Программа Творческого объединения
рабочая программа (2 класс) на тему

Хомякова Татьяна Игоревна

Программа разработана с целью организации внеурочной деятельности учащихся. Цель - здоровьесбережение, организация досуга, развитие творческих способностей учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ«Вдохновение»

Возраст:7-9 лет

Срок реализации программы: 1 год

Направленность: спортивно-оздоровительная  

Содержание программы

Введение……………………….…….…………….……………………............................................................................................................................2

Пояснительная записка…………………………………………..……………………………………………………………………………………….2

Методическое обеспечение программы………………………...…..….......……………………………………………………………………………4

Ожидаемые результаты в конце года обучения…………………………………………………………………………………………………………6

Учебно-тематический план……………………………………………………………………………………………………………………………….6

Список литературы….………….……….……………….…….….……......…………………………………………………………………………….10

ПРИЛОЖЕНИЯ

- диагностический инструментарий для оценки результативности программы (Приложениe №1).….……..…..…………………………………11

- карта диагностики ребёнка (Приложение №2)………………………………………………………………………………………………………..15


Введение

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей в наши дни становится все более актуальной: мы наблюдаем резкое снижение процентов здоровых детей. По статистическим данным в России до 35% поступающих в школу первоклассников уже имеют хронические заболевания. Этому может быть много объяснений: неблагоприятная экологическая обстановка, снижение уровня жизни некоторых слоев населения, значительные нервно-психические нагрузки и др. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Значительная роль в формировании здорового образа жизни у детей отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Проблема состояния здоровья подрастающего поколения в Российской Федерации за последние годы серьезно обострилась и вызывает обоснованное беспокойство у врачей, педагогов и родителей обучающихся. Сбережение и укрепление здоровья детей - одна из острых проблем современной жизни.

Духовно-нравственные ценности и культурные традиции, положенные в основу формирования установки на здоровый образ жизни позволят обеспечить формирование личностных характеристик выпускника начальной школы («портрета выпускника») в соответствии с ФГОС, сформировать глубинные установки и потребности ведения здорового образа жизни.

Пояснительная записка

Программа ориентирована на развитие спортивно-оздоровительных и творческих способностей детей.Учитывая требования, предъявляемые к содержанию программ федеральными государственными стандартами, разработана программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности для обучающихся 7 – 9 лет.  Занятия по программе включают в себя теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть занятий включает в себя информацию о технике безопасности во время занятий фитнесом, основах здорового образа жизни, о различных видах гимнастики, аэробики, танцах, играх, истории фитнеса, танцев. Практическая часть занятий предполагает обучение двигательным действиям аэробики, танца, ритмической гимнастики с предметами, акробатики, подвижных игр; организацию обучающимися игровых программ, составление комплексов упражнений на коррекцию осанки.  Воспитание потребности в творчестве, умение творить по законам красоты – это та сторона эстетического воспитания, которая связана с формированием мировоззрения и с воспитанием нравственных норм.

Чрезвычайно благоприятным для развития спортивно-творческих способностей является такой вид искусства, как спортивный танец, который сочетает в себе: музыку, телодвижение, артистичность.

Этот вид искусства, имеет свой выразительный язык, который в силу образной условности органично сочетается с условным языком музыки. Восприятие музыки в движении активно, что побуждает к действию. Задачу формирования творчества невозможно решить, если у детей не будет осознанного отношения к выразительным движениям; понимания их образного значения; если они не овладеют образным языком музыкальных движений.

Детским исполнительским творчеством называется выразительность (индивидуальная манера исполнения образов и движений). Детским композиционным творчеством в движении называется создание новых образов, оригинальность сочетания, комбинирование известных движений своеобразной выразительной пластикой.

Теоретическая часть занятий включает в себя информацию о технике безопасности во время занятий фитнесом, основах здорового образа жизни, о различных видах гимнастики, аэробики, танцах, играх, истории фитнеса, танцев. Практическая часть занятий предполагает обучение двигательным действиям аэробики, танца, ритмической гимнастики с предметами, акробатики, подвижных игр; организацию обучающимися игровых программ, составление комплексов упражнений.

Содержание программы включает в себя четыре раздела:         .

1.  Оздоровительная аэробика и партерная гимнастика            

 2. Танцевальная азбука.          

 3. Ритмическая гимнастика с предметами, акробатика.          

