Рабочая программа классного руководителя
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) по теме

 

Воспитание полноценной всесторонне развитой личности – одна из главных задач современной школы. Маленький гражданин России должен чувствовать себя нужным, востребованным обществом. Очень важно воспитывать деятельного человека, а не стороннего наблюдателя.   Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют семья и школа. Именно поэтому данная программа рассчитана на тесное сотрудничество классного руководителя с родителями, узкими специалистами, службами города

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_klassnogo_rukovoditelya.docx80.19 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт программы

Разделы программы

Краткое содержание

Наименование программы

Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся начальной школы  «4 ступеньки роста»

Сроки реализации программы

1-4 классы

Цель программы:

воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Задачи программы:

  • формировать основы морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недоступном;
  • формировать основы нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • формировать способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно – оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям;
  • развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей.

Основные направления программы

«Здоровье», «Нравственность», «Досуг», «Взаимодействие», «Интеллект»

Технологии

Педагогика сотрудничества основана на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Технология развивающего воспитания и обучения способствует формированию у младших школьников умений анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи, самостоятельно мыслить. Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление и сохранение здоровья ребенка, создание благоприятного эмоционального и психологического микроклимата. Игровые технологии снимают напряжение и способствуют эмоциональной разрядке; помогают ребёнку изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения. Информационно – коммуникативные технологии позволяют разнообразить формы и средства воспитания, активизируют и развивают творческую активность учащихся, способствуют всестороннему развитию личности ребенка и его организации содержательного досуга, повышению уровня воспитанности учеников. В основе  проектной деятельности лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую.

Основные исполнители программы

Ученический коллектив, родители, учителя – предметники, педагоги дополнительного образования, классный руководитель

Социальные партнеры - учреждения

  • Парк Победы, Архивный отдел Администрации города,   ВПК «Возрождение», СКК «Галактика, театр «Мираж»,   Музейно-выставочный центр,  ГИБДД ОМВД России по г.Когалыму,  Городская детская библиотека,  КСК «Ягун», Городская взрослая библиотека, МБУ «Школа искусств», Пожарная часть ОГПС №15, ООО «Хлебопродукт»,
  • Молодежный центр «Метро», Дворец Спорта, Ледовый Дворец.

Ожидаемые результаты:  

  • Динамика роста личностного уровня обучающихся;
  • Повышение уровня воспитанности;
  • Улучшение социальной ориентации школьников;
  • Расширение возможностей получения дополнительного образования;
  • Разработка системы мер по созданию здоровьесберегающей среды;
  • Самоопределение и самореализация обучающихся через деятельность детских творческих объединений, клубов по интересам, систему дополнительного образования и внеурочную деятельность.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа воспитательной работы для начальных классов разработана на основе «Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и соответствует требованиям Стандарта, Концепции и Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств, вплоть до наркотиков, распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смешение ценностей) делает процесс воспитания еще более трудным.

Актуальность программы

Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно - нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступками объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что учителю легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению. Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника.

Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников была разнообразной, содержательной, насыщенной работой над осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношений.

 Инновационность  воспитательной программы заключается в следующем:

  • использование метода проектов для создания целостной основы воспитания и  социализации обучающихся в рамках духовно- нравственного развития;
  • возможность адаптировать традиционные формы работы к современным  требованиям, целям;
  • наличием заинтересованности участников  образовательного процесса в реализации данной программы;
  •  согласием многих родителей оказывать поддержку в решении поставленных задач, заинтересованностью обучающихся.

Принципы реализации программы

  • принцип целостности учебно-воспитательного процесса;
  • личностно- ориентированный подход – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;
  • принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора обучающимися форм деятельности;
  • деятельностный подход – включение детей в реально значимые и социально значимые проекты;
  • принцип мотивации деятельности обучающихся –предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
  • принцип педагогического руководства –организация совместной деятельности педагогов и обучающихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

Нормативно-правовой и документальной основой Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Методы и формы

  • беседы и наблюдения
  • классные часы
  • занятия- практикумы
  • экскурсии
  • тематические праздники и вечера
  • устные журналы
  • дискуссии
  • конкурсы
  • игры, соревнования
  • родительские собрания в различных формах

Направления

Направление I. «Здоровье»

Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации обучающимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи работы в направлении «Здоровье»:

- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствованиясобственного здоровья.

