, Олеся Радушко серьезно смотрит на проблемы современного общества и по-своему реагирует на окружающий мир. Есть в творчестве  Олеси одно стихотворение, которое заставляет глубоко задуматься  читателя не только о смысле человеческого бытия, но и том, как важно уметь видеть радость и счастье в этом суровом мире.

Ученик:

Моя трагедия

Люди черствеют. Живут для себя.

А где-то страдает больная душа.

Таких ведь не мало – забытых, чужих,

Живущих в подвалах и просто одних.

А рядом беспечно гуляет толпа:

Сыта и здорова, но нет в ней тепла.

Конечно, есть искры, их много, но где?

Нет пламени в людях! Нет в сердце  в семье!

Осталась лишь Вера на Бога Отца!

Спасите! Спасите! Откройте сердца!

2 ведущий:

        Отзываясь на призыв Олеси, предлагаем каждому из вас написать несколько слов о ее стихах, нашей сегодняшней встрече на символическом сердечке. Мы уверены, что ваше внимание и отзывы будут приятны и своевременны для нее. Таким образом, у нас получится большое коллективное сердце в подарок нашей местной поэтессе в знак благодарности за ее творчество.

\обучающиеся пишут на «сердечках» свои послания для Олеси\

Ученица:

Какую-то одну тематику в стихах молодой поэтессы не выделишь. О любви, окружающих людях, добре и зле, о природе – они разные, но все получаются «легкие, как мотыльки». Именно так бы я и х охарактеризовала.

У каждого есть свой храм души

У каждого есть храм души.

Мы наполняем его сами.

Святым добром

Иль горькими слезами.

Мой храм пронизан

Разным светом.

В нем есть святилище для всех.

В нем Бог живет,

И Муза для поэта

Свою гармонию ведет

Мой храм и музыкой пронизан,

Живут в нем Вера и Любовь.

Добро и зло живут,

И Леди мира призрак,

Который дух во мне живет. (2007 год)

-Как вы понимаете выражение «храм души»?

-Чем наполнен храм души лирической героини?

-О чем заставляет задуматься читателя автор?

3.Подведение итогов. Выводы обучающихся.

-Какие чувства вы испытали при знакомстве с творчеством наших талантливых земляков»?

-Чем вам запомнилась наша встреча?

4.Песня «Село Щегловское» (сл. и муз. В. И. Калистратова)

(исполняет хор учителей)

1.По Щегловке, словно по Арбату,

Щеголяют вечером ребята.

Их встречают радостно девчонки,

Нарядившись в яркие юбчонки.

        Припев:

Село Щегловское на вид неброское.

Своих девчат – мы нарасхват!

Звеним гитарами, гуляем парами.

Живет любовь – волнует кровь!

2.Щечки подрумянили девчата –

Хочется понравиться ребятам.

Солнышко склоняется к закату –

Выбирайте девушек, ребята!

3.Далеко от центра мы в Сибири

Девушек щегловских полюбили.

Думаем, на свете нету краше,

Вам, московским, далеко до наших!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальное путешествие "Наша школьная страна"

Сценарий музыкально-литературного путешествия "Наша школьная страна"...

Сценарий литературно-музыкального праздника, посвященного Дню Победы. Этот праздник со слезами на глазах"

Этот материал поможет учителям начальных классов провести утренник, торжественное мероприятие, линейку, посвященные Дню Победы....

Литературно-музыкальная композиция "Вологда моя"

Стихи и песни о Вологде, вологодском крае...

Литературно-музыкальная композиция "Слава тебе Сталинград"

Материал предназначен для открытого мероприятия, проводимого 2 февраля в честь годовщины разгрома немецких войск под Сталинградом"...

Литературно-музыкальная композиция «Война в творчестве поэтов» (защита проекта по литературному чтению «Праздник поэзии»)

Проектная деятельность младших школьников – это активная творческая деятельность учащихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру, направленная на получение заранее прогнозируемого прод...

Сценарий литературно-музыкального вечера "Литературная гостиная", посвященного годовщине со дня рождения И.С.Тургенева

Расширить и углубить представления обучающихся о жизни и творчестве И.С. Тургенева, познакомиться с историей его любви к П.Виардо....