  4. Игры.

Цель программы: укрепление физического и психического здоровья младших школьников,разностороннее физическое и духовное развитие детей, формирование их осознанного отношения к здоровому образу жизни.

Задачи:

1.  Развивать двигательную активность и координацию движений.

2.  Формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре и танце.

3.  Развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма).

4. Учить воспринимать музыкальные образы и выражать их в движении, согласовывая движения с характером музыки; определять музыкальные жанры.

5.  Развивать творческие способности: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ.

6.  Поощрять исполнительское творчество: участие в праздниках, спектаклях, концертах.

7. Воспитывать личность обучающегося с установкой на здоровый образ жизни, способной к сотрудничеству в творческой деятельности.

Социализация детей, раскрытие их творческого потенциала, объединение в дружный коллектив, способный создавать сценическое действо – вот основные направления деятельности кружка.

Методическое обеспечение программы

Новизна программы состоит в личностно ориентированном обучении.Задача педагога состоит не в максимальном ускорении развития способностей детей, не в формировании сроков и темпов, а прежде всего в том, чтобы создать каждому ребенку все условия для наиболее полного раскрытия и реализации творческих способностей. Творчество возвышает детей, даёт возможность эмоционального взлёта, самостоятельность, свободу, уверенность в себе и своих силах.

Успешное решение поставленных задач на занятиях возможно только при использовании педагогических принципов и методов обучения.

Принципы:

·  индивидуализации (определение посильных заданий с учётом возможностей ребёнка);

·  систематичности(непрерывность и регулярность занятий);

·  наглядности(показ движений педагогом);

·  повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков);

·  сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям).

Методические приёмы:

Игровой метод. Основным методом обучения детей младшего  школьного возраста является игра, так как игра – это основная деятельность, естественное состояние детей данного возраста.

Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на уроке, а о том, чтобы пронизывать урок игровым началом, сделать игру его органическим компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире.

Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог-режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.

Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка.

Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного музыкально-ритмического движения.

Наглядный метод – выразительный показ под счет, с музыкой.

Формы организации учебного процесса, методы и приёмы.

Продолжительность реализации программы составляет 1 год обучения (сентябрь – май) детей от 7до 9 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут. Всего - 78 часов в год (с учётом каникулярного времени).

В процессе изучения курса дети знакомятся с основами танцевального искусства, осваивают репертуар, показывают свое мастерство на школьных праздниках и концертах. Этот период можно определить как первый этап в освоении азов фитнеса, азбуки спортивного танца.

Репертуар к программе подобран в соответствии с возрастом детей и прописан в содержании программы.

Главным побудителем фантазии ребенка является музыка. Поэтому музыкальный материал подбирается особенно тщательно, по следующим принципам:

·  соответствие возрасту;

·  художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;

·  моторный характер музыкального произведения, побуждающий к движениям («дансантность»);

·  разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки, детских песен, музыки из мультфильмов.

Важно, чтобы в процессе занятий по детской фитнес-аэробике, приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а развивало музыкально-танцевальные и общие способности, творчество, формировало основы духовной культуры детей.

Отличительные особенности программы

Спецификой программы является:

·  комплексный характер:

·  практическая направленность;

·  социальное партнерство.

Условия реализации программы

- наличие просторного помещения (спортзал, актовый зал), возможности репетиций в зрительном зале на сцене;

- наличие формы для занятий (белая футболка, чёрные шорты, спортивная обувь), элементов костюмов;

- аудио - и видеотехника;

- фонотека.

Ожидаемые результаты в конце года обучения

Спортивно-оздоровительный аспект

Творческий аспект

увеличение количества детей с правильной осанкой

различие динамических изменения в музыке

увеличение количества детей с правильной координацией движения

создание музыкально-двигательных образов

улучшение физического здоровья младших школьников

владение приемами музыкального движения

повышение уровня сопротивляемости к простудному фактору

умение средствами пластики выражать задаваемый образ

совершенствование нервно-психических процессов

умение общаться в коллективе, проявлять творческую инициативу

наличие потребности в двигательной активности, представлений о здоровом образе жизни

овладение элементами сценического действия как средствами выражения своих мыслей, чувств и физических ощущений

Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы программы

Кол-во часов

Содержание программы

всего

Теория

практика

Тема 1.

