Сценарий литературно-музыкальной композиции « Литературная гостиная. Здравствуйте, Алексей Максимович!»
методическая разработка (3 класс) на тему

Каргина Любовь Николаевна

Внеклассное мероприятие .Знакомство с творчеством А.М.Горького 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_vneklassnogo_meropriyatiya.docx32.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ф.И.О. педагога:   Каргина Любовь Николаевна

Должность: учитель начальных классов

МБОУ Починковская СШ, Починковский район

Конкурс творческих работ

педагогов начальных классов «Человек – это звучит гордо»

Номинация: «Уметь воспитывать детей – великое дело» (А.М.Горький)

Название работы:  Сценарий  литературно-музыкальной композиции

 « Литературная гостиная. Здравствуйте, Алексей Максимович!»

Контактные данные:  , тел.  89108768218

Сценарий  внеклассного мероприятия

«Литературная гостиная.  Здравствуйте, Алексей Максимович!»

Цели и задачи:  

- знакомство с  жизнью и творчеством  М.Горького ,

- приобщение к изучению творческого наследия А.М. Горького;

- воспитание бережного отношения к литературному наследию нашего народа, русской литературе и культуре, любви к родному краю;

Ход мероприятия:

Ведущий1: Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы собрались в нашей Литературной гостиной, чтобы поговорить о человеке, которому принадлежат слова «Человек-вот правда! Всё в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное-дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит…. гордо!»

 Ученик 1: Алексей Максимович Пешков родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде . Он рано потерял родителей. Когда Алексею Пешкову было 3 года, он заболел холерой. Его отец, который горячо любил сына, ухаживал за малышом и в конце концов выходил его, но поплатился за это собственной жизнью: заразившись опасной болезнью, Максим Савватеевич умер. Мать Алексея, подсознательно винившая мальчика за смерть мужа, после этих трагических событий отдалилась от ребёнка. Детские годы мальчик  провел в доме своего деда Каширина, владельца красильной мастерской. Единственным светлым явлением в раннем детстве Горького была бабушка Акулина Ивановна, человек душевной доброты и сердечности. Она согревала его своей лаской. Именно она познакомила Алёшу с чудесным творением народной поэзии. 

Писатель :(строгая чёрная одежда, в руках перо и книга). «До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела все в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, - это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни». 

Ученик2: Город  Нижний Новгород - родина Горького. Река, на берегу которой он вырос, – это Волга, родившая легендарных русских бунтарей Разина и Пугачева, Волга, о которой сложено столько песен русскими бурлаками. Горький прежде всего связан с Волгой: его дед был здесь бурлаком. 

 Прослушивание  песни «Эх, ухнем»

«Эй, ухнем!»

Еще разик, еще раз!

Эй, ухнем, эй, ухнем!

Еще разик, еще раз!

Разовьем мы березу,

Разовьем мы кудряву,

Ай да, да, ай да!

Ай да, да, ай да!

Разовьем мы кудряву.

Эй, ухнем, эй, ухнем!

Еще разик, еще раз!

Эй, ухнем, эй, ухнем!

Еще разик, еще раз!

Мы по бережку идем,

Песню солнышку поем,

Ай да, да, ай да!

Ай да, да, ай да!

Песню солнышку, поем!

Эй, ухнем, эй, ухнем!

Еще разик, еще раз!

Эй, ухнем, ей, ухнем!

Еще разик, еще раз!

Эх ты, Волга, мать-река,

Широка и глубока,

Ай да, да, ай да!

Ай да, да, ай да!

Широка и глубока!

Ученик 3: Трудным было детство у Алеши…Жизнь вообще не баловала Алексея Максимовича Пешкова- потому и выбрал он для себя такое «говорящее» литературное имя(псевдоним) –Горький. Грамоте Алешу научил его дед.

Инсценировка отрывка из книги «Детство»

…Вдруг дедушка, достав откуда-то новенькую книжку, громко шлёпнул ею по ладони и бодро позвал меня:
Дед:– Ну-ка, ты, пермяк, солёны уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это – аз.
Говори: аз! Буки! Веди! Это – что? 
Алеша:– Буки.
Дед: – Попал! Это? 
Алеша:– Веди. 
Дед: – Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть, – это что? 
Алеша:– Добро.
Дед: – Попал! Это? 
Алеша:– Глаголь.
Дед: – Верно! А это?
Алеша:– Аз.
 
Бабушка:– Лежал бы ты, отец, смирно...
Дед: – Стой, молчи! Это мне в пору, а то меня мысли одолевают. Валяй, Лексей! 
Алеша: – Земля! Люди!
Дед: – Мать, ты гляди, как взвился, а? Ах, лихорадка астраханская, чего ты орешь, чего? 
Алеша:– Это вы кричите... 
 Бабушка:– Да будет вам надрываться-то!..
  
Дед:– Я кричу, потому что я нездоровый, а ты чего? 
 – Будет! Держи книжку. Завтра ты мне всю азбуку без ошибки скажешь, и за это я тебе дам пятак....