- знакомить обучающихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Здоровье»:

1. Сотрудничество с медицинским работником школы, с целью изучения состояния физического здоровья обучающихся класса.

2. Сотрудничество с психологом  школы с целью формирования у обучающихся умений саморегуляции и самовоспитания.

3. Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение обучающихся к занятиям физкультурой и спортом.

4. Формирование собственной Я-позиции обучающихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.

Приоритетные понятия «Здоровье» в работе с классным коллективом:

- психическое и физическое здоровье,

- традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,

- культура сохранения собственного здоровья,

- ответственность за здоровье других людей,

- гармония души и тела, режим дня и здоровье,

- воля и её значение в сохранении здоровья,

- самовоспитание, саморегуляция и здоровье.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Здоровье»:

спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы;

- встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, семьями, активно занимающимися спортом;посещение спортивных соревнований;

- походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;

- спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы;

- беседы и дискуссии на различные темы;

- тематические консультации для родителей;

- обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме.

Направление II. «Интеллект»

Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

Задачи работы по направлению «Интеллект»:

- определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.

- создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.

- формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.

- сохранить любопытство и информационнуюненасыщаемость.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Интеллект»:

1. Педагогический анализ результативности учебной деятельности обучающихся класса и организации коррекционной работы.

2. Интеллектуальное развитие обучающихся класса, формирование культуры умственного труда.

3. Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.

4. Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных умений.

Основные понятия направления «Интеллект»:

- умственное развитие,

- способности,

- уровни интеллектуального развития,

- умственные способности,

- фантазии в жизни человека,

- способности к творчеству,

- культура умственного труда.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Интеллект»:

- внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;

- интеллектуальные игры внутри класса, в  параллели;

- интеллектуальные бои.

Направление III«Взаимодействие»

Цель: передача учащимся знаний, умений, навыков, социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.

Задачи деятельности в направлении «Взаимодействие»:

1. Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.

2. Формировать у обучающихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок».

3. Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех обучающихся класса.

4. Учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Взаимодействие»:

- Изучение способности к общению каждого обучающегося в детском коллективе.

- На материале диагностики определение проблем в общении обучающихся и организация коррекционной работы.

-Изучение исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах, их роли и значения для последующих поколений.

- Обучение детей конструированию и моделированию в сфере общения.

- Организация просвещения и консультирования родителей по проблеме общения.

- Изучение ролиотдельных обучающихся и всего класса в целом в детском коллективе.

- Обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения.

Основные понятия направления «Взаимодействие»:

-эмоции и чувства,

- рефлексия,

- сочувствие,

- сопереживание,

- умение управлять собой,

-лидерство,

- изолированность,

-одиночество.

Форма работы классного руководителя в направлении «Взаимодействие»:

- интерактивные игры;

- тематические классные часы;

- тренинг общения детей и родителей;

- самопрезентации и самопредставление;

-праздники, конкурсы, ролевые игры.

Направление IV«Нравственность»

Цель: обучение детей пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи:

1. Формировать у обучающихся нравственную культуру миропонимания.

2. Формировать у обучающихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Нравственность»:

развитие у обучающихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

- знакомство обучающихся  с нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.

- формирование у обучающихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

Основные понятии направления «Нравственность»:

- нравственный выбор,

- нравственная позиция,

- нравственное поведение,

- нравственные ценности,

- жизненные ценности,

- самоактуализация и самореализация.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Нравственность»:

- Тематические классные часы по нравственной тематике.

- Дискуссии по нравственной тематике.

- Изучение нравственного наследия мира.

- Читательские конференции.

- Организация циклов бесед «Уроки нравственности».

- Праздники, сюрпризы, конкурсы.