Вводное занятие

1

1

Что такое фитнес?

Общие правила техники безопасности на занятиях фитнесом. Что такое фитнес?  Практическое занятие: - игра «Делаем правильно»; - определение структуры занятия (поклон, разминка, основная часть, партер, игра, релаксация, оценка).  

Тема 2.

Оздоровительная аэробика и партерная гимнастика

25

4

Оздоровительная аэробика (4)

21

Базовые шаги.(4)

Партерная гимнастика.(6)

Комплекс танцевальной аэробики.(7)

Сказочная аэробика.(4)

Что такое аэробика? Основные шаги базовой аэробики. Партерная гимнастика. Ориентация в пространстве. Сила, выносливость, гибкость - как мы их развиваем? Релаксация – восстановление. Сказочная аэробика. Практические занятия: Ориентационные упражнения: вправо-влево, вперѐд-назад, вниз- вверх, в круг, из круга, по кругу. Шаги базовой аэробики: марш(пружинящие шаги на месте),приставной шаг, открытый шаг, вперѐд-назад, захлѐст, скресный шаг. Шаги и их комбинации выполняются на месте с изменением темпа. Партерная гимнастика включает в себя упражнения на полу с использованием гимнастических ковриков. Наклоны, отжимания, упражнения на развитие мышц брюшного пресса, спины, ног, растяжку: «ѐлочка», «паровоз», «солнышко», «лебедь», «лодочка», «змея», «кошечка». Упражнения на гимнастических матах в движении: «котята», «обезьянки», «партизаны», «каракатица». Сказочная аэробика включает элементы имитации движений героев сказки «Волк и семеро козлят»: козлята, волк, мама коза.  

Тема 3.

Танцевальная азбука

20

4

Позиции рук и ног (2)

Знакомство с балетом (2)

16

Позиции рук и ног.(2)

 Материал русского танца.(6)

 Детский танец (4)

Флэш-моб с элементамиспортивного танца.(4)

Что такое танец? Балет как высшее искусство танца. Русский народный танец. Детские танцы на детей. Знакомство с балетом (видео урок). Практические занятия: Изучение подготовительной и шестой позиций ног, первой, второй и третей позиций рук, постановка корпуса, элементы классического танца «Полька», элементы русского танца «Хоровод», танцы разных народов: «Лезгинка», «Макарена», «Летка-енька». Флэш-моб с элементамиспортивного танца.

Тема 4.

Ритмическая гимнастика с предметами

25

5

Упражнения со скакалкой (2)

  Элементы акробатики.(3)

20

Упражнения со скакалкой (5)

Упражнения с мячом.(5)

Упражнения с обручем.(5)

Элементы акробатики(5)

Гимнастика оздоровительная и спортивная. Техника безопасности при выполнении упражнений с мячом, скакалкой, обручем. Акробатика. Техника безопасности на акробатике. Практические занятия: Прыжки через скакалку различными способами: на двух ногах, поочерѐдно. Комплекс общеразвивающих упражнений со скакалкой. Вращение обруча на поясе, на руке. Комплекс упражнений с обручем. Упражнения с мячом в бросках, ловле и перепрыгивании мяча. Комплекс общеразвивающих упражнений с обручем. Элементы акробатики: стойка на лопатках, мост, перекаты на спину, упражнения в лазании и перелезании (на матах, скамейках). Прыжки.  

Тема 5.

Игры

6

6

Беговые ролевые игры.  (2)  

Танцевальные игры.  (2)  

Игры на внимание.  (2)

Игры и правила. Имитационные игры. Беговые игры. Игры на внимание. Игры на развитие сенсорной чувствительности. Танцевальные игры. Практические занятия: Беговые игры: «Салки», «Картошка», «Белые медведи», «Горелки» , « Третий лишний», «Два мороза», «Гуси-гуси», «Выручай-ка» в различных вариациях. Игры на внимание: «Тише едешь - дальше будешь», «Ковбои-индейцы», «Ёлки-палки», «Мигалки», «Зеркало», «Сантики-фантики». Танцевальные игры: «Лавата», «Буги-вуги», «Эльбрус красавец», «Лесная дискотека», «Медвежата и зайчата». «Ручеѐк» в различных вариациях.              

Итог

Концерт для родителей.

1

1

Музыкальные композиции на основе изученного материала.

