Литературно-музыкальная композиция "Слава тебе Сталинград"
материал (4 класс) по теме

Материал предназначен для открытого мероприятия, проводимого 2 февраля в честь годовщины разгрома немецких войск под Сталинградом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slava_tebe_stalingrad.doc56.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Слава тебе, Сталинград!

литературно-музыкальная композиция

(звучит фонограмма 1 куплета песни «Священная война»

Дети выходят на сцену)

Учитель:     Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той войны,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы.

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война.

Ведь эта память – наша совесть,

Она, как сила нам нужна.

   Учитель:   Мы с вами живём в легендарном городе, который знает весь мир. Много памятных дат в его летописи, и каждая дата – повесть о беспримерном мужестве и героизме советских людей. 65 лет назад слово «Сталинград» вошло во все языки мира и с той поры напоминает о битве, которая по размаху, напряжению и последствиям превзошла все вооружённые столкновения в истории человечества

И сегодня речь у нас пойдёт о самом главном подвиге нашего города, за который ему присвоено звание города-героя.

   2 февраля 1963 года на площади Павших борцов над братской могилой, где были похоронены защитники Сталинграда, был зажжён вечный огонь, который не гаснет уже 45 лет. Давайте мы тоже зажжём небольшой огонёк в память о погибших героях.

( Под фонограмму песни «Ты же выжил солдат» в исполнении Ю.Началовой   зажигается «вечный огонь»)

   1 ученик: Зима 41-го. Вражеские войска разбиты под Москвой. Потерпев поражение, Гитлер рвётся к Волге, к Сталинграду.

28 июня 1942 года 90 фашистских дивизий , более миллиона фашистов обрушились на советские войска. С этого времени и началась Сталинградская битва – величайшая битва второй мировой войны.

   2 ученик:    А враг плотней сжимал своё кольцо,

Крестом чернел, висел над Сталинградом,

Смотрела смерть солдатам прям в лицо

Горячим, долгим взглядом.

Как все дрались, громя врага в упор,

Всю жизнь вложивши в волю боевую,

За каждый дом, за каждый коридор,

За комнатенку, лестницу любую

.

3 ученик:   Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли и шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку? Смертны ли они?

Да, они были простыми смертными, но было одно обстоятельство, придававшее им силу в кровавой битве, делавшее их сильнее смерти и выше славы, все они от рядового до генерала защищали на полях сражений свободу и независимость своей великой Родины, своего народа.

4 ученик:       В последней надежде меж раем и адом

Дрожали мгновения под Сталинградом.

Их было так много и вдруг не хватало,

Когда под подошвами почва дрожала.

И взятое дрожью течение Волги,

Казалось, застынет в терпении долгом.

И только планеты могучая сила

И камни, и кости, и реку крутила.

И только твердила себе многократно:

Не стану, не стану вращаться обратно!

5 ученик:    17 июля 1942 года началась великая битва за Сталинград. История войн ещё не знала такого скопления войск и техники на территории почти в 100 тысяч квадратных км. В битве участвовало одновременно около полутора миллионов людей, более 25 тысяч орудий, 2 тысячи танков, 2 тысячи самолётов. Гитлер хотел овладеть городом за 2 недели. Немцы же назвали путь к Волге «дорогой смерти».

6 ученик:       Ревели над городом чёрные крылья

Красиво одетой в плащи эскадрильи,

От грохота взрывов жизнь разрушалась,

И вечная ось на последнем держалась,

И лишь повторяла, скрипя многократно:

Нельзя мне сломаться, нельзя мне обратно!

7 ученик:       Катились колёса железной машины

Крестами, раздутыми от мертвечины.

Но люди в могилах одною рукою

Держались за Волгу и дрались другою.

И повторяли себе многократно:

Нельзя нам в могилу, нельзя нам обратно!    

  И шли на погибель поротно, повзводно

По вечному зову – как Богу угодно.

И может поэтому высшая сила

Их полуживых из огня выносила!

(на экране фото боёв, разрушенного города)

Учитель:   23 августа 1942 года стал самым тяжёлым днём для сталинградцев. В 3 часа объявляется воздушная тревога. И сразу над центральной частью города появляются сотни тяжёлых гитлеровских бомбардировщиков. Одна волна сменяет другую… Немцы методически сбрасывают то зажигательные, то тяжёлые фугасные бомбы. Кромешный ад.

   Дым пожарищ застилает полуденное солнце. Взрывы страшной силы сотрясают воздух. Горят жилые кварталы, рушатся, как карточные, здания школ, превращенные в госпитали, культурно-бытовые учреждения. Отовсюду доносятся стоны, крики раненых. Смерть разит людей в квартирах, подвалах, магазинах, на работе, на улицах…

   Разрушены почти все крупные здания: Госбанк, гостиницы, вокзал, театр, больницы, школы. Выведены из строя водопровод, телеграф, телефон, электросеть. За несколько часов целые кварталы превратились в развалины. Под ними погибли тысячи советских людей: стариков, женщин, детей.