- Экскурсии, походы.

- Изучение нравственного наследия своей страны.

- Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.

Направление V«Досуг»

Цель: создание условий для проявления обучающимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной и внеурочной  деятельности.

Задачи:

1. Создание условий для равного проявления обучающимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.

2.Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности обучающихся, отвечающих их интересам и возможностям.

3. Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.

4. Использование досуговой деятельности как средство развития эстетических умений обучающихся и становление этических понятий.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Досуг»:

- Изучение потребностей, интересов и желания ребят в организации и проведении досуговых мероприятий.

- Просвещение и консультация в выборе кружков, секций.

- Представление учащимся права выбора формы участия в досуговой деятельности.

- Изучение отношения учащихся класса к участию в досуговой деятельности и результативности участия в различных внеклассных мероприятиях.

- Предоставление родителям обучающихся класса необходимой информации об участии учеников в жизни классного коллектива, демонстрация достижений обучающихся.

- Стимулирование инициативы и активности обучающихся в жизни классного коллектива и жизни школы.

Формы работы классного руководителя с классным коллективом в направлении «Досуг»:

- празднование памятных дат в жизни обучающихся;

- празднование памятных дат календаря;

- посещение театров, музеев, выставок,

- театрализованные представления;

- фестивали, презентации;

- конкурсы.

Работа с родителями

Основная задача классного руководителя  — создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.

Важнейшая направленность деятельности классного руководителя — это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:

а) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;

б) психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;

в) организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;

г) защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.

Основные направления деятельности классного руководителя и родителей:

Общение - это воздействие, обусловливающее самое максимальное развитие личности ребенка, это этическое воздействие на признанные ценности Человека. Успеху работы классного руководителя совместно с родителями способствуют три личностных образования: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, когда они становятся нормой для учащихся.

Для этого нужно обратить внимание на:

а) выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего профессионального определения;

б) осуществление мероприятий совместно с родителями, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление;

в) проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных обучающихся и всего класса на родительских собраниях;

г) организацию классных часов совместно с родителями по совершенствованию у обучающихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.

Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах» т. п.) и корректировка семейного воспитания — именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку, жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.

Формы работы с родителями:

 

Примерная тематика проведения классных родительских собраний в начальных классах

1  класс

  1. Трудности и возможности 7-8 летнего ребенка. Режим первоклассника
  2. Родителям о внимании и внимательности. Правила выполнения разных видов письменных работ
  3. Способности ребенка – как их распознать и развить
  4. Итоги прошедшего года «Перелистывая страницы»

2  класс

  1. Первые  уроки школьной отметки. Особенности обучения во 2 классе.
  2. Влияние физического развития и здоровья на успешность обучения.
  3. Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка.
  4. Итоги прошедшего года «Перелистывая страницы»

3 класс

  1. Значение общения в развитии личностных качеств ребенка.
  2. Трудовое участие ребенка в жизни семьи, его роль в развитии работоспособности и личностных качеств.
  3. Воображение и его роль в жизни ребенка.
  4. Итоги прошедшего года – музыкальный праздник «Мы и наши таланты»

4 класс

  1. Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка.
  2. Учебные способности ребенка, пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности.
  3. Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников.
  4. Школе мы не говорим: «Прощай!», мы говорим: «До новой встречи!»

Диагностика и диагностический инструментарий

Изучение уровня воспитанности

Цель: определить уровень воспитанности в классе.

Параметры оценивания:

- любознательность;

- прилежание;

- «Я и школа»;

- «Прекрасное в моей жизни».

Средний балл:5 – 4,5      -высокий уровень (в)

                         4,4 – 4      - хороший уровень( х)

                        3,9 – 2,9   - средний уровень (с)

                         2,8 - 2       - низкий уровень (н)

Изучение классного коллектива

Цель: выявить отношение друг к другу всех членов детского коллектива, значимости для них коллектива, определение степени самооценки каждого ученика.

«Урок физкультуры».