 Ученик 4:Учиться в школе Алёше не пришлось, он должен был работать. Когда мальчику исполнилось десять лет, дед сказал ему : ««Ну, Лексей, ты — не медаль, на шее у меня — не место тебе, а иди-ка ты в люди...». С этого времени началась жизнь Горького в «людях». Мальчик нянчил чужих детей, помогал сапожнику, мыл посуду на пароходе.О том, как ему пришлось зарабатывать себе на жизнь, писатель рассказал в книге «В людях».  На скудные заработки покупал книги и читал их по ночам.

Писатель: Вот они закончили есть, устало разошлись спать. Тогда я вынул книгу из подпечка, подошёл к окну: ночь была светлая, луна смотрела в окно. Читать хотелось мучительно, но мелкий шрифт не давался зрению. Тогда я забрался на лавку, в угол, к образам, начал читать стоя, при свете лампады, и , утомлённый, заснул, опустясь на лавку, проснулся от крика и толчков старухи. Держа книгу в руках, она больно стучала ею по плечам. «Пропала книга, изорвут», - думал я. За утренним чаем меня судили.

Читал я в сарае, уходя колоть дрова, или на чердаке, что было одинаково неудобно, холодно. Иногда я вставал ночью и зажигал свечу, но старая хозяйка, заметив, что свечи по ночам умоляются, стала измерять их лучинкой. Если утром в свече не доставала вершка, в кухне начинался яростный крик. Однажды старуха нашла на чердаке книжку и разодрала её в клочья. Это огорчило меня, но желание читать ещё более окрепло.

Ученик 5: Горький был многогранным писателем. Он писал  сказки, рассказы, пьесы, романы. До сих пор его произведения читают во всем мире. Писал М.Горький и для детей.   А что же послужило причиной для этого?  История сказок Максима Горького для детей началась с одного   письма мальчика :

«Дядя Алёша!

       Я тебя люблю, есть ли у тебя  корова, лошадь, бык?                

  Напиши   нам  рассказ про воробьишку. И ещё  напиши какой-нибудь выдуманный рассказ, чтобы мальчик удил рыбу.  

      Я тебя целую…

      Я бы хотел тебя увидеть»

 «Для детей нужно писать так же, как для взрослых, только лучше!» - говорил писатель.

Посмотрите инсценировку его произведения «Воробьишко»

Ведущий: В деревне, маленьком гнезде, под крышей старенькой избушки,

Жил воробей с семьей своей.

Папаша воробей был важен очень,

А мать, как любящая всяк свое дитя,

Заботливой была и терпеливой.

Любила крепко всех она,

А Пудик сын их был малышкой – шалунишкой.

Мама. Что, что, сыночек, мой ты смотришь вниз?

Пудик. (Встряхивает крыльями) Ой, чересчур черна земля! Ой, чересчур!

Прилетел Воробей - папа, принес букашек Пудику.

Папа. Чив ли я? Ведь целый день тружусь я! Чив ли я?

Мама. Конечно, чив! Еще как чив! Ведь без тебя не вырастет наш Пудик.

Пудик. (Глотает букашек) Чем чванятся? Чем хвалятся они? Ведь носят червяков да мошек. Вот чудо!

(Мама и папа гладят Пудика. Пудик поел. Опять высовывается из гнезда и разглядывает все вокруг).

Мама (грозит): Чадо, Пудик, не смотри на землю! Смотри, вниз - чебурахнешься!

Пудик (раскинув руки): Чем, чем я чебурахнусь, мама?

Папа (строго): Не чем, сынок, а просто упадешь на землю и кошка - чик! - и слопает тебя!

Пудик: Что, что? Не понимаю, чик – чирик!

Мама (обнимая его говорит и грозит): Подует ветер, Пудик, на на тебя - чирик! - и сбросит! И попадешь ты в лапы рыжей кошки!

Пудик: Тогда пусть не качаются деревья! Не будет ветра, будет тишина!

Мама (качая головой): Ох! Глупый мой сыночек.

Пудик. А это почему еще, чирик?

Мама: Лишь человек не попадает в лапы кошек. А если б были крылья у людей, ловили бы они нас словно мошек. Будь осторожен, Пудик, чик – чирик!

Мама и папа гладят сына и улетают. Летают на заднем плане сцены.

Пудик (важно): Вот чушь! Вот чепуха, какая! Когда я вырасту, большой я сделаю, чтобы все летали.

Пудик (Поет): Эх, бескрылый человек,

У тебя две ножки.

Хоть и очень ты велик,

Едят тебя мошки!

А я маленький совсем,

Зато сам я мошек ем.

Пудик пел и вывалился из гнезда. Воробьиха - за ним. Кошка бросилась к Воробьишке. Пудик растопырил крылья, качается на ногах.

Пудик: Чирик, чик-чик! Чирик, чик-чик! Честь имею, имею честь.

