Нравственное воспитание младших школьников.
статья на тему

Старикова Ольга Николаевна

Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.

Воспитание растущего человека, как формирование развитой личности, составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека.

В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества. Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.

Социальные аспекты нравственного воспитания.

Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленной на пользу обществу, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей. Наиболее развитые формы взаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленной организации их социально - одобряемой деятельности: учебной, организационно-общественной, трудовой, художественной, спортивной и др. при этом придание основным типам деятельности детей определенной целевой направленности, социальной значимости позволяет не только формировать отношения детей внутри возрастных групп, но и строить их на единой основе. Сочетание взаимоответственности с одной стороны, а с другой - необходимости проявления самостоятельности в организации и осуществления

просоциальной деятельности обеспечивает условия для развития подлинной самостоятельности. Максимальное развитие самодеятельности детей выступает определяющим признаком развитого детского коллектива. Социально признаваемая деятельность как средство формирования детского коллектива и определенных отношений его членов может быть реализована в том случае, если она соответствующим образом организованна.

Главные идеи:

-    принятие учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей, знаний и убеждений;

-      предъявление нравственных требований к себе и своему поведению;

-    воспитание нравственной культуры, основанной на самовоспитании и совершенствовании;

-    осознание учащимися необходимости проявления нравственного поведения в самых непредвиденных ситуациях, сохранение чувства собственного достоинства и уважения достоинства других людей;

-      практическое применение нравственных знаний и умений;

-    проекция сегодняшнего, нравственного облика человека на его будущее и будущее близких и родных ему людей.

Главная цель.

Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.

Задачи воспитания:

1.     Формировать базовую культуру личности; культуру жизненного самоопределения; нравственную культуру.

2.     Совместно с учащимися необходимо заниматься поиском нравственных образов духовной культуры и выработкой на этой основе своих собственных мнений, ценностей, норм'и законов жизни, формирующих активную личную позицию школьника.

3.     Формирование культуры личности предполагает воспитание человека с твердыми нравственными убеждениями, демократическими взглядами и твердой жизненной позицией.

4.     Цель нравственно-культурного воспитания - не проведение самого мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, его склонности и интересы, отношение к жизни и самому себе.

5.     Воспитание должно строиться на добровольности участия учащихся в любом воспитательном мероприятии. Принуждение ведет к моральной

деградации учащихся. Необходимо опираться на интерес, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга, творчество.

Содержание воспитательной работы:

-    изучение нравственной воспитанности учащихся и определение возможных путей коррекции, нравственной воспитанности учащихся необходимыми методами и формами воспитательного воздействия;

-    изучение нравственного климата семей учащихся, консультирование родителей по изученной проблеме;

-    разностороннее развитие нравственного мышления учащихся, привлечение возможностей социума для формирования нравственной культуры учащихся;

     -      ответственность за свои поступки;

-    учет возрастных особенностей в организации деятельности учащихся по данному направлению;

-    создание условий для проявления учащимися собственных достижений в проявлении своих нравственных качеств;

-      поощрение учащихся, совершающих нравственные поступки.

Принципы построения воспитательной работы:

1.     Принцип открытости. (Совместное с детьми планирование жизни в классе. Младшие школьники вносят коррективы и предложения с учетом своих интересов, потребностей, желаний).

2.      Принцип привлекательности будущего дела. (Педагог должен увлечь учащихся конечным результатом выполняемого дела).

3.      Принцип деятельности. (Ребятам интересны конкурсы, праздники, соревнования, театрализации и т. д., или хочется активно участвовать во всех мероприятиях).

4.      Принцип свободы участия. (Предоставить детям возможность выбора задания с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей).

5.      Принцип обратной связи. (Каждое внеклассное мероприятие должно заканчиваться рефлексией).

6.      Принцип сотворчества. (Предоставить ребятам право выбора партнера по выполняемому делу).

7.      Принцип успешности. (Педагог должен увидеть участие каждого ребенка во внеклассной работе и по достоинству ее оценивать).

Осуществляя нравственно-культурное воспитание младших

школьников необходимо использовать различные методы воспитания и

перевоспитания:

1.     Метод переубеждения - нацелен на изменение мотивов оправдания неправильного поведения у учащихся, на формирование социально ценных мотивов поведения.