Обучающимся предлагается «построить» класс на урок физкультуры. Главное требование - учащиеся не имеют права строить учащихся по росту. На листах бумаги ребята могут по своему усмотрению «построить» весь класс. От них зависит, будут ли стоять ученики друг за другом или в парах. Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, степень его включенности в жизнь класса.

«Дом, в котором я живу».

Обучающимся класса предлагается построить на листе бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика поможет изучить привязанность учащихся друг другу, к родным и близким людям, к товарищам.

 «Пьедестал».

Обучающимся класса предлагается построить пьедестал для награждения, на который они имеют право поставить своих одноклассников. Для этого ребята должны сами определить, за что они ставят своих одноклассников на ступеньки пьедестала. Всех ступенек - 5. У обучающихся есть возможность среди этих пяти ступенек одну определить для себя, если ученик считает нужным это сделать.

Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения обучающихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону их взаимоотношений.

Изучение личности обучающихся

Цель: изучение личности каждого ученика.

 «Моих 10 “Я”».

Обучающимся предлагается написать на листочке бумаги 10 раз букву «Я» и дать определение этим «Я», рассказывая о себе и своих качествах по образцу:

Я - красивый,        Я - ... ,

Я-...,        Я-...,

Я-...,        Я-...,

Я-...,Я-...,

Я-...,        Я-....

«Недописанный тезис».

Обучающимся предлагается закончить каждый тезис. При желании каждый тезис можно развить, привести в подтверждение тезиса различные доказательства.

  1. Я считаю, что я...
  2. Главное в моей жизни - это...
  3. Мне хорошо, когда...
  4. Мне плохо, когда...
  5. Мне нравится, когда взрослые...
  6. Мне не нравится, когда взрослые...
  7. В свободное время я...
  8. Самая большая радость моей жизни...
  9. Самая большая моя ошибка...
  10. Иногда мне хочется...

«Блицопрос».

В течение одной минуты обучающимся предлагается дать ответы на заранее приготовленные классным руководителем вопросы. Такого же типа вопросы обучающиеся могут задать классному руководителю:

  1. Любимое имя.          6. Любимый цветок.         11. Любимый музыкальный инструмент.
  2. Любимая пора года.    7. Любимая группа.              12. Любимый певец.
  3. Любимый цвет.        8. Любимая песня.              13. Любимое животное.
  4. Любимая книга.        9. Любимая одежда.              14. Любимая еда.
  5. Любимое дерево.        10. Любимый праздник.   15. Любимый месяц.

Анкетирование обучающихся

Анкета «Умеете ли Вы учиться?»

Инструкция и содержание анкеты.

Вам предлагается самостоятельно оценить, насколько хорошо за время обучения в школе вы овладели различными учебными умениями. Для этого постарайтесь определить степень овладения каждым из перечисленных ниже умений (полностью, частично владею, не владею совсем), поставить в соответствующей графе знак. В последней графе укажите предметы, на уроках которых вы приобрели заявленные умения.

п/п

Общеучебные умения

Уровни овладения общеучебными умениями

полно

стью

частично

не владею

1

Принимать или намечать учебную задачу, ее конечную цель

2

Прогнозировать результаты работы

3

Готовить рабочее место в соответствии с заданием

4

Планировать порядок выполнения задания

5

Выбирать рациональный путь выполнения задания

6

Осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы

7

Руководить работой группы или коллектива

8

Умение высказываться устно:

а)        в виде пересказа;

б)        рассказа;

в)        характеристики;

г)        сообщения или доклада;

д)        рецензии или аннотации к тексту;

е)        оценки ответа товарища

9

Умение участвовать в учебном диалоге

10

Умение включаться в коллективное обсуждение проблемы

11

Работать с учебником:

а)        понимать и пересказывать содержание статьи учебника (после объяснения учителя);

б)        находить нужную информацию в учебнике (по ранее изученному материалу);

в)        самостоятельно проработать пункт или параграф учебника;

г)        выделять главное в тексте;

д)        умение пользоваться иллюстративным и справочным материалом учебника;

е)        составить план пункта или параграфа учебника;

ж)        представить основное содержание текста в виде тезисов; и) конспектировать текст;

к) составлять вопросы по тексту

12

Работать со справочной и дополнительной литературой

13

Усваивать информацию со слов учителя

14

Усваивать информацию с помощью технических средств:

а)        кинофильма;

б)        аудиозаписи;

в)        видеофильма;

г)        компьютерных программ;

д)        других средств (укажите, каких)

Методика обработки анкеты.