ВСЕГО

78

14

64

Музыкальный репертуар

Период подготовки

Репертуар

Мероприятие

сентябрь,октябрь

Зарядка (муз. А. Тихарёва)

Флэш-моб«Мы - звёзды» (ремикс песни «Носа»)

«День учителя», городской семинар учителей физической культуры

ноябрь,декабрь

Музыкальная сказка на новый лад

«Волк и семеро козлят» (муз. Рыбникова, сл. Энтина)

«День матери»

«Новый год»

январь,февраль,март

Танцевальные этюды«Хорошее настроение»

(муз. Наталья и Виктор Осошник)

Флэш-моб(песня «Валентинки» муз. Зарицкой, сл. Шевчук);

Весёлая перемена «Валентинов день»

«Международный женский день 8 Марта»

апрель,май

Танцевальные этюды

«Школа, двери распахни» (муз. М. Пляцковского)

Открытое занятие, отчётный концерт для родителей

Список литературы

1.   Барышникова Т. Азбука хореографии. – СПб: Просвещение, 1996.

2.   Белякова Т.Н. Стань сильным, ловким и выносливым.

3.   Бриске И. Э. Мир танца для детей. – Челябинск, 2005.
4.   Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма. СПб: Детство-пресс, 2000 г.
5.   Красикова И.С. Плоскостопие у детей. Профилактика и лечение. Корона принт, СПб, 2003 г.
6.   Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. Практикум по улучшению дикции. М.: ООО “Издательство Гном и Д”, 2000 г.
7.   Лаптев А.К. Тайна пирамиды здоровья. СПб: РЕТРОС, 1998 г.
8.   Никитин С.Е., Тришин Т.В. Здоровье и красота вашей осанки. М.: Сов.Спорт, 2002 г.
9.   Обухова Л.А, Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 1999 г.
10. Онучин Н.А. Дыхательная гимнастика для детей. М., СПб: АСТ, Сова, 2005 г.
11. Останко Л.В. Сто веселых упражнений для детей. СПб: Корона принт, 2005 г.
12. Потанчук А.А., Спирина И.Ю. Осанка детей. СПб: Комета, 1994г.

13. Пуртова Т. В. и др. Учите детей танцевать: Учебное пособие – М.: Владос, 2003.
14. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. СПб, 1997 г. .
15. Соколов П.П. Физкультура против недуга. Гипотонию можно одолеть. М.: Сов. Спорт, 1989 г.

 16. Слуцкая С. Л. «Танцевальная мозаика». - М.: Линка – Пресс, 2006.
17. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: Аркти, 2003 г.
18. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет. Ярославль: Академия Развития, 2003г.

19. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «Са-фи-дансе»: Танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: «Детство - пресс», 2000

 20. Энциклопедический справочник. Здоровье детей. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004 г.

                                                                                                                                                                                                        Приложение 1.

Диагностический инструментарий

для оценки результативности программы

Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психомоторного развития ребенка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия).

Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий (на основе репертуара).

Качественный анализ осуществляется по методике А.И. Бурениной (Буренина А.И. Ритмическая мозаика.- С.-Пб.: Ленинградский институт развития образования, 2000.) Предложенная в данной книге методика касается в основном ритмической пластики, поэтому, взяв за основу данные методики, была разработана индивидуальная диагностика для творческого объединения «Вдохновение», с учетом поставленных образовательных задач и  специфики работы объединения.

Отлично

(5 баллов)

Хорошо

(4 балла)

Удовлетворительно

(3 балла)

Обучение

музыкальность

Умеет передавать характер мелодии,  самостоятельно начинает и  заканчивает движения вместе с музыкой, меняет движения на каждую часть музыки.

В движениях выражает общий характер музыки, темп. Начало и конец музыкального произведения совпадает не всегда.

Движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения.

Артистичность

Умеет передать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из     музыки и содержания  композиции. Умеет выразить свои чувства не только в музыке, но и в слове

Не всегда умеет передать гамму чувств через мимику и пантомиму. Движения не всегда эмоциональны.

Мимика бедная, движения невыразительные.

Пластичность, гибкость

Движения рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника,   позволяющие исполнять            несложные акробатические упражнения, мягкие, плавные и музыкальные.

Несложные акробатические упражнения выполняет недостаточно плавно, гибко, музыкально.