Приемы его осуществления:

-      создание положительного общественного мнения;

-      воздействие на ребенка с помощью слова и деятельности;

-    создание условий для приобретения ребенком положительного жизненного опыта.

2.      Метод переучивания - нацелен на преодоление отрицательных привычек учащихся, нездоровых потребностей, неправильных действий, изменение жизненного опыта.

Приемы его осуществления:

-      включение ребенка в активную социально ценную деятельность.

-      оценка и поддержка положительных проявлений со стороны учащегося;

-      контроль и проверка выполнения предъявляемых к ребенку требований;

-      предъявление четких запретов на негативные проявления учащихся.

3.      Метод вызова - нацелен на стремительное разрушение негативных качеств и привычек в поведении учащихся, отрицательных стереотипов поведения.

Приемы его осуществления:

-      доведенные до наивысшего эмоционального накала отрицательных

переживаний ребенка;

-      создание ситуации глубокого эмоционального переживания, которое

приводит к эмоциональному и моральному удовлетворению, успокоению.

4.      Метод реконструкция - дает хорошие результаты после успешного использования метода взрыва, когда ребенок готов к принятию помощи взрослого, способен адекватно оценивать свои проблемы в поведении. Цель метода - внесение корректив в духовный мир ребенка при сохранении уникальности и неповторимости его личности.

Используются приемы:

-      создание положительных перспектив в жизни ребенка;

-      использование ведущих положительных качеств ребенка;

-      ведение дневников самонаблюдения и саморазвития;

-    составление программ саморазвития личности в целом или отдельных качеств ребенка.

5.      Методы поощрения и наказания. Их цель - стимулирование

положительного поведения учащихся, сдерживание отрицательного поведения.   

Приемы положительного воспитательного воздействия на учащихся:

-      грамоты;

-      благодарственные письма;

-      поощрительные записи в дневнике;

-      неожиданные сюрпризы положительного свойства;

-      подарки;

-      различные поощрения в виде поездок, путевок, участия в праздниках и др.

6. Метод самоуправления. Цель метода - развитие активности ребенка и

приучение его к пониманию необходимости в изменении своих качеств личности, своего характера.

Используются приемы:

-      самоуправление;

-      самоприучение;

-      самооценка.

Этапы диагностики нравственного развития личности:

При организации диагностики педагог должен соблюдать определенную последовательность:

а)   постановка целей диагностики;

б)   определение критериев, показателей развития личности;

в)   отбор методов, системы методов диагностики;

г) применение методов диагностики в непосредственном педагогическом взаимодействии педагога и воспитанника;

д)   анализ результатов диагностики;

е)   выделение уровней развития личности;

ж)   учет, фиксирование результатов диагностики.

От точности, конструктивности определения критериев и показателей развития личности во многом зависит результативность осуществления диагностики. Критерии и показатели определяют содержание многих методов, методик диагностики. Следующие качества личности можно оценивать по приведенным ниже критериям:

-    соответствие нравственных суждений ученика его поступкам и поведению;

-      объективность;

-      правдивость и искренность;

-      умение отстаивать свое нравственное суждение и поступок;

-    умение сопротивляться насилию и навязыванию чуждых его восприятию нравственных суждений;

-      умение признавать и исправлять свои ошибки;

-      сила духа в трудных жизненных ситуациях;

-      способность к самопожертвованию и любви;

-      способность к принятию и прощению;

-      терпимость;

-      умение бороться с самолюбованием и эгоизмом;

-    умение ставить интересы близких, окружающих людей выше своих собственных;

-      умение проявлять волю и характер в непредвиденных ситуациях;

-      стремление к внутреннему совершенству.

Наиболее информативными при осуществлении диагностики являются следующие методы:

-      наблюдение;

-      анкетирование;

-      тестирование;

-      беседа с воспитанником (уточняющее собеседование, интервьюирование);

-      беседа с педагогами;

-      беседа с родителями;

-      анализ результатов деятельности;

-      сочинения;

-      обобщение независимых характеристик;

-      ранжирование;

-      не дописанный тезис;

-      педагогический консилиум.

При анализе результатов необходимо:

-    сравнение их с критериями, показателями изучаемого свойства, качества личности;

-    выделение качественных характеристик, сущностных, особенных и общих признаков;

     -      нахождение причинно-следственных связей.