   Моряки волжской флотилии перевезли через Волгу 122 418 человек, 13 орудий, 138 пулемётов, миномётов, 625 автомашин, 1925 ящиков мин, 4 323 тонны воинских грузов.

    Фашистские бомбардировщики совершили более 2 000 самолётовылетов. Гигантский столб огня и дыма стоял над городом целую неделю.

  Несмотря ни на что город сражался и трудился. В течение нескольких часов после бомбёжки с тракторного завода на фронт было отправлено 50 танков, 34 тягача, 1200 пулемётов.

(на экране фотографии разрушенного города и боёв в городе)

8 ученик:       В тот страшный день померкло всё.

Рёв бомбы, стон, подобье ада,

Адольфы, словно вороньё,

Зависли в небе Сталинграда.

                        Враг всё уничтожал, враг наступал,

Враг черной кровью истекал,

Избитый под Москвой и Ленинградом,

Он овладеть стремился Сталинградом.

9 ученик:       Дал город клятву. Он – солдат.

И, как солдат, готов сражаться,

Пока не сломлен Сталинград,

За Волгу немцам не пробраться!

                                          От рожденья земля не видала

                   Ни осады, ни битвы такой.

                   Содрогалась земля и краснели поля.

                                           Всё пылало над Волгой-рекой.

10 ученик:      В огне заводы, дома, вокзал,

Пыль на крутом берегу.

Голос Отчизны ему сказал:

«Город не сдай врагу»

Верный присяге русский солдат.

Он защищал Сталинград!

                                               День за днём сталинградцы сражались

                        В небывалом, кровавом бою.

                        В эти грозные дни отстояли они

                        И Отчизну, и Волгу свою.

(звучит фонограмма песни «Нам нужна одна победа»)

Учитель:      14 сентября начались кровопролитные бои за Мамаев Курган. 140 дней и ночей не утихала здесь ожесточённая битва. В сводках Совинформбюро курган назывался высотой «102,0». С её вершины открывалась панорама города, большой участок Волги, заволжские леса. Поэтому фашисты, рвавшиеся к Волге, стремились любой ценой овладеть высотой. Им это не удалось.140 дней и ночей над курганом бушевало море огня и едкого дыма, беспрерывно сыпались мины, разрывались бомбы. Почернел от крови курган, обуглился. После войны его называли мёртвым: земля здесь густо перемешалась с железными осколками и кровью, и на ней долго ничего не росло.

А 15 октября 1967 года на Мамаевом кургане был зажжён Вечный огонь в Зале Воинской Славы.

         11 ученик: Высота… Всего-всего сто метров,

Или двести медленных шагов…

Где-то здесь, в её безмолвных недрах,

Столько успокоено врагов…

Всё сомкнулось здесь, на белом свете,

И о том задумалась Москва.

В генеральном штабе на планшете

Означалось «Высота 102»…

…Высота в смертельном урагане…

Без приказа «Шагу нет назад!»

Только на Мамаевом кургане

Сталинградский выстоял солдат!

    Учитель: Начались бои на улицах города. Два с половиной месяца немцы штурмовали Сталинград, но так и не смогли пройти через Волгу.

Обороняя Сталинград, советские воины выдержали удар вдвое превосходящих по численности гитлеровских войск. Каждый квартал, каждый метр Сталинградской земли защищался воинами с невиданной храбростью и упорством. Чтобы овладеть тем или иным домом гитлеровцам нужны были недели, захватить одну улицу – требовались месяцы.

(на экране портрет Я.Ф.Павлова)

     Всему миру известен сегодня подвиг небольшого гарнизона солдат под командованием сержанта Я.Ф.Павлова, который около двух месяцев удерживал 4-хэтажный дом. 58 дней и ночей 24 воина героически обороняли дом. 58 суток беспрерывных боёв без сна и отдыха

     19 ноября 1942 года началось историческое наступление советских войск. А 23 ноября

Гитлеровские войска под командованием Паулюса  (на экране портрет Паулюса, фотографии пленённых фашистов)

 оказались в кольце окружения. Общая численность их войск составляла 330 000 солдат, офицеров, генералов.

                31 января 1943 года окружённые немцы во главе с Паулюсом сдались в плен, а   2 февраля 1943 года  знакомый всем голос диктора Левитана объявил о победе в битве. Сейчас вы услышите это сообщение и этот легендарный голос:

(звучит фонограмма сводки Советского Информбюро)

 

12 ученик:  Сталинградская битва положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны. 3 дня в фашистской Германии носили траур, 3 дня в рейхе звонили похоронные колокола, справлявшие поминки по тем, кто хотел завоевать наш город, но нашёл свою смерть у берегов Волги.

13 ученик: Советское правительство высоко оценило действия Красной Армии на Волге. За мужество и героизм 112 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза.      707 000 участников битвы на Волге были награждены медалью «За оборону Сталинграда».  Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года городу было присвоено звание «Город-герой». День 2 февраля отмечается в России как День воинской славы.