Уровни владения различными видами общеучебных умений оцениваются в баллах: полностью овладел - 2 балла;

частично - 1 балл; не владею - 0 баллов.

Число баллов для ученика подсчитывается в соответствии с группами общеучебных умений: учебно-организационные умения — ответы на вопросы 1-7; учебно-коммуникативные умения - ответы на вопросы 8-10; учебно-информационные умения — ответы на вопросы 11-14.

Результаты анкетирования вносятся в сводную ведомость по форме, представленной в таблице.

п/п

Фамилия, имя обучающегося

Общеучебные умения

Учебноорганизационные

(Уо)

Учебнокоммуникативные (У к)

Учебно-информационные - ционные (Уи)

Итого

Для каждого класса вычисляется средний балл (Усред.), который может использоваться для выявления динамики развития обучающихся в течение года или нескольких лет.

С помощью данной анкеты возможно проведение диагностики индивидуальных достижений обучающихся.

Анкетный опрос

«Выявление степени проявления лидерства или изолированности обучающихся»

Ответь на вопросы.

  1. Кого из учеников класса ты взял бы с собой в поездку на пять дней в одном купе?
  2. С кем из учеников ты хотел бы жить в одном доме, на одной улице?
  3. Кому из учеников класса ты мог бы доверить свою тайну?
  4. Если бы ты был классным руководителем в своем классе, кого из учеников ты перевел бы в другой класс?

Спасибо за участие в опросе.

Анализ исследования. Анализируя полученные ответы, можно сделать вывод о том, кого дети выбирали чаще всего, а кто остался без внимания. На основании этого сделать вывод о проявлении степени лидерства или изолированности обучающихся.

После проведения Диагностики было выявлено, что        ,        ,        ,

        являются лидерами, а        ,        являются изолированными в классе.

Социометрия

Цель:Изучение взаимоотношений детей в коллективе и определение лидеров в классе.

Материалы: карточка с заданиями, лист бумаги, карандаш или ручка.

Задания:

  1. Ты капитан, и у тебя есть возможность сформировать свою команду из одноклассников, должно быть не более трех. Кого ты выберешь и почему? Запиши ответ на листе бумаги.
  2. Прошло много лет после окончания школы. У тебя появилась возможность встретиться только с тремя одноклассниками. С кем ты хочешь встретиться и почему? Запиши ответ на листе бумаги.

Анализ исследования. Анализируя результаты, обратить внимание на то, кого из одноклассников дети выбирали, а кто остался без выбора. На основании этого можно сделать вывод о степени  проявления лидерства или изолированности обучающихся.

Анкета «Коммуникативные способности обучающихся»

В каждом утверждении выбери один из предложенных ответов.

  1. Мне нравится:

а)        организовывать людей;

б)        исполнять указания;

в)        наблюдать за другими.

  1. Я люблю:

а)        играть в команде;

б)        играть в игры, где можно проявить себя;

в)        играть в игры, где каждый играет за себя.

  1. Я предпочитаю:

а)        петь в хоре;

б)        петь дуэтом;

в)        петь один (одна).

  1. Мне нравится:

а)        обсуждать с друзьями, как можно улучшить мир;

б)        размышлять о том, как улучшить мир;

в)        стараюсь не думать об улучшении мира.

  1. Чаще всего:

а)        я переживаю за ответы моих одноклассников;

б)        стремлюсь к тому, чтобы мой ответ на уроке был самым лучшим;

в)        мне все равно, какими будут ответы.

Спасибо за участие в опросе.