Уровни проявления того или иного качества у разных учащихся имеют существенные отличия. К примеру, отношение к окружающим людям может быть:

а)   добрым, внимательным, уважительным;

б)   безразличным, нейтральным;

в)   неуважительным.

На лицо разная степень качества одного и того же явления. В этой связи можно говорить о разных уровнях развития личности, отдельных ее свойств. Понимание педагогом значения уровней развития того или иного качества для ученика дает возможность объективно исследовать и оценивать проявления его качеств личности, позволит объективно определить критерии оценивания того или иного качества.

Наиболее распространенными в педагогической практике являются следующие формы фиксирования результатов диагностики:

-      составление графиков, диаграмм;

-      составление характеристик;

-      заполнение карт развития воспитанника;

-      ведение диагностических дневников.

Классный час, празднику утренник по теме культурно- нравственного воспитания.

Цели:

1.      Нравственное просвещение учащихся с целью выработки собственных взглядов, суждений, оценок.

         2.      Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта иных поколений.

3.      Критическое осмысление и анализ собственных поступков сверстников и одноклассников.

4.      Развитие у учащихся таких качеств, как умение признавать свои ошибки, анализировать их, делать выводы, учиться прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.

При подготовке праздника, классного часа:

    -    провести предварительную диагностику нравственного развития учащихся;

    -      обсуждение какой-либо нравственной ситуации;

    -    оценить способность детей анализировать нравственную ситуацию, различать добро и зло;

    -      определить тему нравственного классного часа (праздника, утренника и

т.д.);

-    использование художественных произведений, периодической печати, событий и фактов из реальной жизни, художественных фильмов, произведений искусства.

5.      Это время совместного поиска истины, смысла существования, извечного урока, который станет стержнем поведения детей во взрослой жизни.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание младших школьников.

Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.

Воспитание растущего человека, как формирование развитой личности, составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека.

В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества. Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.

Социальные аспекты нравственного воспитания.

Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленной на пользу обществу, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей. Наиболее развитые формы взаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленной организации их социально - одобряемой деятельности: учебной, организационно-общественной, трудовой, художественной, спортивной и др. при этом придание основным типам деятельности детей определенной целевой направленности, социальной значимости позволяет не только формировать отношения детей внутри возрастных групп, но и строить их на единой основе. Сочетание взаимоответственности с одной стороны, а с другой - необходимости проявления самостоятельности в организации и осуществления

просоциальной деятельности обеспечивает условия для развития подлинной самостоятельности. Максимальное развитие самодеятельности детей выступает определяющим признаком развитого детского коллектива. Социально признаваемая деятельность как средство формирования детского коллектива и определенных отношений его членов может быть реализована в том случае, если она соответствующим образом организованна.

Главные идеи:

  • принятие учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей, знаний и убеждений;
  • предъявление нравственных требований к себе и своему поведению;
  • воспитание нравственной культуры, основанной на самовоспитании и совершенствовании;
  • осознание учащимися необходимости проявления нравственного поведения в самых непредвиденных ситуациях, сохранение чувства собственного достоинства и уважения достоинства других людей;
  • практическое применение нравственных знаний и умений;
  • проекция сегодняшнего, нравственного облика человека на его будущее и будущее близких и родных ему людей.

Главная цель.

Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.

Задачи воспитания:

  1. Формировать базовую культуру личности; культуру жизненного самоопределения; нравственную культуру.
  2. Совместно с учащимися необходимо заниматься поиском нравственных образов духовной культуры и выработкой на этой основе своих собственных мнений, ценностей, норм'и законов жизни, формирующих активную личную позицию школьника.
  3. Формирование культуры личности предполагает воспитание человека с твердыми нравственными убеждениями, демократическими взглядами и твердой жизненной позицией.
  4. Цель нравственно-культурного воспитания - не проведение самого мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, его склонности и интересы, отношение к жизни и самому себе.
  5. Воспитание должно строиться на добровольности участия учащихся в любом воспитательном мероприятии. Принуждение ведет к моральной

деградации учащихся. Необходимо опираться на интерес, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга, творчество.