Учитель:   До войны в Сталинграде проживало 446 000 человек. После битвы в живых осталось около 1,5 тысяч. Погибло 43 000 сталинградцев. Ранено 50 000. Около 75 000 угнано в Германию. Город был разрушен почти полностью.

14 ученик:    Вечная память героям, павшим за нашу Родину!

Всех, за Отчизну жизнь отдавших,

Всех, не вернувшихся домой,

Всех воевавших и страдавших,

Минутой обнимем одной.

                       Пусть всё замрёт в минуту эту,

Пусть даже время промолчит.

Мы помним Вас отцы и деды,

Россия, Родина вас чтит!

Учитель:   Почтим память героев, отдавших свои жизни в битве под Сталинградом минутой молчания! Прошу всех встать!  ……………..Прошу садиться!

 ( на экране виды современного города)

(Звучит фонограмма песни «Растёт в Волгограде берёзка»)

15 ученик:     Там где 200 дней и ночей

Бушевала великая битва,

Там, где кровью тысяч людей

Каждый метр земли был пропитан,

              Там, где сила советских солдат

Сокрушала фашистскую силу,-

Там давно уже пушки молчат

И поля от пожарищ остыли.

16 ученик:     Там сегодня над Волгой-рекой,

На священной земле Сталинградской

Рвётся к солнцу цветок полевой

Из-под каски пробитой солдатской.

Жизнь! Мы славим величье её.

Жить! -вот благо и счастье людское!

За него, за счастье моё и твоё

Свои жизни отдали герои…

17 ученик:     Ложатся строчки ровные в тетрадь…

Пусть сотни раз снега сойдут со склонов,

Всё также сердце будет замирать

При этой цифре – 20 миллионов.

Не забывай те грозные года,

Когда кипела волжская вода,

Но выдержал железный тот солдат,

Но выстоял бессмертный Сталинград.

18 ученик:    Та война, которой не несли мы,

Всё-таки живёт в тебе, во мне.

Через нашу жизнь прошла незримо,

В каждой отпечатавшись судьбе.

Вот она… Далёкая и злая,

Протянула щупальца в года.

Мы её не знали. Мы её не знали…

Но и не забудем никогда!

19 ученик:                             Над Волгою привольно, величаво,

Раскинув руки улиц и мостов,

Стоит наш город памятником славы,

Стоит наш город в золоте венков.

                         Гудками теплоходов тревожа синеву,

Стоит над Волгой город в котором я живу.

Я знаю, есть на свете другие города,

Но над моим сияет солдатская звезда.

                                     

 Над ним зимой и летом, и в ночь и среди дня

Горит не гаснет пламя солдатского огня.

Я вырасту, уеду в далёкие края,

Но то что я отсюда, навек запомню я.

)

20 ученик     Поклонимся великим тем годам,

Всем нашим командирам и бойцам,

Всем маршалам войны и рядовым,

Поклонимся и мёртвым и живым.

Всем тем, которых забывать нельзя,

Поклонимся, поклонимся друзья.

                        Помните!

Через года, через века,

Помните!

О тех, кто уже не придёт никогда,

Помните!

( звучит фонограмма песни «Зажгите свечи» в исполнении Т.Гвардцетели  и зажигаются свечи

 

Учитель: Наш город отстроили заново. Каким красивым он стал. Разрушенные здания стали ещё прекраснее. В городе теперь проживает   более 1 млн.  жителей. Все они помнят погибших героев. Мы очень хотим, чтобы после сегодняшнего урока вы бы ещё больше гордились тем, что живёте в таком легендарном, замечательном городе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция «И победила жизнь в боях под Сталинградом».

22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии, и миллионы людей вступили в смертельную схватку с коварным, жестоким врагом. Началась Великая Отеч...

Литературно - музыкальная композиция. «Все о тебе моя Россия»

Цель\' Дать представление о великом прошлом нашей родины, о красоте и величии России, о традициях и народах России...

Литературно-музыкальная композиция "Сталинград"

Конспект литературно-музыкальной композиции о Сталинградской битве. Презентация для выступления....

Литературно-музыкальная гостиная "Слава тебе, победитель-солдат!"

Материал для детей старшего дошкольного возраста. 19 января -День освобождения города Валуйки от немецко-фашистских захватчиков.  Литературно-музыкальная гостиная «Слава тебе, победитель-сол...

Литературно-музыкальная композиция «Война в творчестве поэтов» (защита проекта по литературному чтению «Праздник поэзии»)

Проектная деятельность младших школьников – это активная творческая деятельность учащихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру, направленная на получение заранее прогнозируемого прод...

Сценарий литературно-музыкального вечера "Литературная гостиная", посвященного годовщине со дня рождения И.С.Тургенева

Расширить и углубить представления обучающихся о жизни и творчестве И.С. Тургенева, познакомиться с историей его любви к П.Виардо....