Анализ исследования. Каждый ответ «а» - 2 балла, «б» - 1 балл, «в» - 0 баллов. По количеству набранных баллов педагог может сделать следующие выводы: более 7 баллов - ребенок является лидером среди других детей; 6-4 балла - активный участник проектной деятельности; менее 3 баллов - в основном наблюдатель.

Анкета «Трудности в общении детей»

Отметь знаком «+» ответы, которые соответствуют, на твой взгляд, каждому варианту утверждений.

Варианты утверждений

Ответ

Да

Нет

Иногда

Никогда

1. Мне трудно общаться

с родителями

другими членами семьи

учителями

одноклассниками

2. Мне трудно общаться с другими

потому что меня не понимают

родители требуют только хороших оценок

у меня мало друзей

у меня нет общих интересов с одноклассниками

никто не замечает моих хороших качеств

3. В трудную минуту я обращаюсь за помощью

к родителям

учителю

друзьям по классу

друзьям во дворе

План-сетка общешкольных, городских и классных дел

Направление

Общешкольные мероприятия

Городские мероприятия

Классные мероприятия

Работа с родителями

Сентябрь

Здоровье

«Твоя безопасность».

Запись детей в кружки и секции школы и города.

Профилактическая операция «Внимание, дети!».

Профилактика пожарной безопасности (эвакуация).

Инструктажи по ТБ, ПДД, ЧС, ПБ.

Беседа «Правила поведения учащегося. Предупреждение травматизма на перемене»

Режим дня школьника.

Сбор сведений о здоровье и питании обучающихся.

Общешкольное и родительское собрание.

Интеллект

День знаний.

Занятия с одаренными детьми. Подготовка к конкурсам различного уровня.

«Всеобуч»

Правила организации рабочего места.

Экскурсия в архивный отдел Администрации г. Когалыма.

Индивидуальные консультации, встречи. Работа со слабоуспевающими.

Посещение семей.

Взаимодействие

Анкетирование, тестирование, тренинги.

«Всеобуч»

«Разговор по душам», индивидуальные беседы.

Выбор актива класса.

Оформление классного уголка.

Анкетирование, тестирование, тренинги. Индивидуальные консультации, встречи.

Нравственность

Конкурс «О Когалыме с любовью»

Мероприятия, посвященные юбилею города.

Конкурс «О Когалыме с любовью»

Мероприятия, посвященные юбилею города.

Этическая беседа «Наша многонациональная школа».

Индивидуальные консультации, встречи.

Досуг

Учет занятости обучающихся в кружках, секциях, внеурочной деятельности.

Конкурс «О Когалыме с любовью»

Мероприятия, посвященные юбилею города.

Выставка рисунков и фотографий о Когалыме.

Индивидуальные консультации, встречи.

Октябрь

Здоровье

Профилактическая беседа «Грипп».

Беседы инспектора ГИБДД.

Устный журнал «Правильный выбор»

Акция «Перекресток»

Профилактическая беседа по предупреждению травматизма на переменах.

Инструктаж по ТБ на осенних каникулах.

Индивидуальные консультации, встречи.

Посещение семей.

Интеллект

Лицейская неделя.

Подготовка к конкурсам различного уровня.

Подготовка к конкурсу чтецов.

Есениада .

Подготовка к конкурсу чтецов

Викторина «В гостях у сказки».

Диагностика по изучению мотивации учения.

Индивидуальные консультации, встречи.

Посещение семей.

Взаимодействие

Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет.

Организация осеннего пришкольного лагеря.

Анкетирование, тестирование, тренинги.

Индивидуальные консультации, встречи.

Посещение семей.

Нравственность

Лицейская неделя.

Акция «От чистого сердца». День пожилого человека

Международный фестиваль «Медвежий угол»

Выпуск стенных газет

Выставки поделок с участием родителей.

Досуг

День учителя

Выпуск стенных газет

Выпуск стенных газет

Ноябрь

Здоровье

Профилактические беседы.

Агитбригада по ПДД.

Рейды по проверке санитарного состояния кабинетов и раздевалок.