Содержание воспитательной работы:

  • изучение нравственной воспитанности учащихся и определение возможных путей коррекции, нравственной воспитанности учащихся необходимыми методами и формами воспитательного воздействия;
  • изучение нравственного климата семей учащихся, консультирование родителей по изученной проблеме;
  • разностороннее развитие нравственного мышления учащихся, привлечение возможностей социума для формирования нравственной культуры учащихся;
  • ответственность за свои поступки;
  • учет возрастных особенностей в организации деятельности учащихся по данному направлению;
  • создание условий для проявления учащимися собственных достижений в проявлении своих нравственных качеств;
  • поощрение учащихся, совершающих нравственные поступки.

Принципы построения воспитательной работы:

  1. Принцип открытости. (Совместное с детьми планирование жизни в классе. Младшие школьники вносят коррективы и предложения с учетом своих интересов, потребностей, желаний).
  2. Принцип привлекательности будущего дела. (Педагог должен увлечь учащихся конечным результатом выполняемого дела).
  3. Принцип деятельности. (Ребятам интересны конкурсы, праздники, соревнования, театрализации и т. д., или хочется активно участвовать во всех мероприятиях).
  4. Принцип свободы участия. (Предоставить детям возможность выбора задания с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей).
  5. Принцип обратной связи. (Каждое внеклассное мероприятие должно заканчиваться рефлексией).
  6. Принцип сотворчества. (Предоставить ребятам право выбора партнера по выполняемому делу).
  7. Принцип успешности. (Педагог должен увидеть участие каждого ребенка во внеклассной работе и по достоинству ее оценивать).

Осуществляя нравственно-культурное воспитание младших

школьников необходимо использовать различные методы воспитания и

перевоспитания:

  1. Метод переубеждения - нацелен на изменение мотивов оправдания неправильного поведения у учащихся, на формирование социально ценных мотивов поведения.

Приемы его осуществления:

  • создание положительного общественного мнения;
  • воздействие на ребенка с помощью слова и деятельности;
  • создание условий для приобретения ребенком положительного жизненного опыта.
  1. Метод переучивания - нацелен на преодоление отрицательных привычек учащихся, нездоровых потребностей, неправильных действий, изменение жизненного опыта.

Приемы его осуществления:

  • включение ребенка в активную социально ценную деятельность.
  • оценка и поддержка положительных проявлений со стороны учащегося;
  • контроль и проверка выполнения предъявляемых к ребенку требований;
  • предъявление четких запретов на негативные проявления учащихся.
  1. Метод вызова - нацелен на стремительное разрушение негативных качеств и привычек в поведении учащихся, отрицательных стереотипов поведения.

Приемы его осуществления:

  • доведенные до наивысшего эмоционального накала отрицательных

переживаний ребенка;

  • создание ситуации глубокого эмоционального переживания, которое

приводит к эмоциональному и моральному удовлетворению, успокоению.

  1. Метод реконструкция - дает хорошие результаты после успешного использования метода взрыва, когда ребенок готов к принятию помощи взрослого, способен адекватно оценивать свои проблемы в поведении. Цель метода - внесение корректив в духовный мир ребенка при сохранении уникальности и неповторимости его личности.

Используются приемы:

  • создание положительных перспектив в жизни ребенка;
  • использование ведущих положительных качеств ребенка;
  • ведение дневников самонаблюдения и саморазвития;
  • составление программ саморазвития личности в целом или отдельных качеств ребенка.
  1. Методы поощрения и наказания. Их цель - стимулирование

положительного поведения учащихся, сдерживание отрицательного поведения.        

Приемы положительного воспитательного воздействия на учащихся:

  • грамоты;
  • благодарственные письма;
  • поощрительные записи в дневнике;
  • неожиданные сюрпризы положительного свойства;
  • подарки;
  • различные поощрения в виде поездок, путевок, участия в праздниках и др.

6. Метод самоуправления. Цель метода - развитие активности ребенка и

приучение его к пониманию необходимости в изменении своих качеств личности, своего характера.

Используются приемы:

  • самоуправление;
  • самоприучение;
  • самооценка.