Низкий уровень мягкости, плавности, музыкальности.

Координация движений

Обладает точностью исполнения упражнений, правильным сочетанием рук и ног при танцевальных видах движений. Правильное  и точное исполнение ритмических композиций в быстром и медленном темпе.

Недостаточно точно исполняет танцевальные упражнения, ритмические композиции в быстром и медленном темпе.

Низкий уровень точности исполнения упражнений, правильности сочетания рук и ног при танцевальных видах движения, исполнения ритмических композиций в разном темпе.

Память

Способен запоминать музыку и  движения, активно проявляет разнообразные виды памяти:  музыкальную, двигательную и зрительную.

Способен запомнить последовательность упражнений в полном объёме при выполнении движений педагогом.

Не способен запомнить последовательность движений    или требует большого количества повторений.

Развитие

Проявление активности, самостоятельности, творчества

Обладает оригинальностью мышления, богатым воображением, развитой интуицией, легко увлекается творческим процессом

Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива, периодически инициативен, может предложить интересные идеи, но не всегда может оценить их и выполнить.

Инициативу проявляет редко, не испытывает радости при успешном выполнении задания, способен выполнять действия, но только при помощи педагога.

Культура суждения о работе других

Обладает способностью объективно оценивать работу партнёров

Не всегда способен объективно оценить деятельность партнёров.

Негативно реагирует на успех партнёра, не способен оценить работу других.

Мотивация к занятиям, эмоциональная настроенность

Чётко выраженные потребности. Стремление изучит предмет как будущую профессию.

Интерес на уровне увлечения, поддерживается самостоятельно. Устойчивая мотивация. Ведущие мотивы: познавательный, общения, добиться высоких результатов.

Мотивация неустойчивая, связанная с результативной стороной процесса. Интерес иногда поддерживается самостоятельно.

Воспитание

Проявление самостоятельности учащихся

Самостоятелен на занятиях.

Способен к самостоятельной деятельности, но не всегда её проявляет. Работоспособен при помощи преподавателя.

Не способен работать самостоятельно.

Способность к коллективному творчеству

Соблюдает нормы коллективных отношений. Умеет работать в коллективе, группах, паре.

Не всегда испытывает потребность и стремление работать в коллективе.

Может пренебрегать нормами коллективных отношений. Не испытывает стремления работать в коллективе, группе, паре.

Способность к адекватной самооценке. Уверенность в своих силах и возможностях

Способен правильно воспринимать критику и самокритичен.

Доброжелательно относится к партнёру. Уверен в своих силах и возможностях.

Не всегда может адекватно оценить себя. Не всегда уверен в своих силах и возможностях.

Неадекватно реагирует на критику. Не уверен в своих силах и возможностях.

Карта диагностикиПриложение 2.

Ф.И. обучающегося________________________________   Дата рождения__________Дата проведения диагностики__________________

параметры

начало года

середина

конец года

1

Музыкальность

2

Артистичность

3

Пластичность, гибкость

4

Координация движений

5

Память

6

Проявление активности, самостоятельности, творчества

7

Культура суждения о работе других

8

Мотивация к занятиям, эмоциональная настроенность

9

Проявление самостоятельности учащихся

10

Способность к коллективному творчеству

11

Способность к адекватной самооценке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа творческого объединения "Соленое тесто"

Современное декоративно-прикладное искусство очень разнообразно - это керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое.Лепка - любимое и увлекательное занятие не только для детей, ...

программа творческого объединения "Бумажные кружева"

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение«средняя общеобразовательная школа №3 им. А.С. Пушкина» Принято на ШМО «__»__________20__год.    Протокол №...

Рабочая программа творческого объединения "Кем быть?"

Программа расчитана на 4 года . Профессиональная ориентация....

Программа творческого объединения "Экология младших школьников"

Авторская программа по формированию экологического воспитания у младших школьников. Включает пояснительную записку, цели, задачи, перспективное планирование с темами занятий, количеством часов на 4 го...

Рабочая программа творческого объединения ЮИД "Зеленый огонёк"

Обучение правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть учебно-воспитательной работы школы.              На заня...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА творческого объединения «Роспись»

Настоящая образовательная программа представляет дополнительный образовательный курс декоративно-прикладной направленности, предназначенный для кружка декоративно-прикладного творчества «Роспись»....