Акция «Миссия жить»

Классный час по здоровью «О вкусной и полезной пище».

Классный час по ПДД «Опасности зимней дороги».

Индивидуальные консультации, встречи.

Посещение семей.

Интеллект

Декада математики

Экологическая игра «Знай свой край».

Городской конкурс чтецов.

Занятия с одаренными детьми.

Подготовка к конкурсам различного уровня.

Мероприятия в рамках недели краеведения.

Родительское собрание по итогам 1 четверти

Взаимодействие

Привлечение обучающихся к подготовке праздничных мероприятий.

Привлечение обучающихся к подготовке праздничных мероприятий.

Индивидуальные консультации, встречи.

Посещение семей.

Нравственность

Диагностика уровня воспитанности

Классный час по воспитанию толерантности.

Индивидуальные консультации, встречи.

Посещение семей.

Досуг

Концертная программа ко Дню матери.

Концертная программа к юбилею округа.

Классный час, посвященный юбилею округа.

Привлечение родителей к организации праздничных мероприятий.

Декабрь

Здоровье

Декада профилактики вредных привычек.

Неделя безопасности дорожного движения.

Декада людей с ограниченными возможностями.

Мероприятия в рамках декады инвалидов.

Классный час по здоровью «Следим за зубами».

Индивидуальная работа с семьями «группы риска».

Интеллект

Декада краеведения.

«О лени и лентяях»

Индивидуальные консультации, встречи.

Посещение семей.

Взаимодействие

Сбор информации о занятости в кружках и секциях за 1 полугодие.

Беседа «Что подарить другу?»

Анкетирование, тренинги, тестирование.

Индивидуальные консультации, встречи.

Посещение семей.

Нравственность

Декада людей с ограниченными возможностями

Индивидуальные консультации, встречи.

Посещение семей.

Досуг

Новогодние утренники.

Мероприятия, посвященные юбилею округа.

Мастерская Деда Мороза

Организация экскурсии на зимних каникулах.

Январь

Здоровье

Декада профилактики ДДТТ и ПБ.

Месячник оборонно – массовой и спортивной работы.

Мониторинг здоровья.

Беседа по ПДД.

Классный час по здоровью.

Индивидуальные консультации, встречи.

Посещение семей.

Интеллект

Декада иностранного языка.

Планирование работы на 2 полугодие

УСВ для родителей «Введение отметочной системы по иностранному языку»

Взаимодействие

Час общения «Отчего зависит настроение?»

Индивидуальные консультации, встречи.

Посещение семей.

Нравственность

Урок мужества

Индивидуальные консультации, встречи.

Посещение семей.

Досуг

Экскурсия в Снежный городок

Февраль

Здоровье

Месячник оборонно – массовой и спортивной работы.

Классный час по здоровью.

Изготовление настольных игр по ПДД.

Индивидуальные консультации, встречи.

Посещение семей.

Интеллект

Занятия с одаренными детьми.

Подготовка к конкурсам различного уровня.

Индивидуальные консультации, встречи.

Посещение семей.

Взаимодействие

Проведение методики изучения эмоциональной напряженности

Индивидуальные консультации, встречи.

Посещение семей.

Нравственность

Мероприятия по плану месячника Гражданско – патриотического воспитания

Встречи с воинами – интернационалистами.

Урок мужества

Встреча с родителями – участниками боевых действий

Досуг

Спортивно – познавательная игра «Служу России!»

Сбор родительского комитета

Март

Здоровье

Неделя безопасности дорожного движения

«Здоровый сон»

Индивидуальные консультации, встречи.

Посещение семей.

Интеллект

Эко – вертушка «Земля – планета жизни»

«Эко – марафон»

Занятия с одаренными детьми.

Подготовка к конкурсам различного уровня.

Индивидуальные консультации, встречи.

Посещение семей.

Взаимодействие

Занятие в форме игры – тренинга «Мальчишки и девчонки. Мы одна семья»

Индивидуальные консультации, встречи.

Посещение семей.