Этапы диагностики нравственного развития личности:

При организации диагностики педагог должен соблюдать определенную последовательность:

а)        постановка целей диагностики;

б)        определение критериев, показателей развития личности;

в)        отбор методов, системы методов диагностики;

г)        применение методов диагностики в непосредственном педагогическом взаимодействии педагога и воспитанника;

д)        анализ результатов диагностики;

е)        выделение уровней развития личности;

ж)        учет, фиксирование результатов диагностики.

От точности, конструктивности определения критериев и показателей развития личности во многом зависит результативность осуществления диагностики. Критерии и показатели определяют содержание многих методов, методик диагностики. Следующие качества личности можно оценивать по приведенным ниже критериям:

  • соответствие нравственных суждений ученика его поступкам и поведению;
  • объективность;
  • правдивость и искренность;
  • умение отстаивать свое нравственное суждение и поступок;
  • умение сопротивляться насилию и навязыванию чуждых его восприятию нравственных суждений;
  • умение признавать и исправлять свои ошибки;
  • сила духа в трудных жизненных ситуациях;
  • способность к самопожертвованию и любви;
  • способность к принятию и прощению;
  • терпимость;
  • умение бороться с самолюбованием и эгоизмом;
  • умение ставить интересы близких, окружающих людей выше своих собственных;
  • умение проявлять волю и характер в непредвиденных ситуациях;
  • стремление к внутреннему совершенству.

Наиболее информативными при осуществлении диагностики являются следующие методы:

  • наблюдение;
  • анкетирование;
  • тестирование;
  • беседа с воспитанником (уточняющее собеседование, интервьюирование);
  • беседа с педагогами;
  • беседа с родителями;
  • анализ результатов деятельности;
  • сочинения;
  • обобщение независимых характеристик;
  • ранжирование;
  • не дописанный тезис;
  • педагогический консилиум.

При анализе результатов необходимо:

  • сравнение их с критериями, показателями изучаемого свойства, качества личности;
  • выделение качественных характеристик, сущностных, особенных и общих признаков;
  • нахождение причинно-следственных связей.

Уровни проявления того или иного качества у разных учащихся имеют существенные отличия. К примеру, отношение к окружающим людям может быть:

а)        добрым, внимательным, уважительным;

б)        безразличным, нейтральным;

в)        неуважительным.

На лицо разная степень качества одного и того же явления. В этой связи можно говорить о разных уровнях развития личности, отдельных ее свойств. Понимание педагогом значения уровней развития того или иного качества для ученика дает возможность объективно исследовать и


оценивать проявления его качеств личности, позволит объективно определить критерии оценивания того или иного качества.

Наиболее распространенными в педагогической практике являются следующие формы фиксирования результатов диагностики:

  • составление графиков, диаграмм;
  • составление характеристик;
  • заполнение карт развития воспитанника;
  • ведение диагностических дневников.

Классный час, празднику утренник по теме культурно- нравственного воспитания.

Цели:

  1. Нравственное просвещение учащихся с целью выработки собственных взглядов, суждений, оценок.
  2. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта иных поколений.
  3. Критическое осмысление и анализ собственных поступков сверстников и одноклассников.
  4. Развитие у учащихся таких качеств, как умение признавать свои ошибки, анализировать их, делать выводы, учиться прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.

При подготовке праздника, классного часа:

  • провести предварительную диагностику нравственного развития учащихся;
  • обсуждение какой-либо нравственной ситуации;
  • оценить способность детей анализировать нравственную ситуацию, различать добро и зло;
  • определить тему нравственного классного часа (праздника, утренника и

т.д.);

  • использование художественных произведений, периодической печати, событий и фактов из реальной жизни, художественных фильмов, произведений искусства.
  1. Это время совместного поиска истины, смысла существования, извечного урока, который станет стержнем поведения детей во взрослой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа нравственного воспитания младших школьников "Азбука добра" 1 класс

Авторская программа для 1 класса "Азбука добра" по этическому, эстетическому и нравственному воспитанию...

Методическая система нравственного воспитания младших школьников на основе УМК "Школа 2100"

Данный материал является кратким  описанием моей педагогической системы с указанием целей, задач, принципов, технологий и результатов....

Духовно — нравственное воспитание младших школьников через реализацию программы“Азбука нравственности”

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Занятие, проводимое в рамках “Азбуки нравственности”, является дополнительным средством решения задач...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве ...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...