Воробьиха отталкивает Пудика в сторону. Бросается на Кошку.

Мама: Прочь! Прочь! Лети, сынок, скорей! Лети в гнездо, лети.

Пудик подпрыгнул, замахал крыльями и взлетел в гнездо. Кошка бросилась на Воробьиху, оторвала ей хвост. Воробьиха вырвалась и взлетела в гнездо.

Мама: Что, что, сынок?

Пудик (опустив голову): Ну что ж! Прости меня, я буду осторожен! Я буду слушаться тебя!

Кошка сидит под гнездом и счищает перья с лап, смотрит на Воробьев.

Кошка:Мя-яконький такой воробушек, словно мы-ышка. Мя-увы.

 Ученик 6:  М.Горький  очень любил детей. И много помогал им. На Новый 1901 год Горький устроил  в Нижнем Новгороде для полутора тысяч детей нижегородской бедноты елку – с цветными электрическими лампочками и подарками. 

Ученик 7 : Алексей страстно хотел учиться. В 1884 году он приехал в Казань, надеясь поступить в университет, но университетом для юноши стала сама жизнь. И всё же будущий писатель осуществил свою мечту – стать высокообразованным человеком .

Ученик 8: Горький был отзывчивым и открытым человеком, и поэтому в его квартире 2-3 комнаты выделялось для гостей. Первая комната из них была комнатой Шаляпина – близкого друга Горького.

Шаляпин – российский певец (бас), народный артист. Большинство партий впервые исполнил на сцене Московской частной оперы, пел в Большом и Мариинском театрах. 

Слушание песни Ф.И.Шаляпина  «Вниз по матушке, по Волге»

 Ученик 9 : У юноши Пешкова была затаенная мечта: писать стихи. Он их и сочинял, случайно сохранились немногие. Послушайте, пусть эти строфы и несовершенны:

НЕ БРАНИТЕ ВЫ МУЗУ МОЮ...

Не браните вы музу мою,

Я другой и не знал, и не знаю,

Не минувшему песнь я слагаю,

А грядущему гимны пою.

В незатейливой песне моей

Я пою о стремлении к свету,

Отнеситесь по-дружески к ней

И ко мне, самоучке-поэту.

Пусть порой моя песнь прозвучит

Тихой грустью, тоскою глубокой;

Может быть, вашу душу смягчит

Стон и ропот души одинокой.

Не встречайте же музу мою

Невнимательно и безучастно;

В этой жизни, больной и несчастной,

Я грядущему гимны пою.

Ведущий: А сейчас викторина по произведениям М.Горького (презентация)

1.Как звали Воробьишку?

2. Над окошком какого здания  жил Пудик?

3. Что приносил папаша Пудику?

4. Какого животного нужно остерегаться на земле Пудику?

5. Как звали мальчика, который сидел на берегу моря и удил рыбу?

6. Удить рыбу – это скучное дело, если рыба…?

7. Что стал делать Евсейка от скуки?

8. Евсейка задремал и свалился…Куда?

9. Достиг Евсейка морского дна. Сел на …, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг – очень хорошо!

10. Что предложил Евсейка болтливой рыбе?

11. Кто очень любил дразнить самовар?

12. Чем фыркает самовар?

13. Что любил делать самовар?

14. Чем забыли прикрыть самовар?

15. Что случилось с самоваром?

Ведущий :18 июня 1936 г. Оборвалась жизнь гениального писателя, величайшего художника слова. Максим Горький первый в русской литературе, может быть, первый в жизни вот так ,лично, понял величайшее значение труда, значение работы над собой.

 И хочется закончить слова М.Горького «Чем больше я читал, тем более книги роднили меня с миром, тем ярче, значительнее становилась для меня жизнь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Творчество С.Я. Маршака. Литературная гостиная."

Расширение знаний детей о творчестве Самуила Яковлевича Маршака.Упражнения в выразительном чтении стихотворений. Развитие  речевых  умений и творческих способностей. Урок способствует развит...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Алексей Максимович Горький

ЦОР содержит фото и документальные материалы о жизни и творчестве А.М. Горького. Данный материал может быть использован на уроках литературного чтения в 4 классе....

Здравствуй, дедушка Крылов! Литературная гостиная в 3 классе.

Пояснительная записка 13 февраля 2014 года минуло 245 лет со дня рождения и 170 лет со дня смерти Ивана Андреевича Крылова (1769-1844) – русского писателя и баснописца.В нашей школе е...

Литературная гостиная. Здравствуй, Пушкин! Здравствуй добрый гений!

Литературная гостиная или вечер, посвященный творчеству великого поэта А.С. Пушкина мы проводим в нашей школе ежегодно. Дети с удовольствием готовятся к данному мероприятию: учат стихи, разыгрывают сц...

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе....

Максим Горький. Алексей Максимович Пешков. Были-Небылицы, "Случай с Евсейкой"

Максим Горький. Алексей Максимович Пешков. Были-Небылицы, "Случай с Евсейкой"...