Нравственность

Диагностика уровня воспитанности

Индивидуальные консультации, встречи.

Посещение семей.

Досуг

Конкурсная программа ко Дню 8 марта.

Декада детского творчества

Игровая программа «Хорошие девчата, отличные подруги»

Концерт для мам

Апрель

Здоровье

Декада здорового образа жизни

Марафон здоровья

Конкурс «Безопасное колесо»

Беседа «Тонкий лед»

День здоровья

Интеллект

Конкурс проектов «Гости из будущего»

Правила работы с книгой

Собрание по итогам 3 четверти

Взаимодействие

Беседа «Друг в моей жизни».

Диагностика, тестирование

Индивидуальные консультации, встречи.

Посещение семей.

Нравственность

Диагностика уровня воспитанности.

«Все профессии важны».

Беседы «Мы учимся у природы», «О чем поют птицы?», «На страже зеленого друга».

Беседа «Герои космоса»

Индивидуальные консультации, встречи.

Посещение семей.

Досуг

Декада детского творчества.

Отчетный концерт объединений ДО

Экскурсия вМузейно – выставочный центр

Помощь в организации экскурсии

Май

Здоровье

Профилактическая операция «Внимание, дети!»

Беседа «Лесные пожары»

Индивидуальные консультации, встречи.

Посещение семей.

Интеллект

Линейки успеха

Собрание по итогам года

Взаимодействие

Беседа «От улыбки станет всем светлей»

Индивидуальные консультации, встречи.

Посещение семей.

Нравственность

Вахта памяти

Фестиваль дружбы народов

Урок мужества.

Акция «Открытка ветерану»

Индивидуальные консультации, встречи.

Посещение семей.

Досуг

Организация летнего отдыха

Экскурсия в Парк Знамени Победы

Праздник «Здравствуй, лето!»

Помощь в организации экскурсии

Использованная литература для педагога

1. К.Фопель Как научить детей сотрудничать(психологические игры и упражнения).- М.,2000

2. Тренинг партнёрского общения. Под ред. С.В. Поляковой.-М.,1996.

3. Л.Г.Федоренко.Секреты общения.-С-Пб.,2003.

4. Организация внешкольного досуга.   Сценарии, программы игр и представлений.-Ростов-на-Дону, 2002.

5. Журнал «Начальная школа».2002,№6; 1991, № 9; 1992, № 2; 1994, № 1

6. Журнал  «Классный руководитель»,№1,2003; №3,1,2004,№2,2005,№ 3, 1997.

7. 3агре6инаГ.В. Давай устроим праздник! Игры, конкурсы, забавы для младших школьников. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

8. Играем с пользой: организаторам развивающего досуга / Авт.-сост. А.А. Данилков, Е.М. Литвиченко. - Новосибирск: Изд-во Сиб.ун-та, 2005.

9. Календарь школьных праздников.Авт.-сост. СИ. Лобачева,К.В. Щиголь, О.Е. Жиренко. - М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа классного руководителя по воспитательной работе программы «Родник» для 2 класса на 2012 - 2013учебный год

Содержание Страницы Пояснительная записка     3Таблица основных направлений5Ожидаемые результаты проделанной работы6Социальный паспорт класса...

рабочая тетрадь классного руководителя

Рабочая тетрадь классного руководителя 3б класса Шиловой Татьяны Вячеславовны 2013-2014 уч. год...

Рабочая программа классного руководителя

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы дети - России"состоит из пояснительной записки, ожидаемых результатов, содержания курса и тематического планирования....

Рабочая программа классного руководителя

В данном  документе даны схемы  введения рабочих программ классным руководителем....

Роль классного руководителя в обеспечении внеурочной деятельности учащихся. Работа по программе классного руководителя.

Роль классного руководителя в обеспечении внеурочной деятельности учащихся. Работа по программе классного руководителя....

План реализации рабочей программы классного руководителя.

План реализации рабочей программы классного руководителя....

Рабочая программа классного руководителя 3 класс

Рабочая программа классного руководителя (план работы с родителями, план работы с обучающимися)....